24779

Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Требования предъявляемые к управленческим решениям. Действенность управленческого решения зависит от его качества которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований. Одним из обязательных требований предъявляемых к управленческим решениям является их научная обоснованность. В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники передового опыта основываться на итогах...

Русский

2013-08-09

68.5 KB

67 чел.

1. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений.

Действенность управленческого решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований.

Одним из обязательных требований, предъявляемых к управленческим решениям, является их научная обоснованность. В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления.

Управленческие решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом. В процессе деятельности перед руководителями предприятий возникают задачи разной важности. Целевая направленность управленческого воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных, второстепенных задач, исходя из решения главных.

Управленческое решение должно иметь количественную и качественную определенность в зависимости от поставленной задачи.

Эффективность управленческого решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей – наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. Кроме того, используются качественные показатели: качество труда, продукции, обслуживания, условия труда, влияние принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов решений подчиненными, а также вышестоящими руководителями и т.д. Критерии оценки эффективности решений должны наиболее полно отражать результаты, быть достаточно простыми и конкретными.

Управленческое решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами в целях достижения заданных результатов.

Требование законности управленческого решения состоит в том, чтобы решение не противоречило действующим государственным и ведомственным законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям и другим документам.

Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах.

Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.

Управленческие решения должны носить комплексный характер. Важное значение в процессе принятия решений имеют условия их принятия: право принятия решений, полномочия, обязанность принимать решения, ответственность за принятые решения, компетентность в решаемых вопросах.

Одним из необходимых условий принятия решений является компетентность руководителя в рассматриваемых вопросах.

Управленческое решение должно быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений. Управленческое решение должно быть всесторонне обоснованным. При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.

2. Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели.

Процесс принятия решения:

  1.  Постановка проблемы и анализ ситуации
  2.  Сбор и анализ данных
  3.  Ситуационный и факторный анализ. Факторный анализ используется для оценки внешней (государство, законодательство, конкурентная среда) и внутренней (структура, персонал) среды организации
  4.  Выдвижение альтернативных решений и их анализ. Анализ осуществляется с точки зрения реализуемости и эффективности.
  5.  Выбор альтернатив
  6.  Контроль за реализацией решения, оценка его эффективности.

Принятие управленческих решений как процесс, состоит из трех стадий:

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Методология – научные подходы:

- струткрно-функциональный - системный

Методы:

- в зависимости от того, кто принимает: индивидуальные решения (авторитарный руководитель) и коллективные (метод «мозгового штурма», метод «большинства», экспертные методы, метод «Дельфи» и метод 635)

- в зависимости от того как принимаются: фактографические - опираются на факты (метод экстраполяции – продолжение в будущее среднесложившихся тенденции развития событий); эвристические – опираются на интуицию (метод мозгового штурма, построение сценарий)

Метод номинальной группы: группа которая участвует при этом методе, не есть сложившаяся группа. Это список людей в жизни не пересекающихся друг с другом. Каждый предлагает свой вариант ответа.

Метод Дельфи - Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод дельфи использует итерративные независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определять вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, связанных с обсуждаемой проблемой. После первого тура опросов участники экспертной панели получают все ответы, данные другими участниками, без указания авторов ответов. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции.

Модели:

  1.  сначала думаю 2.сначала делаю 3.сначала вижу

3. Условия и факторы обеспечения качества решений.

Качество УР — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса", системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

- структуризация проблемы и построение дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

- обеспечение много вариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности УР довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных УР по дорогим объектам (проектам).

Одним из важных факторов, влияющих на качество УР, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:

- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

- оптимального или рационального характера принимаемого решения;

своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

4. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о внешних условиях, влияющих на эффективность решения. Под внешними условиями здесь понимаются любые факторы, на которые не может влиять лицо, принимающее решения: долговечность работы узлов и агрегатов, стоимость ремонта  и т.д. Причиной неопределенности всегда является  незнание некоторой информации.

Под риском понимается возможность каких-либо неблагоприятных последствий принятого решения: потери ресурсов, недополучения прибыли, возникновения дополнительных расходов, несвоевременного выполнения работ и т.д.

Классификация рисков по источникам их возникновения:

- хозяйственно-экономические- политико-экономические- риски партнерства- производственно-технологические- риски противодействия- природно-климатические

Основные способы снижения риска следующие:

  •  диверсификация - выбор комбинации из нескольких решений. В этом случае можно рассчитывать, что если какое-либо из решений окажется неэффективным, то связанные с этим потери будут компенсированы за счет других решений. Пример использования этого способа снижения риска - выпуск нескольких видов продукции в условиях, когда спрос на продукцию не гарантирован. В этом случае можно рассчитывать, что хотя бы некоторые виды продукции будут пользоваться спросом;
  •  получение дополнительной информации. Примеры: дополнительные исследования рынка сбыта до начала выпуска новой продукции, проверка состояния предприятия при его обращении в банк для получения кредита. Как правило, получение дополнительной информации требует затрат;
  •  лимитирование - установление предельных величин расходов (денежных, материальных и других ресурсов) на реализацию рискованных решений;
  •  распределение риска между несколькими сторонами-участниками;
  •  страхование;
  •  самострахование - резервирование средств на компенсацию потерь в случае неудачной реализации принятых решений.

Принятие решений в условиях риска включает следующие основные этапы: 1) качественный анализ - определение источников риска и стадий реализации решений, на которых возможен риск; 2) количественный анализ - оценка степени риска и выбор решения.

Существует несколько классов методов принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация методов принятия решений в условиях риска и неопределенности:

Экспертные - решение принимается на основе экспертных оценок.

Игровые - решение применяется на основе методов теории игр.

Статистические - решение принимается на основе анализа результатов принятия аналогичных решений в прошлом.

Аналитические - решение принимается путем расчетов на основе каких-либо математических методов (например, методов математического программирования, теории вероятностей и т.д.)

Методы на основе деревьев решений - решение принимается на основе анализа всех возможных результатов принимаемых решений, а также вероятностей этих результатов Методы на основе зон риска - решение принимается на основе выявления возможных диапазонов потерь и их вероятностей возможность указать диапазоны допустимого, нежелательного и недопустимого риска

Имитационные методы - решение принимается по результатам моделирования процессов реализации возможных решений и внешних условий (обычно – на основе метода Монте-Карло)

5. Эффективность управленческих решений и контроль их реализации

Эффективность управленческих решений это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации [Литвак]

Эффективность управленческих решений разделяется на следующие виды:

1.Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационная эффективность и качество управленческих решений неразрывно связаны и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно.

2.Экономическая эффективность - это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.

3.Социальная эффективность - это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.

4.Технологическая эффективность - факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.

5.Психологическая эффективность - факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

6.Правовая эффективность - оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

7.Экологическая, этическая, политическая эффективность - факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

Факторы, влияющие на эффективность:

•   компетентность и опыт работы ЛПР (лица принимающего решение);

•   степень информированности ЛПР;

•   уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

•   удельный вес контролируемых решений;

• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации;

•   мотивация исполнителей;

Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых УР и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.

Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.

Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:

1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям: - наименование целей и составляющих их задач; - начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; - перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; - набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения; - побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации; - набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.

2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.

3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35695. Художественная аппликация «Вытынанка». Творческий проект 13.43 MB
  Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем что данный материал даёт большой простор творчеству. С помощью бумаги можно украсить елку сложить головоломку смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое многое другое что интересует ребенка. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Художественнопроектный раздел История вытынанки Вытынанка вырезание из бумаги Нет сомнений что вам хоть...
35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.
35699. Мастер-класс по бисеру. Твореский проект 6.54 MB
  Так же многие занимаются таким видом этого искусства как плетение из бисера в отличии от обычной вышивки. Те кто уже более опытен делают иконы из бисера. Все девушкам и женщинам обязательно должны понравится цветы из бисера. История бисероплетения Бисероплетение вид декоративноприкладного искусства рукоделия; создание украшений художественных изделий из бисера в котором в отличие от других техник где он применяется ткачество с бисером вязание с бисером плетение из проволоки с бисером так называемых бисерных плетений бисерной...