24720

Малая группа

Контрольная

Психология и эзотерика

Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные спонтанные группы открытые закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы 2 чел. Количественные признаки малой группы ее нижние и верхние границы ...

Русский

2013-08-09

44 KB

13 чел.

11. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа»

Адресат: студенты 1-ого курса фак. прикладной психологии.

Форма организации учебного процесса: лекция.

Цели: овладение знаниями по таким вопросам, как определение малой группы и ее границы, классификация малых групп, социально-психологические характеристики малой группы.

Ключевые понятия: малая группа, команда, организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы, коллектив, структура и развитие малой группы, социометрия, лидерство, групповые нормы, конформность, групповая сплоченность.

Основные тезисы: Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Минимальный размер малой группы – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек.  По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность и целостность.

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Существуют различные подходы к классификации малых групп (организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы).

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований.

В социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Различают формальную и неформальную структуру малой группы. Социометрия – метод исследования неформальной структуры группы. Феномен лидерства.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, традициям, групповым нормам.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

12. Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа».

Цели: повторение и закрепление знаний; развитие культуры и научного мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях, педагогическое общение.

Авторы, разрабатывавшие данную тему: Морено, Кузьмин, Коломинский, Донцов, Обозов, Кричевский, К.Левин.

Вопросы к обсуждению: основные подходы к изучению малой группы, метод социометрии Дж.Морено, исследования Левина, Бехтерева.

Распределение тем и заданий для сообщений (разделение на группы)

Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов.

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений

13. Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Малая группа»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальное изучение свойств группы, а также социально-психологических характеристик личности; ознакомление с методикой проведения исследования.

Задание: 1. Диагностика социально-психологических характеристик личности. 2. Изучить социометрическую структуру группы, определить роли, статусы, групповую сплоченность и т.д.

Методики:  социометрия Дж.Морено, методики Лири.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный амер.психиатр и соц.психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследование советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных  и между групповых отношений, в целях их измерения, улучшения и самосовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соц.группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Тест Лири включает в себя оценочные характеристики, из которых испытуемый выбирает те, которые характеризуют его самого. Всего в опроснике имеется 8 субшкал: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие, альтруистичность.

Обсуждение полученных результатов, совпадений и расхождений с мнением группы о самой себе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children well check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll âhomeâ flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic âCITYâ we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects âTHE CITY OF MY DREMâ. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...
52448. Laughter and Humour in Our Life 47.5 KB
  Objectives: Revise the key words of the unit âLughterâ; To discuss the helth nd socil benefits of humour nd lughter; Develop listening nd speking skills; Give presenttions bout some British or mericn Comedins; Listen to rdio interview nd do Multiple choice nd True or Flse sttement tests; Develop the students sense of humour. The theme of our todys lesson is:â Lughter nd Humour in Our Lifeâ. We re going to figure out the helth nd socil benefits of humour nd lughter hve tlk bout some British nd mericn comedins develop our sense of...
52449. ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. Завантаження операційної системи Windows. Робота в середовищі Windows 175 KB
  МАТЕРІАЛИ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДКРИТОГО ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ № 11 З ПРЕДМЕТУ: КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ПО ТЕМІ:ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. УКЛАДАЧ: ВИКЛАДАЧ ПРЕДМЕТУ ІНФОРМАТИКА ТА КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ФЕДІЙ О.Актуальність теми: Бурхливий розвиток інформатизації суспільства впровадження нових комп′ютерних технологій навчання масове застосування...
52450. Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности 29 KB
  Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности которые даёт компьютер. Подчас использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле презентация это самый последний этап работы и самый сложный из всех. Сложный этап определение целей и постановка задач исследовательской работы.