24901

Имущественная ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Имущественная ответственность за вред причиненный незаконными действиями государственных органов органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Указанные должностные лица действуют от имени РФ поэтому имущественную ответственность также несет казна причем в лице именно финансовых органов. Не противоречащей новому российскому законодательству Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания предварительного следствия прокуратуры и суда...

Русский

2013-08-09

62 KB

10 чел.

Вопрос № 31. Имущественная ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

1. Данное правоотношение представляет собой специальный деликт – в противоположность принципу генеральному деликту, здесь незаконность действий или бездействия причинителя должен доказать потерпевший. Поскольку исполнение огвами омсу и их должностными лицами своих функций в пределах предоставленных им полномочий всегда правомерно, даже если при этом происходит причинение вреда, неправомерными будут только действия/бездействие, совершенные без полномочий или с их превышением или при злоупотреблении ими. А.Л. Маковский неверно полагает, что неправомерность вредоносных действий должностных лиц должна предполагаться.

2. Субъектом-причинителем вреда является субъект, обладающий властными функциями, выступающий от имени публично-правовых образований – РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Поэтому последние и становятся субъектами ответственности за вред, который они возмещают за счет своего нераспределенного имущества – казны. Казну, в свою очередь, представляют распоряжающиеся ею финансовые органы. Таким образом, непосредственные причинители вреда и субъекты ответственности за его причинение не совпадают. В Бюджетном кодексе и судебной практике сложилось правило о том, что ответчиком по искам. Удовлетворяемым за счет казны, являются главные распорядители средств бюджета, то есть соответствующие министерства и ведомства.

3. Возмещению подлежит как причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу ЮЛ вред, а также причиненный гражданину моральный вред.

4. Причинение вреда возможно в форме принятия нормативного или индивидуального правового акта, а также в форме реальных действий, носящих противоправный характер, бездействия. Так, в 1997 году было принято решение о возмещении имущественного вреда, причиненного действиями работников ГИБДД  по эвакуации автомобиля на штрафную стоянку.

5. Акты ОГВ предполагаются законными, поэтому для возложения имущественной ответственности  требуется предварительное признание таких актов недействительными в судебном порядке, нормативные акты должны быть признаны таковыми в отдельном предшествующем судебном процессе, ненормативные – в том же процессе, что и возложение ответственности (К.Б. Ярошенко). При этом противоправность такого акта может лежать за пределами ГП, но порожденные его принятием имущественные последствия всегда носят ГП характер.

6. В остальном ответственность строится по общим правилам деликтной ответственности, то есть вина причинителя предполагается. Фактически в случае доказанности незаконности действий опровергнуть указанную презумпцию невозможно, поскольку должностные лица и органы публичной власти обязаны знать закон и действовать в соответствии с ним.

7. В случае причинения вреда судьями при осуществлении правосудия, то есть при принятии судебных решений и приговоров по существу вина судьи должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда в отношении этого судьи. Иной порядок означал бы обжалование в обход установленных процессуальных процедур. На другие судебные акты данное требование не распространяется, вина судьи может быть установлена иным судебным решением. Презумпция вины причинителя здесь не действует. (ПКС от 25.01.01 № 1-П)

8. Указанные выше положения не относятся к случаям причинения вреда по п.1 статьи 1070 ГК, связанного с нарушением конституционного права гражданина на свободу и личную неприкосновенность, поскольку это правоотношение представляет собой самостоятельный специальный деликт.

Речь идет о вреде, причиненном гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста. Данные случаи влекут как нравственные страдания, так и неблагоприятные имущественные последствия. Законом также предусмотрена ответственность за вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления его деятельности.

В отличие от рассмотренного выше случая здесь особый субъект – причинитель вреда: правоохранительные органы (дознание, предварительное следствие, прокуратура) и суд (по уголовным делам и делам об административном правонарушении).

В соответствии со ст. 133 УПК также подлежит возмещению вред, причиненный в результате применения принудительных мер медицинского характера и всех мер процессуального принуждения (например, задержания, наложения ареста на имущество) в ходе производства по уголовным делам, но поскольку в ГК данных формулировок нет, вред возмещается по общим правилам, описанным в предыдущих пунктах. Сказанное относится и к юридическим лицам несмотря на то, что в УПК говорится иначе: в нашем правопорядке уголовная ответственность юридических лиц исключена, административный арест ЮЛ невозможен.

Указанные должностные лица действуют от имени РФ, поэтому имущественную ответственность также несет казна, причем в лице именно финансовых органов. Соответственно, субъект ответственности и причинитель вреда также не совпадают. Казна имеет право регресса к соответствующему должностному лицу, но лишь при условии. Что его вина будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Незаконность действий ПО и суда подтверждается оправдательным приговором суда либо постановлением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (например, отсутствие состава преступления), нереабилитирующие исключают право требовать возмещения вреда.

Ответственность наступает независимо от вины указанных должностных лиц. Ведь они могли добросовестно заблуждаться, находясь под впечатлением следственной версии.

Здесь, как и в предыдущем случае, речь идет о возмещении вреда в полном объеме, включая моральный вред. В отсутствии специального закона о порядке такого возмещения применяются правила статьи 135 УПК, а также в части. Не противоречащей новому российскому законодательству, Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (Утверждена Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР 2 марта 1982 года). Предусматривается: компенсация утраченного заработка или иных доходов, а также пенсий и пособий, возврат конфискованного, изъятого и арестованного имущества, компенсацию выплаченных потрерпевшим штрафов, судебных издержек, включая оплату защитника, возмещение иного ущерба (например. Неполученных доходов).

В отношении ЮЛ действуют общие правила п.2 ст. 15 и п.1 ст. 1064 ГК.

9. В особом, предусмотренном специальным законом порядке возмещается вред, причиненный жертвам политических репрессий (Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий").

ГК РФ ст. 1069. Вред, причиненный гражданину или ЮЛ в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа МСУ, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья находится в гл. 59 ГК, посвященной обязательствам вследствие причинения вреда. В отличие от ст. 16 ГК, устанавливающей общие основания ответственности государственных и муниципальных органов, ст. 1069 регламентирует т.н. деликтную ответственность этих органов перед ЮЛ и гражданами.

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: ГК РФ ст. 16: Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами МСУ

Убытки, причиненные гражданину или ЮЛ в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа МСУ, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Пленум ВС РФ N 6, Пленум ВАС РФ Постановление N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ»:

П. 12. В случае предъявления гражданином или ЮЛ требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться РФ, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Предъявление гражданином или ЮЛ иска непосредственно к государственному органу или к органу МСУ, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения - суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Судебная практика: В исках по ст. 16, 1069 ГК РФ должником в обязательстве по возмещению вреда является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. При удовлетворении исков взыскание должно быть за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ: действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

Комментарий ко 2 части ГК под редакцией Садикова О.Н. (1069).

Статья сформулирована с учетом требований ст. 53 Конституции и ст. 16 ГК, предусматривающих право граждан и юридических лиц на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.

Статья является специальной, т.е. в ней предусмотрены особенности, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности, они выражаются:

а) во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий гос.органов, органов МСУ, а также их должностных лиц;

б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов. Причем противоправными эти действия являются при их совершении без полномочий либо с превышением полномочий или при злоупотреблении ими.

Ответственность по ст. 1069 наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий.

Ст. 1069 говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим ПА. Ими могут быть различные приказы, распоряжения и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и ЮЛ и которые подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Среди "незаконных действий (бездействия)" комментируемая статья особо выделяет издание не соответствующего закону (иному ПА) акта государственного либо муниципального органа - ненормативного акта указанных органов, принятый и единолично, и коллегиально.

Подлежат возмещению имущественные затраты на представительство в арбитражном суде интересов лица, чье право нарушено (Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 22-О "По жалобе открытого акционерного общества "Большевик" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации"). В настоящее время эти затраты возмещаются в соответствии со ст. 106 АПК.

По ст. 1069 учитываются незаконные деяния не любого работника государственных органов и органов МСУ, а лишь должностного лица. Легальное понятие должностного лица дано в примечаниях к ст. 285 УК и ст. 2.4 КоАП.

УК - лица, постоянно и временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

КоАП - сходство с уголовно-правовым, но в нем содержится еще один важный признак - "наделение его в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него".

Для наступления ответственности по ст. 1069, необходимо, чтобы должностное лицо причинило вред при исполнении служебных обязанностей, объем которых устанавливается правовыми актами. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, перед потерпевшим не отвечают. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 к ним предъявляться не должны.

Иные государственные и муниципальные организации, не осуществляющие публично-властные полномочия (учреждения здравоохранения, образования, науки, культуры и т.п.), и их должностные лица отвечают за причиненный ими вред по правилам ст. 1068 ГК.

Если вред указанными в статье органами и лицами причиняется не в сфере властно-административных отношений, а в результате их хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина милиции причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. ст. 1064, 1068 ГК) либо на других основаниях.

Ответственность по ст. 1069 не зависит от того, кому причинен вред - гражданину или ЮЛ. Правда, граждане могут требовать за причинение вреда в сфере властно-административных отношений и компенсации морального вреда (ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК).

В тех случаях, когда возмещение вреда осуществляется за счет казны РФ на основании судебных актов, исполнение таких актов возложено на Министерство финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 09.09.2002 N 666). В некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях определен порядок исполнения судебных актов за счет соответствующей казны (Постановление администрации Рязанской области от 05.05.2004).

Действие комментируемой статьи согласно ст. 12 Вводного закона имеет обратную силу, т.е. распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 01.03.96, но не ранее 01.03.93, и причиненный вред остался невозмещенным.

РФ, ее субъект, муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред на основании ст. 1069, имеют право регресса к непосредственному причинителю в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом, в частности трудовым законодательством.

Возмещению подлежат не убытки, а вред. Убытки - имущественные потери ЮЛ (гражданина). Вред - не только имущественные потери, но и причинение ущерба путем распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица (п. 7 ст. 152 ГК). Порочащие сведения - распространены; содержат негативную оценку, не соответствуют действительности. ЮЛ вправе требовать опровержения порочащих сведений. Если эти сведения распространены в СМИ, то должны быть опровергнуты в тех же СМИ, а если они содержатся в документе, исходящем от организации, этот документ подлежит замене или отзыву.

Комментарий к статье 1069 (под редакцией Абовой): Поскольку действия органов власти имеют форму административного акта, уместно для этого потребовать в судебном порядке признания данного акта недействительным по правилам ст. 13 ГК как нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Хотя для принятия решения о возмещении такого вреда, по мнению практикующих юристов, этого не требуется в обязательном порядке.

Бремя доказывания в суде неправомерности действия возлагается на самого потерпевшего. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК и ст. 56 ГПК). Однако если гражданин предварительно обратится в суд с требованием признать недействительным (незаконным) соответствующий акт, то в этом случае он освобождается от обязанности доказывать неправомерность таких действий (ст. 6 Закона РФ от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами МСУ, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (АПК).

Если в результате этих действий лицу причиняется вред, он подлежит возмещению за счет имущества соответствующего публично-правового образования. Однако для этих целей предназначено не любое имущество (собственность) такого образования, а лишь средства казны, которая формируется за счет средств бюджета и включает в себя также имущество, принадлежащее данному публично-правовому образованию на праве собственности, но временно не закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не переданное в доверительное управление по договору.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

573. Робоче місце оператора комп’ютерного набору. Ергономіка і організація праці 81.5 KB
  Робоче місце – це зона трудової діяльності співробітника, яке оснащене необхідними засобами для виконання посадових обов’язків. Серед канцелярських приладів і спеціального обладнання можна виділити предмети, які найбільш часто використовуються при роботі з документами.
574. Процедура проведення фокус-групи 79 KB
  Метод фокус-груп, або сфокусоване інтерв'ю вперше був використаний соціологами Р.Мертоном і Р. Кендаллом (США) в 1944 г, що випустили підручник Фокусированное інтерв'ю (який і до цього дня залишається основним навчальним посібником).
575. Программирование интерактивной графики на Action Script 2.0 Adobe Flash 63 KB
  Среда Adobe Flash позволяет создавать графику, анимации и интерактивные проекты. Для того чтобы вызвать все функции одновременно можно использовать супер функцию. Создание интерактивности. Увеличение и уменьшение объекта по движении мыши.
576. Проектирование кулачковых механизмов 73 KB
  Построение графиков перемещения, аналога скорости и аналога ускорения. Определение минимального радиуса кулачка. Построение практического профиля кулачка. Построение графика углов передачи.
577. Разработка товарной политики предприятия 5.23 MB
  Комплексный анализ выпускаемой продукции. Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Выработка общей концепции стратегического развития предприятия. Рассчёт и анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия.
578. Расчёт термодинамических циклов 3.66 MB
  Исследование термодинамического цикла ДВС. Определение параметров рабочего тела в характерных точках цикла. Определение количества тепла участвующего в термодинамическом цикле. Определение параметров рабочего тела в характерных точках. Определение КПД паросиловой установки с учётом и без учёта работы насоса.
579. Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения 82 KB
  Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.
580. Контейнерная транспортная система 80 KB
  Классификация технических средств контейнерной транспортной системы. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое для перегрузки. Влияние КТС на организацию перевозочного процесса.
581. Основные понятия стресса. Техники снятия стресса 78 KB
  Несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами человека. Неблагоприятные социальные условия. Ситуации повышенной моральной или материальной ответственности. Затылочно-лобная самокоррекция. Стирание стрессовой информации из памяти.