24768

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства. Национальные интересы объективные потребности гражданина общества и государства вытекающие из особенностей социальноэкономического и политического устройства государства уровня его экономического развития исторически сложившегося места в международном разделении...

Русский

2013-08-09

42.5 KB

31 чел.

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства.

В принятом в феврале 1992 г. Законе Российской Федерации "О безопасности" национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию жизненно важных политических, экономических, военных, гуманитарных, экологических, информационных и других интересов личности, общества и государства.

В качестве основных элементов системы национальной безопасности могут быть выделены национальные интересы, национальные цели, силы и средства обеспечения национальной безопасности, объективные и субъективные возможности реализации национальных интересов, опасности и угрозы национальным интересам.

Национальные интересы – объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности к благополучия всех составляющих его социальных групп.

Как элемент системы национальной безопасности национальные цели могут быть определены как совокупные намерения общества, государства и отдельных граждан по реализации национальных интересов.

Совокупность представлений о национальных целях, вытекающих из них задачах и перспективах развития личности, общества и государства есть национальная идея. 

Государственные органы, непосредственно задействованные в процессе обеспечения национальной безопасности, должны представлять все ветви власти.

Главную же нагрузку по обеспечению национальной безопасности несут элементы военной организации государства — силовые структуры.

Важным компонентом системы национальной безопасности являются возможности реализации национальных интересов.

Возможности реализации национальных интересов напрямую зависят от геополитического потенциала государства.

Геополитический потенциал – это сравнительные возможности данной страны в глобальном, геополитическом соперничестве на планете. Он зависит от размеров и особенностей территории, ее расположения на планете, достигнутого политического, экономического и культурного влияния на другие страны, возможностей использования мировых коммуникаций и контроля над ними, от экономического, демографического, научно-технического, интеллектуального потенциалов нации.

Возможности реализации национальных интересов подразделяются на политические, экономические, идеологические, военно-стратегические, информационные и др.

Еще одним элементом системы национальной безопасности являются опасности и угрозы.

Угроза и опасность тесно связанные между собой, но не тождественные категории. Выделяются следующие различия между ними:

Угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза – когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических целей. Опасность - стадия зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Угроза всегда носит персонифицированный характер, что предполагает наличие явных субъекта угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы, опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

В рамках системы национальной безопасности обычно выделяют ряд подсистем:

1.Политическая безопасность  2.Экономическая безопасность 3.Военная безопасность 4. Экологическая безопасность 5. Информационная безопасность

Международные отношения, внешняя и международная политика, дипломатия.

Чтобы разобраться в понятиях «международные отношения», «внешняя политика», «дипломатия», нужно знать природу этих политических явлений.

В обыденной речи они часто употребляются как слова-синонимы, с научной точки зрения между ними есть различия.

Международные отношенияэто совокупность всех связей и взаимоотношений (экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных) между народами, государствами, объединениями государств.

Внешняя политикаэто деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах.

Понятие международная политика все больше вытесняет в последнее время словосочетание внешняя политика.

Международная политикавключает деятельность самых различных субъектов международных отношений: государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций, частных лиц и для реализации разнообразных интересов при помощи самых различных средств.

Международные отношения шире понятия международная политика, так как под международными отношениями мы подразумеваем не только политические, а и экономические, культурные, идеологические и т.д.

Внешняя политика, как правило, характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика – многих государств и негосударственных организаций.

Формы осуществления внешней политики государством многообразны:

- дипломатические отношения;- открытие представительств при международных организациях или членство в них;- эпизодические и регулярные контакты руководителей государств различного уровня.

Многообразны и методы осуществления внешней политики государством:

- подготовка двусторонних и многосторонних договоров и соглашений;- содействие развитию внешнеполитической деятельности государств или их блокирование; - регулярный обмен информацией.

Внешняя политика государства достигается различными средствами.

К военным средствам внешней политики относятся: парады; испытания новых видов вооружений; частичная мобилизация войск; проведение военных учений.

К политическим средствам внешней политики относятся: миротворческие акции; изменение уровня дипломатических работников; высылка дипломатических работников за деятельность, несовместимую со статусом дипломата; посредничество в переговорах; отзыв дипломатических сотрудников.

К экономическим средствам внешней политики относятся: торговля; эмбарго на отдельные виды товаров; экономическая блокада.

Понятие «дипломатия» определяется как средство внешней политики государства, официальная открытая или тайная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей. Ее суть — ведение переговоров.

В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. 

Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны: - способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях; обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные переговоры с представителями других стран.

Важнейшая функция дипломатических отношений – информирование своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства: посольство, миссия, консульство, торговые и иные.

Дипломатия – это совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; - искусство ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41571. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 296.54 KB
  Эмиссионные пенные бумаги. Особенности эмиссии ценных бумаг банков. Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов привлекаемых для решения определенных целей. Эмиссия ценных бумаг наряду с Другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна Для корпораций так как в этом случае можно: варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств без ограничения срока при эмиссии акций и выбирать...
41572. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. АКЦИИ 258.74 KB
  К выпуску акций эмитент прибегает в силу того что: это установленный законом способ формирования уставного капитала; акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал вложенный в покупку акций. Покупка ими акций рассматривается как долгосрочное финансирование затрат эмитента держателями акций. Хотя законом предусматриваются случаи когда акционерывладельцы голосующих акций вправе требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций если затрагиваются их имущественные права. Получив денежные средства за счет размещения...
41573. Порядок выплаты дохода по облигациям, оценка доходности облигаций 113.43 KB
  Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Действующее российское законодательство определяет облигацию как âэмиссионную ценную бумагу закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалентаâ. Таким образом облигация это долговое свидетельство которое непременно включает два главных элемента: обязательство эмитента вернуть держателю облигации по...
41574. Понятие векселя. Классификация векселей. Порядок обращения и погашения. Протест векселя 298.97 KB
  Производные ценные бумаги; понятие и общая характеристика Вексель как инструмент кредитнорасчетных отношений является результатом многовекового развития товарноденежного хозяйства. Известно что элементы вексельного обращения появились еще в эпоху средневекового феодализма XII XIV вв. Появление нового расчетного инструмента в средние века многие специалисты истории вексельного права связывают с потребностью средневековых торговцев стремящихся сохранить свой капитал во время переездов и переселений от разбоя на дорогах в заменителе...
41575. Другие основные ценные бумаги 84.25 KB
  Обязательные реквизиты: наименование âдепозитный или сберегательный сертификатâ; указание на причину выдачи сертификата внесение депозита илисберегательного вклада; дата внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного вклада оформленного сертификатом прописью и цифрами; безусловное обязательство банка вернуть сумму внесенную в депозит или на вклад; дата востребования вкладчиком суммы по сертификату; ставка процента за пользование депозитом или вкладом; сумма причитающихся процентов;...
41576. Свопы и соглашения о форвардной ставке 119 KB
  С другой стороны компания выпустившая обязательство под плавающий процент и ожидающая в будущем роста процентных ставок сможет избежать увеличения своих выплат по обслуживанию долга за счет обмена плавающего процента на фиксированный. Например компания А с рейтингом ААА может заимствовать на рынке средства под плавающую ставку LIBOR 05' а компания В с рейтингом ВВВ под ставку LIBOR 075. На рынке облигаций компания А может заимствовать на десять лет средства под 13 а компания В под 145. 2 компания А обладает...
41577. Опционы. Оценка опциона 576.45 KB
  Право купить или продать актив имеет покупатель опциона. Из самого определения опциона следует что возможны два типа контрактов соглашение о праве на приобретение опцион на приобретение или опцион âколлâ и соглашение о праве на продажу опцион на продажу или опцион âпутâ. Цена по которой покупатель опциона может купить продать базовый актив называется ценой выполнения. Момент времени в который заканчивается действие соглашения называется моментом выполнения опциона.
41578. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 73 KB
  Понятие и классификация субъектов трудового права. Субъектами трудового права являются участники общественных отношений определенные трудовым законодательством которые могут владеть трудовыми правами и соответствующими обязанностями. Которые работают на основании трудового договора за пределами страны.
41579. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 47 KB
  Понятие трудовых правоотношений Условия возникновения трудовых правоотношений Основания возникновения трудовых правоотношений Содержание трудовых правоотношений