24722

Сознание

Контрольная

Психология и эзотерика

Задачи: определение понятия сознание функции сознания слои сознания по Зинченко В. психические состояния человека состояния сознания. Ключевые понятия: понятие сознание слои сознания функции сознания психические состояния человека: определение измерения характеристики виды; состояния сознания. Слои сознания по Зинченко В.

Русский

2013-08-09

44 KB

7 чел.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Сознание»

Тема: сознание (лекция).Аудитория: студенты 2 курса ФПП СПБГИПиСР.Время занятия: 1,5 ч.Цель: познакомиться с понятием «сознание».

Задачи: определение понятия сознание, функции сознания, слои сознания по Зинченко В.П., психические состояния человека, состояния сознания.

Ключевые понятия: понятие сознание, слои сознания, функции сознания, психические состояния человека: определение, измерения, характеристики, виды; состояния сознания. Основные тезисы (и их краткое доказательство):

  •  Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование действительности.
  •  Слои сознания (по Зинченко В.П.): 1) бытийное сознание, включающее в себя: а) биодинамические свойства движений, опыт действий, б) чувственные образы; 2) рефлексивное сознание, включающее в себя: а) значение – содержание общественного сознания, усваиваемого человеком, б) смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлексивного слоя, т.к. значения и смысл рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.
  •  Функции сознания: отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная функция, характеризующая сущность сознания (в качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человекам своего поведения, сами процессы рефлексии, свое личное сознание).
  •   Психические состояния человека – целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. В любом психическом состоянии можно выделить 3-и измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное, активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Психические состояния характеризуются: целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Виды (основание): личностные и ситуативные (в зав-ти от роли личности и ситуации в возникновении психич.состояний); интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д. (в зав-ти от доминирующих компонентов); более или менее глубокие, либо поверхностные (в зав-ти от степени глубины); кратковременные, затяжные, длительные (от времени протекания); положительные и отрицательные, стенические и астенические (от влияния на личность); более или менее осознанные (от степени осознанности); в зависимости от причин, их вызывающих; в зав-ти от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановкой.
  •  Состояния сознания: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха; 2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зав-ти от предшествующего опыта.

Контрольно-диагностические задания: 1) небольшой опрос студентов, чтобы определить их представление о понятии сознание (в начале занятия), 2) подготовка к семинару (дом. задание), 3) тест вначале след. занятия на определение усвоенного материала.

Литература: любой учебник по общей психологии, имеющийся в библиотеке института, хрестоматия по сознанию.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Сознание»

Тема: сознание (семинар).Аудитория: студенты 2 курса ФПП СПБГИПиСР. Время занятия: 3 ч.Цель: воля как характеристика сознания.

Задачи: определение воли; виды волевых действий: произвольные и непроизвольные, простые и сложные; этапы сложного волевого действия; определение понятий мотив и мотивация. Ключевые понятия:  определение воли; виды волевых действий: произвольные и непроизвольные, простые и сложные; этапы сложного волевого действия; определение понятий мотив и мотивация.

План работы: 1) студенты делятся на группы по 7 человек, 2) каждой группе дается задание в соответствии с задачами, а также список нужной литературы, имеющейся в библиотеке института, для подготовки, 3) на поиск и подготовку дается 1-1,5 ч., 4) выступление группы по изученному материалу, 5) ответы на дополнительные вопросы (если есть).

Дидактическое обеспечение: схемы, таблицы (если есть).

Контрольно-диагностическое задание: опрос-вывод.

Преподаватель на занятии должен предоставить студентам список литературы для подготовки к семинару.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Сознание»

Тема: сознание (практическое занятие).Аудитория: студенты 2 курса ФПП СПБГИПиСР. Время занятия: 1,5 ч.Цель: взаимодействие сознания и подсознания, определение самосознания.Задачи: самостоятельное изучение взаимодействия сознания и подсознания, определить понятие самосознание.

План работы: 1)-задание дается некоторым студентам - самостоятельное изучение взаимодействия сознания и подсознания (используя теории личности З.Фрейда, К.Г.Юнга и т.д.), определить понятие самосознание; 2) подготовившиеся студенты читают лекцию для своих однокурсников, согласовав план выступления с преподавателем; 3) обязательно предоставить источники, по которым происходила подготовка.

Список литературы: преподаватель не предоставляет, студенты сами ищут источники.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85300. Понятие фольклорный театр: виды и жанры традиционного фольклорного театра 46.25 KB
  Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа откликался на злобу дня был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и несомненно любимейшим зрелищем. Общие признаки национальных фольклорных театров. Бифункциональность – применение мифологических сюжетов Коллективность – главное – общение со зрителем Национальный характер и своеобразие Условная природа фольклорного театра – отсутствие сцены декорации смещение времени пространства.
85301. Виды и жанры народной художественной культуры 38.75 KB
  Основной признак сказки – фантастический элт который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Все сказки делятся на виды группы категории или жанры: А волшебные б кумулятивные в о животных растениях. Волшебные сказки называются так условно и выделяются в отдельный ряд по композиционным структурным признакам. Сказки о животных растениях предметах тоже составляют особую группу.
85302. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры 34.69 KB
  Программа этнохудожественного образования подрастающего поколения Определенную роль в системе возрождения народных традиций играют нучные исследования в сфере НХК которые проводятся на базе: НИИ Искусствознания НИИ Культурологии Этнологии; Российский институт культурного и природного наследия; Государственный Российский дом НХТ Государственный республиканкий центр русского фольклора С их помощью создается целостная многоуровневая система выявления и учета фольклорных процессов. С целью развития традиций НХК систематически проводятся:...
85303. Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания 41.29 KB
  В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера наиболее важные достоверные и очевидные – ldquo;началаrdquo; ldquo;принципыrdquo; ldquo;аксиомыrdquo; из которых затем можно последовательно шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так что каждое из них займет своё место в единой системе в упорядоченном и обозримом целом. Согласно же Платону...
85304. Народная художественная культура как основа современного мирового культурного пространства 55.64 KB
  А что знает об этом современный житель России Какими представляет он себе своих предков какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетийС уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры соотношения ее структурных элементов выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в глобализирующемся мире где превалирует массовая культура постиндустриального общества. В настоящее время актуальным становится практическое решение...
85305. Образы древней мифологии 40.97 KB
  Греки довольно рано перешли к антропоморфизму создав своих богов по образу и подобию людей при этом наделив их непременными и непреходящими качествами красотой умением принимать любой образ и самое главное бессмертием. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний но все равно выше богов была судьба Мойры предопределение изменить которое не мог никто из них. Таким образом греки даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами...
85306. Основные мифологические циклы: классификация 36.49 KB
  К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.
85307. Системы исходных понятий народной художественной культуры 37.16 KB
  Основными понятиями являются – культура ценности традиция этническая культура. Ценности – первым кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Клакхон – ценностиэто осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов представления о желаемом которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий.
85308. Календарные праздники и обряды: структура, функции, художественные элементы 35.95 KB
  Основные зимние праздники приходились на январь. Дети девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать Колядовали и в Новый год. Молодежь наряжалась стариками и старухами цыганами гусарами; мазали лица сажей надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне подшучивая над всеми разыгрывая сценки веселясь. Ходили друг к другу в гости обильно угощались блинами оладьями пирогами была и выпивка.