24787

Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суть административной реформы АР в Российской Федерации в комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности. Концепция нового государственного управления: мировая практика. Стремление осуществить АР в РФ соответствует идеям и мировой практике совершенствования государственного управления. во многих странах Запада был реализован значительный объем широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных...

Русский

2013-08-09

75 KB

5 чел.

Направления административных реформ в странах Запада и в России: сравнительный анализ.

Суть административной реформы (АР) в Российской Федерациив комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности.

АР в РФ предполагает:

1) реформу госслужбы (включая комплекс аспектов, связанных с приемом на госслужбу, оплатой труда, системой подготовки и продвижения кадров и т.п.);

2) бюджетную реформу (переход от сметного принципа финансирования министерств и ведомств  к программно-целевому финансированию по результатам);

3) трансформацию системы органов исполнительной власти (которую зачастую имеют в виду прежде всего, говоря о содержании АР).

В настоящее время основными направлениями работы являются разработка стандартов и регламентов оказания государственных услуг.

Концепция нового государственного управления: мировая практика.

Стремление осуществить АР в РФ соответствует идеям и мировой практике совершенствования государственного управления. В период с середины 1980-х и концом 1990-х гг. во многих странах Запада был реализован значительный объем широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных оснований теории нового государственного управления (НГУ).

Модель «активизирующего государства» опирается на содержащуюся в концепции НГУ модель поручительства, согласно которой госучреждения разделяются на две большие группы — «заказчиков» и «исполнителей» заказов. Политические институты, административное руководство выступают в роли поручителей, являясь заказчиками или покупателями услуг для граждан. Поставщики услуг для граждан (исполнители поручений) внутри управления конкурируют с поставщиками услуг вне управления (государственными, коммерческими или общественным организациями), борясь за получение заказов на услуги, которые передаются им «заказчиками» на базе соответствующих политических решений. Эта модель «поручительства» усиливает ориентацию на конкуренцию органов управления и в то же время открывает возможность в большей мере привлекать граждан и общественные группы к производству и предоставлению услуг.

Модель «активизирующего государства» включает три элемента:

а) предоставление гарантий и разделение ответственности;

б) активизация граждан и общества в целом;

в) эффективность и экономичность.

Реформа государственного аппарата и принципов его организации в РФ является еще более насущной задачей, чем в развитых странах. На существенные отличия задач АР в России от ее целей в развитых странах обращают внимание эксперты. Так, Л.Якобсон справедливо отмечает: «В экономически развитых странах административные реформы чаще всего преследуют другие цели. Главное там — не низкое качество работы аппарата, а высокие расходы на его содержание, не недостаток процедур, а их избыток. Если у нас как бы недобюрократия (иными словами, не хватает порядка и рациональности), то на Западе, наоборот, подчас все слишком забюрокрачено. Соответственно, реформы там направлены не на то, чтобы добиться удовлетворительного выполнения госфункций, а на то, чтобы добиться оптимального соотношения цены и качества. Но и на Западе реформы растягиваются на годы, они связаны с тщательным анализом процессов оказания госуслуг, оптимизацией этих процессов, постепенным высвобождением госслужащих и сокращением расходов».

Таким образом, реформирование госслужбы в России сводится к реализации двух групп задач. Первая предполагает усилия по реализации базовых постулатов традиционной (веберовской) модели госслужбы, возможности которой не исчерпаны. Эксперты отмечают, что для России и сегодня остается актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции. Вторая группа задач формируется как результат соответствия управленческого аппарата классическим критериям и канонам рациональности и формируется на основе соотнесения опыта реформ госуправления в развитых странах с особенностями современного этапа национально-государственного строительства в России, спецификой общественно-политического и финансово-экономического состояния государства.


3. Система государственной гражданской и муниципальной службы РФ

государственная служба – это не только институт административного права, но и государственного управления.

Исходя из ФЗ № 58 «О системе государственной службы».

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.


4. Классификация организационных структур государственного  управления.

Субъектом ГУ выступает государство в целом. Организационная структура государственного управления — это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.

Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления:

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки: слабо выражены обратные связи.

Функциональное основание: формирование государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Проблема — в межфункциональной координации.

Линейно-функциональное основание — соединение линейного и функционального.

Программно — целевое основание — в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа.

Матричное основание — совмещает линейное и программно — целевое управление. Связано с территориальным управлением.

Целостность управления и разделения власти. Конституция РФ. р1, г1, ст2. 1. Государственную власть РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание (СФ и ГД), Правительство и Суды РФ. 2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ГВ).

Единство системы ГВ подразумевает, что органы ГВ субъектов РФ должны создаваться на основе принципов демократического правового государства с республиканской формой правления (ст.1), а также социального (ст.7) и светского (ст.14) государства: что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью не только Федерации, но и всех субъектов (ст.2).

Принцип разделения властей (ст.10) распространяется не только на организацию ГВ на федеральном уровне. Система органов ГВ субъектов РФ тоже должна строится на его основе. Разделение единой ГВ на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную Правительство, а судебную Федеральные суды (Конст., Верхов., Высш. Арбитр.). Президент РФ не является органом какой либо из трех властей (ст.89) «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов ГВ»

Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизонтали) нужна система органов представительной и исполнительной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отражение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.

Под функциональной структурой будем понимать иерархический список функций, в котором сложные функции декомпозированы на подфункции (более простые функции). Кроме того, подфункция должна давать возможность вменить ее исполнение конкретному исполнителю или группе исполнителей как получение наблюдаемого и контролируемого результата. Оптимизация деятельности администрации проводится путем разделения функций, выполняемых структурными подразделениями, на классы и подбора оптимальных методов выполнения для каждого класса функций

Под организационной структурой понимается иерархическое отношение подчинения должностей и структурных подразделений администрации. При проектировании оргструктуры применяются принцип минимизации числа уровней иерархии и принцип нормирование объемов управления. За норму рекомендуется принять число Мюллера - количество подчиненных подразделений или служащих равно 7 ± 2.

Организационно-функциональная структура - это распределение функций, составляющих функциональную структуру по организационной структуре. Группировка функций проводится по двум основаниям: - Группировка по типам деятельности; - Группировка по целям.

При группировке функций по типам деятельности на подразделение возлагаются все функции, для выполнения которых требуется совершать однотипные действия. Данный подход применяется для экономии управленческих ресурсов. Кроме того, концентрация однотипных функций приводит к возможности квалификационного и профессионального роста исполнителей.

Основным результатом первого этапа проведения административной реформы является разделение функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по схеме «министерство – служба – агентство», позволившее четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования и исключить коллизии между функциями выработки политики, реализации политики и контролем политики в государстве.


5. Основные этапы процесса разработки и принятия решений: содержание и сущностные особенности

В научной литературе наиболее часто выделяют три этапа разработки управленческих решений. Это подготовка, принятие и реализация решения. В практической деятельности с учетом ситуации отдельные шаги могут быть объединены или вообще пропущены.

Этап подготовки решений включает следующие шаги.

1. Построение взаимоотношений в организации для решения проблемы, формирование команды для подготовки решения.

2. Диагностика ситуации.

3. Разработка и обоснование системы целей.

4. Определение проблемы.

5. Анализ проблемы.

6. Формулировка критериев и ограничений.

7. Выдвижение альтернатив.

8. Анализ альтернатив.

9. Оценка альтернатив и последствий.

10. Выбор альтернативы.

Каждый шаг включает ряд фаз. Первая фаза – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученного результата и четвертая – его проверка.

Этап принятия решений включает следующие шаги.

1. Принятие решения руководителем.

2. Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких уровней управления.

3. Доведение решений до исполнителей.

4. Принятие решения исполнителем.

5. Разработка плана действий.

6. Экспериментальная проверка.

7. Уточнение и корректировка принятых решений. 

Этап реализации решения включает следующие шаги.

1. Действия по исполнению решений.2. Определение результатов и последствий.

3. Оценка и анализ результатов и последствий.4. Обратная связь.

На первый взгляд, последний этап при всей его самостоятельной значимости, не относится непосредственно к процессу разработки решения. Однако здесь необходимо учитывать ряд моментов.

Одним из важнейших критериев при разработке решений является их выполнимость. Она в решающей мере зависит от конкретных исполнителей. Это должно быть учтено уже на стадии разработки.

Необходимым требованием управления является обеспечение принципа обратной связи. Это также требует рассмотрения этапа реализации решения.

Принимаемое решение основывается на опыте разработки решений, накопленном в предшествующие периоды.

Границы отдельных фаз в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны. В процессе анализа альтернатив может быть выдвинута и обоснована новая альтернатива. Всегда есть исключения из правил. Однако наличие таких исключений не только не отменяет правил, но и, напротив, подтверждает их значимость.

При выполнении конкретного шага используются различные инструменты. Более значимыми здесь представляются следующие задачи: - определение условий эффективного применения отдельных инструментов,-  иллюстрация выполнения отдельных шагов и этапов процесса решения при помощи конкретных инструментов,- описание положительного опыта системного применения инструментов.

(автор Чуйкин А.М. «Разработка управленческих решений»)


6. Управленческий конфликт: особенности и способы регулирования.

Управленческий конфликт — это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Общей формой проявления конфликтов можно считать дезорганизацию данной целевой  группы.  Дезорганизация  -  такое  состояние,  при   котором групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере  приходят в несоответствие с новыми потребностями.  Начинается  поиск  новых  процедур действий  и  обновление  отдельных  элементов  функций.  

Несогласие - как форма проявления конфликта —  это  нечто  большее,  чем расхождение представлений между отдельными индивидами  по  каким-то  частным вопросам, не имеющим  значения  для  организации.  Несогласие — это отказ образовавшейся внутри  организации  первичной  группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это — неисполнение в той или  иной мере   своих   обязанностей,   поскольку   оспаривается   их    легитимность (обоснованность)  в  изменяющейся  ситуации. Типичным конфликтом, связанным с необходимыми изменениями, а значит  и ситуацией несогласия, является конфликт между консерваторами  и  новаторами. Первичная  форма  проявления  такого конфликта  –  несогласие   с  устаревшими   элементами   в   структуре   или деятельности организации. Несогласие   перерастает   в противоборство  новаторов  с  консерваторами.

Наибольшую опасность   для   позитивной   деятельности   организации представляет конфронтация, ведущая к  расколу  организации,  что  связано  с кристаллизацией частных интересов и подменой ими общих. В условиях напряженности и конфронтации позитивные формы  конфликтного поведения могут переходить в негативные.

Существует несколько  эффективных  способов  управления   конфликтной ситуацией.  Их   можно   разделить   на   две   категории:   структурные   и межличностные. Структурные методы – Разъяснение требований к работе, разъяснение  того,   какие результаты ожидаются от каждого сотрудника  и  подразделения. Координационные и интеграционные механизмы. Один  из самых распространенных механизмов —  цепь  команд, установление иерархии. Общеорганизационные комплексные цели - становление общеорганизационных комплексных целей. Структура системы вознаграждений - вознаграждения  можно  использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая  влияние  на  поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Межличностные стили: уклонение - этот стиль подразумевает, что  человек  старается  уйти  от конфликта. Сглаживание - этот стиль характеризуется поведением, которое  диктуется убеждением. Принуждение - в  рамках  этого  стиля  превалируют  попытки  заставить, принять свою точку зрения любой ценой. Компромисс - этот стиль характеризуется принятием точки  зрения  другой стороны, но лишь до некоторой  степени.  Способность  к  компромиссу  высоко ценится  в  управленческих  ситуациях,  так  как  это  сводит   к   минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро  разрешить  конфликт  к удовлетворению обеих сторон. Решение проблемы. Данный стиль  —  признание  различия  во  мнениях  и готовность  ознакомиться  с  иными  точками  зрения,  чтобы  понять  причины конфликта и найти курс  действий,  приемлемый  для  всех  сторон.  


7. Местное самоуправление в странах Европейского Союза: особенности правого регулирования и специфика функционирования.

Регулируется Европейской хартией местного самоуправления, которая принята Советом Европы 15 октября 1985 года .

общие принципы, лежащие в основе определения полномочии местных властей, излагаются и рассматриваемой ст. 4 Хартии.

 

Прежде всего полномочия не могут предоставляться органам местного самоуправления на временной основе, они должны основываться на национальном законодательстве. Таким образом, компетенция органов местного самоуправления должна определяться по мере возможности Конституцией и законодательством. В государствах — членах Европейского союза существует возможность делегирования полномочий от вышестоящих к нижестоящим органам власти, которая заложена в самом функционировании Европейского сообщества и может осуществляться с помощью директив ЕС.

Органы местного самоуправления в принципе не подчиняются вышестоящим уровням власти, за исключением тех сфер или вопросов, ответственность за которые определена законом за вышестоящими органами и которая была передана нижестоящим органам.

Тем не менее существует несколько исключений из этого правила. Все они имеют отношение к так называемому априорному или предварительному контролю за законностью. В таких странах, как Италия и Бельгия, некоторые решения муниципальных пли провинциальных советов являются объектом предварительного контроля с точки зрения их законности. Такой контроль осуществляется специальным правительственным комитетом.

С того момента, когда возникает вопрос о законности, органы местного самоуправления, их руководители могут, естественно, быть привлечены к ответственности административным, гражданским, уголовным или аудиторским судами.

Надзор по причинам целесообразности не разрешается. В соответствии с Хартией и официальным комментарием:

— но делегированным полномочиям надзор разрешается;

— по собственным полномочиям допускается только последующий надзор за законностью;

— но другим полномочиям возможна лишь ответственность перед судом.

Функции местных властей

Не существует двух стран, о которых можно было бы сказать, что их системы местного самоуправления абсолютно идентичны, особенно в той части, которая касается их функций. Тем не менее можно утверждать, что органы местного самоуправления выполняют две основные функции:

— они призваны гарантировать общественный порядок на местном уровне;

— они предоставляют гражданам различные услуги. Что касается первой функции (гаранта общественного порядка), то имеется в виду следующее:

— они ведут различного рода регистрацию: местожительства населения, рождения, недвижимости, компаний и частных предпринимателей и т. д. Если имеется необходимость в регистрации каких бы то ни было актов, то местные власти обязаны ее вести. Некоторые виды регистрации осуществляются традиционно на местном уровне (место, где человек родился, приобретена недвижимость и т. д.).

—- регулирование экономической деятельности на местах путем предоставления или отказа в предоставлении специальных разрешений, касающихся, например, строительства зданий, учреждения коммерческого дела, создания промышленного предприятия и т. п. Они также регулируют время работы магазинов и движение транспорта. Истоки общественной жизни кроются в местных общинах, и именно на этом уровне прежде всего нужна регулирующая деятельность.

Что касается второй основополагающей функции, то среди множества предоставляемых услуг следует упомянуть местный общественный транспорт, образование, здравоохранение, очистка сточных вод, водоснабжение и т. д. Нельзя забывать о том, что предоставление услуг должно осуществляться по месту жительства людей, то есть на местном уровне. Естественно, существует немало исключений из этого перечня: во Франции и Италии образование не входит в компетенцию местных властей; во Франции в компетенцию местных властей не входит и здравоохранение; в Италии органы местного самоуправления не занимаются регистрацией собственности.

Уровни местного самоуправления

Существуют три уровня местного самоуправления. Начиная с самого низшего уровня к самому высокому мы видим:

1. Муниципальный уровень.

2. Уровень округов или провинции.

3. Региональный уровень.

Муниципальный уровень представлен повсюду.

Уровень провинций или округов имеется в Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Дании и Австрии.

Региональный уровень представлен в Испании, Франции и Италии.

В Германии, Австрии и Бельгии также есть третий уровень управления — федеральный. Другими словами, здесь отсутствуют регионы, но действуют государства, объединенные в федерацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37661. Расчет транзисторного ключа 157.5 KB
  Задержка включения как указывалось обусловлена наличием входной емкости Свх транзистора.1б: где – постоянная времени входной цепи транзистора; – сопротивление резистора в этой цепи.1в имеет Исходные данные: питание коллектора Ек = 13В; сопротивление коллектора Rк = 17кОм; сопротивление базы Rб = 23 кОм; напряжение В; постоянная времени транзистора в схеме с общим эмиттером коэффициент усиления транзистора емкость коллектора Ск = 5пФ; емкость эмиттера Сэ = 5пФ; напряжение порога переключения транзистора Требуется...
37662. Расчет надежности двухканального усилителя 421.5 KB
  Обеспечение надежности является одной из основных задач техники. Надежностью называют свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
37663. Расчет транзисторного мультивибратора в автоколебательном режиме 161 KB
  Мультивибраторами называют электронные устройства, генерирующие электрические колебания, близкие по форме к прямоугольной. Спектр колебаний, генерируемых мультивибратором, содержит множество гармоник - тоже электрических колебаний, но кратных колебаниям основной частоты, что и отражено в его названии: мульти - много, вибро - колеблю.
37664. Анализ и расчет технологичности двухканального усилителя 664.5 KB
  Практическая работа №03 Анализ и расчет технологичности двухканального усилителя Под технологичностью изделия понимается определённое количество параметров выпускаемого на производстве изделия технологической подготовки и производственного процесса от которых в результате зависит качество изделия. Комплексный показатель технологичности рассчитывается с использованием базовых показателей по следующей формуле: где: Кi базовый показатель технологичности; φi коэффициент характеризующий весовую значимость базового показателя технологичности;...
37666. Файли. Обробка файлів 449.25 KB
  Організувати послідовний файл на диску. Блок організації файла оформити окремою процедурою. Роботу бази організувати в діалоговому режимі. Окремими процедурами здійснити: редагування вибраного запису, тобто зміни запису за вибором; пошук за індексом запису в базі даних і виведення інформації про його наявність;
37668. Проектирование архитектуры ПО 54 KB
  Киев 2010 Проектирование архитектуры ПО Цель: исследование диаграмм компонентов и развертывание обретение навыков в их использовании. Диаграмма компонентов Архитектура ПО это представление ПО с помощью базовых элементов трех типов: компонентов соединителей и данных. Диаграмма компонентов Component digrm описывает физическое представление системы и обеспечивает переход от логического представления к реализации проекта в форме программного кода. Стереотипы компонентов такие: база данных DB; модуль который выполняется .