2478

Теория общей химии с элементами методики преподавания

Шпаргалка

Химия и фармакология

Экспериментальные (качественные) задачи по химии. Подготовка учителя к уроку. Понятие об энтропии и изобарно-изотермическом потенциале. Самостоятельная работа учащихся по химии. Задачи курса химии средней школы. Технические средства обучения. Структура нуклеотидов и нуклеозидов.

Русский

2013-01-06

413 KB

15 чел.

Экспериментальные (качественные) задачи по химии.

Химические задачи помогают совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения, переносу их в новые ситуации, установлению межпредметных связей.

Решение задач содействует приобретению практических умений и навыков учащихся (производить расчеты и опыты). Задачи служат важным средством развития мышления учащихся.

Качественные(экспериментальные) задачи по химии классифицируют:

1. На наблюдение и объяснение, протекаемых с веществом явлений

2. На получение веществ

-непосредственно из исходных

-через промежуточные

3. На доказательство, отнесение вещества к классу, качественные реакции

4. На распознавание веществ по катионам, анионам, качественным реакциям

5. Задачи на разделение смесей веществ

-по физическим свойства

-по химическим свойствам

6. На конструирование приборов

Качественные задачи помогают учителю химии сравнительно легко проверять степень теоретической и экспериментальной подготовки учащихся, закреплять и углублять знания о самих веществах и их превращениях, применять теоретические знания на практике, развивать сообразительность учащихся, формировать их химическое мышление.

В ходе решения задач происходит интенсивная мыслительная деятельность учащихся, связанная с анализом и синтезом, сравнением по сходству и различию, с абстрагированием и конкретизацией и с другими мыслительными операциями. Функциональный подход к химическим задачам, используемый в процессе обучения химии, позволяет охарактеризовать химические задачи как важнейший метод развития мышления учащихся.

54. Азотная кислота

Сильная одноосновная к-та, в свободном состоянии- бесцветная жидкость с резким удушливым запахом. В природе А к встречается редко: в дождевой воде и воздухе, но только сразу же после грозы.

Получение и применение:

  •  А. к. по потреблению уступает лишь серной кислоте. Самый давний пром. способ получения А. к. сводится к действию на селитру избытка серной кислоты при нагревании 15000С. NaNO3+H2SO4=HNO3+NaHSO4. Образующаяся А. к. испаряется. Пары ее конденсируют и собирают в специальных аппаратах. «Крепкая водка»-так при Петре 1 в России называли А. к.
    •  Реакцию окисления NH3 кислородом воздуха химики знали уже в 1800г. Однако впервые в значительных количествах А. к. этим методом стали получать только с 1907г. (Андреев-1916г. в Донецке была пущена первая в России промышленная установка по производству А. к.
  1.  N2+3H2=2NH3 2. 4NH3+5O2=4NO+6H2O

3. 2NO+O2=2NO2 4. 4NO2+O2+2H2O=4HNO3

Cтроение:

Н-О-N=O —→H-O-N<OO

 I 

О

sp2- гибридизация;

Химические св-ва:

  •  С неМет. :
  •  С Мет. ( никогда не выделяется Н2, т. к. окислителем явл-ся NO3-)

 C конц. А. к.

  1.  Fe, Cr, Al-в обычных усл-х не реагируют с конц. А. к. , но при температуре: Fe+6HNO3→t Fe(NO3)3+3NO2+3H2O
    1.  Малоактивные Мет. : Cu+4HNO3→t Cu(NO3)2+2NO2+2H2O
    2.  Сверхактивные Мет. : Ca+10HNO3→t Ca(NO3)2+N2O+5H2O

 

C разбавленной А. к.

  1.  Малоактивные Мет. : 3Ag+4HNO3→t 3AgNO3+NO+2H2O
  2.  Более активные Мет. :4Mg+10HNO3→t 4Mg(NO3)2+NH4NO3+3H2O

5Zn+12HNO3=5Zn(NO3)2+N2+6H2O

55. МОНОСАХАРИДЫ

Моносахариды представляют собой соединения со смешанными функциями. Они содержат альдегидную или ке-тогруппу и несколько гидроксильных групп, т. е. являются альдегидоспиртами или кетоноспиртами. Следовательно, углеводы являются полигидроксикарбонильными соединениями.

Моносахариды с альдегидной группой называются аль-дозами, с кетогруппой — кетозами. По числу углеродных атомов в молекуле моносахариды делятся на тетрозы, пен-тозы, гексозы и т. д. (табл. 50).

Альдозы и кетозы с одинаковым числом атомов углерода изомерны между собой. Наибольшее значение среди моносахаридов имеют гексозы и пентозы.

Структура моносахаридов

Для изображения строения моносахаридов используют проекционные формулы Фишера.

Циклические формы принято изображать перспективными формулами Хеубрса.

Физические свойства

Моносахариды представляют собой бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимые в воде, нерастворимые в эфире, плохо растворимые в спирте. Сладость моносахаридов различна. Например, фруктоза слаще глюкозы в три раза.

Химические свойства

Моносахариды — это соединения со смешанными функциями.

В растворах существует динамическое равновесие между несколькими таутомерными формами моносахаридов, поэтому в зависимости от условий и реагентов они могут реагировать в открытой или циклической форме. При этом равновесие смещается в сторону образования той формы, которая вступает во взаимодействие.

Химические свойства моносахаридов обусловлены наличием:

а) карбонильной группы в открытых формах моносахаридов;

б) спиртовых гидроксильных групп как в открытых, так и в циклических формах моносахаридов;

в) полуацетальной гидроксильной группы в циклических формах моносахаридов.

Рассмотрим химические свойства моносахаридов на примере важнейшего из них — глюкозы.

1. Реакции с участием альдегидной группы глюкозы (т. е. свойства глюкозы как альдегида).

  1.  Восстановление (гидрирование) с образованием многоатомного спирта:

CH2-(CHOH)4-COH + H2 =Ni= CH2-(CHOH)4-CH2OH

2. Окисление

Глюкоза легко окисляется. В зависимости от характера окислителей получаются различные продукты.

1) Окисление под действием слабых (мягких) окислителей с образованием глюконовой кислоты.

К числу таких реакций относятся качественные реакции на глюкозу как альдегид: реакция с аммиачным раствором оксида серебра (I) Ag2O (реакция «серебряного зеркала») и реакция с гидроксидом меди (II) Си(ОН)2 в щелочной среде при нагревании:

Глюкоза + Ag2O =NH4OH=CH2OH-(CH-OH)4-COOH + 2Ag глюконовая кислота

2) Окисление под действием сильных окислителей (например, азотной кислоты HNO3) с образованием двухосновной глюкаровой кислоты:

Глюкоза + HNO3 = COOH-(CH-OH)4-COOH глюкаровая кислота

II. Реакции глюкозы с участием гидроксилъных групп (т. е. свойства глюкозы как многоатомного спирта):

  1.  Взаимодействие с Си(ОН)2 на холоду с образованием гаюконата меди (II) (качественная реакция на глюкозу как многоатомный спирт).
  2.  Взаимодействие с ангидридами или галогенангидрида-ми кислот с образованием сложных эфиров
  3.  Взаимодействие с галогеналканами с образованием простых эфиров
  4.  Взаимодействие со спиртами с образованием гликозидов/

III. Брожение (ферментация) моносахаридов

Брожение — это расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов — ферментов, вырабатываемых микроорганизмами. Разные микроорганизмы вызывают различные виды брожения. Название вида брожения определяется названием образующихся продуктов брожения.

Брожение — сложный многостадийный биохимический процесс. Ниже приводятся лишь суммарные уравнения различных типов брожения глюкозы.

  1.  Спиртовое брожение: С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2
  2.  Маслянокислое брожение: С6Н12О6 = СН3-СН2-СН2-СООН + 2Н2+ 2СО2
  3.  Молочнокислое брожение: C6H12O6 = ферменты= 2 СH3-CHOH-COOH 
  4.  Лимоннокислое брожение.

C6H12O6 + 3[O]=ферменты= HOOC-CH2-COHCOOH-COOH + 2H2O

Получение и применение глюкозы

В промышленности глюкозу получают гидролизом крахмала и целлюлозы.

56. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования. Рабочий план урока.

Урок-основная организационная форма обучения в классно-урочной системе занятий. Это закнченая, ограниченная во времени часть учебного процесса, проводимая с определенной возрастной группой учащихся по данной программе, создающая условия решения обще-педагогических, дидактических, методических задач.

По главной дидактической цели уроки делятся: изучение нового материала, уроки контроля, уроки закрепления и обобщения.

Вид урока определяется частным методом обучения. Разновидность определяется разновидностью частного метода.

Качество урока зависит от подготовки учителя.

а)правильность определенной структуры урока.

б)взаимосвязь дидактических целей(этапы урока)

в)выбор методов обучения. Метод должен соответствовать целяи и содержанию учебного материала.

Подготовка каждого урока — большой творческий труд учителя. Она начинается с осмысливания того, каким будет урок, какие задачи обучения, воспитания и развития предстоит решать на нем, как будет организована познавательная деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, какие методы и средства обучения и в каком сочетании будут применены.

Готовя урок, учитель проходит несколько этапов:

-определяет место данного урока в системе уроков, руководствуясь программой, выявляет связи урока с другими уроками и предметами;

-знакомится с объемом и содержанием учебной информации

-намечает структуру урока, выделяя главную дидактическую задачу, выбирает тип урока;

-изучает методическую литературу по теме урока;

-отбирает химические опыты, проверяет их;

-подбирает или разрабатывает дидактический материал, наглядные пособия;

-составляет план урока;

-детально продумывает последовательный ход урока.

Схема рабочего плана-конспекта:

1. Класс, учитель; 2. Тема; 3. Образовательные задачи и пути их решения; 4. Воспитательные задачи и пути их решения; 5. Развивающие задачи и пути их решения; 6. Тип урока;

7. Методы(общие, частные); 8. Материалы и оборудование к уроку; 9. План урока(этапы);

10. Ход урока (сценарий по этапам):орг момент, подготовка к изучению нового материала(проверка д/з, актуализация знаний, обобщение знаний, создание проблемной ситуации), изучение нового материала, закрепление, контроль, подведение итогов и рефлексия, д/з. ; 11. Литература для учителя и учащихся; 12. Приложение к уроку

Для подготовки урока важно иметь под руками и различные дидактические материалы- тексты контрольных работы, карточки-задания для проверки знаний и практических умений учащихся, проверочные тесты, конспекты-схемы. Подбор нужных материалов к уроку облегчается, если они хранятся в систематизированном виде. Полезно завести картотеку на оборудование для химического эксперимента.


57. Оценка возможности протекания химической р-и в заданном направлении. Понятие об энтропии и изобарно-изотермическом потенциале. Максимальная работа процесса. Роль энтальпийного и энтропийного факторов.

Внутренняя энерг (U) склад из свободной энерг (F) и энергии связанного потенциала (E) U=F+E; F – это доля внутр енерг, которая м/б превращена в любой др вид энергии.

Связанная энерг – это доля внутр энерг которая м/б превращена только в теплоту

S (энтропия) – мера обесценивания энергии. S – есть функция состояния сис-мы, её изменения от пути процесса не зависит. J(джи) –энергия Гиббса, изобарный, изотермический потенциал (Р, Т =const). J = Н –ТS = U +PVTS = F + pv. А´max = -ΔJ , где А´ - максимально полезная работа. Если ΔJ‹0 равнов сдвиг▬►; ΔJ›0 равнов сдвиг▬►; ΔJ=0 в сис-е равновесие.

Аmax = --ΔF. Аmax есть наибольшая работа, которую может дать хим. р-я, осуществляемая в условиях полной обратимости.

Человек может варьировать протекание хим. р-и в нужном ему направлении. Влияние различных факторов на смещение хим. равнов отражено принципом Ле Шателье: при изменении в равновесной сис-ме одного из параметров состояния (Р, Т, С) происходит сдвиг равновесия в направлении процесса, ведущего к ослаблению произведенного воздействия.

3H2 + N2 = 2NH3.

для смещения равнов ▬▬▬►необход Р увеличить;Т уменьшить; СNH3 уменьшить.


58. Дисахариды

Олигосахариды (oligos — «малый») — низкомолекулярные сахароподобные углеводы, содержащие от двух до десяти остатков моносахаридов (обычно гексоз), соединенных гликозидными связями.

Простейшими из них являются дисахариды.

Дисахариды Дисахариды — продукты конденсации двух моносахаридов.

Важнейшие природные представители: сахароза (тростниковый или свекловичный сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар), целлобиоза. Все они имеют одну и ту же эмпирическую формулу C12H22O11, т. е. являются изомерами.

Физические свойства

Дисахариды — типичные сахароподобные углеводы; это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде, имеющие сладкий вкус.

Строение

1. Молекулы дисахаридов могут содержать два остатка одного моносахарида или два остатка разных моносахаридов.

2. Связи, образующиеся между остатками моносахаридов, могут быть двух типов:

а) Связь, в образовании которой принимают участие полуацетальные гидроксилы обеих молекул моносахаридов.

б) Связь, в образовании которой принимают участие полуацетальный гидроксил одного моносахарида и спиртовый гидроксил другого моносахарида.

Химические свойства дисахаридов

1 Дисахариды, в молекулах которых сохраняется полу-ацетальный гидроксил (мальтоза, лактоза, целлобиоза), в растворах частично превращаются в открытые альдегидные формы и вступают в реакции, характерные для альдегидов, в частности в реакцию «серебряного зеркала». Такие дисахариды называются восстанавливающими (восстанавливают Си(ОН)2 и Ag2O). Дисахариды, в молекулах которых нет по-луацетального гидроксила (сахароза) и которые не могут переходить в открытые карбонильные формы, называются не-восстанавливающими (не восстанавливают Си(ОН)2 и Ag2O).

2. Все дисахариды являются многоатомными спиртами, для них характерны свойства многоатомных спиртов (образование простых и сложных эфиров), они дают качественную реакцию на многоатомные спирты:

3. Все дисахариды гидролизуются с образованием моносахаридов:     

C12H22O11 + H2O =t, H+= C6H12O6 + C6H12O6 глюкоза и фруктоза

В живых организмах гидролиз идет под действием ферментов.

Степень диссоциации – число, показывающее, какая часть мол. распалась на ионы (ά) – равна отношению числа мол. , кот. распались на ионы, к общему числу в р-ре: ά = n / N * 100% Например, ά уксусной кислоты в 0, 1 М р-ре равна 1, 36%. Это означает, что из 10000 мол. CH3COOH 136 молекул распадаются на ионы.

К сильным эл-там относ. : (ά > 0, 3) HCl, HNO3, H2SO4, KOH, NaOH и др. + все растворимые соли. К средним эл-там относ. : (0, 03 < ά < 0, 3) H2SO3, HF, HNO2, H3PO4 К слабым: (0 < ά < 0, 03) СH3COOH, H2CO3, H2S, основания нерастворимые в воде и NH4OH, вода.

Константа диссоциации Для хар-ки слабых эл-тов применяют константу диссоц. (Кд) т. к. слаб. эл-ты диссоц. на ионы не полностью, а в их р-рах устанавливается динамическое равновесие между недиссоц. мол. и ионами. Для слабого эл-та общей формулы АnBm уравнение диссоц. им. вид: АnBmnAm+ + mBn-. Применяя закон действующих масс, запишем выражение константы равновесия: Кр = [Am+]n • [Bn-]m / [АnBm],

где [Am+], [Bn-] – равновесные конц-ции ионов Am+ и Bn- , [АnBm] – равновесная конц-ция недиссоц. мол. АnBm Константу равновесия в этом случае наз. константой диссоциации, кот. хар-ет способность эл-та диссоц. на ионы. Чем больше Кд , тем легче эл-т распадается на ионы, тем больше ионов в его р-ре, тем сильнее эд-т.

61. Альдегиды, кетоны. Изомерия и номенклатура. Сравнительная реакционная способность альдегидов и кетонов. Способы получения и химические свойства.

Общая характеристика

Органические соединения, в молекуле которых имеется карбонильная группа >С=О, называются карбонильными соединениями или оксосоединениями. Они делятся на две родственные группы — альдегиды и кетоны. В молекулах альдегидов карбонильная группа связана с атомами водорода или с одним углеводородным радикалом:

RO-Н Н-СO-Н СНз-СO

альдегиды формальдегид ацетальдегид

 (муравьиный альдегад) (уксусный альдегид)

а в молекулах кетонов — с двумя углеводородными радикалами:

RO-R' СНз-СO-СНз СН3-СO-СН2-СН3

кетоны ацетон (диметилкетон) метнлэтилкетон

Углеводородные радикалы могут быть алифатическими (насыщенными или ненасыщенными), алициклическими и ароматическими.

В молекуле кетона радикалы могут быть одинаковыми или разными. Поэтому кетоны, как и простые эфиры, делятся на симметричные и смешанные.

Общая формула предельных альдегидов и кетонов СпН2пО.

Строение. В карбонильной группе связь между атомами углерода и кислорода — двойная. Атом углерода находится в состоянии sp2-гибридизации и образует 3 σ-связи (две связи С-Н и одну связь С-О), которые располагаются в одной плоскости под углом 120° друг к другу, π-связь С-О образована при перекрывании негибридных 2p-орбиталей атомов углерода и кислорода. В силу большей электроотрицательности атома кислорода электронная плотность двойной связи смещена в сторону атома кислорода. Полярность связи С=О сказывается на физических и химических свойствах карбонильных соединений.

Изомерия.

Изомерия альдегидов связана только со строением углеродного скелета, например:

СНз-СН2-СН2-СН=О СН3-СН(СН3)-СН=О.

буганаль 2-метилпропаналь

Изомерия кетонов связана со строением углеродного скелета и с положением карбонильной группы, например:

СНз-СO-СН2-СНз-СНз СН3-СН2-СO-СН2-СНз

пентанон-2 пентанон-3

Кроме того, альдегиды и кетоны с одинаковым числом атомов углерода изомерны друг другу, например ацетон и пропаналь или глюкоза и фруктоза.

Номенклатура. Для альдегидов часто используют тривиальные названия, например формальдегид HCOH. По международной номенклатуре названия альдегидов образуют, прибавляя окончание -аль к названию углеводорода с самой длинной углеродной цепью, включающей карбонильную группу, от которой и начинают нумерацию цепи.

Кетоны часто называют по наименованию радикалов, связанных с карбонильной группой, например метилэтилкетон СНз-СО-СН2-СНз. По международной номенклатуре: к названию предельного углеводорода добавляют окончание -он и указывают номер атома углерода, связанного с карбонильным кислородом. Нумерацию начинают с ближайшего к карбонильной группе конца цепи, например: метилэтилкетон — это то же самое, что буганон-2 (СНз-СО-СН2-СНз).

Получение и химические свойства.

Получение. 1. Гидратация алкинов. Из ацетилена получается альдегид в кислой среде и в присутствии солей ртути(II), из его гомологов — кетоны:

СН≡СН + Н2О ---> СНз-СН=О.

СНз-С≡СН + Н2О ---> СНз-СО-СНз.

Из-за своей относительной дороговизны, а также из-за того, что получаемые соединения загрязнены токсичными соединениями ртути, в настоящее время этот способ находит ограниченное применение.

2. Общий способ получения карбонильных соединений — окисление спиртов. В качестве окислителя можно использовать не только дихромат или перманганат калия, но и другие окислители, например, оксид меди (П) при нагревании:

СН3-СН2-ОН + СuО — > СН3-СН=О + Сu + Н2О,

СН3-СН(ОН)-СН3 + СuО — > СН3-СО-СН3 + Сu + Н2О.

3. При щелочном гидролизе дигалогеналканов, содержащих два атома галогена при одном атоме углерода, образуются двухатомные спирты, в которых две группы ОН соединены с одним атомом углерода. Эти вещества неустойчивы и отщепляют воду, превращаясь в карбонильные соединения:

2NаОН + СНз-СН−Сl2 → [СН3СН(ОН)2] → СН3-СН=0 + Н2О.

4. Дегидрирование спиртов. Одним из промышленных способов получения альдегидов и кетонов является дегидрирование спиртов в газовой фазе над металлическими медью, серебром, хромом, никелем, оксидом цинка и др. , например:

СНз-СН(ОН)-СН3 → СНз-СО-СНз

Пропанол-2 Ацетон (выход~90%)

5. Окисление алкенов. Альдегиды и кетоны получают окислением углеводородов ряда этилена кислородом воздуха в присутствии хлоридов палладия (П) и меди (I), например:

2CH2=CH2 + O2 → 2CH3COH

Этилен Уксусный альдегид

(выход >90%)

Этим экономичным способом в промышленности получают низшие альдегиды и кетоны.

6. Простейший кетон — ацетон — получают кумольным методом вместе с фенолом по реакции:

Н3С-СН-СНз + О2 = С6Н5ОН + СНз-СО-СН3

С6Н5

Химические свойства альдегидов и кетонов определяются тем, что в состав их молекул входит карбонильная группа с полярной двойной связью. Альдегиды и кетоны — химически активные соединения, которые склонны к реакциям присоединения по связи С=О. Эти реакции протекают по механизму нуклеофильного присоединения (обозначается AN ). Активность альдегидов и кетонов в реакциях присоединения определяется величиной положительного заряда δ+ на атоме углерода в карбонильной группе. Электронодонорные группы, связанные с группой СО, уменьшают величину этого заряда. Карбонильная группа кетонов связана с двумя углеводородными радикалами (которые являются электронодонорными группами), поэтому кетоны менее активны, чем альдегиды (в которых группа СО связана только с одним радикалом). Самым активным из альдегидов является формальдегид НСОH.

Важнейшие реакции присоединения:

1. Присоединение водорода (восстановление). При взаимодействии альдегидов с водородом получаются первичные спирты:

R-СН=О + Н2→ RCН2-ОН.

Кетоны в аналогичной реакции дают вторичные спирты.

 R-СО-R' + Н2 → R-СН(ОН)-R'.

В лабораторных условиях для восстановления карбонильных соединений используют алюмогидрид лития LiAlН4

2. Присоединение циановооородной (синильной) кислоты',

СНз-СН=О + Н-СN → СНз-СН(СN)-ОН.

Образовавшееся соединение содержит на один атом углерода больше, чем исходный альдегид или кетон, поэтому подобные реакции используются для удлинения углеродной цепи.

3. Взаимодействие со спиртами. Альдегиды могут взаимодействовать с одной или двумя молекулами спирта, образуя соответственно полуацетали и ацетали.

Полуацеталями называют соединения, содержащие при одном атоме углерода гидроксильную и алкоксильную (ОR) группы. Ацетали — это соединения, содержащие при одном атоме углерода две алкоксильные группы:  

Полуацеталь: R-CH(OH)OR'

Ацеталь: R-CH(OR')OR"

Реакцию получения ацеталей широко используют в органических синтезах для "защиты" активной альдегидной группы от нежелательных реакций:

СН3-СН=О + 2СН3ОН → СН3-СН-(ОСНз)2+ Н20

Особенно важное значение подобные реакции имеют в химии углеводов.

4. Присоединение гидросульфитов служит для выделения альдегидов из смесей с другими веществами и для получения их в чистом виде, поскольку полученное сульфопроизводное очень легко гидролизуется:

R-СН=О + NaНSО3 → R-СН(ОН)-SО3Na.

5. Присоединение реактива Гриньяра. Реактив Гриньяра — одно из простейших металлоорганических соединений -Rg-Х, где R — алкильный или арильный радикал, X — галоген.

а) Взаимодействием реактива Гриньяра с формальдегидом можно получить практически любой первичный спирт (кроме метанола). Для этого продукт присоединения реактива Гриньяра гидролизуют водой:

НСОH + RMgXR-СН2-О-МgХ→ R-СН2-ОН.

б) При использовании любых других алифатических альдегидов могут быть получены вторичные спирты:

СН3-СН=О + Rg-Х → СН3-СН(R)-О-Мg-Х → СН3-СН(R) -ОН

в) Взаимодействием реактивов Гриньяра с кетонами получают третичные спирты:

(СН3)2С=О + Rg-Х→ (СН3)2С(R)-О-Мg-Х → (СН3)2С(R)-ОН

6. Присоединение воды. Альдегиды в водных растворах существуют в виде гидратных форм, образующихся в результате присоединения воды к карбонильной группе:

HCOH + H2OCH2(OH)2

Гидратная формальдегида

Реакция обратима. Kетоны в водных растворах практически не гидратируются.

7. Реакции окисления. Альдегиды и кетоны по-разному относятся к действию окислителей. Альдегиды легко (значительно легче, чем спирты) окисляются в соответствующие карбоновые кислоты. Для их окисления можно использовать такие мягкие окислители, как оксид серебра и гидроксид меди (II),

Кетоны к действию окислителей инертны. Кетоны реагируют только с очень сильными окислителями, способными разорвать связи С-С в их молекуле.

Реакция "серебряного зеркала" — это окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра.

R-СН=О + 2[Ад(NН3)2]ОН → RСООNН4 + 2Аg↓+ ЗNН3 + Н2О.

Oкислениe альдегидов гидроксидом меди (П):

СН3-СН=О + 2Cu(ОН)2 → СНз-СООН + Сц2O↓ + 2Н2О.

Данная реакция и реакция серебряного зеркала являются качественными реакциями на альдегиды.

Реакции поликонденсации

8. Для альдегидов характерны реакции поликонденсации:

nС6Н5ОН + nHCOH → …−СН2−С6Н3ОН−СН2−…


62. Самостоятельная работа учащихся по химии.

Самостоятельная работа-работа, выполняемая по заданию учителя или в в специально отведенное время, в ходе которой учащиеся стремятся достигнуть цели, оформить результат выполняемой работы.

По форме организации подразделяют:

а) фронтальные

Повысить развивающую функцию фронтальных работ можно: разнообразием, дифференциацией работы. Дифференцированные задания для фронтальных самостоятельных работ как min состоят из 3 частей, расположенных в порядке нарастания сложности от 1 части к 3. Такие задания можно использовать не только для формирования знаний, но и для контроля уровня усвоения.

б) групповые

Выполняются группами школьников по разной степени сложности заданий и с различной дидактической целью.

Выделяют:

-гомогенные группы (по уровню усвоения знаний)

-гетерогееные группы (по уровню различного усвоения знаний)

в) индивидуальные

Наиболее значительные среди них-творческие задания.

Проблемное обучение — это такой тип организации работы на уроке, основой которого является развитие познавательной самостоятельности учащихся в поисковой исследовательской деятельности.

Сущность проблемного обучения — в создании проблемных ситуаций на уроке и их разрешении или самим учителем, или с частичным привлечением учащихся, или самостоятельно учащимися. Содержание курса химии дает возможность на многих уроках создавать проблемные ситуации. Они возможны тогда, когда ученики встречаются с каким-либо противоречием: между известными фактами и новыми, между теорией и опытом, между разными фактами, между теоретическими представлениями и фактами.

Проблемное обучение развивает творческие способности учащихся. Наибольший эффект достигается в том случае, когда учащиеся самостоятельно выдвигают проблемы и решают их.

64. Алкены. Это УВ, в молекулах которых два атома углерода находятся в состоянии sp2 - гибридизации и связаны друг с другом двойной связью.

Длина связи С=С в алкенах равна 0, 134нм. Каждый атом углерода у двойной связи соединен с двумя другими атомами и может присоединять еще один атом.

Изомерия и номенклатура

Для алкенов возможны три типа изомерии: изомерия углеродной цепи, изомерия положения двойной связи, изомерия углеродной цепи, пространственная изомерия

Синтез. В промышленности – крекигн алканов, дегидрирование алканов

гидрирование алкинов

При дегидратации спиртов атом водорода отщепляется от атома углерода, связанного с наименьшим числом атомов водорода (правило А. М. Зайцева):

2) Дегидрогалогенирование моногалогеналканов (-ННа!) действием твердой щелочи или ее спиртового раствора. Происходит по правилу А. М. Зайцева:

3) Дегалогенирование (-2На1) дигалогеналканов с атомами галогена у соседних атомов «С» действием 2п или М§:

Химические свойства

Алкены обладают большей реакционной способностью, чем алканы. Это обусловлено наличием в их молекулах двойной связи π-связь менее прочная, чем σ-связь. Она легко разрушается под воздействием различных реагентов. Освободившиеся в результате разрыва п-связи валентности углеродных атомов используются для присоединения атомов или групп атомов молекулы реагента. Для алкенов характерны реакции присоединения.

Присоединение водорода (+Н2) – гидрирование, образуются алканы:

Присоединение галогенов – галогенирование, образуются дигалогеналканы6

Бромная вода имеет желтый цвет. При взаимодействии с алкенами бромная вода обесцвечивается, поэтому реакция с бромной водой используется для идентификации алкенов.

Присоединение галогеноводородов

65. Задачи курса химии средней школы.

Прежде чем решать вопрос о том как и чему учить, надо определить цели и задачи обучения.

Цели-предполагаемый результат обучения, на достижение которого будет направлена совместная деятельность учителя и учащихся в процессе изучения химии.

Образовательные задачи:

Образовательные задачи вытекают из соответствующих целей. Их последовательное решение приводит к овладению знаниями и умениями.

1) Ведущими знаниями являются теории, законы, идеи. Усвоение этого материала-главная общеобразовательная задача обучения химии;

2) Усвоение необходимою фактологического материала, установление связи между теорией и фактами, а их с жизнью;

3) Формирование, развитие и интеграция понятий в теоретические системы знаний;

4)Овладение химической терминологией, номенклатурой и символикой;

5) Усвоение методологических знаний;

6)Выработка умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности;

7) Установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе изучения химии;

Воспитательные задачи:

1) Формирование научного мировоззрения учащихся

Мировоззрение-система взглядов человека на мир в целом, на место в нем, состовляющие осознанные убеждения его отношений к окружающему миру.

Химия как учебный предмет уже формирует научное мировоззрение учащихся, т. к. они работают с веществами, наблюдают превращения веществ, убеждаются в объективности существования веществ и их свойств, в позноваемости окружающего мира, в материальном единстве мира.

2) Задача политехнизации знаний-показ роли химии в организации материальной и духовной жизни людей:

-изучение химических производств в школе

-изучение вопросов получения и применения веществ

-профориентация учащихся

3) Нравственное воспитание

Развивающие задачи:

-формирование интереса к предмету

-развитие приемов анализа, сравнения и обобщения

-развитие мышления, воли и памяти

-развитие самостоятельности мышления

67. Алканы Ациклические имеют формулу CnH2n+2 . номенклатура по самой длинной цепи.

Строение углерод имеет тетраэдрическое строение, преимущественно является трансоидная заторможенная конформация, т. к. маетилье группы и аотмы водорода наиболее удалены (пространственное взаимодействие между ними минимально) и минимальна Ер

Возможна только изомерия цепи. Согласно международной номенклатуре изомеры с разветвленной цепью углеродных атомов следует рассматривать как производные алкана с самой длинной неразветвленной углеродной цепью.

Синтез.

1. Из непредельных соединений: R-CH=CH2 R-CH2-CH3

R-C=CH R-CH2-CH3

2. Из галогеналканов и спиртов: есть немногочисленные методы прямого восстановления алканов

2R-Br + 2Na R-R + 2NaBr

Физические свойства: С1 – С4 – газы, С5 – С15 – жидкости, С16 – Сn – твердые вещества.

С увеличением молекулярной массы увеличивается t плавления, tкипения, плотность

Химические свойства

Реакции замещения: R-H + · X R-X + · H

характерны реакции радикального замещения – галогенирование (практическое значение имеет взаимодействие с хлором и бромом, при этом бром более селективный, а хлор более активный. Фтор реагирует с алканами слишком активно, со взрывом, образуя смесь продуктов фторирования. Выход : а)разбавленные в инертном газе растворы фтора,

б) CoF3 → CoF2 + (F2)

Йод не реагирует вообще.

СН4 → СH3Cl + HCl

CH4 → CH3Br + HBr

Механизм реакции галогенирования:

1. Cl2 → 2 Cl · инициирование

2. H3C-H + · ClH3C · + H-Cl зарождение цепи

3. H3C · + Cl-ClCH3Cl + Cl · рост цепи

4. обрыв цепи Cl · + · CH3 → CH3Cl или CH3 · + · CH3 → C2H6

Разработан в 30-е годы Семеновым

Региоселективность галогенирования. В случае субстрата подходящего строения преимущественно образуются более замещенные галогеналканы. При этом бромирование более селективный процесс. Селективность процесса определяется двумя факторами: икнетическим – скорость отрыва атомов того или иного вида, статическим – количество атомов того или иного вида.

Нитрование (реакция Коновалова)

Сульфирование

68. Технические средства обучения (ТСО)

Совершенствование методов обучения неразрывно связано с широким использованием технических средств. Особое место среди них занимают кино, телевидение, радио, экранные и звуковые пособия, мультимедиа.

Одними из популярных аудиовизуальных средств заслуженно являются кинофильмы, получившие массовое признание как ценный источник учебной и научной информации. Важнейшие особенности учебных фильмов-изображение на экране подлинных производственных процессов и аппаратов, а также возможность показа последовательности

операций и механизма химических превращений путем динамической мультипликации.

Это позволяет считать кинофильмы самостояельным источником новых знаний и дидактическим средством, способствующим их осознанному усвоению учащимися. В практике обучения химии часто фильм демонстрируют фронтально на уроке или во внеурочное время, нередко после окончания изучения материала темы. В этих случаях кинофильм оказывается только средством иллюстрации, познавательная же ценность киноматериала существенно снижается.

Более совершенной будет фронтальная демонстрация фильма с предварительной постановкой учащимся вопросов по его содержанию и последующим его обобщением. Важное место в общей системе наглядности при обучении химии зянимают диапособия (диафильмы, диапозитивы, графопособия). Они позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и нужной последовательности. Возможность быстрой смены кадров создает впечатление динамичности, а в некоторых случаях изображение может быть удержано на экране сколь угодно долго.

Распространены магнитофоны и видеомагнитофоны. Чаще всего их используют для проведения химических диктантов, записей тестов, научных докладов, телевизионных передач.

Одним из замечательных достижений современной техники является телевидение. Соединив в себе подачу информации по зрительному и слуховому каналу, оно стало одним из наиболее мощных средств распространения научно-технических знаний.

Особенно в последнее время применяется мультимедийное оборудование.

71. Лабороторные и практические занятия по химии.

Различают три группы химических экспериментов:

-демонстрация

-лабораторная работа

-практическая работа

Лабораторные и практические занятия-ученический химический эксперимент.

Лабораторные работы проводятся с целью получения новых знаний, выработки умений и знаний. Они проводятся на этапе новых знаний.

Практические занятия проводятся с целью закрепления и обобщения знаний, с целью выработки умений и знаний.

Лабораторные работы должны проводиться частично-поисковым методом, иногда объяснительно-иллюстративным (когда опыты опасные).

Оформление можно проводить текстом или таблицей. Разделы таблицы: название опыта, цель, выполнение, наблюдение, выводы.

Лабораторные работы оцениваются выборочно, за практическую работу ученик получает оценку.

72. Cерная кислота

Сильная двухосновная кислота. Безводная С. к. вязкая, похожая на масло бесцветная жидкость.

Производство и ее применение:

Уже около 1000 лет люди научились получать С. к. , еще в Xв. При прокаливании квасцов или купоросов- наз-е купоросное масло(92% С. к. ). Спустя 5 веков алхимики научились готовить С. к. сжиганием серы в смеси с селитрой и растворением полученного серного ангидрида SO3 в воде. В 1818г. для производства С. к. вместо дорогой серы начали использовать пирит. Башенный метод: 2NO+O2=2NO2 NO+NO2+2H2SO4=2NO(HSO4)+H2O NO(HSO4)+H2O=H2SO4+HNO2 SO2+2HNO2=H2SO4+2NO и контактный.

Хим. св-ва: конц. , сильно гигроскопична.

  •  C12H22O11+(H2SO4конц. )=12С+11Н2О
  •  (С6Н10О5)n→С. к. (конц) 6nC+5nH2O
  •  S+2H2SO4(конц)=3SO2+2H2O
  •  2P+5H2SO4(конц)=P2O5+5SO2+5H2O
  •  2P+5H2SO4(k)=2H3PO4+5SO2+2H2O

 C. к. разбавл-я: все Мет. до Н. Роль ок-ля выполняют протоны.

  •  H2-1SO4+Zn=ZnSO4+H2
  •  H2SO4+Pbне идет PbSO4

C. к. конц-я: не реагируют при об. температуре(Fe, Cr, Al) →Fe+H2SO4не идет. Fe2O3 . При нагревании H2SO4(конц) реагируют со всеми Мет. кроме Au, Pt.

  •  Cu+2H2SO4=t CuSO4+SO2+H2O
  •  3Zn+4H2SO4=t 3ZnSO4+S+4H2O
  •  4Mg+5H2SO4=t 4MgSO4+H2S+4H2O
  •  2Ft+6H2SO4=t Fe2(SO4)3+3SO2+6H2O

Около 40% расходуется на произв-во удобрений. С. к. исп-ся для получения взрывчатых в-в, др. кислот, шелка, заполняют свинцовые аккумуляторы.

73. Структура нуклеотидов и нуклеозидов. Динуклеотиды. НАДФ и ФАД.

Нуклеозиды - двухкомпонентные системы, состоящие из углеводных остатков и азотистых оснований, гликозидной связью, кот. образуется между атомами С углевода и N пуриновых или N пиримидиновых основаниях.

Нуклеотиды – это фосфаты нуклеозидов, т. е. сложные эфиры нуклеозидов и фосфорной кислоты. Разные нуклеотиды и нуклеозиды отличаются между собой природой углеводов и азотистых оснований. Например если в состав входит аденин и рибоза то нуклеозид называется аденозин, а нуклетид – аденозин-5- фосфат, если дезооксирибоза то соответственно- дезоксиаденозин, и дезоксиаденозин-5- фосфат. Т. е. название образуется из названия соотв. азот. оснований с прибовлением суф. -озин( пуриновые А, Г) или –идин( пиримидиновые Ц, Т, У). 5- место присоединения фосф. к-ты к 5-му ат. С пентозы.


74. Проверка знаний и умений по химии.

Систематическая проверка знаний и умений учащихся-составная часть учебно-воспитательного процесса. Методы проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев этого процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и совершенствования знаний и умений.

Значение проверки знаний:

1. Позволяет учителю получать обратную информацию от учащихся в процессе усвоения

2. Дает возможность контролировать процесс усвоения знаний

Цели контроля должны соотноситься с целями обучения.

Формы и виды проверки знаний:

1. Предварительный учет(устный учет, письменный учет, проверка умений и навыков)

2. Текущий учет(аналогично)

3. Заключительный учет(письм контр работы, зашита творческих заданий, зачеты, экзамены)

Устный учет-на каждом уроке виде фронтальной беседы или опроса учащихся.

Письменный учет-письменные самост раб, дифференцированные задания.

Проверка умений и навыков-практические умения, составление вормул и реакций.

Подготовка к проверке знаний:Учитель должен внимательно проанализировать тему и в соответствии с этим продумыват задания для проверки знаний.

Важное значение для формирования положительного отношения ученика к химии имеет объективная оценка результатов его учения. При занижении оценки у учащихся возникает недоброжелательное отношение к учителю и к обучению.

75. Основные химические понятия.

Массы атомов, кот. выражены в обычных ед-ах массы (кг. или г. ), наз. абсолютными атомными массами и обознач. символом ma . Самую маленькую массу им. атом водорода: mа (Н) = 1, 67•10-27кг. Использовать такие малые вел-ны очень неудобно. Поэтому в химии вместо абсолютных атомных масс обычно используют относительные атомные массы. За ед-цу ат-ых масс принимается 1/12 часть абсолют. массы атома углерода. Если представить атом углерода в виде шарика и мысленно разделить его на12 равных частей, то масса одной части и есть атомная единица массы (а. е. м. ) – это 1/12 часть абсолют. массы атома углерода.

1 а. е. м. = mа (С) / 12 = 19, 93•10-27 / 12 = 1, 66•10-27кг. = 1, 66•10-24г.

Относительная атомная масса – показывает, во сколько раз масса атома данного элемента больше 1/12 части массы атома углерода 12С, или одной атомной единицы массы. Аr = mа (Э) / 1/12 mа (С). Безразмерная величина.

Для хар-ки мол. пользуются понятием относительной молекулярной масс (Мr) – отношение абсолютной массы одной мол. в-ва к а. е. м. Показывает, во сколько раз массы мол. в-ва больше 1/12 части массы атома углерода, или одной а. е. м. Мr (Н2О) = m(H2O) / 1 a. e. м. = 29, 9738•10-27 / 1, 66•10-27 = 18

Моль(n) – это такое кол-во в-ва, кот. содержит столько структурных единиц (мол. , атомов, ионов), сколько содерж. атомов в углероде 12С массой 0, 012 кг. Масса 1 атома углерода равна 1, 993• 10-26кг. , тогда число атомов NA, содерж. в 12С массой 0, 012кг. , составит: NA = масса углерода / масса одного атома углерода = 0, 012кг. / 1, 993•10-26кг. = 6, 02•1023(1/моль) – число Авогадро. Значит, в 0, 012 кг. углерода содерж. 6, 02•1023 атомов. Отсюда, 1 моль – это такое кол-во в-ва, кот. содерж. 6, 02•1023 структурных единиц.

Основные законы химии

1) Закон Авогадро В равных объемах различных азов при одинак. внешн. усл. (Н. у. T=273 К (00С) и Р=101325 Па (1атм. )) содержится одинак. число молекул (N) Первое следствие З. А. Одинак. число мол. различ. газов при одинак. усл. занимает одинак. объем. , т. е. если N1=N2, T1=T2, P1=P2, то V1=V2. Cледовательно, объем одного моля люб. газа (т. е. 6, 02•1023 мол. ) при определен. внеш. усл. есть величина постоян. Объем одного моля газа наз. Молярный объем газа – (Vm л/моль) – показывает объем, кот. занимает любой газ кол-вом 1 моль. Vm = V / n Равен отношению объема газа к кол-ву в-ва в этом объеме. При н. у. Vm = 22, 4 л. n = V / Vm = m / M = N / NA . Второе следствие из З. А. используется для расчета относит. плотностей газов. Плотность люб. газа (ρ) – это отношен. массы этого в-ва к его объему. ρ = m / V. Если взять 1 моль люб. газа, его масса равна молярной массе, а объем равен молярному объему. Следовательно ρ = M / VM . Относительная плотность одного газа по другому газу равна отношению их молярных или относительных молекулярных масс. DY(X) = M(X) / M(Y)

2) З. сохранения массы в-ва: Масса продуктов р-ции точно равна массе реагентов.

3) З. постоянства состава: Состав чистого в-ва с мол. кристалл. Решеткой всегда постоянен и не зависит от способа получения этого в-ва.

4)З. кратных отношений: Если два элем. образуют друг с другом неск. соед. , то на одну и ту же массу одного из них приходятся такие массы другого, кот. относятся между собой как небольшие целые числа.

5)З. простых объемных отношений (Гей-Люссак) Объемы реаг. газов относятся друг к другу и к объемам газообраз. продуктов как небольшие целые числа. N2+3H2=2NH3

1л. : 3л. =2л


76.
АМИНЫ

Амины — это производные аммиака (NH3), в молекуле которого один, два или три атома водорода замещены углеводородными радикалами.

Классификация

По числу углеводородных радикалов, замещающих атомы водорода в молекуле NH3, все амины можно разделить на три типа: первичные, вторичные, третичные

Физические свойства

Низшие предельные первичные амины — газообразные вещества, имеют запах аммиака, хорошо растворяются в воде. Амины с большей относительной молекулярной массой — жидкости или твердые вещества, растворимость их в воде с увеличением молекулярной массы уменьшается.

Химические свойства

По химическим свойствам амины похожи на аммиак.

1. Взаимодействие с водой образование гидроксидов замещенного аммония.

Вспомним, как взаимодействует с водой аммиак:

Раствор аммиака в воде обладает слабыми щелочными (основными) свойствами. Причина основных свойств аммиака — наличие у атома азота неподеленной электронной пары, которая участвует в образовании донорно-акцептор-ной связи с ионом водорода. По этой же причине амины также являются слабыми основаниями. Амины — органические основания.

2. Взаимодействие с кислотами образование солей (реакции нейтрализации). Как основание аммиак с кислотами образует соли аммония: NH3 + HC1 = NH4C1

Щелочи, как более сильные основания, вытесняют аммиак и амины из их солей:

NH4C1 + NaOH = NH3 + NaCl + H2O

[CH3NH3]C1 + NaOH = CH3NH2 + NaCl + H2O

3. Горение аминов

Амины являются горючими веществами. Продуктами горения аминов, как и других азотсодержащих органических соединений, являются углекислый газ, вода и свободный азот; например:

4 CH3NH2 + 9 О2 U 4 СО2 + 10 Н2О + 2 N2

Способы получения

1. Взаимодействие спиртов с аммиаком при нагревании в присутствии А12О3 в качестве катализатора. Примеры см. в § ЮЛ (свойства спиртов).

2. Взаимодействие алкилгалогенидов (галогеналканов) с аммиаком; например:

СН3Вг + 2NH3 = CH3NH2 + NH4Br 

Образовавшийся первичный амин может вступать в реакцию с избытком алкилгалогенида и аммиака, в результате чего образуется вторичный амин:

CH3NH2 + СН3Вг + NH3 = (CH3)2NH + NH4Br

Аналогично могут быть получены третичные амины.

АНИЛИН

Анилин — С6H6-NH2 — простейший представитель первичных ароматических аминов:

Физические свойства

Анилин — бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом, малорастворим в воде, ядовит.

Химические свойства

Основные свойства у анилина выражены очень слабо, так как сказывается влияние бензольного ядра на аминогруппу.

  1.  Реакции с участием аминогруппы. C6H6-NH2 + H2O = [C6H6-NH3]+OH-

C6H6-NH2+ HCl = [C6H6-NH3]+Cl-

2. Реакции с участием бензольного кольца

Аминогруппа как заместитель I рода облегчает реакции замещения в бензольном ядре, при этом заместители становятся в орто- и пара- положения к аминогруппе.

C6H6-NH2 + 3Br2 = C6H3- (Br)3 + 3HBr 2, 4, 6-триброманилин

Получение анилина

Анилин и другие первичные ароматические амины получают с помощью реакции, открытой в 1842 г. русским химиком Н. Н. Зининым. Реакция Зинина — это метод получения ароматических аминов (в том числе анилина) восстановлением нитросоединений:

С6H6-NO2 + 6H =Kat, t= C6H6-NH2 + 2H2O


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48014. Форматирование HTML-документа 97.5 KB
  P P Элемент абзаца Вместе с элементом P можно использовать атрибут выравнивания lign: lign= left выравнивание по левому краю;lign= center выравнивание по центру;lign= right выравнивание по правому краю;lign= justify выравнивание по ширине; BR Элемент обеспечивающий принудительный переход на новую строку. NORB norb Этот элемент по своему действию является прямой противоположностью предыдущему. Этот элемент требует наличия конечного тега. CENTER center Элемент для центрирования текста а точнее любого содержимого рисунка таблицы...
48015. ПОЛІТОЛОГІЯ. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНИЙ ПОСІБНИК 1.41 MB
  Історія розвитку світової та вітчизняної політичної думки Держава у політичній системі Світовий вимір політики. Історія розвитку світової та вітчизняної політичної думки . 157 ВСТУП Демократичний розвиток України як засвідчила її історія останніх років стає невід`ємним від рівня політичної культури людей – як керівників так і пересічних громадян. У свою чергу високий рівень політичної культури має базуватись на знаннях а не на упередженнях міфах утопічних сподіваннях буденних уявленнях щодо політики форм влади керування...
48017. Цивільний захист населення в надзвичайних ситуаціях 538.5 KB
  Організація і порядок проведення рятувальних та інших невідкладних робіт в осередках ураження 2год. Тому необхідно навчити майбутніх вчителів організації та діям у надзвичайних ситуаціях а також основам організації і проведення рятувальних робіт. ЦО основними завданнями з цивільного захисту України є: оповіщення населення про загрозу і виникнення надзвичайних ситуацій та постійне інформування його про наявну обстановку; запобігання виникненню надзвичайних ситуацій техногенного походження і запровадження заходів щодо зменшення збитків та...
48018. Характеристика вогнищ ураження та методи розрахунку зон ураження від техногенних вибухів 417.5 KB
  Захист населення у надзвичайних ситуаціях 2год. Тому необхідно навчити майбутніх вчителів діям у надзвичайних ситуаціях і засобам захисту дітей працівників школи і членів їх сімей а також основам організації і проведення рятувальних робіт та методикою проведення занять з цивільної оборони з учнями ЗОШ і населенням. Проводять своєчасне інформування населення про стихійне лихо і правила поведінки підсилюють спостереження за підняттям водиперевіряють стан дамб гребель мостів – виявлені недоліки усувають готують сили і засоби на випадок...
48019. Релігієзнавство. Навчально-методичний комплекс 379.5 KB
  Мета курсу релігієзнавства – з академічних позицій дати систематичний огляд питань що стосуються сутності релігії як духовного культурного соціального феномену суспільного функціонування інституціональних форм релігії історії та сучасного стану основних релігійних напрямів та течій світу сприяти формуванню у студентів навичок виваженого об’єктивного раціонально обґрунтованого підходу до правової оцінки та визначення релігійних феноменів. Завдання курсу – дати можливість студентові отримати знання щодо...
48020. Економіка підприємства. Економіка як сфера діяльності та галузь суспільної науки 2.11 MB
  Персонал і трудовий потенціал підприємства. Виробничі фонди та нематеріальні ресурси підприємства. Фінансовоекономічні результати та ефективність діяльності підприємства. Ефективність їх роботи буде залежати від того наскільки правильно фахівці підприємства зможуть спрогнозувати розвиток фірми в перспективі забезпечити конкурентоспроможність продукції врахувати негативні фактори і передбачити шляхи ефективних дій.