24720

Малая группа

Контрольная

Психология и эзотерика

Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные – спонтанные группы открытые – закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы – 2 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы –...

Русский

2013-08-09

44 KB

13 чел.

11. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа»

Адресат: студенты 1-ого курса фак. прикладной психологии.

Форма организации учебного процесса: лекция.

Цели: овладение знаниями по таким вопросам, как определение малой группы и ее границы, классификация малых групп, социально-психологические характеристики малой группы.

Ключевые понятия: малая группа, команда, организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы, коллектив, структура и развитие малой группы, социометрия, лидерство, групповые нормы, конформность, групповая сплоченность.

Основные тезисы: Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Минимальный размер малой группы – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек.  По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность и целостность.

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Существуют различные подходы к классификации малых групп (организованные – спонтанные группы, открытые – закрытые группы, группы членства и референтные группы).

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований.

В социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Различают формальную и неформальную структуру малой группы. Социометрия – метод исследования неформальной структуры группы. Феномен лидерства.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, традициям, групповым нормам.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

12. Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Малая группа»

Тема: «Малая группа».

Цели: повторение и закрепление знаний; развитие культуры и научного мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях, педагогическое общение.

Авторы, разрабатывавшие данную тему: Морено, Кузьмин, Коломинский, Донцов, Обозов, Кричевский, К.Левин.

Вопросы к обсуждению: основные подходы к изучению малой группы, метод социометрии Дж.Морено, исследования Левина, Бехтерева.

Распределение тем и заданий для сообщений (разделение на группы)

Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов.

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений

13. Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Малая группа»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальное изучение свойств группы, а также социально-психологических характеристик личности; ознакомление с методикой проведения исследования.

Задание: 1. Диагностика социально-психологических характеристик личности. 2. Изучить социометрическую структуру группы, определить роли, статусы, групповую сплоченность и т.д.

Методики:  социометрия Дж.Морено, методики Лири.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный амер.психиатр и соц.психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследование советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных  и между групповых отношений, в целях их измерения, улучшения и самосовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соц.группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Тест Лири включает в себя оценочные характеристики, из которых испытуемый выбирает те, которые характеризуют его самого. Всего в опроснике имеется 8 субшкал: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, дружелюбие, альтруистичность.

Обсуждение полученных результатов, совпадений и расхождений с мнением группы о самой себе.

PAGE  1