24696

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

Доклад

Энергетика

С ними нельзя не считаться поскольку отказ РЗ или выключателя означает неотключение КЗ а следовательно длительное прохождение токов КЗ и снижение напряжения в сети. Наряду с принятием мер по повышению надежности действия РЗ и выключателей особо важное значение приобретает резервирование отключения КЗ в случае отказа выключателя или действующей на него РЗ. Применяются два способа резервирования: дальнее осуществляемое РЗ и выключателями смежных участков установленными на соседних энергообъектах; ближнее осуществляемое РЗ и...

Русский

2013-08-09

177 KB

12 чел.

                 НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

При ликвидации КЗ отмечаются случаи отказов в действии РЗ и выключателей. С ними нельзя не считаться, поскольку отказ РЗ или выключателя означает неотключение КЗ, а следовательно, длительное прохождение токов КЗ и снижение напряжения в сети. Наряду с принятием мер по повышению надежности действия РЗ и выключателей, особо важное значение приобретает резервирование отключения КЗ в случае отказа выключателя или действующей на него РЗ. Применяются два способа резервирования: дальнее - осуществляемое РЗ и выключателями смежных участков, установленными на соседних энергообъектах; ближнее - осуществляемое РЗ и выключателями, установленными на той же подстанции (электростанции), на которой расположен отказавший элемент (РЗ или выключатель).

Первый способ резервирования предусматривает, что в зону действия РЗ смежного участка должен входить не только свой, но и следующий за ним участок (рис. 21.1). Тогда при отказе РЗ В или выключателя Qв следующего участка РЗ смежного участка А приходит в действие и отключает КЗ своим выключателем QA.

Когда ЛЭП оборудуется дифференциальной или ВЧ РЗ, для целей резервирования предусматривается дополнительная, так называемая резервная, РЗ, способная действовать при КЗ на следующем участке. Одновременно эта же резервная РЗ действует при отказе основной РЗ своего участка. В качестве резервных РЗ используются МТЗ НП для отключения КЗ на землю и МТЗ или ДЗ для ликвидации междуфазных КЗ.

Принципиальным преимуществом дальнего резервирования является его высокая надежность. Резервируемые (В) и резервирующие (А) РЗ и выключатели находятся на разных подстанциях, и, следовательно, неисправности и неполадки, возникшие на резервируемой подстанции, не могут повлиять на работу резервирующих устройств. Однако в сложных сетях с протяженными сильно загруженными ЛЭП при наличии параллельных ветвей и мощных подпиток (например, от источника G2 на рис. 21.1) резервные РЗ (А на рис. 21.1) оказываются недостаточно чувствительными даже в тех случаях, когда они выполняются посредством МТЗ НП и ДЗ. Этот недостаток дальнего резервирования ограничивает его применение и вынуждает искать другие пути, обеспечивающие большую чувствительность резервирования. Помимо этого, на линиях с ответвлениями при дальнем резервировании подстанции, подключенные к этим линиям, теряют питание. Недостатком дальнего резервирования является также его большое время действия, определяемое условиями селективности. В ряде случаев полное время отключения КЗ может достигать нескольких секунд.

Второй способ - ближнее резервирование осуществляется разными средствами при отказе РЗ или выключателя. Установленные на каждом присоединении основные и резервные РЗ взаимно резервируют друг друга. Для повышения эффективноси ближнего резервирования РЗ необходимо, чтобы основная и резервная РЗ, установленные на одном, присоединении, имели независимые друг от друга измерительные и оперативные цепи, а также независимые источники питания. Кроме того, желательно, чтобы основная и резервная РЗ имели разный принцип действия, реагировали на разные электрические величины. Такое выполнение основной и резервной РЗ в наибольшей   степени   исключает   возможность   одновременного отказа обеих РЗ из-за одной общей причины. Для обеспечения этих условий применяется подключение основной и резервной РЗ к разным ТТ (или чаще к разным вторичным обмоткам одного ТТ), использование двух ТН, двух аккумуляторных батарей и т. п.

К системе ближнего резервирования относятся также устройства резервирования в случае отказа выключателей (УРОВ), которые запускаются РЗ отказавшего выключателя и действуют на отключение всех выключателей данной подстанции (электростанции), через которые ток КЗ подходит к месту повреждения - элементу с отказавшим выключателем. Так, например, при КЗ на линии W1 (рис. 21.2) в случае отказа выключателя Q1 УРОВ отключит выключатели Q5, Q6 и Q9, отделяя тем самым место повреждения от неповрежденной части электросистемы. В результате без напряжения останется только одна СШ подстанции А. В том же случае при дальнем резервировании действием резервных РЗ будут отключены выключатели Q2, Q3, вследствие чего полностью нарушится питание подстанции А.

Таким образом, ближнее резервирование обеспечивает более быструю и селективную ликвидацию повреждений. При этом, как правило, не возникает затруднений с обеспечением необходимой чувствительности пусковых органов.

Кроме резервирования отказа отключения выключателей УРОВ обеспечивает быстрое отключение повреждений на участке между выключателем и его ТТ, когда последние устанавливаются только с одной стороны выключателя (рис. 21.3). При КЗ на этом участке, например в точке К, Рх поврежденного присоединения хотя и подействует на отключение выключателя Q1, но не сможет отделить повреждения от шин подстанции В, РЗ же шин I и II этой подстанции не работает, так как КЗ в точке К находится вне зоны их действия. Рассмотренное повреждение может быть ликвидировано действием УРОВ, которое, будучи запущено, подействует с небольшой выдержкой времени на отключение всех выключателей, обтекаемых током КЗ.

                                               ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УРОВ

Ложное действие УРОВ может вызвать полное или частичное нарушение работы подстанции или электростанции с тяжелыми последствиями для энергосистемы.

Для исключения ложной работы схемы УРОВ выполняются с двумя независимыми друг от друга пусковыми органами. Одним является РЗ присоединения, а вторым - дополнительное пусковое устройство, контролирующее наличие КЗ в зоне действия УРОВ. Второй пусковой орган не позволяет работать УРОВ при отсутствии КЗ и предупреждает таким образом его ложную работу из-за неисправности РЗ присоединения или ошибочных действий персонала.

Для этой цели к трансформаторам тока рассматриваемой цепи обычно подключается трехфазное токовое реле КА1 типа РТ-40/Р, контролирующее наличие тока КЗ.

Для предотвращения пуска УРОВ при неисправности реле или ошибочных дейсвиях персонала разработаны и применяются в эксплуатации две типовые схемы УРОВ, различающиеся способом предотвращения ошибочного пуска УРОВ:

- схема с автоматической проверкой исправности выключателя (рис. 21.4);

- схема с дублированием пуска от защиты с использованием  реле положения "Включено" выключателя    KQC (рис. 21.5).

В схеме на рис. 21.4, а дополнительный контроль наличия тока КЗ в цепи 1 осуществляется с помощью токового реле КА1.

В рассматриваемой схеме предусмотрена подача повторной команды контактом KL1.1 реле КL1, срабатывающим при замьь кании контактов KL2.1 выходного промежуточного реле РЗ 1 соответствующего присоединения на отключение контролируемого выключателя (Q1 на рис. 21.4,6).

Использование этой схемы УРОВ целесообразно в тех случаях, когда ложное отключение УРОВ одного какого-либо элемента не ведет к тяжелым последствиям и может быть восстановлено АПВ этого присоединения.

Вариант схемы с дублированным пуском от РЗ и использование реле положения "Включено" выключателя KQC приведен на рис. 21.5. В схеме также предусмотрен контроль наличия тока в цепи соответствующего выключателя (реле КА1). Пуск реле времени КТ в рассматриваемой схеме осуществляется по цепочке из контактов трех реле (рис. 21.5, а): выходного промежуточного реле РЗ соответствующего присоединения KL2.1 (см. рис. 21.4), контролирующего токового реле КА1 и размыкающего контакта реле положения "Включено" отказавшего выключателя KQCI. Последний замыкается, когда обмотка реле KQC шунтируется при подаче "плюса" на катушку отключения выключателя от контактов KL2.2 подействовавшей РЗ (рис. 21.5, б).

  В качестве дополнительного мероприятия для предотвращения ложных срабатываний УРОВ в схемах на рис. 21.4 и 21.5 в цепи пуска схемы УРОВ на РЗ каждого присоединения устанавливаются накладки SX, позволяющие при проверке РЗ или ее неисправности разомкнуть цепь, по которой подается импульс на пуск УРОВ.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДАЛЬНЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

В современных условиях не представляется возможным отказаться от дальнего резервирования. В связи с этим в энергосистемах проводится работа по повышению эффективности дальнего резервирования.

На рис. 21.8, а приведена схема размещения РЗ в электрической сети, содержащей ЛЭП W2 с ответвлениями к понижающим подстанциям A и Б. В таких сетях применяется дополнительный комплект РЗ 3, действующий при направлении мощности при КЗ к шинам. В случае отказа РЗ или выключателя 1 при КЗ на ЛЭП W1 повреждение будет ликвидировано действием РЗ у выключателя 3. В этом случае потребители подстанций А и Б сохраняют питание. При действии в рассматриваемом случае РЗ у выключателя 2 при дальнем резервировании эти потребители потеряли бы питание.

В схеме на рис. 21.8, б в случае отказа выключателя поврежденной ЛЭП W1, благодаря действию дополнительной резервной РЗ 3, сохраняется часть транзитной связи (между системами G1 и G2). В качестве дополнительных РЗ обычно применяются направленные дистанционные защиты и направленные токовые защиты нулевой последовательности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52809. The System of Education in Great Britain 32.5 KB
  Good afternoon, pupils. I’m glad to see you again. How are you today? How is your day going? Great! We heard much about England, and we learn the language of this country, but we have never thought how pupils and students live there. So today we are going to discuss the system of education in Great Britain. I hope we will find out much new information for us. I think we can start.
52810. Єгипет – перлина стародавніх цивілізацій 39.5 KB
  Пояснювати структуру суспільства. Обладнання: роздавальний матеріал Структура єгипетського суспільства атлас контурні карти підручник. Структура суспільства. Опрацювати відповідний текст параграфа і дати відповіді на запитання: Як зрошувалися землі до яких не доходила вода Чому на роботах з осушення і зрошення долини Нілу брало участь усе доросле населення Хто організовував роботу людей давав їм завдання стежив за порядком Структура суспільства Поки шестикласники дають відповіді на поставлені запитання у класі починає...
52811. Розквіт та занепад Давньоєгипетської держави 97.5 KB
  Мета: Сформувати уявлення про передумови перетворення Єгипту в могутню державу; з'ясувати напрямки та наслідки військових походів фараонів; охарактеризувати релігійну реформу; розвивати вміння використовувати історичну карту та висловлювати думку щодо причин занепаду держави. Актуалізація опорних знань учнів Пригадайте коли утворилась Давньоєгипетська держава Хто очолював державу Якою була влада фараона ІІ. до нашої ери фараони дуже багато воювали. Але проводячи військові походи фараони втратили контроль над номархами...
52813. Польща. Білорусь. Особливості ЕГП та господарства 141 KB
  Сформувати в учнів загальні уявлення про особливості ЕГП природноресурсного потенціалу господарства країни; виявити географічну та економічну специфіку Польщі та Білорусі. Розвивати вміння учнів складати порівняльну економіко географічну характеристику країн за планом. Актуалізація опорних знань Прийом Блицопитування На які історико географічні регіони поділяється Європа З якими країнами Західної Європи ви вже ознайомлені Який рівень...
52814. ЕЛЕМЕНТИ ЕЙДЕТИКИ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 53.5 KB
  Вивчення теорії літератури на уроках української літератури починається вже з пятого класу. Але вчитель повинен зробити все для того щоб знання з теорії літератури стали інструментом для розуміння та аналізу того чи іншого твору. Мабуть перед кожним постають питання: Як пояснити поняття з теорії літератури доступно й зрозуміло Як спонукати глибоко розуміти їх застосовувати на практиці Як актуалізувати раніше набуті знання Пропоную Вашій увазі метод запамятовування окремих термінів та понять на пальцях який використовую...
52815. Einkaufen. Wir gehen in den Supermarkt 60 KB
  Liebe Kinder, ich freue mich euch gesund und lustig zu sehen. Wie geht es euch? Sind alle Kinder da? Gibt es etwas Neues? Gibt es etwas Interessantes? (Die Schüler beantworten die Fragen des Lehrers)
52816. Екологічні проблеми, які стосуються мене 95.5 KB
  Мета проекту: Стимулювати інтерес в учнів до проблеми екології оволодівати певною сумою знань стосовно того що майбутнє нашої планети в наших руках про необхідність дбайливого ставлення до природи про взаємозвязки між діяльністю людини і життям природи;виховувати почуття відповідальності за те що відбувається в природі підвищувати екологічну культуру. І ЕТАП Урок Я і Україна ТЕМА: Охорона природи. Узагальнити знання учнів про те що обовязок кожної людини охорона рідної природи. До чого закликає нас матінкаприрода Ми з вами...
52817. Екологічний практикум. Урок математики в 6 класі 49.5 KB
  60 кг макулатури рятує одно дерево 30 кг макулатури рятує 1 га лісу 1 т макулатури економить 1000 кВт ч електроенергії 1 т макулатури економить 200 м3 води 1т макулатури економить дає 2500 учнівських зошитів. Використання макулатури для виробу паперу на 75 зменшує забруднення повітря та дозволяє зекономити до 40 води Не викидай папір який ви використовували збирайте його та здавайте макулатуру V. Скільки дерев зберегли учні Скільки учнівських зошитів можна виготувати із цієї макулатури Скільки води та електроенергії буде з...