24768

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства. Национальные интересы объективные потребности гражданина общества и государства вытекающие из особенностей социальноэкономического и политического устройства государства уровня его экономического развития исторически сложившегося места в международном разделении...

Русский

2013-08-09

42.5 KB

29 чел.

Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства.

В принятом в феврале 1992 г. Законе Российской Федерации "О безопасности" национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию жизненно важных политических, экономических, военных, гуманитарных, экологических, информационных и других интересов личности, общества и государства.

В качестве основных элементов системы национальной безопасности могут быть выделены национальные интересы, национальные цели, силы и средства обеспечения национальной безопасности, объективные и субъективные возможности реализации национальных интересов, опасности и угрозы национальным интересам.

Национальные интересы – объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности к благополучия всех составляющих его социальных групп.

Как элемент системы национальной безопасности национальные цели могут быть определены как совокупные намерения общества, государства и отдельных граждан по реализации национальных интересов.

Совокупность представлений о национальных целях, вытекающих из них задачах и перспективах развития личности, общества и государства есть национальная идея. 

Государственные органы, непосредственно задействованные в процессе обеспечения национальной безопасности, должны представлять все ветви власти.

Главную же нагрузку по обеспечению национальной безопасности несут элементы военной организации государства — силовые структуры.

Важным компонентом системы национальной безопасности являются возможности реализации национальных интересов.

Возможности реализации национальных интересов напрямую зависят от геополитического потенциала государства.

Геополитический потенциал – это сравнительные возможности данной страны в глобальном, геополитическом соперничестве на планете. Он зависит от размеров и особенностей территории, ее расположения на планете, достигнутого политического, экономического и культурного влияния на другие страны, возможностей использования мировых коммуникаций и контроля над ними, от экономического, демографического, научно-технического, интеллектуального потенциалов нации.

Возможности реализации национальных интересов подразделяются на политические, экономические, идеологические, военно-стратегические, информационные и др.

Еще одним элементом системы национальной безопасности являются опасности и угрозы.

Угроза и опасность тесно связанные между собой, но не тождественные категории. Выделяются следующие различия между ними:

Угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза – когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических целей. Опасность - стадия зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Угроза всегда носит персонифицированный характер, что предполагает наличие явных субъекта угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы, опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

В рамках системы национальной безопасности обычно выделяют ряд подсистем:

1.Политическая безопасность  2.Экономическая безопасность 3.Военная безопасность 4. Экологическая безопасность 5. Информационная безопасность

Международные отношения, внешняя и международная политика, дипломатия.

Чтобы разобраться в понятиях «международные отношения», «внешняя политика», «дипломатия», нужно знать природу этих политических явлений.

В обыденной речи они часто употребляются как слова-синонимы, с научной точки зрения между ними есть различия.

Международные отношенияэто совокупность всех связей и взаимоотношений (экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных) между народами, государствами, объединениями государств.

Внешняя политикаэто деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах.

Понятие международная политика все больше вытесняет в последнее время словосочетание внешняя политика.

Международная политикавключает деятельность самых различных субъектов международных отношений: государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций, частных лиц и для реализации разнообразных интересов при помощи самых различных средств.

Международные отношения шире понятия международная политика, так как под международными отношениями мы подразумеваем не только политические, а и экономические, культурные, идеологические и т.д.

Внешняя политика, как правило, характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика – многих государств и негосударственных организаций.

Формы осуществления внешней политики государством многообразны:

- дипломатические отношения;- открытие представительств при международных организациях или членство в них;- эпизодические и регулярные контакты руководителей государств различного уровня.

Многообразны и методы осуществления внешней политики государством:

- подготовка двусторонних и многосторонних договоров и соглашений;- содействие развитию внешнеполитической деятельности государств или их блокирование; - регулярный обмен информацией.

Внешняя политика государства достигается различными средствами.

К военным средствам внешней политики относятся: парады; испытания новых видов вооружений; частичная мобилизация войск; проведение военных учений.

К политическим средствам внешней политики относятся: миротворческие акции; изменение уровня дипломатических работников; высылка дипломатических работников за деятельность, несовместимую со статусом дипломата; посредничество в переговорах; отзыв дипломатических сотрудников.

К экономическим средствам внешней политики относятся: торговля; эмбарго на отдельные виды товаров; экономическая блокада.

Понятие «дипломатия» определяется как средство внешней политики государства, официальная открытая или тайная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей. Ее суть — ведение переговоров.

В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. 

Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения призваны: - способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях; обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные переговоры с представителями других стран.

Важнейшая функция дипломатических отношений – информирование своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства: посольство, миссия, консульство, торговые и иные.

Дипломатия – это совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; - искусство ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов.