24726

Человек как предмет общей психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...

Русский

2013-08-09

35.5 KB

3 чел.

3. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (лекция).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 1,5 ч. 

Цель: человек как предмет общей психологии.

Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека, описание состава человеческой души: Аристотель, Платон, Плотин; ингредиенты психического облика; психика.

Основные тезисы (и краткое их доказательство):

  •  Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие от категории "объект" мы пользуемся категорией "предмет" и говорим о человеке как о предмете, мы тем самым ставим перед собой задачу перейти от потенциально неограниченного набора признаков к конечному их множеству.
  •  Существует несколько вариантов модельного описания психического облика человека: 1) описание состава человеческой души: Платон (душа – космическое начало, структура которого воспроизводит строение универсума), Аристотель (душа – биосоциальное начало, связывающее природу и культуру, общество), Плотин (душа – природное начало, дифференцированное в соответствии со ступенями развития жизни и распространяющее принцип иерархии на жизненные функции); 2) лингвистическая картина психического облика.
  •  Лингвистическая картина психического облика человека: в языковой картина человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и, прежде всего, качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление, мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). В русской языковой картина мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в действиях, актах: 1) физических, 2) умственных, 3) речевых. Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом, а опосредован состоянием, в котором находится человек.
  •  При детальном рассмотрении можно выделить ингредиенты психического облика человека: сенсорно-перцептивная система, система физиологических состояний, система физиологических реакций, система физических действий, система желаний, система интеллектуальных действий, система эмоций, система речевых действий.
  •  Т.к. психика человека определенным образом противопоставлена психике животных, поэтому характеристика психической реальности д.б. иерархизирована в зав-ти от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Отдельный психический процесс, функция всегда, так или иначе, опосредованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску. Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе оценку партнера, собеседника, адресата. Лексическая номинация психических феноменов предусматривает выделение в них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата, психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания.

Контрольно-диагностические задания: 1) небольшой опрос студентов, чтобы определить их представление о человеке как предмете общей психологии (в начале занятия), 2) тест вначале след. занятия на определение усвоенного материала.

Литература: любой учебник по общей психологии, имеющийся в библиотеке института.

  1.  Предложите проект проведения семинарского занятия по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (семинар).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 3 ч.

Цель: знакомство с четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева.

Задачи: изучить четырехаспектную модель психики Ананьева Б.Г., состоящую из 4-х подмножеств: человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Ключевые понятия: модель психики Ананьева; человек как субъект, личность, индивид, индивидуальность.

План работы: 1) студенты делятся на 4-е группы; 2) каждая группа на занятии готовит материал по одной из следующих тем: а) человек как индивид, б) человек как личность, в) человек как субъект, г) человек как индивидуальность; 3) представитель от каждой группы выступает с докладом по своему материалу; 4) ответы на вопросы, дополнения.

Дидактическое обеспечение: схемы, таблицы (если есть).

Контрольно-диагностическое задание: опрос-вывод.

Преподаватель на занятии должен предоставить студентам список литературы для подготовки к семинару.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38660. Реорганизация беспроводного сегмента сети ТНУ для обеспечения максимальной надежности, удобства использования и обслуживания 11.94 MB
  Локальные компьютерные сети получили своё развитие в 70х годах ХХ века и продолжают развиваться. Общеобразовательные сети на примере локальной вычислительной сети Таврического Национального Университета обязаны иметь надежный и стабильный доступ к глобальной сети для обеспечения полноценного высококвалифицированного образования. Наличие беспроводного доступа к локальным ресурсам и глобальной сети является конкурентоспособным преимуществом ВУЗа позволяя равномерно распределить доступ к сети между учащимися тем самым уменьшить загруженность...
38661. Избранные комбинаторные задачи 1.46 MB
  Сколькими способами они могут занять очередь Решение Метод перебора: ДАК ДКА АДК АКД КДА КАД. Дерево возможных вариантов: Ответ: 6 способами. Правило суммы: Если объект А может быть выбран n способами а объект В m способами то выбор объектов А или В может быть осуществлён m n способами. Правило произведения: Если объект А может быть выбран n способами и при каждом способе выбора объекта А объект В может быть выбран m способами то выбор объектов А и В можно произвести m ∙ n способами.
38662. Управление кредитным портфелем ОАО «Автовазбанк» (ОАО Банк АВБ) 1.08 MB
  Методы управления кредитным портфелем банка. Формирование кредитного портфеля является одним из основополагающих моментов в деятельности банка позволяющим более четко выработать тактику и стратегию развития коммерческого банка его возможности кредитования клиентов и развития деловой активности на рынке. Кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно – главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества кредитного портфеля в значительной степени зависит...
38663. Анализ себестоимости продукции в СХПК «Элита» и резервы ее снижения 1.49 MB
  Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия.1 Понятие виды состав и значение себестоимости продукции.3 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции в СХПК Элита и резервы ее снижения.
38664. Эколого-фаунистическая характеристика пресноводных моллюсков разнотипных водоемов Волгоградской области 8.81 MB
  Малакологические данные используются также в целях стратиграфии – раковины моллюсков относительно неплохо сохраняются в отложениях и во многих случаях являются руководящими ископаемыми. Все эти обстоятельства обусловливают большой интерес к пресноводным моллюскам специалистов разных областей знания.
38665. Комплекс автоматизированных задач по управлению персоналом и их реализация на ПЭВМ для ОАО «Московское Речное Пароходство» 2.48 MB
  3 Анализ существующей системы управления. Управление персоналом должно все меньше основываться на административных методах и все в большей степени ориентироваться на осознанную кадровую политику базирующуюся на системе интересов государственного служащего и органов государственного управления. Поэтому необходимы новейшие научные знания и эффективные технологии в области управления человеческими ресурсами методы формирования и управления трудовым коллективом освоение инновационных технологий работы с кадрами. Нужны новые подходы к таким...
38666. Возведение одноэтажного административно-хозяйственного здания для Центра Детского Творчества в г.Уфа 1.43 MB
  Выбор методов производства работ основных машин и механизмов 2.4 Определение номенклатуры и подсчет объемов работ Бахолдина Н.2 Ведомость номенклатуры и подсчета объемов работ 2.5 Выбор методов производства работ и механизмов 2.
38668. ДИСКУРС ОБ АВТОРСТВЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ КИНОКРИТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ДЭВИДА ЛИНЧА 910.5 KB
  вторский кинематограф остается на сегодняшний день закрытым для многих, чьи потребности уже вышли за рамки развлекательного кино отчасти из-за непонимания сложившегося в мире киноязыка, отчасти из-за бессилия кинокритики в доступной и объективной форме интерпретировать произведения. К авторскому кинематографу сформировалось отношение как к чему-то субъективному и непознаваемому по своей природе.