24770

Экономическое понятие собственности и ее основные формы

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В каждой стране в экономике имеется государственный сектор экономики что представляет общую черту современного рыночного хозяйства. В России предприятия государственного сектора экономики подразделяются на федеральные и муниципальные. Можно выделить следующие типы экономических систем: система современной рыночной экономики; система смешанной экономики; система традиционной нерыночной экономики; система административнокомандной экономики. Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой...

Русский

2013-08-09

213.5 KB

0 чел.

  1.  Экономическое понятие собственности и ее основные формы

Собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения той или иной ценности или, другими словами, форма присвоения материальных благ.  Целью использования любого права собственности является получение экономического эффекта (доход, прибыль и т.д.).

Основные формы собственности и их характеристика:

Частная собственность - это закрепление прав контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами.

Частная собственность имеет разновидности:

  •  Индивидуальная или семейная собственность - это когда право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи (фермерские хозяйства, напр.).
  •  Акционерная собственность - это объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Субъект – это акционер,  который внес определенный пай, капитал в предприятие и взамен получил титул собственности - ценную бумагу, акцию.

Собственность общественных организаций - это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.).

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность, обычно делится на:

Общегосударственную собственность - при этой форме собственности основные распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты (крупные предприятия, системы энергообеспечения и связи и т.д.).

Муниципальную собственность - при этой форме собственности распорядительные и управленческие функции по отношению к объектам этой собственности принадлежат местным органам власти (медицинские учреждения, культурные и т.д.).

  1.  Типы и организационно-правовые формы предприятий

Предприятия согласно российскому законодательству могут создаваться в форме индивидуальных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, а также в форме унитарных предприятий.

Индивидуальное (семейное) частное предприятие. Оно основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Различия между капиталом и личным имуществом предпринимателя не проводятся. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Здесь используется труд наемных работников. Предприятие обязательно регистрируется и несет ответственность, ограниченную имуществом предприятия, а не полную ответственность всем имуществом как при индивидуальной трудовой деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное и произведенное в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности.

Различие хозяйственного товарищества и общества состоит в том, что товарищество – это объединение лиц, а общество – это объединение капиталов.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма предприятий в России - это хозяйственные общества, которые могут создаваться в форме акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,  связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа.

В каждой стране в экономике имеется государственный сектор экономики, что представляет общую черту современного рыночного хозяйства. Его образуют государственные предприятия, находящиеся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета. В России предприятия государственного сектора экономики подразделяются на федеральные и муниципальные. Они могут быть созданы в форме унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а

В последние годы в России создаются государственные корпорации - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации, является собственностью государственной корпорации. Пример:  РОСНАНО. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».

  1.  Экономические системы, критерии классификации экономических систем

Экономическая система — действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. 

Другими словами, экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации.

Можно выделить следующие типы экономических систем:

  •  система современной рыночной экономики;
  •  система смешанной экономики;
  •  система традиционной нерыночной экономики;
  •  система административно-командной экономики.

Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее (смешанная экономика). Это привело к ее сущностным изменениям — трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать рыночную экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.

К критериям классификации экономических систем относят: механизм распределения ресурсов, формы собственности, роль планирования, распределение и перераспределение дохода, виды стимулов, система социальной безопасности, роль политики и идеологии.

Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей экономических систем. В их числе:

  •  американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;
  •  японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения Японии;
  •  шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.
  •  немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия все еще находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы.

  1.  Приватизация в Российской Федерации: цели, способы и результаты

Целью и результатом приватизации в России стало формирование институтов рыночной экономики: корпоративного сектора экономики (акционерные общества), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также создание института частных собственников - формальных акционеров среди населения.

Стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой (ваучерной) приватизации. Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников – чековых инвестиционных фондов. Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т.е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.  Конкурс и аукцион применялись для приватизации небольших предприятий, а также имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных, действующих государственных и муниципальных предприятий, незавершенных строительством объектов.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Использовались при этом следующие способы приватизации:

  •  продажа государственного или муниципального имущества на аукционах и коммерческих конкурсах ;
  •  продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
  •  выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
  •  преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  •  внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и др.
  1.  Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики

Сейчас основным макроэкономическим показателем рыночной экономики, безусловно, является валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт представляет собой результат экономической деятельности страны за определенный промежуток времени (как правило, за год), т. е. это совокупность конечных товаров и услуг, которые создаются резидентами данной страны в пределах экономической территории. Конечные товары — это те, которые предназначены для конечного потребления, сбережений и реализации на внешнем рынке (экспорт).

ВВП дает количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но он не отражает качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП, который не учитывает негативных последствий научно-технической революции и экономического роста.

Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такой показатель как величина ВВП на душу населения, т.е. ВВП/численность населения страны.

Макроэкономические цели были определены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.».

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В
2015 - 2020 годах Россия должна была войти в пятерку стран-лидеров по
объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности – должен был увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).

Цели долгосрочной денежно-кредитной и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем
106 - 107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции до 3 процентов в год.

  1.  Фискальная политика государства

Основной рычаг фискальной политики государства - изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно им, обладают мультипликационным эффектом. Суть эффекта мультипликатора в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов. Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов. Если налоговые отчисления снижаются, то располагаемый доход возрастает.

Достижение целей макроэкономической политики государства должна осуществляться за счет усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Реализация указанного направления должна производиться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

  •  создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
  •  обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
  •  финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;
  •  проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов;
  •  увеличения глубины переработки природных ресурсов;
  •  развития российской финансовой инфраструктуры;
  •  повышения экономической активности населения;
  •  устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;
  •  снижения негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживания выбросов парниковых газов.

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

  1.  Денежно-кредитная политика современной России

Государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

Цели долгосрочной денежно-кредитной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106 - 107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

Темпы роста потребительских цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента, в 2020 году - 103 процента. В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

Снижение инфляции будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.

Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.

Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Еще одно направление денежно-кредитной политики - переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика в РФ фактически подчинена стремлению обеспечить снижение инфляции самым простым путем — снижением расходов, стерилизацией денежной массы, укреплением курса рубля. Достижению этой цели приносится в жертву неполное использование потенциальных возможностей ускорения экономического роста, которые имеет наша страна благодаря внешнеэкономической конъюнктуре. В то же время эти жертвы оказываются в значительной мере напрасными, ибо инфляция сохраняется на довольно высоком уровне.

Давно настало время отказаться от такой политики и попытаться по мере возможности наверстать упущенное, расширив бюджетное финансирование и кредитование экономики. Однако при этом необходимо найти такие формы и способы добавочного поступления средств в экономику, которые не ускоряют инфляцию.

  1.  Поддержка конкуренции и антимонопольная политика государства

Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции.

Монополия  - исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). В силу того, что на монополистическом рынке (как правило), имеет место неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

Специфика современного этапа российской экономики выражается в том, что монополизм не всегда проявляется в виде экономических монополий, но и существует скрыто, в виде различных форм административного монополизма.

Концентрация экономической, административной и законодательной власти в руках узких социальных групп не только укоренилась в системе неформальных связей, но и закрепляется институционально. Противостояние прежних (характерных для советской системы) новых форм проявления монополизма, их противоречивые слияния, криминализация хозяйственных отношений гипертрофируют отечественный монополизм и на этапе реформирования обостряют противоречия в системе производственных отношений.

В настоящее время формирование российских монополий с помощью государственных органов и при их активной поддержке способствует сращиванию государственного и монополистического капитала, возникает «государственно-монополистическая экономика».

В этой связи, во-первых, необходима четкая систематизация и классификация монопольных практик (криминальная рента, сырьевая рента, рента естественных монополий, рента ТНК и т. д.).

Во-вторых, требуют законодательного закрепления механизмы получения сверхдоходов монополий. Необходим новый подход к антимонопольным расследованиям, выведение их на принципиально новый качественный уровень. Идентифицируя монопольный сверхдоход как таковой, можно будет применить соответствующие механизмы финансовых расследований. При этом в силу разнообразия противоправных монопольных практик, в том числе и прямо криминальных схем, на первый план в деятельности антимонопольных органов выходят вопросы взаимодействия.

  1.  Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации

Рынок труда - это система социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы и физическими и юридическими лицами - владельцами средств производства по поводу распределения, перераспределения или найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства.

Субъектами спроса на рынке труда являются бизнес и государство, а субъектами предложения на рынке труда - домашние хозяйства (население).

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием 2 основных показателей - реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). С увеличением количества нанятых работников уменьшается количество предельного продукта.

Спрос на рабочую силу имеет отрицательную зависимость от уровня заработной платы. Рост заработной платы приводит к сокращению спроса на труд. При снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше заработная плата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда определяет качество и условия предложения рабочей силы и спроса на нее. С развитием производства спрос и предложение рабочей силы качественно и количественно меняются.

Предложение рабочей силы имеет профессиональную, квалификационную, образовательную структуру. Основные ее характеристики - активность и мобильность рабочей силы.

Спрос формируется потребностями производства и зависит от количества и наличия свободных рабочих вакансий, особенной технологии и формы организации труда, условий труда, формы и уровня оплаты труда и т. д.

Рынок труда находится во взаимозависимости с естественными процессами воспроизводства рабочей силы и, в частности, трудовых ресурсов.

На рынок труда оказывают влияние процессы миграции населения (носителей рабочей силы). Это оказывает давление и изменяет равновесное состояние спроса и предложения рабочей силы и конъюнктуру рынка труда.

В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий:

  •  общая численность населения;
  •  численность активного трудоспособного населения;
  •  количество отработанного времени за год;
  •  качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Общий уровень производительности труда зависит от кооперации капитала, ресурсов, технологий, совершенных методов производства. От них зависит и общий уровень оплаты труда, однако он повышается и тогда, когда предложение труда ограниченно по сравнению с другими факторами производства и фиксированным спросом на рабочую силу.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда в других развитых государствах:

  •  российский рынок труда еще не окончательно сформирован;
  •  особенность российского менталитета приводит к тому, что рабочая сила в России не отличается  мобильностью и гибкостью;
  •  по данным официальной статистики в России чрезвычайно низкий уровень безработицы, однако официальная статистика не может учесть фактора теневой экономики и занятости в нем. Проблема безработицы носит скрытый характер.

Еще одной негативной особенностью российского рынка труда является поведение предприятий и проведение ими кадровой политики, не соответствующей требованиям экономической эффективности труда. Это проявляется в «раздутии» кадров предприятия, своего рода резервировании рабочей силы. Однако эта проблема также имеет свои истоки в самой организации российского рынка труда, а именно в чрезвычайно низкой цене на рабочую силу и уровне оплаты труда, что позволяет предприятиям такую роскошь, как содержание дополнительных кадров. Низкая оплата труда приводит к низкой производительности, снижению эффективности труда и качества производства. Предприятия вынуждены заменять качество количеством, и проблема приобретает круговой характер.

Низкие расценки рабочей силы приводят к тому, что в России вынуждены работать большинство трудоспособного населения. Это приводит к снижению официального уровня безработицы по данным статистики.

  1.  Государственная политика занятости и социальной защиты безработных

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  1.  не имели работу (доходного занятия);
  2.  занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  3.  были готовы приступить к работе.

В составе безработных выделяются лица, незанятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

Государственная политика в области содействия занятости населения

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда. Государство старается обеспечить равными возможностями всех граждан РФ независимо от их национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Проводится политика поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Политика в области содействия занятости населения направлена на предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Поощряются работодатели, сохраняющие действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Координация деятельности в области занятости населения осуществляется совместно с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2008) «О занятости населения РФ», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год приняты специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

В частности, с начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.  

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению  бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по  увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать  малые предприятия, что будет способствовать   трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Кроме того, предусмотрено опережающее профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации работников, находящихся под риском увольнения, оказание помощи в поиске работы в профильных организациях, направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства и установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы.

По последним данным, в России на сегодняшний день зарегистрировано 2,3 миллиона безработных, то есть 3% экономически активного населения, а общая безработица составляет 7,1 миллиона человек.

  1.  Инфляция: сущность и причины возникновения

Инфляция - (inflatio - лат. означает «вздутие», «расширение») - макроэкономическое явление, сопровождающее дисбалансом отраслей производства, чрезмерным выпуском бумажных денег, характеризуемое ростом цен на товары и услуги в экономической системе.

Рост общего уровня цен обусловливает появление излишнего количества денег в обращении. Все это надо рассматривать как внешнее проявление инфляции.

Глубинной причиной возникновения инфляции является наличие устойчивого макроэкономического дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, т. е. происходит нарушение общего равновесия.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

  •  государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;
  •  профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;
  •  монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Можно отметить ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства в процесс регулирования экономики.

В-третьих, современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

Классификации инфляции:

  1.  с точки зрения темпов годового роста цен:
  •  умеренная (до 10 %),
  •  галопирующая (до 200 %),
  •  гиперинфляция (свыше 200 %);
  1.  в зависимости от точности прогнозирования хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен:
  •  прогнозируемая,
  •  непредвиденная;
  1.  в зависимости от распространения в сферах хозяйствования:
  •  сбалансированная (цены растут умеренно и стабильно, все экономические показатели изменяются пропорционально),
  •  несбалансированная (цены на товары не растут одновременно и сбалансированно, что приводит к хаотическим изменениям в экономике);
  1.  в зависимости от факторов, порождающих инфляцию:
  •  инфляция «спроса»,
  •  инфляция «издержек».

В качестве причин, вызывающих инфляцию в России, приводятся следующие:

  •  структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия;
  •  высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;
  •  глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции;
  •  огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.
  1.  Содержание, цели и типы экономического роста

Человеческие потребности относительно безграничны и постоянно развиваются: едва человек удовлетворит одни свои потребности, как у него возникают новые. Кроме того, численность человечества постоянно возрастает и со временем всё быстрее. Сочетание этих двух факторов: относительной безграничности человеческих потребностей и роста числа жителей в большинстве стран мира заставляет человечество постоянно наращивать масштабы производства благ и услуг. Этот процесс получил название экономического роста.

Экономический рост позволяет стране производить больше различных благ и услуг. Важно отметить, что об экономическом росте можно говорить только тогда, когда увеличение производства достигается не ценой аврального перенапряжения всех сил (такое случается, например, во время войны), а стабильно - в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности.

Определение и исчисление экономического роста связано с крупнейшим показателем - ВВП в реальном, то есть очищенном от инфляции, выражении.

ВВП (валовый внутренний продукт) - это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.

Относительное изменение объёма реального ВВП, происходящее за рассматриваемый период можно определить как экономический рост.

Оптимальной целью экономического роста и развития является повышение жизненного уровня всего населения. Это объясняется тем, что этот показатель суммирует все виды доходов членов общества. Нормальным является такой экономический рост, при котором увеличиваются доходы всех социальных групп на протяжении длительного периода. Следовательно, цели экономического роста и экономического развития следующие:

  •  повышение степени удовлетворения каждого человека и общества в целом, повышение уровня и качества жизни;
  •  увеличение объема валового внутреннего продукта и национального дохода в расчете на душу населения;
  •  развитие отраслевой структуры национальной экономики;
  •  стимулирование роста промышленности;
  •  улучшение конкурентоспособности страны среди других стран мира;
  •  более полное использование потенциала и мощи страны.

Факторы производства могут меняться количественно и качественно, в связи с этим выделяют типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный рост - экономический рост происходит за счёт роста количества факторов производства.

Интенсивный рост - экономический рост происходит за счёт улучшения качественных свойств факторов производства.

Определяющим условием интенсивного экономического роста является развитие научно-технической революции и внедрение её достижений в производство, что обеспечивает рост эффективности производства, который предполагает снижение затрат на единицу результата. Это выражается, прежде всего, в росте производительности труда, росте фондоотдачи, снижении материалоёмкости и энергоёмкости. К интенсивным факторам можно отнести рост квалификации работников, внедрение новых технологий, совершенствование технологий и управления производством и т.п.

К прогрессивным структурным сдвигам, характеризующим новое качество экономического роста, относят ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктур, развитие сферы услуг и индустрии благосостояния. Современный тип экономического роста связан с необходимостью крупных инвестиций. Переход к интенсивному типу экономического роста характеризуется снижением темпов роста и повышением уровня безработицы.

Рост объёма инвестиций в любые сферы экономики при сохранении существующих техники и технологий является экстенсивным ростом. К экстенсивным факторам экономического роста можно отнести, например, увеличение занятости населения, рост объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других природных ресурсов; увеличение количества предприятий при сохранении данного уровня технологий. Экстенсивный тип роста характерен для слаборазвитой экономики, а также был характерен для большинства стран социализма, но сочетался с высокими темпами роста.

Экономическая история не знает интенсивного или экстенсивного типа экономического роста в чистом виде. Всегда имеет место преимущественно интенсивный или экстенсивный экономический рост. Отнесение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов.

Сегодня Россия может достичь высоких темпов роста только за счёт интенсивных факторов. Для этого необходимо:

  1.  ускоренно создавать современные экономические механизмы рыночного типа, чтобы улучшить распределение ограниченных ресурсов России;
  2.  обновить оборудование для повышения эффективности технологии;
  3.  сохранить научно-технический потенциал страны и систему образования, чтобы не сократился человеческий капитал.
  4.  Эффективность государственного регулирования в переходной экономике

Государственное регулирование является неотъемлемой частью всех современных экономик. В России некоторые эксперты понимают под государственным регулированием использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства.

Смысл характеристики некоторого средства или инструмента проведения социально-экономической политики как юридического заключается в том, что граждане или организации могут быть принуждены государством к следованию предписанной линии поведения под угрозой официальных санкций, субъектом которых выступает то или иное специализированное государственное ведомство (агентство). Каждый из таких инструментов называют регуляцией.

Регуляции представляют собой нормативные модели или правила поведения экономических агентов, вводимые государством для того, чтобы достичь тех или иных целей государственной политики.

Примерами регуляций могут служить:

  •  установления для фирм предельных цен, обязательных требований к безопасности продукции;
  •  предписание установки некоторых типов оборудования;
  •  требование выплачивать работникам заработную плату не менее установленного минимума и др.

В качестве санкций за нарушения упомянутых регуляций могут выступать штрафы, предписания об установке отсутствующего оборудование, приостановление работы фирмы, тюремное заключение, принудительное закрытие предприятия и т.п.

Регуляции можно подразделить на экономические и социальные. Экономические регуляции нацелены на повышение эффективности использования ресурсов.

Социальные регуляции принято обусловливать существованием различных социальных ценностей, реализующихся в предпочтениях населения и потому учитываемых политиками при формировании соответствующих правил. Считается, что достижение таких, например, ценностей, как справедливость или равенство, требует определенных уступок в плане обеспечения наибольшей эффективности использования ресурсов.

Социальные регуляции применяются в областях охраны окружающей среды, обеспечения безопасности условий труда, защиты прав потребителей и работников (равные права независимо от пола, расы, вероисповедания и т.п.).

Государственное регулирование может быть как экономически эффективными, так и неэффективными.

В случае государственной координации макроэкономической деятельности государство провозглашает в качестве важнейшей цели повышение эффективности системы в целом, оставляя за каждым экономическим субъектом в отдельности решение задачи максимизации его личной эффективности. Эффективность макроэкономической системы должна возрасти, что не может не сказаться и на эффективности каждого экономического субъекта. Понятно, что объектом воздействия со стороны государства здесь становятся макроэкономическая среда и ее параметры, а способами — направленные информационные импульсы.

На современном этапе развития переходной экономики России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается.  Увеличение роли государства, сопровождается одновременной приостановкой процессов приватизации.

По оценкам Министерства Финансов РФ в 2007 г. более половины национальной экономики находилось под контролем государства. Вопрос о необходимости усиления степени государственного воздействия на экономику поставлен на официальном уровне. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования национальной экономики.

Логическим продолжением этой политики стал фактический переход под государственное управление таких нефтяных компаний, как «Сибнефть» и «Газпром», что оценивается специалистами неоднозначно. Известна политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.

  •  С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сконцентрировать в руках государства добычу и продажу полезных ископаемых, которые по Конституции РФ являются национальным достоянием.
  •  С другой стороны, мировая практика показывает, что государство не может обеспечить эффективного менеджмента, что усугубляется кризисом самого государственного аппарата.

Государство, пытаясь занять позиции активного регулирования, не способно по объективным причинам обеспечить рационального управления переходной экономикой в интересах устойчивого экономического роста и выхода из затяжного экономического кризиса. Это в первую очередь  связано с наличием таких проблем государственного аппарата, как бюрократизация, взяточничество, коррупция и т. д.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1660. Сущность процесса оплодотворения. Стадии оплодотворения 19.42 KB
  Оплодотворение - это физиологический процесс, который заключается в слиянии яйца и спермиев с последующей их ассимиляцией и диссимиляцией, в результате образуется зигота, которая имеет двойную наследственность.
1661. Температурный шок спермиев и меры его предупреждения. Влияние точности растворов на спермии 20.75 KB
  Температура среды влияет двояко: усиливает или ослабляет их движение, удлиняет или укорачивает переживаемость. Низкие температуры менее вредны для спермиев.
1662. Техника приготовления разбавителей и роль входящих в них компонентов 20.73 KB
  Целью разбавления спермы является создание окружающей среды, способной защитить половые клетки от повреждений в процессе консервирования, увеличение объема полового продукта для разделения его на множество спермодоз.
1663. Типы естественного осеменения животных 19.28 KB
  Естественное осеменение – это комплекс условных и безусловных половых рефлексов, обеспечивающих выделение спермий из половых органов самца и введение ее в половые органы самки.
1664. Типы плацент у разных видов животных 20.76 KB
  Плацентой называется комплекс тканевых образований, развивающихся из сосудистой оболочки плода и слизистой оболочки матки для связи плода с материнским организмом, обеспечивающим питание плода.
1665. Топография половых органов у беременных и небеременных крупных животных 21.23 KB
  Наружное исследование на беременность слагается из трех диагностических приемов: осмотра, пальпации и аускультации.
1666. Требования к качеству спермы, допускаемой к разбавлению, хранению и осеменению самок 20.1 KB
  Цвет спермы зависит прежде всего от вида животного. Нормальная сперма барана белая с желтоватым оттенком, сперма быка чаще всего белая, иногда с желтоватым оттенком, сперма жеребца и хряка серовато-белая, подобие цвета сильно разбавленного молока.
1667. Факторы, влияющие на нормальное течение родов и послеродового периода: кормление, содержание, уход, организация сухостойного периода(у коров) 20.34 KB
  При плодоношении животное должно пользоваться особым вниманием и требует специального содержания и ухода. Помещение для беременных должно быть чистым, сухим, светлым, просторным и хорошо вентилируемым; станки надо делать широкие, длина должна соответствовать размерам животных.
1668. Физиологическое и экономическое значение сухостойного периода у коров 20.99 KB
  Сухостойный период - время от прекращения у животных лактации до очередных родов, у дойных коров и коз — период от запуска доения до родов.