24720

Малая группа

Контрольная

Психология и эзотерика

Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные – спонтанные группы открытые – закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы – 2 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы –...

Русский

2013-08-09

44 KB

13 чел.

11. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа»

Адресат: студенты 1-ого курса фак. прикладной психологии.

Форма организации учебного процесса: лекция.

Цели: овладение знаниями по таким вопросам, как определение малой группы и ее границы, классификация малых групп, социально-психологические характеристики малой группы.

Ключевые понятия: малая группа, команда, организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы, коллектив, структура и развитие малой группы, социометрия, лидерство, групповые нормы, конформность, групповая сплоченность.

Основные тезисы: Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Минимальный размер малой группы – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек.  По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность и целостность.

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Существуют различные подходы к классификации малых групп (организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы).

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований.

В социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Различают формальную и неформальную структуру малой группы. Социометрия – метод исследования неформальной структуры группы. Феномен лидерства.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, традициям, групповым нормам.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

12. Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа».

Цели: повторение и закрепление знаний; развитие культуры и научного мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях, педагогическое общение.

Авторы, разрабатывавшие данную тему: Морено, Кузьмин, Коломинский, Донцов, Обозов, Кричевский, К.Левин.

Вопросы к обсуждению: основные подходы к изучению малой группы, метод социометрии Дж.Морено, исследования Левина, Бехтерева.

Распределение тем и заданий для сообщений (разделение на группы)

Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов.

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений

13. Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Малая группа»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальное изучение свойств группы, а также социально-психологических характеристик личности; ознакомление с методикой проведения исследования.

Задание: 1. Диагностика социально-психологических характеристик личности. 2. Изучить социометрическую структуру группы, определить роли, статусы, групповую сплоченность и т.д.

Методики:  социометрия Дж.Морено, методики Лири.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный амер.психиатр и соц.психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследование советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных  и между групповых отношений, в целях их измерения, улучшения и самосовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соц.группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Тест Лири включает в себя оценочные характеристики, из которых испытуемый выбирает те, которые характеризуют его самого. Всего в опроснике имеется 8 субшкал: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие, альтруистичность.

Обсуждение полученных результатов, совпадений и расхождений с мнением группы о самой себе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53000. Застосування методу колового тренування на уроках фізичної культури 495.5 KB
  Анотація Методична розробка комплексів колового тренування на уроках фізичної культури у 511 класах яка містить основні вимоги та набір фізичних вправ для комплексів колового тренування. Одним із сучасних методів організації і навчання учнів на уроці є метод колового тренування який запроваджується в школах нашої країни з 1966 – 1967 років. Колове тренування виникло як організаційнометодичний метод виконання фізичних вправ що спрямовані на комплексний розвиток рухових якостей учнів.
53001. Использование инновационных технологий на уроках физкультуры 409 KB
  Данное упражнение развивает: скоростно-силовые качества мышцы и связки ног укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопного сустава. Упражнение воспитывает: а организованность; б синхронность; в групповую совместимость командные качества. На уроках физической культуры практикуем как подготовительное разминочное прыжковое упражнение легкая атлетика гимнастика спортивные игры. Упражнение развивает: а ловкость.
53003. ФИЗКУЛЬТУРА В МИРЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 286.5 KB
  Играть можно как внутри класса разбивая его на команды так и между классами. В игре участвуют две команды. Выполнив правильно задание команды набирают баллы которые фиксируются на магнитной доске табло. После завершения игры подводятся итоги и команды награждаются.
53004. Фізкультхвилинки і рухливі ігри на уроках та в позаурочній діяльності молодших школярів 41 KB
  Я називаю предмет який є в нашому класі а ви показуєте на нього рукою коли я скажу розплющити очі ви побачите чи правильно показали Гра Гойдалки Стати прямо ноги нарізно руки в поясі. Гра Косар Встати зза парт випростатися ноги нарізно руки перед собою. Виконувати у середньому темпі 56 разів Гра Потягти канат Стати прямо руки нарізно підняти руки вгору вдихнути повітря робити такі рухи ніби тримаєшся за канат і тягнеш його трохи згинаючи коліна видихати повітря до рахунку 78. А як спить...
53006. Фізкультурні паузи як психофізіологічні аспекти уроку іноземної мови 29 KB
  Комплексність уроку іноземної мови, а також характер функцій видів мовленнєвої діяльності - бути метою або засобом навчання - створюють сприятливі умови для врахування зазначених вище даних у межах кожної навчальної задачі, що планується.
53007. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ 113 KB
  Упражнения способствующие развитию мышц пальцев руки предплечья. Действия на счет 1 Действия на счет 2 Действия на счет 3 Действия на счет 4 Основная стойка руки вниз Руки к плечам Руки вверх Руки к плечам И. Руки в стороны Руки вверх Руки в стороны И. Руки в стороны Руки к плечам Руки в стороны И.
53008. ВИНИКНЕННЯ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ В СТАРОДАВНЬОМУ СВІТІ 63 KB
  Австралійцям широко були відомі різноманітні ігри та розваги. У первісних народів Америки індіанців ескімосів та ін були відомі ігри з киданням мяча в ціль. Первісні племена Африки широко застосовували у вихованні дітей підлітків та юнаків фехтування на палицях боротьбу ігри з бігом і стрибками стрільбу з лука вправи з розгойдуванням на ліанах з подальшими стрибками. Самою ранньою формою фізичного виховання були колективні ігри.