24726

Человек как предмет общей психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...

Русский

2013-08-09

35.5 KB

3 чел.

3. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (лекция).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 1,5 ч. 

Цель: человек как предмет общей психологии.

Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека, описание состава человеческой души: Аристотель, Платон, Плотин; ингредиенты психического облика; психика.

Основные тезисы (и краткое их доказательство):

  •  Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие от категории "объект" мы пользуемся категорией "предмет" и говорим о человеке как о предмете, мы тем самым ставим перед собой задачу перейти от потенциально неограниченного набора признаков к конечному их множеству.
  •  Существует несколько вариантов модельного описания психического облика человека: 1) описание состава человеческой души: Платон (душа – космическое начало, структура которого воспроизводит строение универсума), Аристотель (душа – биосоциальное начало, связывающее природу и культуру, общество), Плотин (душа – природное начало, дифференцированное в соответствии со ступенями развития жизни и распространяющее принцип иерархии на жизненные функции); 2) лингвистическая картина психического облика.
  •  Лингвистическая картина психического облика человека: в языковой картина человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и, прежде всего, качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление, мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). В русской языковой картина мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в действиях, актах: 1) физических, 2) умственных, 3) речевых. Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом, а опосредован состоянием, в котором находится человек.
  •  При детальном рассмотрении можно выделить ингредиенты психического облика человека: сенсорно-перцептивная система, система физиологических состояний, система физиологических реакций, система физических действий, система желаний, система интеллектуальных действий, система эмоций, система речевых действий.
  •  Т.к. психика человека определенным образом противопоставлена психике животных, поэтому характеристика психической реальности д.б. иерархизирована в зав-ти от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Отдельный психический процесс, функция всегда, так или иначе, опосредованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску. Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе оценку партнера, собеседника, адресата. Лексическая номинация психических феноменов предусматривает выделение в них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата, психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания.

Контрольно-диагностические задания: 1) небольшой опрос студентов, чтобы определить их представление о человеке как предмете общей психологии (в начале занятия), 2) тест вначале след. занятия на определение усвоенного материала.

Литература: любой учебник по общей психологии, имеющийся в библиотеке института.

  1.  Предложите проект проведения семинарского занятия по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (семинар).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 3 ч.

Цель: знакомство с четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева.

Задачи: изучить четырехаспектную модель психики Ананьева Б.Г., состоящую из 4-х подмножеств: человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Ключевые понятия: модель психики Ананьева; человек как субъект, личность, индивид, индивидуальность.

План работы: 1) студенты делятся на 4-е группы; 2) каждая группа на занятии готовит материал по одной из следующих тем: а) человек как индивид, б) человек как личность, в) человек как субъект, г) человек как индивидуальность; 3) представитель от каждой группы выступает с докладом по своему материалу; 4) ответы на вопросы, дополнения.

Дидактическое обеспечение: схемы, таблицы (если есть).

Контрольно-диагностическое задание: опрос-вывод.

Преподаватель на занятии должен предоставить студентам список литературы для подготовки к семинару.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71332. Общие сведения о микроэлектронике 183.5 KB
  Полупроводниковые ИМС полупроводниковый кристалл в толще которого выполняются все компоненты схемы: полупроводниковые приборы и полупроводниковые резисторы. Кристалл полупроводника помещают в герметизированный пластмассовый или стеклянный корпус имеющий выводы во внешнюю цепь.
71333. Становление полисной системы в Древней Греции 673.5 KB
  Время упадка переходный смутный хаотичный период между греческим классицизмом и могуществом Римской империи Нибур Период распространения эллинской культуры на Востоке и усвоения ее достижений народами Азии Дройзен Тарн Мейер Бенгтстон Политические и экономическое единство созданное...
71334. Історія України: Конспект лекцій 1000 KB
  Необхідність вивчення історії України у вищій школі випливає із актуальності і значимості досвіду минулих поколінь у нашому теперішньому і майбутньому житті, а також із громадянського обов’язку пошани і любові до своєї родини і Батьківщини.
71335. Избранные лекции по медицине катастроф: Учебное пособие 851.5 KB
  Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку сложившуюся в результате ЧС...
71336. Receipt of fuel from water transport 102.5 KB
  When fuel is transported by water transport, the fuel supply enterprises construct special ports/harbour. To receive oil tankers, they use elevated one or two sided piers and one sided moorage/berth. As a rule piers are used on the seashores and lakesides; moorages are used on the riversides.
71337. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА 264.5 KB
  Обострение противоречий проявилось в ряде политических кризисов в начале века: Марокканский кризис Итало-турецкая война Боснийский кризис Балканские войны. В 1917 году Россия фактически выходит из войны; в апреле 1917 г. В ответ были выдвинуты контрпретензии: платой царских долгов ставили...
71338. История России 8-9 века 246.5 KB
  Главное занятие восточных славян – земледелие. Существовали 2 способа обработки земли: подсечно-огневое и пашенное земледелие. Занимались также ремеслом, огородничеством, охотой, рыболовством, торговлей. Главный торговый партнер – Византия.
71339. ГІСТОРЫЯ БЕЛАРУСІ 1.83 MB
  «Гiсторыя» – у перакладзе з грэчаскай мовы – апавяданне аб мiнулых падзеях. Яе заснавальнікам лічыцца Герадот (484–425 гг. да н. э.). Яна вывучае ход i заканамернасцi развiцця чалавечага грамадства ў мiнулым. Аб’ектам яе пазнання з’яўляецца працэс і вынікі жыццядзейнасці людзей у сацыяльнай, матэрыяльнай і духоўнай сферах.
71340. СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 143 KB
  Основное население страны планировалось превратить в рабов, а саму Россию – в аграрно-сырьевой придаток Запада. Такие планы не оставили народу другой альтернативы, кроме борьбы. В этой войне речь шла не столько о борьбе нацизма и большевиков, сколько о судьбе российской государственности.