24726

Человек как предмет общей психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...

Русский

2013-08-09

35.5 KB

3 чел.

3. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (лекция).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 1,5 ч. 

Цель: человек как предмет общей психологии.

Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека, описание состава человеческой души: Аристотель, Платон, Плотин; ингредиенты психического облика; психика.

Основные тезисы (и краткое их доказательство):

  •  Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие от категории "объект" мы пользуемся категорией "предмет" и говорим о человеке как о предмете, мы тем самым ставим перед собой задачу перейти от потенциально неограниченного набора признаков к конечному их множеству.
  •  Существует несколько вариантов модельного описания психического облика человека: 1) описание состава человеческой души: Платон (душа – космическое начало, структура которого воспроизводит строение универсума), Аристотель (душа – биосоциальное начало, связывающее природу и культуру, общество), Плотин (душа – природное начало, дифференцированное в соответствии со ступенями развития жизни и распространяющее принцип иерархии на жизненные функции); 2) лингвистическая картина психического облика.
  •  Лингвистическая картина психического облика человека: в языковой картина человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и, прежде всего, качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление, мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). В русской языковой картина мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в действиях, актах: 1) физических, 2) умственных, 3) речевых. Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом, а опосредован состоянием, в котором находится человек.
  •  При детальном рассмотрении можно выделить ингредиенты психического облика человека: сенсорно-перцептивная система, система физиологических состояний, система физиологических реакций, система физических действий, система желаний, система интеллектуальных действий, система эмоций, система речевых действий.
  •  Т.к. психика человека определенным образом противопоставлена психике животных, поэтому характеристика психической реальности д.б. иерархизирована в зав-ти от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Отдельный психический процесс, функция всегда, так или иначе, опосредованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску. Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе оценку партнера, собеседника, адресата. Лексическая номинация психических феноменов предусматривает выделение в них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата, психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания.

Контрольно-диагностические задания: 1) небольшой опрос студентов, чтобы определить их представление о человеке как предмете общей психологии (в начале занятия), 2) тест вначале след. занятия на определение усвоенного материала.

Литература: любой учебник по общей психологии, имеющийся в библиотеке института.

  1.  Предложите проект проведения семинарского занятия по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (семинар).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 3 ч.

Цель: знакомство с четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева.

Задачи: изучить четырехаспектную модель психики Ананьева Б.Г., состоящую из 4-х подмножеств: человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Ключевые понятия: модель психики Ананьева; человек как субъект, личность, индивид, индивидуальность.

План работы: 1) студенты делятся на 4-е группы; 2) каждая группа на занятии готовит материал по одной из следующих тем: а) человек как индивид, б) человек как личность, в) человек как субъект, г) человек как индивидуальность; 3) представитель от каждой группы выступает с докладом по своему материалу; 4) ответы на вопросы, дополнения.

Дидактическое обеспечение: схемы, таблицы (если есть).

Контрольно-диагностическое задание: опрос-вывод.

Преподаватель на занятии должен предоставить студентам список литературы для подготовки к семинару.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38938. Компрессия без потери информации. Групповое кодирование и метод Хаффмана 24.5 KB
  Компрессия сжатие без потерь метод сжатия информации при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. Компрессия без потерь: Обнаружение и кодирование повторяющейся информации Часто повторяющаяся информация кодируется словом меньшей длины чем редко повторяющаяся информация Методы сжатия без потерь разделяют на 2 категории: методы сжатия источников данных без памяти т. не учитывающих последовательность символов методы сжатия источников с памятью Групповое кодирование. Метод...
38939. Лидар для контроля частоты атмосферы 770.5 KB
  СКЗ этих ошибок связаны: δк= δу Физическая ошибка δу прежде всего обусловлена шумами на выходе предварительного усилителя со СКЗ Uш. В частности при δу≈ δш относительное СКЗ погрешности измерений обусловленной шумами имеет значение: δкш= δк = δу Uу≈ δш Uу=1 ρу= δуш – относительное СКЗ погрешности фиксации Uу обусловленное шумами. ρу= Uу δш – отношение сигнал шум на выходе предварительного усилителя δкш= δуш = 1 ρу ρу= Uу δш= Помимо шумов на фиксации Uу влияет погрешность регистрирующего устройства со СКЗ δр В частности при δу≈ δр...
38941. Применение лидаров для исследования загрязнения вод 226.5 KB
  Пробы любой воды за исключением воды наивысшей чистоты флуоресцируют. Так называемая синяя флуоресценция воды является источником значительных трудностей при флуоресцентных исследованиях но такая флуоресценция полезна для изучения качества воды с использованием лазерного дистанционного зондирования ЛДЗ. Очищенные сточные воды предприятий целлюлозно–бумажной промышленности можно контролировать с помощью флуоресцентного метода т. эти воды содержат сульфонат лигнина высокой концентрации.
38942. Лидар для исследования состава атмосферы 59.5 KB
  Лидар для исследования состава атмосферы Литвинов Действие лидаров Л этого типа чаще всего основано на неупругом обратном комбинационном рассеянии ОКР зондирующего лазерного излучения ЛИ молекулами газовых компонент ГК имеющих вынужденные колебательновращательные энергетические переходы при взаимодействии с зондирующим ЛИ. При этом с помощью Л по смещению спектральных линий принимаемого излучения ОКР устанавливается наличие в исследуемом участке атмосферы атм определенных ГК а по интенсивности этих линий – концентрация...
38943. Лидар для измерения концентрации озона в атмосфере 34 KB
  Действие лидаров для исследования атмосферы основано на том что лазерное излучение распространяясь в реальной атмосфере оставляет в ней свет вызванный взаимодействием квантов излучения с неоднородностями в атмосфере. Это взаимодействие проявляются в упругими неупругом рассеянии лазерного излучения в атмосфере при котором обрся эхосигналы лаз. рассеяния – они несут информацию о сввах и параметрах атмосферы что следует из формулы для пиковой мощности принимаемого эхосигнала: Pи – пиковая мощность зандирующего импульса лаз. Зрачка...
38944. Применение лидаров для обнаружения и идентификации нефтяного поверхностного загрязнения вод 564 KB
  Если ЗЛИ имеет соответсвующую длину волны УФ то возникает флюоресценция свечение нефтяного пятна: стрелки 22 а также комбинационное рассеяние КР ЛИ стрелки 33 и на молекулах воды стрелки 44. Жизнеспособность фитопланктона свидетельствует о чистоте воды. Эффект флюоресценции воды можно использовать для индикации сильных органических загрязнений и т. О наличии на поверхности воды нефтяной пленки можно судить и по интенсивности отраженного ЛИ 11.
38945. Определение, назначение, действие, применение и классификация лидаров 244 KB
  Действие лидара основано на таких свойствах лазерного излучения как высокая мощность квазимонохроматичность направленность и малая длительность импульсов и таких физических процессах как упругое молекулярное и упругое аэрозольное рассеяние упругое резонансное и неупругое комбинированное рассеяние флюоресценция и поглощение лазерного излучения при его взаимодействии с атомами молекулами и другими частицами веществ в окружающей среде. При распределении зондированного лазерного излучения ЛИ от передающего устройства лидара в исследуемой...
38946. Типы и характеристики излучения лазеров для лидаров 26.5 KB
  Если в лидаре используется лазер с перестраиваемой частотой или длиной волны зондирующего излучения υи = с λи то лидар можно применять для лазерного химического анализа состава атмосферы Земли на основе эффекта комбинационного рассеяния молекулами химических соединений компонент атмосферы. Лидар с перестраиваемой λи зондирующего лазерного излучения может быть использован для химического анализа атмосферы Земли путем измерения интенсивности после прохождения исследуемой трассы. Поэтому исследуя зависимость интенсивности прошедшего в атмосфере...