24768

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства. Национальные интересы – объективные потребности гражданина общества и государства вытекающие из особенностей социальноэкономического и политического устройства государства уровня его экономического развития исторически сложившегося места в международном разделении...

Русский

2013-08-09

42.5 KB

28 чел.

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства.

В принятом в феврале 1992 г. Законе Российской Федерации "О безопасности" национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию жизненно важных политических, экономических, военных, гуманитарных, экологических, информационных и других интересов личности, общества и государства.

В качестве основных элементов системы национальной безопасности могут быть выделены национальные интересы, национальные цели, силы и средства обеспечения национальной безопасности, объективные и субъективные возможности реализации национальных интересов, опасности и угрозы национальным интересам.

Национальные интересы – объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности к благополучия всех составляющих его социальных групп.

Как элемент системы национальной безопасности национальные цели могут быть определены как совокупные намерения общества, государства и отдельных граждан по реализации национальных интересов.

Совокупность представлений о национальных целях, вытекающих из них задачах и перспективах развития личности, общества и государства есть национальная идея. 

Государственные органы, непосредственно задействованные в процессе обеспечения национальной безопасности, должны представлять все ветви власти.

Главную же нагрузку по обеспечению национальной безопасности несут элементы военной организации государства — силовые структуры.

Важным компонентом системы национальной безопасности являются возможности реализации национальных интересов.

Возможности реализации национальных интересов напрямую зависят от геополитического потенциала государства.

Геополитический потенциал – это сравнительные возможности данной страны в глобальном, геополитическом соперничестве на планете. Он зависит от размеров и особенностей территории, ее расположения на планете, достигнутого политического, экономического и культурного влияния на другие страны, возможностей использования мировых коммуникаций и контроля над ними, от экономического, демографического, научно-технического, интеллектуального потенциалов нации.

Возможности реализации национальных интересов подразделяются на политические, экономические, идеологические, военно-стратегические, информационные и др.

Еще одним элементом системы национальной безопасности являются опасности и угрозы.

Угроза и опасность тесно связанные между собой, но не тождественные категории. Выделяются следующие различия между ними:

Угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза – когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических целей. Опасность - стадия зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Угроза всегда носит персонифицированный характер, что предполагает наличие явных субъекта угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы, опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

В рамках системы национальной безопасности обычно выделяют ряд подсистем:

1.Политическая безопасность  2.Экономическая безопасность 3.Военная безопасность 4. Экологическая безопасность 5. Информационная безопасность

Международные отношения, внешняя и международная политика, дипломатия.

Чтобы разобраться в понятиях «международные отношения», «внешняя политика», «дипломатия», нужно знать природу этих политических явлений.

В обыденной речи они часто употребляются как слова-синонимы, с научной точки зрения между ними есть различия.

Международные отношенияэто совокупность всех связей и взаимоотношений (экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных) между народами, государствами, объединениями государств.

Внешняя политикаэто деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах.

Понятие международная политика все больше вытесняет в последнее время словосочетание внешняя политика.

Международная политикавключает деятельность самых различных субъектов международных отношений: государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций, частных лиц и для реализации разнообразных интересов при помощи самых различных средств.

Международные отношения шире понятия международная политика, так как под международными отношениями мы подразумеваем не только политические, а и экономические, культурные, идеологические и т.д.

Внешняя политика, как правило, характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика – многих государств и негосударственных организаций.

Формы осуществления внешней политики государством многообразны:

- дипломатические отношения;- открытие представительств при международных организациях или членство в них;- эпизодические и регулярные контакты руководителей государств различного уровня.

Многообразны и методы осуществления внешней политики государством:

- подготовка двусторонних и многосторонних договоров и соглашений;- содействие развитию внешнеполитической деятельности государств или их блокирование; - регулярный обмен информацией.

Внешняя политика государства достигается различными средствами.

К военным средствам внешней политики относятся: парады; испытания новых видов вооружений; частичная мобилизация войск; проведение военных учений.

К политическим средствам внешней политики относятся: миротворческие акции; изменение уровня дипломатических работников; высылка дипломатических работников за деятельность, несовместимую со статусом дипломата; посредничество в переговорах; отзыв дипломатических сотрудников.

К экономическим средствам внешней политики относятся: торговля; эмбарго на отдельные виды товаров; экономическая блокада.

Понятие «дипломатия» определяется как средство внешней политики государства, официальная открытая или тайная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей. Ее суть — ведение переговоров.

В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. 

Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны: - способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях; обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные переговоры с представителями других стран.

Важнейшая функция дипломатических отношений – информирование своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства: посольство, миссия, консульство, торговые и иные.

Дипломатия – это совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; - искусство ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57905. Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства 854.5 KB
  Цели: Обобщить, расширить и углубить знания учащихся по изученной теме Развивать творческие способности, умения самостоятельно добывать знания, активизировать познавательную деятельность, формировать навыки коллективной работы.
57906. Розвязування задач на рух за допомогою рівнянь 125 KB
  Мета: навчитися розвязувати задачі на рух за допомогою рівнянь; відпрацьовувати навички розвязування рівнянь та виконання арифметичних дій з раціональними числами; виконувати охайні записи у зошиті...
57907. Об’єми геометричних тіл 2.72 MB
  Мета: вдосконалювати вміння і навички учнів з теми «Обєми геометричних тіл», розвивати память, вміння твердо мислити, аналізувати, порівнювати, узагальнювати і робити висновки, виховувати бажання знати математику...
57908. Розв’язування вправ на застосування основної властивості пропорції 352.5 KB
  Мета уроку: закріпити та скорегувати знання учнів про пропорції та пропорційні величини. Працювати над виробленням вмінь та навичок розв’язування стандартних задач.
57909. Обчислення площ поверхонь многогранників та тіл обертання. Розв’язування задач 342.5 KB
  Мета: продовжити формування вмінь та навичок розв’язування задач на обчислення площ поверхонь призми, піраміди, циліндра, конуса і кулі, повторити вивчені формули, теорему Піфагора, співвідношення в прямокутному трикутнику...
57910. Функції. Лінійна функція 130.5 KB
  Молодці Відповівши на ці запитання ви перейшли на наступний етап еволюції і стали людиною вмілою. Подивимось чи зможете ви перейти на наступний етап ІІ етап –конкурс Доміно.
57911. Розв’язування задач на обчислення площ многокутників 328 KB
  Проведення аукціону На дошці записаний список лотів. Вчитель зачитує питання лотів пропонуючи його купити тобто відповісти на питання чи розв’язати задачу. За кожен лот учні отримують різні бали.
57912. Квадратные неравенства 195 KB
  Урок изучения и первичное закрепление нового материала с элементами повторения и закрепления ранее изученного. Возможные варианты: Через проектор на экране появляется тема Слайд 1;3 Квадратные неравенства Один из учащихся вслух читает текст на экране Учащиеся записывают определение в тетрадь.
57913. Розв’язування вправ на тему «Додавання та віднімання звичайних дробів» 503 KB
  Обладнання: сигнальні картки роздруковані усні вправи екологічне пано з відповідями до вправ картки так ні картки з індивідуальними завданнями для учнів картки з додатковими вправами.