24733

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Лекция

Медицина и ветеринария

слайд 1 Условия для нормального вскармливания ребенка грудного возраста правильная организация вскармливания систематический контроль за вскармливанием культурный уровень матери материальные возможности матери Ошибки допущенные в самом начале исправляются с трудом или вообще неисправимы. Однако гладкая мускулатура у ребенка развита слабее и наблюдается определенная склонность к дистензии желудочнокишечного тракта. Слайд 4 Особенности кала ребенка находящегося на грудном вскармливании кал яичножелтого цвета не имеет...

Русский

2013-08-09

164 KB

23 чел.

27

Лекция 3

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

     Правильная организация и систематический контроль за вскармливанием грудного ребенка является основным условием его нормального развития, важнейшим средством для поддержания его здоровья.

слайд   1

Условия для нормального вскармливания ребенка грудного возраста

    -    правильная организация вскармливания

  •  систематический контроль за вскармливанием
  •  культурный уровень матери
  •  материальные возможности матери

     Ошибки, допущенные в самом начале, исправляются с трудом или вообще неисправимы.  Необходимо в каждом отдельном случае учитывать культурный уровень матери, возможности, диктуемый ей материальным положением, а также – особенно в том случае, если ребенок первый, - ее неуверенность и неопытность.

Слайд 2

Особенности моторной функции пищеварительного канала новорожденного

  •  условия сосания из груди : свободное дыхание через нос

                                                   герметическое закрытие полости рта

                                                   нормальные рефлексы

                                                    зрелость и развитость мышц

  •  склонность к дистонии желудочно-кишечного тракта
  •  желудочно-кишечный тракт короче, чем у взрослых
  •  разная скорость прохождения пищи при вскармливании грудным молоком и смесями

     Моторная функция пищеварительного канала. Условиями сосания из груди или из бутылочки является свободное дыхание через нос, герметическое закрытие полости рта, нормальные рефлексы и определенная зрелость, развитость всех мышц, принимающих участие в акте сосания.

    Физиология моторики желудочно-кишечного тракта в основном такая же, как у взрослых. Однако гладкая мускулатура у ребенка развита слабее и наблюдается определенная склонность к дистензии желудочно-кишечного тракта. Желудочно-кишечный тракт короче, чем у взрослых; скорость прохождения пищи весьма различна, при вскармливании грудным молоком она составляет в среднем 13 часов, а при вскармливании искусственными смесями 15 часов. При вскармливании грудью желудок опорожняется в течение 2 – 2,5 часов, а при искусственном вскармливании – в течение 3 часов.

     Кишечные бактерии.

    Слайд 3

Кишечные бактерии

  •  у новорожденного кишечный тракт стерилен
  •  при вскармливании грудью преобладает Bacterium bifidum
  •  при вскармливании коровьим молоком преобладает E. coli

     Кишечный тракт у новорожденного стерилен. Однако в первые дни там поселяются бактерии, особенно в дистальных отделах кишечника. В двенадцатиперстной и тощей кишке бактерий, как правильно немного. «Восхождение» бактерий в верхние отделы кишечника – процесс патологический. В случае вскармливания грудным молоком преобладает Bacterium bifidum, а при  вскармливании коровьим молоком - E. Coli.

   Слайд 4

Особенности кала ребенка находящегося на грудном вскармливании

  •  кал яично-желтого цвета, не имеет дурного запаха
  •  консистенция пастообразная, слизистая, цвет зеленоватый
  •   кислая химическая реакция
  •  частота опорожнения кишечника 2 – 3 раза в день или чаще
  •  ложные запоры в возрасте 4 – 6 недель

 

Первое опорожнение кишечника – выделение мекония – диагностически очень важный признак, так как если в течение 24 часов после рождения ребенка его не отмечается, возможны аномалии развития.

    После начала вскармливания грудью в течение нескольких дней происходит переход к характерному составу кала. Количество кала также является важным диагностическим данным. При вскармливании грудным молоком кал яично-желтого цвета, не имеет дурного запаха, отличается пастообразной консистенцией, дает кислую химическую реакцию. Последнее отчасти объясняется высоким содержанием сахара в грудном молоке, а также является результатом «брожения», вызванного бифидус-флорой. В первые дни и даже недели кишечник опорожняется 2 – 3 раза в день, возможно и чаще; спустя 4 – 6 недель часто отмечается явление ложных запоров, стул бывает один раз в 2 – 3 дня. Если ребенок хорошо развивается, это не имеет особого значения, но вызывает опасения у матери, которую следует успокоить. Весьма разнообразными могут быть цвет и консистенция кала: жидкий или пастообразный, зеленоватый, слизистый, но все это не представляет отклонений от нормы.

    При искусственном вскармливании стул отличается более плотной консистенцией, светлый, имеет неприятный запах и дает щелочную реакцию.

   При даче ребенку овощей в кале можно выявить их остатки (крахмал, клетчатку).

    В патологическом стуле, содержащем кровь, слизь, гной, водянистом, жидком, переполненном жирами и пр. речь пойдет далее.

Энергетические потребности организма грудного ребенка.

Слайд 5

Отдельные данные относительно энергетических потребностей организма

Основная потребность

55 кал/кг/24 часа

Потери с выделениями

10 кал/кг/24 часа

активность

25 кал/кг/24 часа

рост

30 кал/кг/24 часа

Энергетический коэффициент в первые три месяца жизни

120 кал/кг/24 часа

   Число калорий рассчитывается на кг массы тела. Оно и представляет собой энергетический коэффициент.  В первые три месяца жизни для поддержания массы тела грудному ребенку необходимо около 55 кал/кг/сутки. Примерно 10 кал из суточного количества составляют потери с выделениями. Для поддержания веса спокойного ребенка в среде, не требующей химической терморегуляции, необходимо 65 кал/кг/сут. однако в действительности это колическтво на 15 – 20 кал больше, поскольку ребенок не постоянно спит, а плачет, движется, то есть нужно 80 – 90 кал/кг/сут. В представленной таблице обобщены основные данные, касающиеся энергетических запросов организма в первые три месяца жизни.

Слайд 6

Рекомендуемые суточные нормы потребления в пищевых веществах и энергии для детей 1 года жизни

Нутриенты в сутки

Возраст. месяцы

0 - 3

3 - 6

6 - 12

Белки г/кг

2,2

2,6

2,9

Жиры г/кг

6,5

6,0

5,5

углеводы

13

13

13

Энергия ккал/кг

115

115

110

Соотношение между белками, жирами и углеводами

1 : 3 : 6

1 : 2,5 : 5

1 : 2 : 4,5

    Известно, что 1 г жиров содержит 9 кал. 1 г белков и углеводов – 4 кал. Одним из основных условий правильного питания является обеспечение правильных соотношений этих основных питательных веществ в пище и их оптимального количества. Если преобладают углеводы – развивается бродильный понос, при преобладании белков – гнилостный стул, излишки жира – кетоз. При недостатке углеводов также развивается кетоз, при недостатке жиров невозможно обеспечить соответствующий энергетический коэффициент; при недостатке же белков – вообще останавливается всякое развитие, быстро возникают гипотрофия и отеки.

    Оптимальная потребность в белках растущего организма, которому приходится не только восполнять износ, но и строить новые ткани, выше, чем у взрослых и вплоть до школьного возраста остается такой же высокой, как у грудных детей.

    Углеводы являются основным источником энергии и способствуют нормальному окислению жиров.

Виды вскармливания

Слайд 7

Виды вскармливания здорового ребенка первого года жизни:

  •  естественное вскармливание (питание детей грудного возраста материнским молоком с коррекцией после первого месяца и введением прикорма с 5-го месяца),
  •  смешанное вскармливание (при недостатке молока у матери водят докорм молочными смесями),
  •  искусственное вскармливание(вскармливание детей грудного возраста заменителями женского молока – молочными смесями).

Слайд 8

Значение грудного вскармливания

  1.   состав материнского молока, соотношение основных инградиентов пищи в нем наиболее соответствуют потребностям организма ребенка, лучше всего обеспечивают его развитие;
  2.  грудное молоко лучше усваивается;
  3.  грудное молоко – особенно молозиво – содержит иммуноглобулины;
  4.  грудное вскармливание – «стерильный» метод питания, а потому защищает ребенка от кишечных инфекций;

    5    огромное значение имеет кормление грудью в формировании    

          здорового контакта между матерью и ребенком.

    Самой целесообразной и наиболее физиологичной пищей детей первого года жизни является грудное молоко. Пропаганда вскармливания детей грудью - одна из важнейших задач врача, своими советами он должен способствовать тому, чтобы были созданы условия для правильного вскармливания ребенка.

     Преимущества вскармливания грудью таковы:

  1.  состав материнского молока, соотношение основных инградиентов   

     пищи в нем наиболее соответствуют потребностям организма ребенка,  

     лучше всего обеспечивают его развитие.

  1.  грудное молоко лучше усваивается
  2.  грудное молоко – особенно молозиво – содержит иммуноглобулины.
  3.  грудное вскармливание – «стерильный» метод питания, а потому защищает ребенка от кишечных инфекций
  4.  огромное значение имеет кормление грудью в формировании здорового контакта между матерью и ребенком.

Несомненно, что пищеварительные процессы, ассимиляция, а также темпы роста и развития адаптированы к видоспецифическому составу молока. Так, например, у быстро растущих видов животных содержание белков в молоке и его общая калорийность выше, чем у медленно растущих видов. Неоспорим, следовательно, тот факт, что состав грудного молока, его усвояемость, способность стимулировать развитие бифидус-флоры делают его наиболее пригодным для вскармливания детей. Бифидо-бактерии препятствуют росту патогенной кишечной флоры.

     Самым большим преимуществом вскармливания грудью является его стерильность, которая предоставляет ребенку наиболее эффективную защиту от инфекций. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся первые 3 – 4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% из них приходится на секреторный IgА, который играет основную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных – это линия первой защиты. Он препятствует внедрению бактерий и вирусов, аллергенов в слизистой оболочке кишечника и респираторного тракта. В молоке содержится антибиотик лактофелицин, лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон; в нем содержится много макрофагов, лимфоцитов, которые стимулируют рост энтероцитов. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммунобиологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании ниже, чем при искусственном.

    Естественное вскармливание способствует закладыванию пожизненно закрепленного отношения к матери, ее последующего влияния на поведение ребенка, а также формирует будущее родительское поведение. Так, у животных, вскармливаемых из бутылочки, резко извращено родительское поведение; становясь взрослыми, они отказываются кормить свое потомство.

Кроме того, в последние годы во фракции B казеина женского молока обнаружен фрагмент с опиоидной активностью (В-казоморфин), который может высвобождаться под действием протеолитических ферментов и взаимодействовать с эндогенной опиоидной системой ребенка. Его биологическая роль изучается. По-видимому, он помогает преодолеть последствия родового стресса, участвует в импритинге и подкреплении стереотипов, создающихся во взаимоотношениях матери и младенца при грудном вскармливании.

     Женское молоко, кроме питательных веществ, содержит много биологически активных компонентов, включая гормоны, гормоноподобные вещества, витамины, факторы роста и дифференцировки. Благодаря воздействию этих биологически активных веществ происходит регуляция роста и дифференцировки тканей. Дети на грудном вскармливании более гармонично развиваются, имеют преимущества в физическом и нервно-психическом развитии по сравнению с детьми на искусственном вскармливании.

Слайд 9

Сравнительный состав некоторых компонентов молозива, переходного и зрелого женского молока (на 1 л)

нутриенты

Единица измерения

Молозиво (1 – 5 день)

Переходное молоко (6 – 10 день)

Зрелое молко (с 15 дня)

белки

г

22

17,5

10

жиры

г

25

44

45

углеводы

г

57

64

73

энергия

ккал

1500-700

700

700

IgA

г

3,6

-

1,4

лактоферрин

г

3,3

-

1,7

натрий

мг

410

325

180

калий

мг

810

650

455

цинк

мг

8

3,8

1,4

селен

мкг

42

-

15

Вит А

мкг

1600

880

550

Вит Е

мг

14,8

8,9

4,3

На протяжении лактации состав женского молока меняется, отражая меняющиеся потребности ребенка. По степени зрелости грудное молоко делят на молозиво, переходное и зрелое молоко. Они отличаются друг от друга по количеству нутриентов и биологическим свойствам.

     Молозиво выделяется в конце беременности и в первые дни лактации (3 – 5 дней). Это густая, клейкая жидкость желтого цвета, высокой плотности, вырабатывающаяся в количестве от 10 до 100 мл в день (в среднем 30 мл).

    Молозиво – важная промежуточная форма при переходе от гемотрофного (парэнтерального) питания к лактотрофному (энтераотному) питанию ребенка после рождения. По антигенному составу оно близко новорожденному, поэтому легко усваивается.

    К 3 – 5 дню жизни количество молока увеличивается, молочные железы наполняются – это «приход», «прилив» молока. Такое молоко называется переходным, оно выделяется в течение 10 – 15 дней и по составу постепенно приближается к зрелому.

     Как видно из таблицы, в молозиве, по сравнению со зрелым молоком, содержится большее количество белков, представленных в основном сывороточными альбуминами при низкой концентрации казеина. Молозиво имеет большую энергоемкость, в нем больше жирорастворимых витаминов А.Е,Д, некоторых минеральных веществ (натрия, цинка).

    Уровень железа в женском молоке относительно невысок, но отмечается его высокая биодоступность (всасывается до 70% железа). Железо у плода способно депонироваться, но его запасы ограничены, и после 4 – 6 месяцев внеутробной жизни может возникнуть его дефицит.

     Состав зрелого женского молока также меняется на протяжении периода лактации, поэтому донорское молоко матери, имеющей ребенка 2-го полугодия жизни, не будет полностью адекватным для ребенка первых месяцев.

   Слайд 10

Отличие грудного молока по составу в процессе кормления

-В начале кормления – «раннее» молоко, содержит больше воды, белка,                

                                      лактозы

  •  в конце кормления – «позднее молоко», содержит больше жира

Кроме того, следует знать, что грудное молоко отличается по составу в процессе кормления. В начале кормления выделяется так называемое «раннее» (переднее) молоко, богатое водой, белком, лактозой, но бедно жиром, поэтому имеет голубоватый оттенок. Затем выделяется «позднее» (заднее)  молоко, содержащее больше жира, который обеспечивает энергетические потребности ребенка. Чем активней ребенок сосет, тем больше примесь «позднего» молока, поэтому важно не прекращать кормление слишком рано, особенно у вялососущих детей при сцеживании молока из груди в основном выделяется «переднее» молоко.

Слайд 11

Правила кормления новорожденного ребенка

  •  кормление по требованию
  •  интервалы между кормлениями от 30 минут – 1 часа до 3 – 4 часов
  •  не следует ограничивать длительность пребывания ребенка у груди
  •  придание вертикального положения после кормления
  •  дополнительное питье вводится только по медицинским показаниям
  •  поочередное прикладывание к груди

     Необходимо практиковать кормление ребенка по его требованию (свободное вскармливание), а не по фиксированному расписанию. Частое кормление грудью сразу после родов стимулирует выработку пролактина и тем самым лактацию и способствует приливу молока. В дальнейшем такой режим помогает предотвратить нагрубание молочных желез и лактостаз. Важно только, чтобы мать научилась правильно распознавать «голодный» плач ребенка (громкий, настойчивый крик, сопровождающийся поисковыми движениями головы, «чмоканьем» губами).

    В первые дни жизни новорожденные питаются нерегулярно. Частота прикладываний к груди может колебаться от 6 до 15 и более раз в сутки. Интервалы между кормлениями от 30 минут – 1 часа до 3 – 4 часов. По мере увеличения продукции молока интервалы между кормлениями становятся более или менее равномерными, число кормлений уменьшается, а количество молока, высасываемого за одно кормление, увеличивается.

Длительность пребывания ребенка у груди не следует ограничивать даже тогда, когда ребенок уже практически ничего не высасывает, а просто дремлет у груди. Каждый ребенок сам определяет длительность пребывания у груди: для новорожденных это время колеблется от 20 до 30 минут, а дети старше 1 месяца насыщаются быстрее – за 10 – 20 минут.

    После окончания кормления ребенку следует придать вертикальное положение, чтобы отошел заглоченный во время сосания воздух.

    Потребность в воде детей первых месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком, поэтому они не нуждаются в дополнительном питье. Дополнительное питье следует вводить только по медицинским показаниям.

    Кормления грудью необходимо чередовать, чтобы обе молочные железы полностью опорожнялись. При свободном вскармливании и частом прикладывании ребенка к груди матери не возникает необходимости в сцеживании молока после кормления.

Слайд 12

Показания для сцеживания

  •  в случае разлуки матери и ребенка
  •  при недостатке молока для стимуляции лактации
  •  как лечебная процедура при избытке молока и возникновении лактостаза

Сцеживание показано только в следующих ситуациях: в случае вынужденной разлуки матери и ребенка сцеживание необходимо для поддержки лактации, а молоко для кормления ребенка; для стимуляции лактации при недостатке молока, при лактостазе, как лечебная процедура.

    В первые дни после родов, когда происходит прилив молока, развивается болезненность, распирание за счет нагрубания молочных желез, называемое лактостазом. На этом этапе сцеживание молока обязательно. При частом прикладывании к груди ребенок может активным отсасыванием сам расцедить грудь, вот почему так важно частое прикладывание к груди. Через 2 – 4 недели после родов, когда лактация устанавливается, необходимость в сцеживании отпадает.

Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди:

Слайд 13

Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди:

Со стороны ребенка (ребенок кормится сцеженным молоком): 

- оценка по шкале Апгар 6 баллов и ниже;

  •  недоношенность (отсутствие сосательного и глотательного рефлексов);
  •  врожденные аномалии челюстно-лицевого аппарата (расщелина мягкого неба, верхней губы, синдром Пьера-Робена и др.);
  •  тяжелые заболевания ребенка, сопровождающиеся дыхательной, сердечной недостаточностью и др.;
  •  гемолитическая болезнь новорожденного по Rh-фактору или АВ0 системе (молоком матери не кормят 7 и более дней в зависимости от титра антиэритроцитарных антител в молоке).

Со стороны ребенка (ребенок кормится сцеженным молоком):

  •  оценка по шкале Апгар 6 баллов и ниже, то есть дети, родившиеся в асфиксии, с родовой травмой;
  •  недоношенность (отсутствие сосательного и глотательного рефлексов);
  •  врожденные аномалии челюстно-лицевого аппарата (расщелина мягкого неба, верхней губы, синдром Пьера-Робена и др.);
  •  тяжелые заболевания ребенка, сопровождающиеся дыхательной, сердечной недостаточностью и др.;
  •  гемолитическая болезнь новорожденного по Rh-фактору или АВ0 системе (молоком матери не кормят 7 и более дней в зависимости от титра антиэритроцитарных антител в молоке).

Слайд 14

Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди:

Со стороны матери:

  •  декомпенсация хронических заболеваний (сердечная, почечная, дыхательная, печеночная недостаточность и др.);
  •  острые психические заболевания (прием высокотоксичных медикаментов (цитостатики и др.);
  •  открытая форма туберкулеза с бацилловыделением;
  •  сифилис (заражение в 3-м триместре беременности);
  •  ВИЧ-инфекция.

Со стороны матери:

  •  декомпенсация хронических заболеваний (сердечная, почечная, дыхательная, печеночная недостаточность и др.);
  •  острые психические заболевания (прием высокотоксичных медикаментов (цитостатики и др.);
  •  открытая форма туберкулеза с бацилловыделением;
  •  сифилис (заражение в 3-м триместре беременности);
  •  ВИЧ-инфекция.

    Остальные заболевания матери, инфекционные в том числе, являются относительным противопоказанием, вопрос в каждом отдельном случае решается индивидуально.

Слайд 15

Переходный этап рудного вскармливания -

постепенный переход от нерегулярного питания к формированию устойчивого ритма голода и насыщения; длится от 10 – 15 дней до 1 – 2 месяцев жизни.

    После выписки из родильного дома рекомендуется сохранять режим свободного вскармливания с частыми прикладываниями к груди и ночными кормлениями грудью.

    По мере увеличения продукции молока у матери и появления опыта сосания у ребенка частота прикладывания к груди постепенно уменьшается у одних детей более значительно, у других – менее. То есть, наступает переходный этап грудного вскармливания – постепенный переход от нерегулярного питания к формированию устойчивого ритма голода и насыщения. Каждый ребенок сам устанавливает свой индивидуальный режим кормлений с более или менее одинаковыми промежутками между кормлениями, с ночным кормлением или без него. Переход этот занимает от 10 – 15 дней до 1 – 2 месяцев жизни.

Слайд 16

Примерные режимы кормления детей грудного возраста

режим

возраст

Число кормлений

Ночной перерыв

Свободное вскармливание

До 1 – 2 мес

Кормления по требованию ребенка

отсутствует

Регламентированной вскармливание

До 1 – 2 мес

7 раз

6 часов

С 2 мес

6 раз

6,5 часов

5 – 6 мес

7 раз

Отсутствует

2-е полугодие

5 раз

8 часов

Основной период лактации продолжается с 1 – 2 месяцев до введения первого блюда основного прикорма ( 5 – 6 мес.), когда ребенок начинает получать первую немолочную еду: фруктовые соки, а затем фруктовое пюре. Режим кормлений индивидуальный, с относительно фиксированными часами кормлений, с ночным кормлением или без него.

Слайд 17

Период прикормов с постепенным отлучением ребенка от груди матери

- длится от момента ведения первого блюда основного прикорма до замены 3-х кормлений грудью блюдами прикорма (к 8 – 12 месяцам).

 Далее наступает период прикормов с постепенным отлучением ребенка от груди матери – длится от момента ведения первого блюда основного прикорма до замены 3-х кормлений грудью блюдами прикорма (к 8 – 12 месяцам). С введением блюд прикорма постепенно уменьшается количество молока и к концу 1 года жизни ребенок либо полностью отлучается от груди матери, либо по желанию матери сохраняются 1 – 2 грудных кормления, продолжающиеся до 1,5 – 2 лет жизни ребенка.

Оценка достаточности питания

    Главный показатель того, что достаточно ли ребенку грудного молока, его поведение и гармоничное развитие. Если матери кажется, что грудного молока недостаточно, не следует спешить с введением докорма, прежде всего, нужно разобраться в ситуации. Чтобы проверить, достаточно ли молока получает ребенок, существуют простые и надежные критерии.

Слайд 18

Критерии достаточности материнского молока

  •  проверка на «мокрые пеленки» - от 6 и более мочеиспусканий в сутки
  •  прибавка массы в 1-м полугодии – 800 г в месяц, или 200 г за неделю
  •  спокойное поведение
  •  спокойный и длительный сон
  •  бархатистость кожных покровов, их розовый цвет
  •  хороший тургор тканей, хорошее развитие подкожно-жирового слоя
  •  стул от 1 до 6 раз в сутки, однородной консистенции, кислый запах
  •  устойчивость к заболеваниям

Слайд 19

Подозрение на недостаток молока

  •  беспокойство или крик ребенка во время или срузу после кормления
  •  ребенок долго сосут грудь, совершает много сосательных движений, но нет глотательных
  •  опорожнение грудных желез еще при активном сосании ребенка, при сцеживании молока нет
  •  редкие мочеиспускания – симптом сухих пеленок, моча концентрированная, с запахом
  •  плотный, редкий стул
  •  беспокойный сон, частый плач, «голодный» крик
  •  задержка темпов нарастания массы

Слайд 20

Причины временного уменьшения лактации

  •  физическое переутомление, нервное напряжение, тревога, стрессы матери
  •  лактационные кризы

   Причиной временного уменьшения лактации нередко являются физические переутомление, нервное напряжение, тревога, стрессы матери. В этом случае велика роль близких, которые должны оказать психологическую поддержку, дать отдых от домашней работы. Целесообразно увеличить число прикладываний ребенка к груди.

    Кроме того, лактация имеет циклический характер с лактационными кризами через 1 – 2 месяца. Продолжительность криза 3 – 4 дня, реже до 8-и дней. Для здорового ребенка с хорошей прибавкой массы лактационные кризы опасности не представляют. Самое трудное сохранить лактацию при первом кризе. Наиболее действенный прием поддержки лактации – частое прикладывание ребенка к груди, в том числе и ночью. Следует помнить, что некоторые дети, получая молока ниже расчетной нормы, тем не менее хорошо прибавляют в массе и правильно развиваются.

    Если все же произошло стойкое снижение лактации, следует определить суточный объем молока.

Слайд 21

Суточный и разовый объемы питания

Возраст ребенка

Суточный объем питания (в мл)

Разовый объем питания

( в мл)

10 дн – 1 мес

500 - 650

70 – 110

1 – 2 мес

700 - 800

110 – 140

2 – 3 мес

800 - 900

130 – 160

3 – 4 – 5 мес

900 – 1 000

150 – 180

Старше 4 – 5 мес до 1 года

1 000

180 - 210

Количество молока, необходимого новорожденному в первые 8 – 10 дней жизни, значительно колеблется. На протяжении 7 – 10 дней лактации суточные и разовые объемы молока быстро нарастают.

Слайд 22

Суточное количество молока – формула Зайцевой:

Суточное количество молока в мл = (2% от М) х n

М – масса тела при рождении

n– число дней жизни ребенка

    Для этого периода наиболее подходящим способом ориентировочного расчета является формула Зайцевой. M – масса тела при рождении, n – число дней жизни ребенка. Для определения разового объема кормлений суточное количество молока делят на число кормлений за сутки.

Слайд 23

Подсчет разового объема молока

Разовый объем молока (в мл) = 10 х n

n – число дней жизни ребенка

Иногда пользуются другим подсчетом. Разовый объем молока равен 10 х n, где n – число дней жизни ребенка.

    После того, как суточный объем питания достигает приблизительно 1/5 части от массы (обычно к 7 – 10 дню жизни) переходят на другие способы расчета питания для детей 1-го полугодия жизни.

Слайд 24

Способ  расчета суточного объема питания «Объемный»

Суточный объем питания (мл) составляет в возрасте

  •  от 10 дней до 2 мес – 1/5 массы тела
  •  от 2 до 4 мес – 1/6 массы тела
  •  от 4 до 6 мес – 1/7 массы тела
  •  от 6 до 9 мес – 1/8 массы тела

    Пример: ребенок в возрасте 1 месяца, имеющий массу 4 000г. должен получать 4 000 : 5 = 800 мл молока в сутки.

Слайд 25

Способ  расчета суточного объема питания «Калорийный» - энергетический

  •  в 1-м полугодии – 115 ккал/кг массы тела
  •  во 2-м полугодии – 110 ккал/кг массы тела

При расчете этим способом учитывается потребность ребенка в энергии. Зная ориентировочную энергоемкость женского молока (700 ккал в 1 л) и массу тела ребенка, легко рассчитать суточный объем молока.

Слайд 26

Пример расчета суточного объема молока «калорийным» методом:

ребенок в возрасте 3-х месяцев имеет массу тела 5 кг. Суточная потребность в энергии составляет 5 х 115 = 575 ккал.

1 000 мл молока– 7000 ккал

Х – 575                          Х = (575х1000): 700 = 821 мл молока

Этот способ является наиболее точным.

Слайд 27

Способ  расчета суточного объема питания в 1-м полугодии жизни

- 165 мл х массу тела в кг (165 мл молока = 115 ккал)

Можно использовать более простой расчет: в 1-м полугодии суточное количество молока составляет 165 мл/кг массы тела (115 ккал/кг массы тела соответствует 165 мл/кг молока).

Слайд 28

при любом   способе  расчета суточный объем пищи не должен превышать 1 000 мл.

    Важно помнить, что при любом   способе  расчета суточный объем пищи не должен превышать 1 000 мл.

     Зная суточный объем пищи и количество кормлений в течение дня, легко рассчитать, сколько молока необходимо ребенку на одно кормление. Вместе с тем на практике следует ориентироваться на аппетит ребенка: не ограничивать порцию, если он не насытился и не заставлять есть насильно, если он отказывается.

Слайд 29

Разовые объемы питания для ребенка 1-го года жизни

     -   при рождении – 7 мл;

  •  на 4 й день жизни – 40 – 50 мл;
  •  на 10 день жизни – 8о мл;
  •  с каждым последующим месяцем увеличивается на 25 мл;

к концу 1 года жизни – 250 мл.

Разовые объемы питания не должны превышать физиологической вместимости желудка ребенка, которая составляет:

     - при рождении – 7 мл;

  •  на 4 й день жизни – 40 – 50 мл;
  •  на 10 день жизни – 80 мл;
  •  с каждым последующим месяцем увеличивается на 25 мл;
  •  к концу 1 года жизни – 250 мл.

ПРИКОРМ

Слайд 30

Прикорм – это введение в рацион питания ребенка 1-го года жизни дополнительной пищи животного или растительного происхождения, которая постепенно вытесняет грудное молоко и способствует переводу ребенка на питание «взрослого» типа.

Рекомендуемые сроки введения прикорма  от 4 до 6 месяцев.

Прикорм – это введение в рацион питания ребенка 1-го года жизни дополнительной пищи животного или растительного происхождения, которая постепенно вытесняет грудное молоко и способствует переводу ребенка на питание «взрослого» типа.

    Для обеспечения здорового полноценного питания необходимо, чтобы ребенок ежедневно получал блюда прикорма из определенного набора продуктов. Именно разнообразие нутриентов, входящих в блюда прикорма, обеспечивает весь спектр необходимых питательных веществ.

    Введение прикорма – ответственный момент в жизни малыша. От правильной его организации во многом зависит аппетит ребенка, его вкусы, пищевые пристрастия, навыки приема еды. Рекомендуемые сроки введения прикорма от 4 до 6 месяцев.

Слайд 31

Правила введения продуктов и блюд прикорма

  •  назначается только здоровому ребенку;
  •  новое блюдо вводится по 1 – 2 чайные ложки, доводя до нужного объема;
  •  нельзя водить два блюда одновременно;
  •  новые блюда вводить в утренние часы;
  •  консистенция новых блюд прикорма меняется от жидкой и гомогенной вначале, до «кусочкового» питания;
  •  блюда прикорма даются перед прикладыванием к груди;
  •  начинают с монокомпоннтных блюд;
  •  блюда прикорма даются с ложечки, с 6 – 7 месяцев ребенок должен сидеть за детским столом.

    Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребенку. Новые блюда не вводят при острых заболеваниях, при изменении условий жизни (поездки, переезды, смена ухаживающих лиц), при проведении профилактических прививок.

    

    Следует вводить каждое новое блюдо прикорма с малых количеств (1 – 2 чайные ложки) постепенно доводя порцию до нужного объема.

    Нельзя вводить два вида прикорма одновременно. Введение нового вида прикорма возможно только после привыкания к предыдущему.

    Новые блюда и продукты прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка.

Блюда прикорма вначале должны быть гомогенными и иметь полужидкую консистенцию. Затем их следует делать более густыми и плотными, приучая ребенка к жеванию.

    Блюда прикорма даются перед кормлением грудью матери, когда ребенок голоден. Если ребенок отказывается от груди, можно предложить сок.

    Вначале всегда следует вводить блюда прикорма из одного вида продуктов (монокомпонентные) и только после привыкания вводят смеси из двух-трех видов продуктов (поликомпонентные).

    Блюда прикорма даются в теплом виде с ложечки, с 6 – 7 месяцев ребенок должен сидеть за специальным детским столом, с 7 – 9 месяцев ребенка следует приучать пить из чашки.

    Конечным этапом является формирование навыков самостоятельной еды, но это происходить на 2-м году жизни.

    При введении новых блюд прикорма могут возникнуть симптомы пищевой непереносимости.

    Слайд 32

Пищевая непереносимость:

  •  транзиторная дизадаптация (диарея ползункового возраста);
  •  транзиторная пищевая аллергия;
  •  проявление врожденных или приобретенных заболеваний органов пищеварения, генетическая склонность к гиперпродукции IgЕ (пищевая аллергия).

Пищевая непереносимость может вызываться различными причинами.

Транзиторная дизадаптация (диарея ползункового возраста). Кроме диспепсических симптомов характеризуется учащением и увеличением объема стула, в котором видны непереваренные комочки и кусочки съеденной пищи. Срок появления симптомов от 1 до 7 суток. Состояние связано с недостаточной зрелостью органов пищеварения ребенка замедленным становлением активности ферментных систем ЖКТ или несоблюдением правил прикорма.

     Транзиторная пищевая аллергия – ее проявления связаны с недостаточной зрелостью механизмов кишечного антигенного блокирования. Срок появления аллергических реакций от 1 суток до 1 месяца. В таких случаях введение соответствующего блюда прикорма следует отложить на длительный срок. Рекомендуется максимально долго сохранять грудное вскармливание, назначив кормящей матери гипоаллергенную диету. В части случаев требуется назначение лечебного питания.

Пищевая непереносимость может быть проявлением врожденных или приобретенных заболеваний органов пищеварения (глютеновая энтеропатия, синдром мальабсорбции и др.) или генетически детерминорованной склонностью к гиперпродукции IgЕ (пмищевая аллергия). В таких случаях назначается лечебное питание.

     Первыми чужеродными продуктами, с которыми знакомится ребенок 1-го года жизни, являются вначале фруктовый сок, а затем фруктовое пюре. Они вводятся раньше блюд основного прикорма. Выбор фруктового сока в качестве немолочного продукта обусловлен легкостью усвоения и жидкой консистенцией. Начинать введение сока рекомендуется на 4-м месяце жизни ребенка (с 3 – 3,5 месяцев). Первым, как правило, выбирают яблочный сок.

Слайд 33

Рекомендуемые сроки введения соков (НИИ питания РАМН, 2000 г)

Сроки введения

Рекомендуемые соки

С 3 месяцев

Монокомпонентные соки: яблоный, грушевый

С 4 - месяцев

Сливовый, персиковый, абрикосовый, тыквенный, морковный

С 5 месяцев

Моно- и поликомпонентные соки и нектары: черносмородиновый, малиновый, черешневый, вишневый, яблоко с тыквой, яблоко с персиком, яблоко-грушевый-абрикос и т.д.

С 6 месяцев

Соки из цитрусовых томатов и др. ягод и овощей, обладающих высокой потенциальной аллергенностью; виноградный сок.

      Лучше использовать яблоки зеленых сортов, которые редко дают аллергические реакции в отличие от красных. Сок начинают давать с нескольких капель после одного из утренних кормлений. Постепенно, за 5 – 7 дней количество сока доводят до 20 – 30 мл (4 – 6 чайных ложек).

    Слайд 34

Расчет суточного количества соков

Суточное количество соков в мл = n х 10, где n – количество месяцев жизни ребенка.

Объем соков в суточный объем питания не входит

     Слайд 35

Обучающий прикорм

  •  фруктовое пюре от ½ чайной ложки до 20 –30 г –  40 г., доводя ко 2-у полугодию до 100 г.;
  •  дается после кормления грудью, или через 1 – 1,5 часа после кормления.

«обучающий» прикорм – это введение в рацион фруктового пюре. Ассортимент рекомендуемых фруктовых пюре и последовательность их введения, аналогичны описанным для соков.

    Соки и фруктовые пюре промышленного изготовления имеют преимущества перед приготовленными в домашних условиях, так как изготовлены из высококачественного экологического сырья, они герметически упакованы и удобны в использовании.

    Важно также знать, что некоторые виды фруктовых и овощных соков и пюре обладают потенциальной аллергенностью. К ним относятся садовая и лесная земляника, малина, апельсины, лимоны, мандарины, вишня, морковь, томаты. Перечисленные соки и пюре вводят с большой осторожностью в утренние часы, чтобы иметь возможность наблюдать за реакцией ребенка. Следует всегда вводить монокомпонентные соки и фруктовые пюре.

    Основной прикорм.

Основной прикорм – это энергоемкие продукты и блюда, которые являются самостоятельным питанием и постепенно могут заменить сначала одно, а затем и несколько кормлений грудью.

Слайд 36

Блюда основного прикорма:

  •  овощные пюре, молочные каши, адаптированные кислые и пресные молочные смеси (формула 2), коровье молоко, кефир.
  •  Желток куриного яйца, творог, мясное и рыбное пюре, хлеб, печенье, сливочное и растительное масло.

    Блюда прикорма можно приготовить в домашних условиях, но в последние годы нутрициологи рекомендуют широко использовать готовые сухие и консервированные продукты и блюда промышленного выпуска.

    В качестве первого основного прикорма лучше использовать либо овощное пюре, либо молочную кашу, но лучше овощное пюре, так как ребенок нуждается в минеральных солях, органических кислотах, растительных волокнах  и других нутриентах. Если ребенок плохо набирает массу, имеет неустойчивый стул, склонность к срыгиваниям, целесообразно вначале ввести в рацион питания кашу, а затем овощное пюре.

Слайд 37

Примерная схема объемов продуктов и блюд прикорма и сроков их введения при естественном вскармливании

Наименование продуктов

Месяцы жизни

1 - 3

4

5

6

7

8

9

10

Фрукт. соки

5-30

40-50

50-60

70

80

90

100

Фрукт. пюре

5-30

40-50

50-60

70

80

90

100

творог

10-30

30

40

40

50

желток

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

Овощн. пюре

10-100

150

170

180

200

200

Мол. каша

50-100

150

180

200

200

Мясн. пюре

5-30

40-50

50-60

60-70

Кефир и др. кисломол.

200

200

400-500

Коровье молоко

200

200

200

Растит. масло

1-3

3

5

5

5

6

Слив. масло,г

1-3

3-4

5

5

5

Хлеб пшен., г

5

5

5

10

    С 8 месяцев можно добавлять репчатый лук в небольшом количестве. С 9 месяцев можно добавлять пряную зелень (укроп, петрушку, сельдерей).

    Для каши вначале лучше использовать безглютеновые злаки – рис, гречу, кукурузу, так как глютенсодержащие злаки (овес, пшеница) могут вызвать у детей раннего возраста развитие глютеновой энтеропатии.

Слайд 38

Очередность введения каш:

  1.  рисовая
  2.  гречневая
  3.  кукурузная
  4.  овсяная
  5.  манная (не ранее 8 – 9 месяцев)

    С 6 – 7 месяцев в рацион ребенка можно ввести творог. Его дают перед одним из кормлений грудью. Постепенно объем порции доводят до 50 г в день.

    С 6 – 7 мес. В рацион ребенка вводят желток сваренного вкрутую куриного яйца. С 7 месяцев вводится мясо либо в виде гомогенизированных мясных консервов, либо в виде дважды пропущенного через мясорубку отварного мяса (говядина). Мясное пюре лучше давать с овощным пюре, которое к этому времени готовят более густым. С 10 – 12 месяцев мясо можно давать в виде паровых котлет или суфле.

Рыбу в виде отварного рыбного пюре вводят с большой осторожностью, так как она может вызвать аллергические реакции. Рыбу дают 1 – 2 раза в неделю вместо мясного пюре.

    Пища грудного ребенка должна быть мало соленой, так как в силу незрелости почек в организме ребенка легко задерживаются соли натрия. Привычка есть соленые продукты с детства, может в последующем служить одной из причин гипертонической болезни и других заболеваний.

    В настоящее время не рекомендуется заменять одно кормление коровьим молоком или кефиром. Вместо этого рекомендуется применение адаптироанных молочных смесей («Агуша -2») или др.

    Полное завершение грудного вскармливания происходит по желанию матери либо в конце 1-го года жизни, либо на 2-м году жизни ребенка. Оставшиеся грудные кормления можно заменить частично адаптированными молочными смесями или, что хуже, коровьим молоком или кисломолочными продуктами (кефир, йогурт и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26004. СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 30.06 KB
  СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Рассмотрим случай который можно интерпретировать либо как наличие немедленного обслуживающего прибора интенсивность обслуживания которого растет линейно с ростом числа ожидающих требований либо как систему в которой всегда найдется новый обслуживающий прибор доступный каждому вновь поступающему требованию. СМО типа М М ∞ с бесконечным числом обслуживающих приборов Переходя к равенству: Получаем: Можно выписать искомые решения для pk и N: Условие эргодичности в данном случае также...
26005. СМО с бесконечной очередью и частичной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 60.64 KB
  СМО типа М М m Переходя к решению для pk в соответствии с равенством: Видим что это решение должно быть разбито на две части так как зависимость k от k также имеет две части. Соответственно при k≤m: Аналогично при k≥m: Объединяя результаты получим: Где: Теперь с помощью: Можно выписать решение для p0: И следовательно: Вероятность того что поступающее требование окажется в очереди задается равенством: Таким образом:.
26006. СМО с бесконечной очередью и частичной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 35.06 KB
  Эта система в строгом смысле является саморегулируемой. Подходящей моделью для описания такой системы является процесс размножения и гибели при следующем выборе параметров: Система является эргодической.
26007. СМО с бесконечной очередью и полной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 32.91 KB
  Каждое вновь поступившее требование подается на свой отдельный обслуживающий прибор однако если требование поступает в момент когда все приборы заняты то оно теряется.
26008. СМО с бесконечной очередью и полной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 46.78 KB
  Такая модель задается следующим образом: Эта система является эргодической. СМО типа М М ∞ М Для вероятностей pk этой системы из: Имеем: Где биноминальные коэффициенты определяются обычным образом: Определяя p0 получаем: И следовательно: Таким образом: Не составляеет труда вычислить среднее число требований в системе: Используя частную производную получаем:.
26009. СМО с конечной очередью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 76.36 KB
  Длина очереди m число мест в очереди. Если все места в очереди заняты то заявка получает отказ. Если при обслуживании освобождается канал то из очереди переходит очередная заявка на обслуживание; все заявки сдвигаются и вновь поступившая заявка ставится в конец очереди. вероятность того что заявке придется стоять в очереди вероятность очереди: 4.
26010. Понятие системного обслуживания. Классификация 39.96 KB
  Системой массового обслуживания СМО называется любая система для выполнения заявок поступающих в нее в случайные моменты времени. Оптимизация и оценка эффективности СМО состоит в нахождении средних суммарных затрат на обслуживание каждой заявки и нахождение средних суммарных потерь от заявок не обслуженных. Каналом обслуживания называется устройство в СМО обслуживающее заявку. СМО содержащее один канал обслуживания называется одноканальной а содержащее более одного канала обслуживания – многоканальной.
26011. СМО с конечной очередью и частичной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 37 KB
  Интенсивность обслуживания заявки каждым каналом равна а максимальное число мест в очереди равно m. Рисунок 1 – Граф состояний многоканальной СМО с ограниченной очередью – все каналы свободны очереди нет; – заняты l каналов l = 1 n очереди нет; заняты все n каналов в очереди находится i заявок i = 1 m. Данная система является частным случаем системы рождения и гибели если в ней сделать следующие замены: В результате получим: Образование очереди происходит когда в момент поступления в СМО очередной заявки все каналы заняты т.
26012. СМО с конечной очередью и частичной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 42.71 KB
  Предполагается, что имееется конечное число М требований, причем интенсивность поступления каждого требования равна λ. Кроме того, система содержит m обслуживающих приборов, каждый из которых описывается параметром µ. В системе имеется конечное чмсло мест для ожидания