24784

Региональная экономика и управление

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место региональной экономики и управления в современной системе наук. Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются: экономика отдельного региона как субъекта РФ; экономические связи между регионами; региональные системы национальная экономика как система взаимодействующих регионов; размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей занятых в производстве. региональные аспекты экономической жизни госрегулирование...

Русский

2013-08-09

100 KB

22 чел.

Региональная экономика и управление

  1.  Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук.

Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются:

  •  экономика отдельного региона как субъекта РФ;
  •  экономические связи между регионами;
  •  региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
  •  размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей, занятых в производстве.
  •  региональные аспекты экономической жизни (госрегулирование экономики, экономика производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п.).

"Предметом региональной экономики является изучение социально-экономической регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иным) словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучен» пространственного аспекта общественного воспроизводства"

Региональная экономика — это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями. Место региональной экономики в современной системе наук необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук.

На Западе в 50-х годах XX в. сформировалась региональная наука (Regional Science), идеологом и организатором которой стал У. Айзард (W. Isard), инициировавший также создание Ассоциации региональной науки (Regional Science Association). Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Региональный ученый (regional scientist) может быть экономистом, географом, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом и т.д.; всех их объединяет общий многоаспектный объект исследований — регионы. Для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины регионоведение, регионология, регионалистика.

Наука об эффективном управлении регионом, городом принципиально невозможно без учета социально-экономических факторов. Зависимости между элементами сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Управление регионом возможно только на основе системного подхода и структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

В России регионом считается территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.


  1.  Теоретические основы региональной экономики и управления и основные парадигмы региона.

Регион это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В теоретической основе региональной экономики лежат работы классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо и шведских экономистов Э. Хекшера (Е. Hecksher) и Б. Олина (В. Ohlin).

Международное разделение труда, полагал А. Смит, целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (имеем в виду регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Если страна (регион) сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства тех товаров, по которым она (он) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).

Д. Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря "игре" на разнице издержек.

То есть главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, в теориях А. Смита и Д. Рикардо являются трудовые издержки.

В 30-х годах уже XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.)

Из выводов Хекшера — Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые же страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования.

Региональное развитие, региональные проблемы долгое время рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. В последние годы наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран.

В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита "торговой марки" местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от "центра") является одним из главных направлений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.


  1.  Региональная экономическая система, ее компоненты и основные взаимосвязи.

Регион — это целостная экономическая система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

  •  высокая размерность;
  •  большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
  •  многоконтурность управления;
  •  иерархичность структуры;
  •  значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
  •  неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью  нескольких основных подсистем, к которым в первую очередь отнесем:

  •  региональное и муниципальное управление;
  •  производство товаров и услуг;
  •  человеческие ресурсы (население);
  •  инфраструктуру;
  •  географию, природные ресурсы и экологию и др.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.


  1.  Природно-ресурсный потенциал России. Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов и неоднородность экономического пространства.

Потенциал — это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в региональной экономике и могут быть задействованы при необходимости в управлении и производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и развитие региональной экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала региональной экономики.

Природно-ресурсный потенциал России — это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

Природно-ресурсный потенциал России состоит из таких видов экономических ресурсов, как

  •  сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
  •  непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
  •  промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

Разнообразие отраслевой структуры хозяйства регионов. Очевидны преимущества регионов либо богатых природными ресурсами, либо специализирующихся на первых переделах добывающих отраслей. Это действующие или перспективные регионы нефте-газодобычи (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Татария, Самарская и Оренбургская области. Астраханская область, Приангарье); центры цветной металлургии (Норильск, Красноярск, Братск, Свердловск, Челябинск, Якутия, Архангельская и Мурманская области) и черной металлургии (Урал, Кузбасс, Белгородская, Вологодская, Липецкая области).

В отдельных регионах и городах находится на высоком уровне наука и промышленность (крупнейшие и крупные города Центра, Северо-Запада, Поволжья, Урала, а также закрытые города, ранее специализированные на производстве наукоемкой продукции оборонного назначения).

Наиболее острая ситуация в экономической сфере, как известно, характерна не только для традиционно отсталых республиках Северного Кавказа и юга Сибири, но и ряда старопромышленных регионов Центра, Северо-запада, Поволжья и Урала.

Неоднородность экономического пространства. Суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. км2), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. км2), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. км2).

На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны; 2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.

Неоднородность экономического пространств характеризуется в первую очередь  диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе.

  1.  Современные направления развития теорий региональной экономики. Теории инноваций и полюсов роста.

Современные направления развития теорий региональной экономики. Во-первых, это формирование "новой экономической географии" П.Кругмана. В рамках данного направления дальнейшее развитие получили теория эндогенного роста и исследования М.Портера, посвященные кластерам экономического развития. Эти теории, оперируя категориями пространственной экономики, подводят к выводу, согласно которому экономическая активность, инновации имеют тенденцию к концентрации в пространстве, что способствует созданию условий для устойчивого экономического роста в регионах. Одним из основных факторов при этом является человеческий капитал.

Во-вторых, важным является изучение локальных социальных, культурных и институциональных отношений как особых сетей. Доказывается, что такие сетевые взаимодействия, в том числе между отдельными индивидуумами и фирмами, и способствуют, и препятствуют успешному внедрению инноваций. В анализ экономического роста вовлекаются все новые инструменты социологии, формализация которых порой невозможна.

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  •  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  •  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  •  целью государственной политики должно быть развитие агентов региональной экономики;
  •  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Теория инноваций. Выдвинул теорию диффузии инноваций Т. Хегерстранд (его основополагающий труд "Диффузия инноваций как пространственный процесс" вышел в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузия, накопление, насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории больших циклов ("длинных волн") великого русского экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регионального жизненного цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты; поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города.

Активное производство может быть размещено в периферийных регионах. Но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение производства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприятных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например, в виде создания образовательных и научных центров (технополисы, наукограды и т.п.).

Теория полюсов роста. В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий и формированию полюсов экономического роста.

Ж. Будвиль показал, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса. По определению Будвиля, региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Таким образом, полюс роста можно трактовать как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств.


  1.  Новые направления и задачи государственного управления региональным развитием.

К новым направлениям государственного управления региональным развитием, отнесены, в частности, следующие подходы:

  1.  объектом политики должны быть не отдельные предприятия, а деловые сообщества;
  2.  роль государства должна состоять в предоставлении ресурсов, посредничестве между региональными и местными властями, определении стратегических целей;
  3.  целью государственной политики должно быть развитие региональных экономических агентов;
  4.  необходимо развивать местные институты для оказания помощи предприятиям и т.д.

Эти подходы приводят к четырем возможным вариантам политики государства.

Первый состоит в поддержке и развитии индустриальных кластеров. Программы поддержки малых предприятий, привлечения инвестиций должны быть встроены в программы развития кластеров для более эффективного использования бюджетных средств. Примером подобной политики является содействие созданию "инкубаторов", где в тепличных условиях проводят обучение предпринимателей. Им также предоставляют все необходимые для начала своего дела услуги - финансовые, консалтинговые, маркетинговые и т.п. В дальнейшем, если фирмы работают в одной или смежных областях, возможно развитие кластеров или ассоциаций как составляющих кластера. В итоге расширяется обмен информацией между фирмами, входящими в общую сеть, интенсифицируется процесс нововведений, повышается конкурентоспособность.

Второй вариант связан с гипотезой "обучающихся" организаций и регионов, реализация которой предполагает усвоение опыта более успешно работающих территориальных образований (имеющих более высокий уровень образования рабочей силы, успешно функционирующие научно-исследовательские организации, налаженные связи между университетами и промышленностью, активно действующие информационные центры, и т.д.). Важная роль при этом отводится ассоциациям, упрощающим обмен, способным развивать новую управленческую и организационную культуру.

Третий вариант предусматривает реализацию тенденции к децентрализации власти, характерную для европейского регионального развития последние два десятилетия и предполагающую принятие многих решений именно на региональном и местном уровне.

Естественно, низкий уровень активности населения в политических процессах, незнание всех доступных возможностей участия в управлении экономикой являются серьезным препятствием для воплощения идей децентрализации. Соответственно, одной из стратегических задач становится развитие общественного сознания или, по терминологии Путнама, "социального капитала".

Четвертый вариант предполагает разработку и реализацию программ, нацеленных на развитие рынка труда, системы повышения квалификации, на предоставление всевозможных услуг, помощи, кредитов средним и мелким компаниям, на выведение из "тени" компаний, функционирующих нелегально.


  1.  Основные направления региональной политики в Российской Федерации.

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

  •  стимулирование экономического развития путем создания новых центров  экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
  •  координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
  •  сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

PAGE  1