24720

Малая группа

Контрольная

Психология и эзотерика

Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные – спонтанные группы открытые – закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы – 2 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы –...

Русский

2013-08-09

44 KB

13 чел.

11. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа»

Адресат: студенты 1-ого курса фак. прикладной психологии.

Форма организации учебного процесса: лекция.

Цели: овладение знаниями по таким вопросам, как определение малой группы и ее границы, классификация малых групп, социально-психологические характеристики малой группы.

Ключевые понятия: малая группа, команда, организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы, коллектив, структура и развитие малой группы, социометрия, лидерство, групповые нормы, конформность, групповая сплоченность.

Основные тезисы: Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Минимальный размер малой группы – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек.  По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность и целостность.

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Существуют различные подходы к классификации малых групп (организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы).

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований.

В социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Различают формальную и неформальную структуру малой группы. Социометрия – метод исследования неформальной структуры группы. Феномен лидерства.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, традициям, групповым нормам.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

12. Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа».

Цели: повторение и закрепление знаний; развитие культуры и научного мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях, педагогическое общение.

Авторы, разрабатывавшие данную тему: Морено, Кузьмин, Коломинский, Донцов, Обозов, Кричевский, К.Левин.

Вопросы к обсуждению: основные подходы к изучению малой группы, метод социометрии Дж.Морено, исследования Левина, Бехтерева.

Распределение тем и заданий для сообщений (разделение на группы)

Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов.

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений

13. Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Малая группа»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальное изучение свойств группы, а также социально-психологических характеристик личности; ознакомление с методикой проведения исследования.

Задание: 1. Диагностика социально-психологических характеристик личности. 2. Изучить социометрическую структуру группы, определить роли, статусы, групповую сплоченность и т.д.

Методики:  социометрия Дж.Морено, методики Лири.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный амер.психиатр и соц.психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследование советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных  и между групповых отношений, в целях их измерения, улучшения и самосовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соц.группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Тест Лири включает в себя оценочные характеристики, из которых испытуемый выбирает те, которые характеризуют его самого. Всего в опроснике имеется 8 субшкал: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие, альтруистичность.

Обсуждение полученных результатов, совпадений и расхождений с мнением группы о самой себе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73386. М. Рильський. Основні відомості про поета, його вміння бачити красу рідної природи і створювати красу засобами поетичної мови 197.33 KB
  Максим Тадейович Рильський народився 19 березня 1895 року. Рильський студент Київського університету медичного факультету через два роки продовжить навчання на історикофілологічному але революція громадянська війна змусить його перервати освіту і переїхати в село де він вчителюватиме...
73387. Повторення й узагальнення матеріалу, вивченого упродовж навчального року 564.86 KB
  Навчальна: систематизувати та узагальнити вивчений учнями матеріал упродовж II семестру. Виховна: прищеплювати любов до рідної літератури та її митців. Розвивальна: розвивати концентрацію уваги, творчу уяву, логічне мислення, кмітливість.
73388. Походження (етимологія) слова. Етимологічний словник української мови 95.06 KB
  Походження етимологія слова. Як це цікаво проникати в багатоколірний світ слова досліджувати розбирати і вивчати його. Старі слова набувають нового сенсу: мишка пристрій без якого не обійтися при роботі за комп’ютером кішка спеціальні крюки у верхолазів кінь і козел гімнастичні снаряди.
73389. Урок розвитку комунікативних умінь. Ділові папери. Лист рідним, друзям, адреса 55.77 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з основними правилами листування будовою листа його мовним оформленням вимогами до оформлення адреси на поштовому конверті; на основі опрацьованого теоретичного матеріалу вдосконалити творчі вміння аналізувати листи з точки зору стилістичного й мовного оформлення...
73390. Фонетичний розбір слова 65.75 KB
  Мета: навчальна: повторити та поглибити знання учнів про звуки мови та мовлення; формувати вміння розрізняти звуки робити фонетичний аналіз передавати слова звукописом використовуючи здобуті знання на практиці; розвивальна: розвивати фонематичний слух увагу слухову...
73392. Звуки Р, Р’, буквы Рр. Чтение слов и предложений с буквой р. Работа с детской книгой. Украинская народная сказка «Рукавичка» 633.94 KB
  Цель: учить правильно артикулировать звуки Р, Р’, читать слоги, слова и предложения с буквой Рр; формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; совершенствовать навыки звукового, звуко-буквенного анализа слов.
73393. Оформлювальна графіка. Створення логотипу 855.57 KB
  Мета. Узагальнити та розширити знання учнів про поняття графіка ознайомити з походженням та значенням поняття логотип. Практичне завдання Виготовлення логотипу. У майстерні графіків з’являються на світ ілюстрації плакати листівки етикеткипоштові марки емблеми обгортк...