24720

Малая группа

Контрольная

Психология и эзотерика

Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные спонтанные группы открытые закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы 2 чел. Количественные признаки малой группы ее нижние и верхние границы ...

Русский

2013-08-09

44 KB

13 чел.

11. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа»

Адресат: студенты 1-ого курса фак. прикладной психологии.

Форма организации учебного процесса: лекция.

Цели: овладение знаниями по таким вопросам, как определение малой группы и ее границы, классификация малых групп, социально-психологические характеристики малой группы.

Ключевые понятия: малая группа, команда, организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы, коллектив, структура и развитие малой группы, социометрия, лидерство, групповые нормы, конформность, групповая сплоченность.

Основные тезисы: Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Минимальный размер малой группы – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек.  По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность и целостность.

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Существуют различные подходы к классификации малых групп (организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы).

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований.

В социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Различают формальную и неформальную структуру малой группы. Социометрия – метод исследования неформальной структуры группы. Феномен лидерства.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, традициям, групповым нормам.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

12. Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа».

Цели: повторение и закрепление знаний; развитие культуры и научного мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях, педагогическое общение.

Авторы, разрабатывавшие данную тему: Морено, Кузьмин, Коломинский, Донцов, Обозов, Кричевский, К.Левин.

Вопросы к обсуждению: основные подходы к изучению малой группы, метод социометрии Дж.Морено, исследования Левина, Бехтерева.

Распределение тем и заданий для сообщений (разделение на группы)

Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов.

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений

13. Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Малая группа»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальное изучение свойств группы, а также социально-психологических характеристик личности; ознакомление с методикой проведения исследования.

Задание: 1. Диагностика социально-психологических характеристик личности. 2. Изучить социометрическую структуру группы, определить роли, статусы, групповую сплоченность и т.д.

Методики:  социометрия Дж.Морено, методики Лири.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный амер.психиатр и соц.психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследование советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных  и между групповых отношений, в целях их измерения, улучшения и самосовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соц.группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Тест Лири включает в себя оценочные характеристики, из которых испытуемый выбирает те, которые характеризуют его самого. Всего в опроснике имеется 8 субшкал: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие, альтруистичность.

Обсуждение полученных результатов, совпадений и расхождений с мнением группы о самой себе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55597. Практические рекомендации (методические разработки) по развитию речи у младших школьников 82.5 KB
  В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
55598. РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА 38.5 KB
  Wir gehen jetzt wie folgt vor. Wir bilden Zweier/Dreiergruppen. Diese Gruppen setzen sich zusammen und spielen (schreiben) einen Dialog. Versucht erst einmal, alte Dialoge abzuwandeln.
55600. ТРАВМАТИЗМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ 63 KB
  Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. При проведении уроков по метаниям неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп по уровню подготовленности возрасту...
55601. Селянська реформа в Наддніпрянській Україні. Зміни в сільському господарстві 55 KB
  Зміни в сільському господарстві з використанням мультимедійного обладнання Мета навчальна: зясувати особливості соціальноекономічного розвитку українських земель напередодні селянської реформи 1861р. ознайомити учнів із проведенням особливостями і наслідками реформи формувати уявлення про реформу як явище.
55602. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕГАТА 186 KB
  Команды в соответствующих костюмах представляют название флаг под которым отправляются в плавание девиз. 3 из них мели рифы айсберги попав на которые команда пропускает 1 ход 16 объектов предполагают 34 вопроса или задания для участников.
55603. ВИКОНАННЯ КАСОВИХ ОПЕРАЦІЙ. РОЗРАХУНКИ З ПІДЗВІТНИМИ ОСОБАМИ 491 KB
  Звідси випливає завдання істотного поліпшення системи вищої освіти, якості підготовки фахівців. Все це викликає необхідність перегляду мети, змісту і технологій навчання, а, остаточно, самих уявлень про кваліфікованих працівників – випускників вищих навчальних закладів – високоосвічених, компетентних, здатних приймати правильні обґрунтовані рішення в умовах, що постійно змінюються, які можуть знайти застосування своїм знанням та вмінням у різних сферах діяльності.
55604. РЕКЛАМА 200.5 KB
  Мета проекту: активувати творчу ініціативу вихованців через пошукову діяльність; розвивати інтерес до економічного і політичного розуміння свого місця і значення в суспільному житті; сприяти вихованню в учнів активної життєвої позиції; познайомити дітей із терміном рекламa...
55605. Реклама – как карьера. Её роль в бизнесе 42 KB
  Advertising has rapidly rushed into our life. TV- programs, radio-news, newspapers deal with the advertising every day, using different ways of its presentation. So the topic of our lesson is the role of advertising in business and everyday life. Let’s recollect words and expressions we need for our discussion.