24790
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Контрольная
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Требования предъявляемые к управленческим решениям Сущность и виды управленческих решений Решение это выбор альтернативы. Решения принимаемые в процессе управления могут быть классифицированы по различным признакам. По уровню управления различают решения принимаемые на разных уровнях: начальника цеха начальника отдела; заместителя директора; директора; министра.
Русский
2013-08-09
73 KB
9 чел.
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Сущность и виды управленческих решений
Решение это выбор альтернативы. Вместе с тем решение это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования коммерческого предприятия (организации).
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
По уровню управления различают решения, принимаемые на разных уровнях: начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.
По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).
Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.
Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы, например выявления и устранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.
По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение установка нового оборудования на предприятии; экономическое
премирование работника; организационное создание второй смены на предприятии.
По характеру принято различать следующие решения.
Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.
Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне директора предприятия или министра. Они охватывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли.
Нормативные решения принимают центральные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ).
По форме подготовки и принятия различают единоличные, коллегиальные и коллективные решения.
Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения.
Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.
Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).
По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и творческие решения.
Стандартные решения, принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.
Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и требуют творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.
В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.
Детерминированные решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть • приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.
Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточной и неполной информации. Их часто приходится принимать ' ft торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и • цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др. Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения, принимаемые в процессе управления. К таким требованиям можно отнести следующие:
Таковы основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений. Эти требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения
управленческих решений.
2. Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели.
Управленческое решение это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Процесс принятия решения:
1.Постановка проблемы и анализ ситуации
2.Сбор и анализ данных
3.Ситуационный и факторный анализ. Факторный анализ используется для оценки внешней (государство, законодательство, конкурентная среда) и внутренней (структура, персонал) среды организации
4.Выдвижение альтернативных решений и их анализ. Анализ осуществляется с точки зрения реализуемости и эффективности.
5.Выбор альтернатив
6.Контроль за реализацией решения, оценка его эффективности.
Принятие управленческих решений как процесс, состоит из трех стадий:
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Методология научные подходы:
- струткрно-функциональный
- системный
Методы:
- в зависимости от того, кто принимает: индивидуальные решения (авторитарный руководитель) и коллективные (метод «мозгового штурма», метод «большинства», экспертные методы, метод «Дельфи» и метод 635)
- в зависимости от того как принимаются: фактографические - опираются на факты (метод экстраполяции продолжение в будущее среднесложившихся тенденции развития событий); эвристические опираются на интуицию (метод мозгового штурма, построение сценарий)
Метод 635: Задается некая производственная ситуация. После ознакомления с ней обучающимся предлагается разбиться на группы по шесть человек («6») и за пять минут («5») разработать и записать по три («3») предложения по возможностям диверсификации описанного предприятия. Через пять минут по часовой стрелке происходит обмен предложениями. Каждый должен ознакомиться с чужими тремя вариантами и дополнить их (или аргументировать невозможность использования). Затем снова происходит обмен предложениями и т.д. В результате через 30 минут должны быть сформированы 18 детально проработанных варианта диверсификации. Дальнейшее обсуждение позволяет выявить наиболее перспективные направления развития.
Метод номинальной группы: группа которая участвует при этом методе, не есть сложившаяся группа. Это список людей в жизни не пересекающихся друг с другом. Каждый предлагает свой вариант ответа.
Метод Дельфи - Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод дельфи использует итерративные независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определять вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, связанных с обсуждаемой проблемой. После первого тура опросов участники экспертной панели получают все ответы, данные другими участниками, без указания авторов ответов. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции.
Модели:
Общие черты трех моделей Минцберга:
1. Это модели формирования идеи решения.
2. Дескриптивный подход.
3. Признание трех параллельно существующих моделей формирования идеи решения.
3. Условия и факторы обеспечения качества решений.
Управленческое решение это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Качество УР это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса", системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение много вариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности УР довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных УР по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность УР. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.
Одним из важных факторов, влияющих на качество УР, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.
Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
- оптимального или рационального характера принимаемого решения;
своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
4. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Управленческое решение это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о внешних условиях, влияющих на эффективность решения. Под внешними условиями здесь понимаются любые факторы, на которые не может влиять лицо, принимающее решения: долговечность работы узлов и агрегатов, стоимость ремонта и т.д. Причиной неопределенности всегда является незнание некоторой информации.
Под риском понимается возможность каких-либо неблагоприятных последствий принятого решения: потери ресурсов, недополучения прибыли, возникновения дополнительных расходов, несвоевременного выполнения работ и т.д.
Классификация рисков по источникам их возникновения:
- хозяйственно-экономические
- политико-экономические
- риски партнерства
- производственно-технологические
- риски противодействия
- природно-климатические
Основные способы снижения риска следующие:
Принятие решений в условиях риска включает следующие основные этапы: 1) качественный анализ - определение источников риска и стадий реализации решений, на которых возможен риск; 2) количественный анализ - оценка степени риска и выбор решения.
Существует несколько классов методов принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация методов принятия решений в условиях риска и неопределенности:
Экспертные - решение принимается на основе экспертных оценок.
Игровые - решение применяется на основе методов теории игр.
Статистические - решение принимается на основе анализа результатов принятия аналогичных решений в прошлом.
Аналитические - решение принимается путем расчетов на основе каких-либо математических методов (например, методов математического программирования, теории вероятностей и т.д.)
Методы на основе деревьев решений - решение принимается на основе анализа всех возможных результатов принимаемых решений, а также вероятностей этих результатов Методы на основе зон риска - решение принимается на основе выявления возможных диапазонов потерь и их вероятностей возможность указать диапазоны допустимого, нежелательного и недопустимого риска
Имитационные методы - решение принимается по результатам моделирования процессов реализации возможных решений и внешних условий (обычно на основе метода Монте-Карло)
5. Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
Управленческое решение это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Эффективность управленческих решений это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации [Литвак]
Эффективность управленческих решений разделяется на следующие виды:
1.Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационная эффективность и качество управленческих решений неразрывно связаны и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно.
2.Экономическая эффективность - это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.
3.Социальная эффективность - это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.
4.Технологическая эффективность - факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.
5.Психологическая эффективность - факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
6.Правовая эффективность - оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
7.Экологическая, этическая, политическая эффективность - факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Факторы, влияющие на эффективность:
• компетентность и опыт работы ЛПР (лица принимающего решение);
• степень информированности ЛПР;
• уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
• удельный вес контролируемых решений;
• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации;
• мотивация исполнителей;
Контроль это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Процесс контроля это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой процесс отслеживания хода выполнения принятых УР и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.
Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.
Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.
Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.
Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:
1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям: - наименование целей и составляющих их задач; - начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; - перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; - набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения; - побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации; - набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.
2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.
3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
76497. | Меры государственной помощи семьям, имеющим детей | 17.04 KB | |
Основные виды государственных пособий гражданам имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием перечислены в Федеральном законе от 19. При этом более подробные нормы об условиях назначения детских пособий и порядке их выплаты содержатся в Приказе Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей. В указанных правовых актах перечислены следующие виды пособий: 1 пособие по беременности и родам; 2 единовременное пособие... | |||
76498. | Защита прав несовершеннолетних детей | 19.12 KB | |
56 Семейного Кодекса РФ говорит о том что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями а в случаях предусмотренных Семейным кодексом в частности когда органом опеки и попечительства установлено что между интересами родителей и детей имеются противоречия родители лишены родительских прав граждане чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем органом Опеки и попечительства прокурором судом. При... | |||
76499. | Лишение родительских прав: основания, порядок | 16.41 KB | |
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии обучении подготовке к общественно полезному труду; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома отделения либо из иного лечебного учреждения воспитательного учреждения учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами т. использование этих прав в ущерб интересам детей например... | |||
76500. | Правовые последствия лишения родительских прав | 16.64 KB | |
71 СК следует что родители лишенные родительских прав утрачивают вопервых все права основанные на факте родства с ребенком в отношении которого они лишены родительских прав причем речь идет не только о тех правах которые они имели до достижения детьми совершеннолетия но и других вытекающих как из семейных так и иных правоотношений. Вовторых родители лишенные родительских прав утрачивают право на льготы и государственные пособия установленные для граждан имеющих детей. Так лишение родительских прав влечет утрату для... | |||
76501. | Восстановление в родительских правах | 18.79 KB | |
Что касается правовой стороны восстановления в родительских правах то оно допустимо лишь в отношении несовершеннолетних так как напрямую связано с воспитанием ребенка. 72 СК восстановление в родительских правах уже невозможно. Восстановление в родительских правах допускается если родители один из них изменили: свое поведение; образ жизни; отношение к воспитанию ребенка. | |||
76502. | Ограничение родительских прав | 17.55 KB | |
При лишении родительских прав родители ребёнка утрачивают право на личное воспитание в том числе на общение; на получение мер социальной поддержки: пособий компенсаций льгот. При ограничении родительских прав отец и мать утрачивают права на личное воспитание и получение льгот но сохраняют право на общение с ребенком если такое общение не оказывает на ребенка негативного вредного влияния. В каких случаях суд можно ограничить мать и отца в родительских правах Если ребенок находится в опасной обстановке которая возникла не по вине... | |||
76503. | Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов | 18.09 KB | |
Супруги вправе заключить соглашение об уплате алиментов. проживающие как супруги без официальной регистрации брака в органах загса могут заключить соглашение о предоставлении содержания на которые нормы СК РФ регулирующие соглашения об уплате алиментов будут распространяться в порядке аналогии закона. В случае отказа от материальной поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга обладающего необходимыми для этого средствами имеют: а... | |||
76504. | Алиментные правоотношения родителей и детей | 21.08 KB | |
80 СК РФ Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.27 ГК РФ обязанность родителей содержать своих детей прекращается ст. Гражданский кодекс РФ наделяет детей достигших 14-летнего возраста заключать соглашение об уплате алиментов с согласия своего родителя или иного законного представителя ст. | |||
76505. | Алиментные правоотношения родителей и совершеннолетних детей | 19.06 KB | |
И здесь следует остановиться на соглашении об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов способ добровольной уплаты алиментов. Родители вправе заключить соглашение о предоставлении алиментов своим совершеннолетним детям независимо от их нетрудоспособности и нуждаемости. | |||