24727

ТЕМПЕРАМЕНТ

Контрольная

Психология и эзотерика

Адресат: студенты 1го курса психологического факультета Цели: знакомство студентов с понятием темперамент раскрытие этого понятия через его определение и свойства с помощью темперамента показать психологические личностные различия. Задачи: определение темперамента история представлений о темпераменте свойства темперамента. Ключевые понятия: темперт темпераментные свойства типы ВНД типы темпта.

Русский

2013-08-09

43.5 KB

21 чел.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме «Темперамент»

Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ.

Адресат: студенты 1го курса психологического факультета

Цели: знакомство студентов с понятием «темперамент», раскрытие этого понятия через его определение и свойства, с помощью темперамента показать психологические личностные различия. 

Задачи: определение темперамента, история представлений о темпераменте, свойства темперамента. 

Ключевые понятия: темпер-т , темпераментные свойства, типы ВНД, типы темп-та.

Тезисы:

1)Темпер-т – (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Особенности темпер-та человека – важное условие с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию способностей. Нет лучших или худших темпер-тов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия д.б. направлены не на его исправление(что невозможно вследствие врожденности тем-та), а на разумное использование в конкретной деятельности

2) Впервые более или менее подробно описал темперамент Гиппократ, считая, что состояние организма зависит от количественного соотношения жидкостей имеющихся в организме. Такими необходимыми жидкостями считались кровь, желчь, черная желчь и слизь(флегма), и подразумевалось, что для здоровья необходимо оптимальное их соотношение. Конкретное название каждый темперамент получил по той жидкости, которая преобладала в организме. Были получены следующие виды темп-та: сангвистический (кровь), холерический(желчь), меланхолический(черная желчь) и флегматический(слизь). Но Гиппократ не связывал темп-т с психической жизнью человека и даже говорил о темпер-те отдельных органов, например, сердца.

3) Наиболее успешную попытку связать тем-т с особенностями организма предпринял И.П.Павлов. Он пришел к выводу, что в основе каждого из четырех типов тем-та лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деят-ти. Он вывел след.четыре типа:

- Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип

- Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип

- Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.

- Слабый тип.

Он также смог приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

4) свойства темп-та определяют динамику психол-й жизни человека

- предметная эргичность – отражает уровень потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному и физическому труду.

- социальная эргичность – отражает уровень потребности в социальных контактах, стремления к лидерству.

- пластичность- отражает степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой

- социальная пластичность – отражает степень легкости или трудности переключения в ходе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

-темп(скорость) отражает быстроту моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

-социальный темп – отражает скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

-эмоциональность- отражает эмоц-ть, чувствительность к неудачам в работе.

- соц.эмоциональность – отражает эмоц.чувствительность в коммуникативной сфере

5)Существует 4 основ.типа темп-та.

- Сангвиник- в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединенный с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Он любит строить проекты, но скоро их бросает. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми.

- Холерик – отличается большой жизненной энергией, но ему не достает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Увлекшись каким-либо делом, он чересчур налегает на свои силы. Ему трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного медленного темпа. В общении вспыльчив, нетерпелив, криклив.

-Флегматик – для него легче удержаться от быстрого принятия решения, чтобы прежде его обдумать. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит терпеливо свои страдания. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации. Медленно привыкает к новым людям, отличается постоянством общения с одними и теми же людьми.

- Меланхолик – имеет склонность к печали. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, его пугает новая обстановка, новые люди.

Дидактическое обеспечение: Традиционные методы: 1) словесные (проведение урока в лекционной форме)2) наглядные методы: таблицы, иллюстрации.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения семинарского занятия по теме «Темперамент»

тема: темп-т

Цели: - повторение и закрепление знаний;- развитие культуры и научного мышления;-познавательная мотивация;- профессиональное использование знаний в учебных условиях;- педагогическое общение. 

дополнит.литература:  Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах, Введение в психологию под ред. А.В.Петровского, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000, Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб.: Свет, 2000

Вопросы к обсуждению: общее понятие о темп-те, история представлений о тем-те, классификация видов темп-та, темп-т и деят-ть

Распределение тем для сообщений (разделение на группы) предварительные консультации. Критерии оценки выступлений: соответствие содержания выступления теме, проработанность вопроса (полнота сообщения), разносторонность во взгляде на тему, привлечение цитат авторов, занимавшихся данной темой, культура речи и профессиональность мышления, использование наглядных материалов

Приемы проведения: вводное слово преподавателя, выступления и сообщения по заданным темам, дискуссии по темам, подведение итогов, анализ сообщений, оценка выступлений.

  1.  Предложите и обоснуйте проект проведения практического занятия по теме «Темперамент»

Цели: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; диагностика типов темперамента у учащихся

Методики:

  1.  Привести примеры темп-та известных исторических персонажей или деятелей культуры. ( Крылов, Кутузов – флегматики, Пушкин, Суворов – холерики, Наполеон – сангвиник, Гоголь, Чайковский – меланхолики)
  2.   Провести диагностику личностных особенностей учащихся, используя различные методики (Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер, Опросник Айзенка,Опросник формально – динамических свойств индивидуальности Русалова

3.     Разыграть с учащимися сценки, которые описывали бы различные типы тем-та (сценка со шляпой)

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66822. Податковий контроль: порівняльний аналіз текстів податкового кодексу України, Франції та Росії 26.27 KB
  Податковий контроль система заходів що вживаються контролюючими органами з метою контрол правильності нарахування повноти і своєчасності сплати податків і зборів а також дотримання законодавства з питань регулювання обігу готівки проведення розрахункових та касових операцій патентування ліцензування...