24795

ГЕОПОЛИТИКА

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сущность содержание и структура системы национальной безопасности государства. Законе Российской Федерации О безопасности национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества государства от внутренних и внешних угроз. Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства....

Русский

2013-08-09

61 KB

1 чел.

ГЕОПОЛИТИКА

1. Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства.

Построению геополитической модели системы национальной безопасности и ее использованию при разработке концепций безопасности государств должно предшествовать определение ключевого понятия, объекта теории геополитики — "национальная безопасность".

В принятом в феврале 1992 г. Законе Российской Федерации "О безопасности" национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию жизненно важных политических, экономических, военных, гуманитарных, экологических, информационных и других интересов личности, общества и государства.

В качестве основных элементов системы национальной безопасности могут быть выделены национальные интересы, национальные цели, силы и средства обеспечения национальной безопасности, объективные и субъективные возможности реализации национальных интересов, опасности и угрозы национальным интересам.

Национальные интересы – объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности к благополучия всех составляющих его социальных групп.

Национальные цели – субъективная составляющая национальных интересов. Если интересы — в основе своей объективные потребности общества, то цели — субъективные представления тех или иных государственных деятелей, предвосхищающие результат, на достижение которого направлена деятельность государства.

Как элемент системы национальной безопасности национальные цели могут быть определены как совокупные намерения общества, государства и отдельных граждан по реализации национальных интересов.

Совокупность представлений о национальных целях, вытекающих из них задачах и перспективах развития личности, общества и государства есть национальная идея, а концентрированное выражение интегрированного стремления граждан, общественных и государственных институтов к достижению национальных целей представляет собой национальную волю.

Особое место в системе национальной безопасности занимает еще один ее элемент — государственные органы: каждом государстве существуют структуры, в функциональные обязанности которых обеспечение национальной безопасности входит в качестве основной задачи.

Государственные органы, непосредственно задействованные в процессе обеспечения национальной безопасности, должны представлять все ветви власти. В структуре законодательной власти за национальную безопасность отвечают специализированные парламентские комиссии (комитеты) — по обороне, безопасности, международным делам, по вопросам геополитики и т.д.; на уровне исполнительной власти эта роль принадлежит министерствам обороны, внутренних и иностранных дел и некоторым другим; судебная власть несет ответственность за соблюдение необходимого разумного сочетания между выполнением законов государства и приоритетами реализации национальных интересов.

Главную же нагрузку по обеспечению национальной безопасности несут элементы военной организации государства — силовые структуры.

Важным компонентом системы национальной безопасности являются возможности реализации национальных интересов, которые определяются как "функция от объективных параметров политического развития, угроз национальной безопасности и системы национальных интересов".

Возможности реализации национальных интересов напрямую зависят от геополитического потенциала государства.

Геополитический потенциал – это сравнительные возможности данной страны в глобальном, геополитическом соперничестве на планете. Он зависит от размеров и особенностей территории, ее расположения на планете, достигнутого политического, экономического и культурного влияния на другие страны, возможностей использования мировых коммуникаций и контроля над ними, от экономического, демографического, научно-технического, интеллектуального потенциалов нации.

Складывающиеся на определенный момент для каждого государства объективные и субъективные возможности реализации национальных интересов зависят от его совокупной национальной мощи, глобального и регионального баланса сил и определяют глубину геополитического пространства государства.

Возможности реализации национальных интересов подразделяются на политические, экономические, идеологические, военно-стратегические, информационные и др.

Еще одним элементом системы национальной безопасности являются опасности и угрозы.

Угроза и опасность тесно связанные между собой, но не тождественные категории. Выделяются следующие различия между ними:

1) Угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза – когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических целей. Опасность - стадия зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

2) Угроза всегда носит персонифицированный характер, что предполагает наличие явных субъекта угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы, опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

3) Если опасность заключает в себе потенциальную угрозу причинения ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий, то угроза есть непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой ее отделяет лишь время, необходимое для принятия решения о реализации этой угрозы.

Опасность — это объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.)

Угроза — это совокупность условий и факторов, создающих наиболее конкретную и непосредственную форму опасности национальным интересам, национальным ценностям и национальному образу жизни, как правило, вследствие целенаправленной деятельности враждебных сил.

При классификации угроз могут быть использованы различные основания, в том числе:

по сферам человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, и др.);

по источнику угрозы (внутренняя и внешняя);

по отношению к человеческой деятельности (объективная — формирующаяся независимо от целенаправленной деятельности; субъективная — создающаяся сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);

по вероятности реализации (реальные — могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные — могут реализовываться при определенных условиях).

В рамках системы национальной безопасности обычно выделяют ряд подсистем:

1. Политическая безопасность защищенность политической системы общества от внешних и внутренних угроз. 

2. Экономическая безопасность - защищенность экономики страны от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается способность создать достойные социально-экономические условия стабильного функционирования и развития личности, общества и государства.

3. Военная безопасность – такое состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается опасность национальным интересам и вероятность ее вовлечения в военные конфликты, а в случае возникновения угрозы интересам государства, общества и личности обеспечивается их вооруженная защита.

4. Экологическая безопасность защищенность среды обитания людей и биосферы в целом, атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видового состава животного и растительного мира, а также природных ресурсов (энергетических, минеральных и т.п.) от угроз, создаваемых деятельностью человека. 

5. Информационная безопасность защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом в качественной (ценной) информации, необходимой для их производственной и общественной жизнедеятельности, образования и развития.

  1.  
    Международные отношения, внешняя и международная политика, дипломатия.

На протяжении долгих десятилетий теория международных отношений СССР сводилась к двум основным принципам: принципу мирного сосуществования государств с различным общественным строем и принципу пролетарского интернационализма с его частной разновидностью — принципом социалистического интернационализма в применении к социалистическим государствам.

В сталинской модели административно-командной системы принцип мирного сосуществования видоизменился в жесткое военно-силовое противоборство с капиталистическим миром, в ходе которого развилось соревнование двух систем, прежде всего в военной области, способствовавшее развязыванию беспримерной в истории и невероятно опасной по своим последствиям гонки вооружений.

По данным советских экономистов, на военные цели уходило 20—25% ВНП СССР (в США эта цифра не превышает 5—6% ВНП, в Западной Европе — 3—4%, в Японии— 1%).

Важными категориями этой темы являются международные отношения, международная политика и внешняя политика. 

Чтобы разобраться в понятиях «международные отношения», «внешняя политика», «дипломатия», нужно знать природу этих политических явлений.

Внешняя политика складывается по мере вызревания объективных потребностей общества вступить во взаимоотношения с внешним миром, т. е. с другими обществами. В случае, когда объективные потребности, связанные с характером мирового производства, были реализованы, они должны стать осознанными, т. е. приобрести форму интереса. Но сам по себе интерес еще не политика. Последняя начинается тогда, когда интерес превращается в цель. Иными словами, внешнеполитическая цель — это осознанный интерес в действии.

Итак, международные отношения, международная политика и внешняя политика. В обыденной речи они часто употребляются как слова-синонимы, с научной точки зрения между ними есть различия.

Международные отношенияэто совокупность всех связей и взаимоотношений (экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных) между народами, государствами, объединениями государств.

Внешняя политикаэто деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах.

Понятие международная политика все больше вытесняет в последнее время словосочетание внешняя политика.

Международная политикавключает деятельность самых различных субъектов международных отношений: государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций, частных лиц и для реализации разнообразных интересов при помощи самых различных средств.

Подводя итог проблеме категорий, отметим: международные отношения шире понятия международная политика, так как под международными отношениями мы подразумеваем не только политические, а и экономические, культурные, идеологические и т.д.

Внешняя политика, как правило, характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика – многих государств и негосударственных организаций.

Формы осуществления внешней политики государством многообразны:

- дипломатические отношения, Россия имеет дипломатические отношения со 150 государствами (а всего в мире в 1997г. - 201 государство);

- открытие представительств при международных организациях или членство в них;

- эпизодические и регулярные контакты руководителей государств различного уровня.

Многообразны и методы осуществления внешней политики государством:

- подготовка двусторонних и многосторонних договоров и соглашений;

- содействие развитию внешнеполитической деятельности государств или их блокирование;

- регулярный обмен информацией.

Внешняя политика государства достигается различными средствами.

К военным средствам внешней политики относятся: парады; испытания новых видов вооружений; частичная мобилизация войск; проведение военных учений.

К политическим средствам внешней политики относятся: миротворческие акции; изменение уровня дипломатических работников; высылка дипломатических работников за деятельность, несовместимую со статусом дипломата; посредничество в переговорах; отзыв дипломатических сотрудников.

К экономическим средствам внешней политики относятся: торговля; эмбарго на отдельные виды товаров; экономическая блокада.

Понятие «дипломатия» определяется как средство внешней политики государства, официальная открытая или тайная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей. Ее суть — ведение переговоров.

Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества. Хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в., в России Посольский приказ (задача - установление и осуществление связей с другими государствами) был создан в XVI веке.

В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. 

Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатические отношения:

1. Призваны: - способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях; обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные переговоры с представителями других стран.

2. Служат свидетельством международно-правового признания вовлеченными государствами друг друга.

3. Имеют задачу: продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей.

4. Важнейшая функция дипломатических отношений – информирование своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства: посольство, миссия, консульство, торговые и иные.

Дипломатия – это совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач;

- искусство ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51816. Спрощений розрахунок середнього балу класу при 12-бальній системі оцінювання 49 KB
  Середній бал класу (або іншої великої групи учнів, студентів, курсантів тощо) звичайно розраховується за формулою...
51817. Классификация уроков истории 45 KB
  Уроки основных типов в рамках традиционного обучения: Урок ознакомления с новым материалом; Урок закрепления изученного; Урок применения знаний и умений; Урок обобщения и систематизации знаний; Урок проверки и коррекции знаний и умений; Комбинированный урок. Урок ознакомления с новым материалом Основные этапы: сообщение темы цели задач урока и мотивация учебной деятельности; подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; ознакомление с новым материалом; первичное осмысление и...
51818. Урок є основною формою навчально-виховної роботи в школі 35 KB
  Від організації і вмілого проведення уроку у великій мірі залежить вирішення завдань навчання і виховання учнів. Під час організації будьякого уроку необхідно звертати увагу на раціональне використання часу. Структура уроку. Робоче місце має бути належно підготовлене натура і все необхідне встановлено до початку уроку.
51821. ЗІРКИ УКРАЇНСЬКОЇ РОК – МУЗИКИ 177.5 KB
  НАОЧНІСТЬ: відеозапис уривків концертів виконавців уривки; нотна хрестоматія портрети та фотографії гурту Океан Ельзи Т. Межу між напрямами рок – музики можна провести лише умовно оскільки творчість рок– гуртів містить елементи декількох з них. І сьогодні ми з вами будемо розмовляти про вітчизняний рок – гурт із такою романтичною назвою Океан Ельзи. Повідомлення учня – пошуковця творче домашнє завдання У 1992 році...
51822. 3 родиною та друзями 55 KB
  Ознайомити учнів з особливостями вживання структури used to. Продовжувати вдосконалювати техніку читання. Формувати навички діалогічного мовлення. Практикувати учнів у письмі. Виховувати інтерес до історії своєї родини.