24732

ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Лекция

Медицина и ветеринария

Внеутробный этап: период новорожденности от рождения до 28го дня жизни; ранний неонатальный от рождения до 7го дня жизни; поздний неонатальный – с 8го до 28й дня жизни; период грудного возраста с 28го дня жизни до 12 мес; ранний детский возраст от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст от 3 до 6 лет; 5 младший школьный возраст от 7 до 11 лет; старший школьный период подростковый пубертатный от 12 до 1718лет. В различные периоды развития отмечается неравномерное совершенствование отдельных органов и систем организма...

Русский

2013-08-09

128.5 KB

7 чел.

22

ЛЕКЦИЯ 1

ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

    Поскольку ребенок на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качестве, возникает определенная потребность выделить в процессе человеческого онтогенеза ряд периодов, или этапов развития. Среди них самыми важными являются два: внутриутробное развитие и постнатальное, или собственно детство.

Слайд 1

Этапы развития

А. Внутриутробный этап:

а) фаза эмбрионального развития (IIIII месяцы);

б) фаза плацентарного развития ( с III месяца до рождения).

Б. Внеутробный этап:

  1.  период новорожденности (от рождения до 28-го дня жизни);
    •  ранний неонатальный от рождения до 7-го дня жизни;
    •  поздний неонатальный – с 8-го до 28-й дня жизни;
  2.  период грудного возраста (с 28-го дня жизни до 12 мес);
  3.  ранний детский возраст  (от 1 года до 3 лет);
  4.  дошкольный возраст (от 3 до 6 лет);

5) младший школьный возраст  (от 7 до 11 лет);

  1.  старший школьный период (подростковый, пубертатный) (от 12 до 17-18лет).

В различные периоды развития отмечается неравномерное совершенствование отдельных органов и систем организма в целом. Например, скорость развития левых отделов сердца значительно превышает соответствующие показатели правых отделов сердца. Скорость роста костей ног в период первого физиологического вытяжения (5 – 6 лет) опережает увеличение мышц, что является причиной возникновения болей в ногах у детей в этот период детства. Поэтому правильная интерпретация различных клинических проявлений диспропорций развития имеет важное значение как для диагностики различных заболеваний, так и для их лечения.

    В основе периодизации лежат гистоморфологические и функциональные особенности. С понятием периода связывают представления об очередном отрезке времени онтогенеза, в пределах которого особенности морфологии и физиологических отправлений являются более или менее однозначными.

    Огромное значение в развитии ребенка имеет внутриутробный период, который длится в среднем 270 дней. В этот период происходит формирование врожденных заболеваний – тех, которые явились результатом либо расстройства жизнедеятельности зародышевых клеток, либо начались несколько позже, но во внутриутробный период.

Слайд 2

Периоды внутриутробного развития

Возможная патология

Зародышевый период – от оплодотворения до имплантации бластоцита – 1 неделя

Воздействие тератогенных факторов- гибель зародыша – спонтанный аборт

Период имплантации – 40 часов

тератогенные факторы вызывают несовместимую с выживанием зародыша патологию или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аберраций или мутации генов. 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается,

Эмбриональный период длится 5 – 6 недель (срок беременности от 3 до 7 нед. – критический период развития)

Воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии – грубые анатомические и диспластические пороки развития

Эмбриофетальный период продолжается 2 недели – формируется плацента, заканчивается формирование большинства внутренних органов (кроме ЦНС и ЭС)

Пороки развития плаценты и плацентарного кровообращения влияют на интенсивность роста плода

Фетальный период от 9 недель до рождения: ранний – от начала 9 нед. до конца 28 недели

Поздний фетальный период – после 28 нед. до начала родов, т.е. до отхождения околоплодных вод ( депонирование солей кальция, железа, меди, витамина в12, накопление иммуноглобулинов матери, созревание сурфактанта в эпителиальных выстилках легких и пищеварительного тракта.

Возможна задержка роста и дифференцировка (гипоплазия) органов плода, или тканей (дисплазии), циррозы, фиброзы в ответ на инфекцию, незрелость, недоношенность, т.е. ранние фетопатии.

  •  преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка,
  •  внутриутробная гипотрофия,
  •  возникновение настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническими признаками заболевания

    Более чем у 1/3 всех детей, поступающих в больницы, имеется какой-либо дефект развития, часто именно в связи с чем они и направляются в лечебное учреждение. Находящиеся в специальных учреждениях глухие, слепые или умственно отсталые дети в подавляющем большинстве родились уже с дефектом. К этому значительному числу следует прибавить и случаи смерти уже во внутриутробный период, а также спонтанные аборты, причинами которых были пороки развития.

Слайд 3

Аномалии развития

  •  наследуемые аномалии
  •  не наследуемые врожденные аномалии

     Прежде всего необходимо обобщить понятие порока (аномалии) развития. Среди них имеются и наследуемые аномалии, и те заболевания, которые хотя и являются врожденными, но не наследуются.

   Для наследственных болезней, или наследуемых аномалий, характерна точно установленная генетическая природа (точечные мутации, делеции и другие дефекты конкретного гена или дефекты хромосом).

   Врожденные аномалии, возникшие в результате дефектов морфогенеза, могут иметь различную степень тяжести: от малых аномалий (например, полидактилия) до очень тяжелых системных поражений (гидроцефалия, синдром Дауна).

   В природе возникновения врожденных аномалий ведущую роль играет влияние неблагоприятной среды.

    Тератогенные факторы, влияющие на плод, можно разделить на 3 группы:

Слайд 4

Тератогенные факторы

Экзогенные

        – ионизирующая радиация – гибель клеток и мутации генов;

  •  вирусные инфекции (краснуха, грипп, энтеровирусная     инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия) – пороки развития или острый  

      инфекционный процесс;

-      гипоксия;

  •  фармакологические препараты (цитостатики, стероиды, салицилаты в больших количествах и др.);
  •  хозяйственные, промышленные, сельскохозяйственные яды (пестициды, гербициды, лаки и краски и т.д.).

Генетические:

    -  мутантные гены с доминантным и ли рециссивным типом

           наследования;

  •  хромосомные аберрации (числовые и структурные);

Сочетанные: те и другие в сочетании

    Вредное действие радиоактивного облучения доказано давно. Рентгеновские лучи могут стать причиной не только эмбриопатий, но и гаметопатий и хромосомных аберраций. Поэтому следует особенно избегать излишних рентгеновских исследований девочек.

   Если имеют место аберрации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 мес обусловлены хромосомной аберрацией), и только относительно небольшое количество детей, имеющих хромосомные аберрации, жизнеспособны. Трисомия одной из аутосом приводит обычно к тяжелым множественным расстройствам Трисомия самых малых хромосом -21 пары – встречается, например, при болезни Дауна. Трисомия половых хромосом 47 XXY является причиной синдрома Кляйнфелтера, XXX. Моносомия аутосом обычно приводит к смерти во внутриутробный период и аборту. Среди моносомий половых хромосом известна моносомия X(XO) синдром Тернера.

Слайд 5

Примеры влияния внутриутробных инфекций на плод

  •  токсоплазмоз – гидроцефалия
  •  цитомегаловирусная инфекция – поражения нервной системы
  •  листериоз – разнообразные поражения органов

    Бактериальные и вирусные инфекции вызывают обычно не эмбриопатии, а фетопатии, так как их поражающее действие связано с повреждением уже сформировавшейся плаценты. Среди инфекций наибольшее значение имеет токсоплазмоз. Эта инфекция передается трансплацентарным путем, в качестве ее ведущего симптома выступает врожденная гидроцефалия. Цитомегалия может стать причиной врожденных церебральных дефектов. Врожденный сифилис и листериоз могут вызвать самые различные поражения органов.

Слайд 6

причины гипоксии

    -     недостаточность плацентарного кровообращения

    -     токсикозы беременности

  •  предлежание плаценты
  •  ранние кровотечения

    Гипоксия является одним из наиболее устойчивых тератогенных агентов  в опытах на животных. О влиянии гипоксии на эмбрион человека можно судить только на основании отдельных клинических наблюдений, как, например, отравление угарным газом во время беременности. Среди гинекологических причин врожденных уродств играет роль и недостаточность плацентарного кровообращения. Известно, что в случае токсикозов беременности, предлежания плаценты, ранних кровотечений повышается вероятность врожденных уродств.

    Для формирования тех или иных пороков развития имеют значение сроки воздействия тератогенгов на формирующиеся органы и системы плода.

Слайд 7

Локализация дефекта в зависимости от стадии онтогенеза

Глаза – мозг – сердце – органы слуха - кисти

Исследования в этой области получили мощный толчок после открытия Gregg, который в 1941 году показал, что значительное число беременных женщин, заболевших краснухой во время крупной эпидемии этого заболевания в Австралии, родили впоследствии детей с разнообразными пороками развития. Данные, полученные при исследовании эмбриопатий, развившихся вследствие краснухи, подтвердили, что локализация дефекта зависит от того, в какой стадии органогенеза находится организм в момент воздействия. В течении беременности, то есть в ходе смен фаз органогенеза отдельные органы повреждаются в следующей последовательности: глаза – мозг – сердце – органы слуха – кисти. Еще позже, после третьего месяца, когда органы уже сформированы, краснуха у матери может вызвать врожденную краснуху у плода. В настоящее время вероятность появления дефекта развития при заболевании краснухой в первые три месяца беременности принимается равной 20%.

Слайд 8

Наиболее опасные сроки формирования пороков развития различных систем плода

Женские половые пути – 130 – 170 дни беременности

Мужские половые пути – 110 – 170 дни беременности

Конечности – 45 – 90 дни беременности

Глаза – 30 – 150 дни беременности

Сердце – 35 – 70 дни беременности

Мозг – 30 – 150 дни беременности

Так как глаза, мозг и сердце раньше других органов достигают высшей точки развития, то ранние инфекции при беременности могут стать причиной одновременного поражения этих органов. В более поздний период может возникнуть комбинация пороков сердца и органов.

     К генетическим факторам, приводящим к аномалиям развития, относятся мутантные гены и хромосомные аберрации, наследуемые по доминантному или рециссивному типу.

Слайд 9

Генетические факторы, наследуемые по доминантному или рециссивному типу

  •  мутантные гены
  •  хромосомные аберрации

Если в ДНК гена происходит мутация, то, согласно изменившемуся генетическому коду, синтезируются белки, создающие основу для некоторого отклонения каких-то свойств или качеств организма.

Слайд 10

Последовательность аминокислот в гемоглобинах

Нормальный гемоглобин (А): валин-гистидин-лейцин-триптофан-пролин-ГЛЮТАМИН-глютамин-лизин-….

Гемоглобин «S» - валин-гистидин-лейцин-триптофан-пролин ВАЛИН-глютамин-лизин-…

    Классическим примером этого является структура аномального гемоглобина «S» при серповидноклеточной анемии. Полипептидная цепь гемоглобина составляет примерно 300 аминокислот. Замещение всего одной аминокислоты этой длинной цепи другой, ведет к глубоким патологическим изменениям.

Слайд 11

Число детей, родившихся с болезнью Дауна от числа всех родившихся

У матерей в возрасте до 30 лет – 0,5 на 1000

У матерей в возрасте свыше 35 лет – 4 на 1000

У матерей после 45 лет – 20 на 1000

     Наиболее часто аномальные расхождения хромосом и хромосомные аберрации встречаются у более пожилых родителей. Хорошо известно, что дети с болезнью Дауна значительно чаще рождаются у более пожилых матерей:

Слайд 12

Примеры наследственных болезней обмена

    -     галактоземия – исключается молоко, пища без галактозы

  •  фенилкетонурия – исключаются продукты, содержащие фенилаланин

    Раннее распознавание наследственных болезней обмена (галактоземии, алактазии и фенилкетонурии.) может предупредить вторичные соматические поражения (главным образом, мозговые) соответствующей диетой, назначаемой немедленно после установки диагноза.

  Пренатальная профилактика, проводимая в настоящее время, уже сейчас приносит определенные результаты.

    Поздний фетальный период переходит в интранатальный этап, который начинается от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки пуповины.

Слайд 13

Интранатальный этап – от начала схваток до перевязки пуповины

- родовая травма

- гипоксия

- анемия

- аспирация

- инфицирование в родах

В это время возможно возникновение травм центральной и периферической нервной системы, что создает непосредственную угрозу жизни. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пуповинного кровообращения или дыхания. Родовые травмы нередко возникают вследствие несоответствия размеров головки плода и родовых путей матери, неправильного положения плода, что требует акушерской помощи.

    В целом внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

Слайд 14

Характеристика родов в зависимости от срока

Срочные на 37 – 41 неделе беременности

Преждевременные – ранее 37-й недели беременности

Запоздалые – при сроке 42 недели и более

     Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-41-й недели беременности, преждевременными – ранее 37-й недели и запоздалыми – при сроке 42 нед и более.

Ранний неонатальный период – от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни, характеризуется:

Слайд 15

Характеристика раннего неонатального периода

  •  началом легочного дыхания и функционированием малого круга кровообращения (закрываются овальное отверстие и артериальный проток),
  •  возрастает кровоток в сосудах легких и головного мозга,
  •  изменяется энергетический обмен и терморегуляция,
  •  начало энтерального питания,

     -     возникает комплекс проявлений гормонального криза.

    Проявлениями процессов адаптации ребенка к новым условиям являются:

Слайд 16

Проявления процессов адаптации ребенка к новым условиям

  •  физиологический катар кожи
  •  физиологическая потеря массы тела
  •  мочекислый инфаркт

     -     половой криз.

   Заболевания, выявление которых характерно для раннего неонатального периода:

Слайд 17

Заболевания, наиболее характерные для раннего неонатального периода

  •  аномалии развития
  •  фетопатии
  •  наследственные заболевания
  •  гемолитическая болезнь новорожденных по Rh- или АВ0-несовместимости
  •  проявления родовой травмы
  •  проявления перенесенной в родах асфиксии
  •  проявления внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах
  •  проявления аспирации
  •  гнойно-септические заболевания, пиодермии
  •  бактериальные и вирусные поражения кишечника и дыхательных

       путей.

    Легкость их инфицирования вызвана незрелостью первой линии защиты организма, обусловленной отсутствием у новорожденных секреторных иммуноглобулинов А, низким содержанием антител, относящимся к классу иммуноглобулинов М (особенно по отношению к грамотрицательной флоре). Большое значение имеет возникновение синдрома дыхательных расстройств, имеющего в основе незрелость легочной ткани, сопровождающуюся гипертензией малого круга кровообращения.

Слайд 18

Оптимальные условия для ребенка первых дней жизни

  •  асептические условия для максимальной защиты ребенка от инфицирования,
  •   оптимальная температура окружающей среды
  •  тесный контакт новорожденного с матерью, их взаимное общение и привыкание (импритинг).

   Первые дни жизни являются и своеобразным критическим периодом в налаживании естественного вскармливания как для ребенка, приобретающего первые навыки сосания груди, так и для матери, у которой развивается лактация. В этот период должны быть обеспечены:

  •  асептические условия для максимальной защиты ребенка от инфицирования,
  •  оптимальная температура окружающей среды
  •  тесный контакт новорожденного с матерью, их взаимное общение и    привыкание (импритинг).

Слайд 19

Перинатальный период (с 28 недели гестации до 7-го дня жизни)

Поздний фетальный период

Интранатальный период

Постнатальный период

    В силу особой важности и специфики принято такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний постнатальный периоды, объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число детей, умирающих в этот период фактически равно числу смертных случаев в течение первых 40 лет жизни.

 Поздний неонатальный период охватывает 21 день (С 8-го по 28-й день жизни). Здоровый новорожденный в это время находится уже дома под контролем участкового врача-педиатра и медицинской сестры детской поликлиники.

Слайд 20

Основные цели патронажа ребенка на дому

  •  состояние лактации у матери
  •  активность сосания ребенка
  •  оценка динамики массы тела
  •  состояние пупочной ранки
  •  оценка нервно-психического развития ребенка
  •  оценка сна ребенка
  •  оценка условий, в которых ребенок находится

В этот период также различные неблагоприятные моменты легко вызывают отклонения в развитии, что проявляется в первую очередь задержкой нарастания массы тела.

1 патронаж осуществляется на 1 – 2 день после выписки из родильного дома, когда даются разъяснения о купании ребенка, пеленании, уходе за кожей и за пупочной ранкой.  2 патронаж – через день после первого, 3 патронаж – на 14 день жизни ребенка. Первое посещение поликлиники – 1-й месяц жизни.

После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится от 29-го дня жизни до 1 года.

  Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком.

Слайд 21

Физическое развитие ребенка грудного возраста

Длина тела увеличивается на 50%

Масса тела увеличивается втрое

Максимум приходится на 2 – 4 месяц жизни

   

    Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. Максимальный в постнатальном этапе темп физического развития приходится на 2 – 4-й месяц жизни. В течение грудного возраста длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела – втрое.

Слайд 22

Последствия неадекватного питания детей грудного возраста

  •  задержка психического развития
  •  задержка нервно-психического и интеллектуального развития
  •  рахит
  •  анемия
  •  аллергодерматозы

Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. Если бы сохранилась такая потребность (в пересчете на 1 кг массы тела) во взрослом состоянии, человек должен был бы получать 10 – 12 л пищи ежедневно. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что и объясняет нередкие желудочно-кишечные заболевания грудных детей.

Слайд 23

Основные ошибки вскармливания детей первого года жизни

  •  недостаточное по объему количество грудного молока
  •  несвоевременное введение коррегирующих продуктов
  •  применение коровьего молока и др.

  В этот период возникает целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка. Это прежде всего проблема рационального вскармливания, так как кормление ребенка старше 5 мес только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить коррегирующие продукты или компоненты. Неадекватность питания в этом возрасте может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. Особенно чувствительны к пищевому обеспечению костная ткань и система крови.

Слайд 24

Основные заболевания, характерные для грудного возраста

  •  бронхиолиты и пневмонии
  •  инфекции мочевыводящих путей
  •  патология желудочно-кишечного тракта
  •  острые респираторно-вирусные инфекции

Грудной ребенок после 2 – 3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой. На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются бронхиолиты и пневмонии, течение которых отличается особой тяжестью.

Слайд 25

Способы предупреждения заболеваемости детей грудного возраста

  •  индивидуальное домашнее воспитание
  •  использование методов закаливания
  •  массаж
  •  гимнастика и водные процедуры
  •  вакцинация

         В то же время отсутствие контакта с другими детьми объясняет относительно редкую заболеваемость капельными и вирусными детскими инфекциями, несмотря на низкую их резистентность. В грудном возрасте интенсивно проводятся профилактические вакцинации. Контроль подготовки ребенка к вакцинации и ее проведению также является ответственной задачей педиатра.

    Ранний детский возраст (преддошкольный) (старший ясельный период) от 1 года до 3 лет. В этот период возникает типичный морфологический тип – «тип маленького ребенка» со свойственной ему картиной пропорций тела, круглым цилиндрическим туловищем, округлым очертанием лица и неглубоким его рельефом.

Слайд 26

Основные характеристики периода раннего детского возраста

  •  снижение темпов физического развития
  •  большая зрелость основных физиологических систем
  •  интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) – гиперплазия
  •  расширяются двигательные возможности (бег, лазание, прыжки)
  •  повышается роль всевозможных анализаторов (рецепторный аппарат ротовой полости)
  •  расширение контакта с другими детьми
  •  быстрое совершенствование речи
  •  наивысшая степень эмоциональной жизни

       Это возраст быстрого совершенствования речи. Многие дети к концу 3-го года говорят длинными фразами, с хорошим грамматическим управлением, аргументированно рассуждают. Это период так называемого первого упрямства. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков. Возникают проявления капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности, осуществляемого через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги иногда говорят, что это период «упущенных возможностей», имея в виду неправильные приемы воспитания. Поэтому воспитание становится главным элементом ухода за детьми.

  

Слайд 27

Основные заболевания младшего детского возраста

  •  заболевания ЛОР органов
  •  травматизм
  •  аспирация инородных тел
  •  случайные отравления
  •  аллергические заболевания (в т.ч. бронхиальная астма)

 

     Из заболеваний чаще всего наблюдаются острые респираторные инфекции, что объясняется значительным расширением контакта с другими детьми на фоне незавершенного созревания иммунитета. В этот же период формируется большая часть аллергических болезней, в том числе и бронхиальная астма.

    Двигательные возможности развиваются крайне стремительно, а контроль за адекватностью движений и поступков минимальный, отсюда резко возрастающая опасность травматизма. В познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в том числе и рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы берутся в рот) поэтому высока частота аспирации инородных тел и случайных отравлений.

    Дошкольный период (от 3 до 6 лет) является периодом, когда дети в основном посещают детский сад.

Слайд 28

Основные характеристики дошкольного периода

  •  первое физиологическое вытяжение
  •  замедление нарастания массы тела
  •  начинается смена зубов
  •  созревание иммунной защиты
  •  интенсивное развитие интеллекта

    В этот период отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет дифференцировка различных органов, иммунная защита достигает определенной зрелости. Значительно улучшается память. Ребенок 5 лет свободно говорит на родном языке, правильно употребляет склонения и спряжения. Совершенствуются тонкие координированные движения, что хорошо видно по развитию навыков рисования. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек: у девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков – подвижность и сила. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее.

Слайд 30

Основные заболевания дошкольного периода

  •  инфекционные
  •  болезни органов дыхания
  •  травматизм

Из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, что объясняется широким контактом детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение. Основной причиной смертности в этом периоде является травматизм.

Слайд 30

    В младшем школьном возрасте (7 – 11 лет)

Основные характеристики младшего школьного возраста

  •  замена молочных зубов на постоянные
  •  начинается половой диморфизм
  •  улучшается память
  •  повышается интеллект
  •  нарушается режим питания
  •  возрастают нагрузки на нервную систему и психику

происходит замена молочных зубов на постоянные, имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию половоспецифического телосложения. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества. Дети начинают жить интересами коллектива.

Слайд 31

Основная патология младшего школьного возраста

  •  нарушения осанки
  •  кариес зубов
  •  инфекционные заболевания
  •  заболевания желудочно-кишечного тракта
  •  заболевания сердечно-сосудистой системы
  •  аллергические болезни
  •  ожирение
  •  травматизм

   Вместе с тем ребенок теперь гораздо меньше времени проводит на воздухе, часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

    В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате специальных врачебных осмотров выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Велико число детей с избыточным питанием.

   Основной причиной смертности детей в этом возрасте является травматизм.

    Старший школьный возраст (с 12 до 17-18 лет), иногда называют отрочеством, или пубертатным периодом.

Слайд 32

Основные характеристики старшего школьного возраста

  •  изменение функции эндокринных желез
  •  бурное половое созревание у девочек, его начало у юношей
  •  пубертатный ростовой скачок
  •  трудности психологического развития

    Это пубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Слайд 33

Основная патология старшего школьного возраста

  •  нарушения физического и полового развития
  •  вегето-сосудистые дистонии
  •  заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь)

    Основными заболеваниями старшего школьного возраста являются нарушения физического и полового развития, неустойчивость вегетативной регуляции с возникновением иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса. У девушек может нарушаться и терморегуляция. Широко также распространены расстройства питания (тучность) и заболевания желудочно-кишечного тракта.

    В заключении следует сказать, что у каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников и от календарного возраста. Границы отдельных возрастных периодов не резки, они переходят друг  в друга. Все же следует заметить, что обсуждение и описание особенностей, присущих каждому из описанных возрастных периодов, вполне оправдано. Даже такой довольно грубый показатель, как детская смертность в различных возрастных группах, демонстрирует резкие различия между ними. В период новорожденности смертность выше, чем в грудном возрасте. Еще ниже смертность в раннем детском возрасте, а школьный возраст по критерию смертности наиболее оптимальный период жизни человека вообще.  

Справка

Галактоземия – наследственное заболевание, обусловленное

нарушением синтеза галактозо-1-фосфатуридилилтрансферазы, которое клинически проявляется гепатомегалией, катарактой, нередко развитием цирроза печени и др. наследуется рецессивно, частота носителей гена Г. – 1 : 258, больных Г. – 1 : 70 000 населения. У гетерозигот активность гал-1-ФУДФ в эритроцитах также снижена. При введении молока в связи с неполным распадом молочного сахара (лактозы) происходит накопление в крови и тканях галактозы, гал-1 фосфата и галактита, обладающих токсическим действием. 

    Морфологические изменения наиболее типичны в печени (жировая дистрофия, цирроз) и ЦНС (отек мозга, вздутие ядер в мозжечке и др.).

    Клиническая картина. Первые симптомы Г (рвота, падение веса, желтуха) могут появиться вскоре после рождения, как только ребенок начинает получать молоко. Позднее возникает прогрессирующая гепатомегалия, асцит, диспептияеские расстройства, в дальнейшем появляется катаракта, арефлексия, задержка психомоторного развития.

    Асимптоматическая форма случайно обнаруживается в семьях, в которых есть или были дети, больные Г. Дети из этих семей развиваются нормально; характерно, что они не любят молока и часто отказываются от груди.

    Диагноз при тяжелой форме устанавливается на основании клинической картины: при легкой и асимптоматической формах используется проба с нагрузкой галактозой. При лабораторных исследованиях выявляется галактозурия, протеинурия, высокое содержание галактозы при низком содержании глюкозы в крови, патологическая гликемическая кривая при нагрузке галактозой и резкое нарастание галактозурии, гипокалиемия, ацидоз, гипербилирубинемия.

    Детей с непереносимостью молока необходимо обследовать на наличие Г., как и детей, в семьях которых отмечены случаи Г.

Диф. Диагноз проводится с заболеваниями, сопровождающимися повышенным выведением сахара с мочой, - сахарным диабетом, цистинозом, гепатитами, токсоплазмозом, гликогенозами и др.

Лечение патогенетическое. Дети должны получать пищу без галактозы (смесь яиц с сахаром, маргарином, рисовой мукой, белки животного происхождения, миндальное молоко, обогащенное экстрактами мяса, овощей); молоко исключается. С возрастом непереносимость галактозы уменьшается.

    При тяжелом состоянии – регидратация, устранение ацидоза, заменное переливание крови.

    Прогноз плохой при поздней диагностике и тяжелых формах Г. При рано начатом диетическом лечении дети могут развиваться нормально.

Алактазия- не нашла.

Фенилкетонурия    - болезнь Феллинга, фенилпировиноградная олигофрения

  •  наследственное заболевание, обусловленное обмена фенилаланина, характеризующееся прогрессирующим слабоумием.

Наследуется по аутосомно-рециссивносу типу. В основе биохимических нарушений лежит отсутствие вырабатываемого печенью фермента фенилаланин-4-гидроксилазы, что приводит к блокированию превращения фенилаланина в тирозин. При этом концентрация фенилаланина в крови повышается до 15 – 20мг/100 мл и более (норма до 2,5мг/100 мл).

Основные морфологические нарушения обнаруживаются в нервной ткани.

Клиническая картина. Для больных Ф. Характерна голубая радужка глаз, светлый цвет волос (дети всегда светлее своих родителей и здоровых братьев и сестер). В первые 2 – 3 мес. дети выглядят совершенно здоровыми. Ранним симптомом является рвота. Отмечается своеобразный запах мочи ребенка (затхлый, мышиный), к концу первого года выявляется задержка темпов нервно-психического развития, склередема.

    Для выявления Ф. У новорожденных используют тест Гатри.

    Из пищи исключают продукты с большим количеством белка: мясо, рыбу, яйца, сыр, молоко, горох, фасоль и др. Разрешают сахар, фруктовые соки, мед, растительные масла, саго.

    Прогноз относительно благоприятный.

Гатри метод

Наследственные болезни


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31798. Концепции и принципы принятия управленческих решений 34.5 KB
  Методология ТПР базируется на совокупности концепции принципов ТПР Концепции Принципы Системы Цели Рацть Множть альтер Наилучш реш Измерение Система необходимо рассм организационную среду как систему Рациональности принятие решения наилучшего варианта среди др принято считать логически не противоречивую полную и количественно подтвержденную систему докв. Наилучшего решения необходимо выбрать...
31799. Модель проблемной ситуации и принятие решений 30 KB
  situtio положение 1 соотношение обстоятельств и условий в крых разворачивается деятельность человека или группы содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2 психол. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Проблемная ситуация предполагает неудовлетворенность лица принимающего решения целеустремленное состояние и необходимость действий для устранения проблемы. Свва проблем: 1ее нужно решать 2неповторимость ситуации выбора...
31800. Характеристика процесса разработки решений в сложных ситуациях 31.5 KB
  Характеристика процесса разработки решений в сложных ситуациях. В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят: генерирование альтернативных вариантов решений; отбор основных вариантов управленческих воздействий; разработка сценариев развития ситуации; экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Разработка решений это не есть однократный волевой акт осуществляемый ЛПР. Под сложными ситуациями разработки решений мы понимаем такие проблемные ситуации которые отличаются от несложных обыденных...
31801. Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях определенности 30 KB
  2 Лексикографическая задача 3 Метод последовательных уступок Суть метода последовательных уступок Процедура решения многокритериальной задачи методом последовательных уступок заключается в том что все частные критерии располагают и нумеруют в порядке их относительной важности; максимизируют первый наиболее важный критерий; затем назначают величину допустимого снижения значения этого критерия и максимизируют второй по важности частный критерий при условии что значение первого критерия не должно отличаться от максимального более чем на...
31802. Понятие риска, составляющие и источники рисков в управлении 26 KB
  Понятие риска составляющие и источники рисков в управлении. Риск [греч. Риск предполагает неуверенность либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах; Риск в узком смысле измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода что подразумевает наличие статистических данных. Риск принято рассматривать как историческую и экономическую категории.
31803. Стратегии управления риском 24.5 KB
  При принятии страт решений необходимо проводить анализ рисков: 1Качественный анализ – определение факторов риска и обстоятельств приводящих к рискованным ситуациям. 2Количественный анализ – позволяет вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Способы измерения риска: 1Стаитстическая оценка 2Экспертаная 3Оценка на основе моделей принятия решений.избежание риска.
31804. Технология принятия решений в условиях стохастического риска 24 KB
  Изменение величины риска или степени риска: Среднее ожидаемое значение. Среднее значение: 1Средневзвешенное для всех возможных резв где вероятность каждого реза используется в качестве частоты или вес соотвго значения. 2Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действующих результатов от средних ожиданий 3Среднее ожидаемое значение отклонений прибыли от ее средне ожидаемых значений или среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле.
31805. Технология принятия решений в условиях поведенческого риска 23 KB
  Формируется когда существуют др лица принимающие решение и основное ЛПР опасается их т.к либо интересы основного ЛПР столкнулись с интересами др ЛПР либо сущ различия в позициях точках зрения традиций основного лица и др ЛПР либо ЛПР считает природу в кот принимаемое решение неопределенной непредсказуемой и поэтому агрессивной.
31806. Формы разработки и реализации управленческих решений 36.5 KB
  Указание решение носящее методический технологический характер. Акт решение широкого круга государственных и общественных организаций. Приказ письменный или устный это решение руководителя обличенного властью в организации или крупном ее подразделении. Распоряжение это решение руководителя не наделенного административными функциями.