24726

Человек как предмет общей психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...

Русский

2013-08-09

35.5 KB

3 чел.

3. Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (лекция).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 1,5 ч. 

Цель: человек как предмет общей психологии.

Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека, описание состава человеческой души: Аристотель, Платон, Плотин; ингредиенты психического облика; психика.

Основные тезисы (и краткое их доказательство):

  •  Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие от категории "объект" мы пользуемся категорией "предмет" и говорим о человеке как о предмете, мы тем самым ставим перед собой задачу перейти от потенциально неограниченного набора признаков к конечному их множеству.
  •  Существует несколько вариантов модельного описания психического облика человека: 1) описание состава человеческой души: Платон (душа – космическое начало, структура которого воспроизводит строение универсума), Аристотель (душа – биосоциальное начало, связывающее природу и культуру, общество), Плотин (душа – природное начало, дифференцированное в соответствии со ступенями развития жизни и распространяющее принцип иерархии на жизненные функции); 2) лингвистическая картина психического облика.
  •  Лингвистическая картина психического облика человека: в языковой картина человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и, прежде всего, качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление, мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). В русской языковой картина мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в действиях, актах: 1) физических, 2) умственных, 3) речевых. Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом, а опосредован состоянием, в котором находится человек.
  •  При детальном рассмотрении можно выделить ингредиенты психического облика человека: сенсорно-перцептивная система, система физиологических состояний, система физиологических реакций, система физических действий, система желаний, система интеллектуальных действий, система эмоций, система речевых действий.
  •  Т.к. психика человека определенным образом противопоставлена психике животных, поэтому характеристика психической реальности д.б. иерархизирована в зав-ти от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Отдельный психический процесс, функция всегда, так или иначе, опосредованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску. Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе оценку партнера, собеседника, адресата. Лексическая номинация психических феноменов предусматривает выделение в них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата, психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания.

Контрольно-диагностические задания: 1) небольшой опрос студентов, чтобы определить их представление о человеке как предмете общей психологии (в начале занятия), 2) тест вначале след. занятия на определение усвоенного материала.

Литература: любой учебник по общей психологии, имеющийся в библиотеке института.

  1.  Предложите проект проведения семинарского занятия по теме «Человек как предмет общей психологии»

Тема: человек как предмет общей психологии (семинар).

Аудитория: студенты 1 курса ФПП СПБГИПиСР.

Время занятия: 3 ч.

Цель: знакомство с четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева.

Задачи: изучить четырехаспектную модель психики Ананьева Б.Г., состоящую из 4-х подмножеств: человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Ключевые понятия: модель психики Ананьева; человек как субъект, личность, индивид, индивидуальность.

План работы: 1) студенты делятся на 4-е группы; 2) каждая группа на занятии готовит материал по одной из следующих тем: а) человек как индивид, б) человек как личность, в) человек как субъект, г) человек как индивидуальность; 3) представитель от каждой группы выступает с докладом по своему материалу; 4) ответы на вопросы, дополнения.

Дидактическое обеспечение: схемы, таблицы (если есть).

Контрольно-диагностическое задание: опрос-вывод.

Преподаватель на занятии должен предоставить студентам список литературы для подготовки к семинару.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18000. Административные избирательные технологии и борьба с ними 1.04 MB
  Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними Книга посвящена анализу использования административного ресурса на российских выборах и мерам борьбы с этим явлением. Основное внимание уделено способам противодействия административным и...
18001. Афера на выборах 757.5 KB
  Смирнов В. М. Афера на выборах Абсолютно за каждой российской избирательной кампанией тянется длинный шлейф подтасовок судебных процессов и скандалов после которых в честность проходящих в России выборов не верят даже дети. О представительности же то есть выра
18002. ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ 3.68 MB
  А. БЕБЕЛЬ ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОДЕРЖАНИЕ От издательства Предисловие Предисловие автора к двадцать пятому изданию Предисловие автора к тридцать четвертому изданию Предисловие автора к пятид
18003. Азбука валютного дилинга 2.27 MB
  Азбука валютного дилинга 1. Введение Если до недавнего времени для советского человека существовал практически единственный вариант использования капитала хранить деньги в сберкассе то сегодня в России становятся все более доступными для широких слоев населения н...
18004. БАНКОВСКАЯ СТАТИСТИКА 764.5 KB
  Е.В. Глухова БАНКОВСКАЯ СТАТИСТИКА Учебное пособие ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины Банковская статистика для студентов специальностей 060400 Финансы и кредит 061700 Статистика 351400 Прикладная информатика в эк...
18005. Банковские автоматизированные системы 334.5 KB
  Автоматизированная банковская система - совокупность средств, выполняющих в банке операции с вкладами, кредитами и платежами. Банковская система характеризуется разнообразием и большими объемами информации. В своей работе она опирается на систему электронных платежей и использование электронных документов
18006. Банковский маркетинг 1.07 MB
  Изучение курса направлено на формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области организации банковского маркетинга, усвоение его принципов в условиях развития рыночных отношений и российской банковской системы.
18007. Банковское дело. Опорный конспект лекций 691.5 KB
  Тишина В. Н. Банковское дело Опорный конспект лекций Оглавление [1] Введение [2] Лекция 1.Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала. Структура кредитной системы [3] Лекция 2. Коммерческий банк принципы деятель
18008. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО. Учебное пособие 707 KB
  Учебное пособие Елфимова Ирина Федоровна БАНКОВСКОЕ дело Введение Коммерческие банки это социальноэкономическая отрасль которая наиболее гибко реагирует на любые изменения как в экономической так и политической жизни общества и выполняет следующие со...