24904

Собственность и право собственности (общие положения)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В одних случаях его используют как синоним понятие имущество в других случаях считают что речь идет о сугубо экономическом отношении присвоения а иногда отождествляют с чисто юридической конструкциейправом собственности. Таким образом экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенных благ влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства соединенную с необходимостью несения бремени его содержания. Собственность как экономическая...

Русский

2013-08-09

33.5 KB

3 чел.

Вопрос № 35 Собственность и право собственности (общие положения).

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление, соответственно и термин «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним понятие «имущество», в других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении присвоения, а иногда отождествляют с чисто юридической конструкцией-правом собственности.

Собственность - это, конечно, не вещи и не имущество.

В научной литературе принято различать «собственность» как экономическую категорию и «собственность» как правовую категорию. Совокупность основных признаков и черт, характеризующих собственность с экономической стороны, называют экономической категорией. Совокупность же  особенностей, характеризующих собственность в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

Собственность как экономическая категория проявляется:

  •  в виде отношений между людьми по поводу конкретного материального блага, которое присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица  должны не препятствовать ему в этом.
  •  в виде отношения лица к присвоенному материальному благу как к своему собственному. Лицо по своему усмотрению решает, каким образом это материальное благо использовать, но одновременно на него возлагается и бремя его содержания.

Таким образом, экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенных благ, влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства, соединенную с необходимостью несения бремени его содержания.

Собственность как экономическая категория неразрывно связана с  правовой категорией собственности, поскольку именно право оформляет обе названные стороны экономических отношений собственности. Однако, мы должны понимать, что такие экономические отношения не всегда оформляются только с помощью права собственности. Экономические отношения собственности приобретают различные юридические формы (например, гражданско-правовой режим таких объектов как товарные знаки, фирменные наименования устанавливается с помощью исключительных прав). Право собственности охватывает отношения по принадлежности только вещей.

Как правовая категория право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле.

Право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность норм различных отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. В науке даже появилась теория о «дезинтеграции института права собственности», сторонники которой полагают, что он рассредоточился по смежным отраслям. Однако, по мнению А.А. Рубанова это не разрывает институт права собственности на независимые части, хотя он, конечно, перестал быть «чисто» цивилистическим институтом. Но традиционно в качестве ядра этого многоотраслевого института рассматривают нормы гражданского права.

Право собственности в субъективном смысле раскрывает возможное поведение собственника и определяет его правомочия. По верному выражению Ю.К. Толстого, право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченные возможности управомоченного лица. С этой точки зрения оно представляет собой:

  •  наиболее широкое по содержанию вещное право,
  •  прямое, непосредственное правовое отношение лица к вещи,
  •  первичное, а не производное вещное право,
  •  абсолютное право, т.е. собственнику противостоит неопределенный круг обязанных лиц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36666. Загальноприйняті принципи і системи обліку 255.5 KB
  Загальноприйняті принципи і системи обліку. ПЛАН Роль обліку в системі управління користувачі облікової інформації. Загальноприйняті принципи бухгалтерського обліку. Міжнародні організації зі стандартизації бухгалтерського обліку і звітності Склад та загальна характеристика міжнародних стандартів бухгалтерського обліку.
36667. Педагогіка вищої школи. Тексти лекцій 179.46 KB
  Структура методів навчання за джерелами знань ПЕДАГОГІЧНА МАЙСТЕРНІСТЬ Моральнодуховні якості гуманістична спрямованість; національна гідність; інтелігентність; життєві ідеали; совісність; чесність; правдивість; об’єктивність; толерантність. Професійні знання навчального предмета; анатомії і фізіології людини; психології; педагогіки; методики навчання. pais – дитя ago – веду керую – наука про навчання та виховання дітей.
36668. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 773.5 KB
  Стоимость зданий и сооружений по подгруппам производственные здания административнобытовые помещения складские помещения закрытая стоянка трансформаторная компрессорная склад газовых баллонов прочие отапливаемые помещения открытая стоянка определяется по формуле: Цз=цзi Vзi 1 где Цз – общая стоимость зданий и сооружений руб м3; цзi – стоимость одного м3 iой группы зданий или сооружений руб м3; Vзi – объем iой подгруппы зданий м3; N – количество всех оцениваемых зданий и сооружений ед. Стоимость открытой стоянки и затраты...
36669. Термодинамика и тепломассообмен 2.83 MB
  Первоначально же в середине XIX века она возникла как техническая термодинамика изучающая закономерности взаимного превращения теплоты в механическую работу и являющаяся теоретическим 4ундаментом теплотехники. На ее основе производится расчет и проектирование технологического оборудования для осуществления процессов деформации сушки термообработки и других формируются методы прямого преобразования теплоты в электрическую энергию проводится анализ эффективности термодинамических циклов процессов теплообмена изучаются...
36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...
36673. Информационная безопасность и конфиденциальность информации 36.23 KB
  Причины утери информации может быть выделено четыре: эксплуатационные поломки носителей информации, стихийные и техногенные бедствия, вредоносные программы, человеческий фактор.
36674. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа 1.72 MB
  Кушнер Особенности обучения грамоте детей с речевыми нарушениями на примере дизартрии. Поваляева Раннее обучение чтению детей имеющих речевые нарушения. Красикова Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Буденная Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией.