24772

Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место региональной экономики и управления в современной системе наук. Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются: экономика отдельного региона; экономические связи между регионами; региональные системы национальная экономика как система взаимодействующих регионов; размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей занятых в производстве; региональные аспекты экономической жизни экономику производства инвестиционного...

Русский

2013-08-09

116 KB

9 чел.

  1.  Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук.

Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются:

  •  экономика отдельного региона;
  •  экономические связи между регионами;
  •  региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
  •  размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей, занятых в производстве;
  •  региональные аспекты экономической жизни (экономику производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п.);
  •  управленческие процессы в региональных социально-экономических системах;
  •  механизмы и технологии эффективного управления регионами.

Региональная экономика — это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

Место региональной экономики и управления в современной системе наук необходимо рассматривать в двух измерениях.

С одной стороны, региональная экономика входит в систему экономических наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика и управление принадлежит науке, изучающей управленческие процессы в региональных социально-экономических системах. В центре ее внимания и изучение механизмов и технологий эффективного управления регионами. 

  1.  Теоретические основы региональной экономики и управления и основные парадигмы региона

По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время «рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран.

В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита "торговой марки" местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от "центра") является одним из главных направлений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.

  1.  Региональная экономическая система, ее компоненты и основные взаимосвязи

Регион — целостная экономическая система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

  •  высокая размерность;
  •  большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
  •  многоконтурность управления;
  •  иерархичность структуры;
  •  значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
  •  неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью  нескольких основных подсистем, к которым в первую очередь отнесем:

  •  региональное и муниципальное управление;
  •  производство товаров и услуг;
  •  человеческие ресурсы (население);
  •  инфраструктуру;
  •  географию, природные ресурсы и экологию и др.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

  1.  Природно-ресурсный потенциал России. Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов и неоднородность экономического пространства

Потенциал — это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в региональной экономике и могут быть задействованы при необходимости в управлении и производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и развитие региональной экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала региональной экономики.

Природно-ресурсный потенциал России — это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

Природно-ресурсный потенциал России состоит из таких видов экономических ресурсов, как

  •  сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
  •  непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
  •  промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов. Очевидны преимущества регионов либо богатых природными ресурсами, либо специализирующихся на первых переделах добывающих отраслей. Это действующие или перспективные регионы нефте-газодобычи (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Татария, Самарская и Оренбургская области. Астраханская область, Приангарье); центры цветной металлургии (Норильск, Красноярск, Братск, Свердловск, Челябинск, Якутия, Архангельская и Мурманская области) и черной металлургии (Урал, Кузбасс, Белгородская, Вологодская, Липецкая области).

В отдельных регионах и городах находится на высоком уровне наука и промышленность (крупнейшие и крупные города Центра, Северо-Запада, Поволжья, Урала, а также закрытые города, ранее специализированные на производстве наукоемкой продукции оборонного назначения).

Наиболее острая ситуация в экономической сфере, как известно, характерна не только для традиционно отсталых республиках Северного Кавказа и юга Сибири, но и ряда старопромышленных регионов Центра, Северо-запада, Поволжья и Урала.

Неоднородность экономического пространства. Суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. км2), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. км2), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. км2).

На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны; 2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.

Неоднородность экономического пространств характеризуется в первую очередь  диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе.

  1.  Современные направления развития теорий региональной экономики. Теории инноваций и полюсов роста

Современные направления развития теорий региональной экономики. Во-первых, это формирование "новой экономической географии" П.Кругмана. В рамках данного направления дальнейшее развитие получили теория эндогенного роста и исследования М.Портера, посвященные кластерам экономического развития. Эти теории, оперируя категориями пространственной экономики, подводят к выводу, согласно которому экономическая активность, инновации имеют тенденцию к концентрации в пространстве, что способствует созданию условий для устойчивого экономического роста в регионах. Одним из основных факторов при этом является человеческий капитал.

Во-вторых, важным является изучение локальных социальных, культурных и институциональных отношений как особых сетей. Доказывается, что такие сетевые взаимодействия, в том числе между отдельными индивидуумами и фирмами, и способствуют, и препятствуют успешному внедрению инноваций. В анализ экономического роста вовлекаются все новые инструменты социологии, формализация которых порой невозможна.

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  •  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  •  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  •  целью государственной политики должно быть развитие агентов региональной экономики;
  •  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Теории инноваций.

Выдвинул теорию диффузии инноваций Т. Хегерстранд (его основополагающий труд "Диффузия инноваций как пространственный процесс" вышел в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузия, накопление, насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории больших циклов ("длинных волн") великого русского экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регионального жизненного цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты; поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города.

Активное производство может быть размещено в периферийных регионах. Но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение производства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприятных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например, в виде создания образовательных и научных центров (технополисы, наукограды и т.п.).

Теории полюсов роста. В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий и формированию полюсов экономического роста.

Ж. Будвиль показал, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса. По определению Будвиля, региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Таким образом, полюс роста можно трактовать как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств.

  1.  Новые направления и задачи государственного управления региональным развитием

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  1.  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  2.  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  3.  целью государственной политики должно быть развитие региональных экономических агентов;
  4.  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Эти подходы приводят к четырем возможным вариантам политики государства.

Первый состоит в поддержке и развитии индустриальных кластеров. Программы поддержки малых предприятий, привлечения инвестиций должны быть встроены в программы развития кластеров для более эффективного использования бюджетных средств. Примером подобной политики является содействие созданию "инкубаторов", где в тепличных условиях проводят обучение предпринимателей. Им также предоставляют все необходимые для начала своего дела услуги - финансовые, консалтинговые, маркетинговые и т.п. В дальнейшем, если фирмы работают в одной или смежных областях, возможно развитие кластеров или ассоциаций как составляющих кластера. В итоге расширяется обмен информацией между фирмами, входящими в общую сеть, интенсифицируется процесс нововведений, повышается конкурентоспособность.

Второй вариант связан с гипотезой "обучающихся" организаций и регионов, реализация которой предполагает усвоение опыта более успешно работающих территориальных образований (имеющих более высокий уровень образования рабочей силы, успешно функционирующие научно-исследовательские организации, налаженные связи между университетами и промышленностью, активно действующие информационные центры, и т.д.). Важная роль при этом отводится ассоциациям, упрощающим обмен, способным развивать новую управленческую и организационную культуру.

Третий вариант предусматривает реализацию тенденции к децентрализации власти, характерную для европейского регионального развития последние два десятилетия и предполагающую принятие многих решений именно на региональном и местном уровне.

Естественно, низкий уровень активности населения в политических процессах, незнание всех доступных возможностей участия в управлении экономикой являются серьезным препятствием для воплощения идей децентрализации. Соответственно, одной из стратегических задач становится развитие общественного сознания или, по терминологии Путнама, "социального капитала".

Четвертый вариант предполагает разработку и реализацию программ, нацеленных на развитие рынка труда, системы повышения квалификации, на предоставление всевозможных услуг, помощи, кредитов средним и мелким компаниям, на выведение из "тени" компаний, функционирующих нелегально.

  1.  Основные направления региональной политики в Российской Федерации

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

  •  стимулирование экономического развития путем создания новых центров  экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
  •  координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
  •  сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25406. Этнографические аспекты социальной работы 18.08 KB
  Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...
25407. Демографические аспекты в социальной работе 66 KB
  Состав населения это распределение людей образующих население по группам в соответствии со значениями того или иного признака и по любому другому признаку по полу возрасту и т. На сегодняшний день численность населения в мире составляет более 6 млрд. причем городского населения 381900чел. Предмет демографии был определен учеными в XX веке 90х годов которым является воспроизводство населения т.
25408. Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций 69.5 KB
  Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы призванной обеспечить нуждающихся в помощи. К системе социальных служб учреждений и организаций можно отнести: Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей; Социальные приюты; Центры психологопедагогической помощи населению; Телефоны доверия; Центры социальной помощи на дому; Дома ночного пребывания; Специальные дома для пожилых; Стационарные учреждения социального обслуживания;...
25409. Региональная социальная политика: сущность и содержание 17.66 KB
  Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...
25410. Механизмы реализации социально-правовой политики в Республике Хакасия 45 KB
  Механизмы реализации социальноправовой политики в Республике Хакасия Формирование и функционирование механизма реализации социальноправовой политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Особый интерес для нас представляют нормативноправовые акты в части социальной защиты населения в Республике Хакасия. Законодательство Республики Хакасия о социальном обслуживании населения основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права Конституции Российской Федерации Федеральном законе Об...
25411. Общественные объединения региона: характеристика, место и роль в решении социальных проблем 60 KB
  Исторически под общественными объединениями всегда понимались формы общественной активности граждан которая может быть реализована путем создания организаций. Деятельность общественных объединений – это своего рода проявление социальных инициатив различных слоев населения и отдельных граждан в ответ на реалии социальноэкономической ситуации в стране состояние системы социальной защиты населения и стремление оказать помощь и поддержку другим гражданам в трудной жизненной ситуации. понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое...
25412. Социальная работа с лицами делинквентного поведения 54 KB
  Социальная работа с осужденными пенитенциарная социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи поддержки и защите несовершеннолетних осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания а также адаптации реадаптации в обществе после освобождения. Основной целью социальной работы с осужденными в местах лишения свободы является создание предпосылок для исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных а также для их успешной адаптации...
25413. Социальная работа в наркологии 38 KB
  Цель социальной работы в сфере наркологии – комплексная социальная помощь входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний и лицам страдающим зависимостью от ПАВ членам их семей и ближайшего окружения включающая медицинские медикопсихологические социальнопсихологические педагогические и правовые аспекты. Задачи социальной работы в наркологии: участие в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ; выявление лиц входящих в группы риска работа с ними; содействие в привлечении к лечению лиц...
25414. Региональный рынок труда (на примере РХ) 20.3 KB
  Региональный рынок труда на примере РХ Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг взаимодействие производителей и потребителей. Рынок труда – совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования по поводу спроса на рабочую силу. Региональный рынок труда – территориальная организация системы отношений возникающих в процессе взаимодействия субъектов региональной экономики направленных на достижение сбалансированности его основных элементов что обеспечивает реализацию целевой...