24727

ТЕМПЕРАМЕНТ

Контрольная

Психология и эзотерика

Адресат: студенты 1го курса психологического факультета Цели: знакомство студентов с понятием темперамент раскрытие этого понятия через его определение и свойства с помощью темперамента показать психологические личностные различия. Задачи: определение темперамента история представлений о темпераменте свойства темперамента. Ключевые понятия: темперт темпераментные свойства типы ВНД типы темпта.

Русский

2013-08-09

43.5 KB

21 чел.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Темперамент»

Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ.

Адресат: студенты 1го курса психологического факультета

Цели: знакомство студентов с понятием «темперамент», раскрытие этого понятия через его определение и свойства, с помощью темперамента показать психологические личностные различия. 

Задачи: определение темперамента, история представлений о темпераменте, свойства темперамента. 

Ключевые понятия: темпер-т , темпераментные свойства, типы ВНД, типы темп-та.

Тезисы:

1)Темпер-т – (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Особенности темпер-та человека – важное условие с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию способностей. Нет лучших или худших темпер-тов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия д.б. направлены не на его исправление(что невозможно вследствие врожденности тем-та), а на разумное использование в конкретной деятельности

2) Впервые более или менее подробно описал темперамент Гиппократ, считая, что состояние организма зависит от количественного соотношения жидкостей имеющихся в организме. Такими необходимыми жидкостями считались кровь, желчь, черная желчь и слизь(флегма), и подразумевалось, что для здоровья необходимо оптимальное их соотношение. Конкретное название каждый темперамент получил по той жидкости, которая преобладала в организме. Были получены следующие виды темп-та: сангвистический (кровь), холерический(желчь), меланхолический(черная желчь) и флегматический(слизь). Но Гиппократ не связывал темп-т с психической жизнью человека и даже говорил о темпер-те отдельных органов, например, сердца.

3) Наиболее успешную попытку связать тем-т с особенностями организма предпринял И.П.Павлов. Он пришел к выводу, что в основе каждого из четырех типов тем-та лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деят-ти. Он вывел след.четыре типа:

- Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип

- Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип

- Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.

- Слабый тип.

Он также смог приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

4) свойства темп-та определяют динамику психол-й жизни человека

- предметная эргичность – отражает уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду.

- социальная эргичность – отражает уровень потребности в социальных контактах, стремления к лидерству.

- пластичность- отражает степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой

- социальная пластичность – отражает степень легкости или трудности переключения в ходе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

-темп(скорость) отражает быстроту моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

-социальный темп – отражает скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

-эмоциональность- отражает эмоц-ть, чувствительность к неудачам в работе.

- соц.эмоциональность – отражает эмоц.чувствительность в коммуникативной сфере

5)Существует 4 основ.типа темп-та.

- Сангвиник- в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединенный с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Он любит строить проекты, но скоро их бросает. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми.

- Холерик – отличается большой жизненной энергией, но ему не достает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Увлекшись каким-либо делом, он чересчур налегает на свои силы. Ему трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного медленного темпа. В общении вспыльчив, нетерпелив, криклив.

-Флегматик – для него легче удержаться от быстрого принятия решения, чтобы прежде его обдумать. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит терпеливо свои страдания. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации. Медленно привыкает к новым людям, отличается постоянством общения с одними и теми же людьми.

- Меланхолик – имеет склонность к печали. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, его пугает новая обстановка, новые люди.

Дидактическое обеспечение: Традиционные методы: 1) словесные (проведение урока в лекционной форме)2) наглядные методы: таблицы, иллюстрации.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Темперамент»

тема: темп-т

Цели: - повторение и закрепление знаний;- развитие культуры и научного мышления;-познавательная мотивация;- профессиональное использование знаний в учебных условиях;- педагогическое общение. 

дополнит.литература:  Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах, Введение в психологию под ред. А.В.Петровского, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000, Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб.: Свет, 2000

Вопросы к обсуждению: общее понятие о темп-те, история представлений о тем-те, классификация видов темп-та, темп-т и деят-ть

Распределение тем для сообщений (разделение на группы) предварительные консультации. Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Темперамент»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; диагностика типов темперамента у учащихся

Методики:

  1.  Привести примеры темп-та известных исторических персонажей или деятелей культуры. ( Крылов, Кутузов – флегматики, Пушкин, Суворов – холерики, Наполеон – сангвиник, Гоголь, Чайковский – меланхолики)
  2.   Провести диагностику личностных особенностей учащихся, используя различные методики (Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер, Опросник Айзенка,Опросник формально – динамических свойств индивидуальности Русалова

3.     Разыграть с учащимися сценки, которые описывали бы различные типы тем-та (сценка со шляпой)

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64847. ЖАНРОВА ПАЛІТРА РАДІОМОВЛЕННЯ 44.5 KB
  Відмінність жанрів радіожурналістики від жанрів газетної журналістики обумовлено специфікою радіокомунікації. Ключ до розуміння особливостей формування радіожанрів дають специфічні виражальні засоби якими оперує мовлення.
64848. ТЕЛЕБАЧЕННЯ В СИСТЕМІ ЗМІ 40.5 KB
  Особливості технічного постачання телевізійного сигналу ефірне телебачення кабельні мережі супутникові телеканали. Телебачення як об’єкт культурології та соціології.
64849. ІНФОРМАЦІЙНІ ПРОГРАМИ НА ТЕЛЕБАЧЕННІ 43 KB
  Виробництво телевізійного сюжету Мова та стиль інформаційної програми. Єдність усіх журналістських матеріалів які утворюють цілісну структуру складеного інформаційного тексту програми є вищим рівнем професійної майстерності журналістів.
64850. ЖУРНАЛІСТСЬКЕ РОЗСЛІДУВАННЯ НА ТЕЛЕБАЧЕННІ 43.5 KB
  Технологія розслідування: методи етапи. Умови реалізації журналістського розслідування: доступ до джерел інформації правові та етичні обмеження безпека журналістів Журналістські розслідування англ. Журналістське розслідування не просто відповідає на запитання...
64851. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 83 KB
  В структуру политической организации входит: государство партии иные общественные организации выражающие интересы доминирующих классов партии и иные организации классов которые противостоят правящим слоям общества важнейшим элементом являются политические партии.
64852. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОВЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗС 95 KB
  В науке КП для обозначения правового положения личности установленного нормами законодательства принято использовать следующие термины: основы правового статуса человека и гражданина; конституционно-правовой статус человека и гражданина.
64853. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗС 126 KB
  Форма государства совокупность внешних признаков организации и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя 3 стороны организации государственной власти: форма правления форма государственного устройства политический режим историческая практика свидетельствует...
64854. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 120 KB
  Избирательное право и избирательная система связана с формированием органов государственной власти и ОМС. в объективном смысле это система юридических норм регулирующих порядок формирования выборных государственных органов...
64855. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 100 KB
  Центральные высшие действуют от имени всего государства и осуществляют свои полномочия свои полномочия на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Большинство современных конституций в той или иной форме производят принцип разделения властей...