24904

Собственность и право собственности (общие положения)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В одних случаях его используют как синоним понятие имущество в других случаях считают что речь идет о сугубо экономическом отношении присвоения а иногда отождествляют с чисто юридической конструкциейправом собственности. Таким образом экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенных благ влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства соединенную с необходимостью несения бремени его содержания. Собственность как экономическая...

Русский

2013-08-09

33.5 KB

4 чел.

Вопрос № 35 Собственность и право собственности (общие положения).

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление, соответственно и термин «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним понятие «имущество», в других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении присвоения, а иногда отождествляют с чисто юридической конструкцией-правом собственности.

Собственность - это, конечно, не вещи и не имущество.

В научной литературе принято различать «собственность» как экономическую категорию и «собственность» как правовую категорию. Совокупность основных признаков и черт, характеризующих собственность с экономической стороны, называют экономической категорией. Совокупность же  особенностей, характеризующих собственность в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

Собственность как экономическая категория проявляется:

  •  в виде отношений между людьми по поводу конкретного материального блага, которое присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица  должны не препятствовать ему в этом.
  •  в виде отношения лица к присвоенному материальному благу как к своему собственному. Лицо по своему усмотрению решает, каким образом это материальное благо использовать, но одновременно на него возлагается и бремя его содержания.

Таким образом, экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенных благ, влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства, соединенную с необходимостью несения бремени его содержания.

Собственность как экономическая категория неразрывно связана с  правовой категорией собственности, поскольку именно право оформляет обе названные стороны экономических отношений собственности. Однако, мы должны понимать, что такие экономические отношения не всегда оформляются только с помощью права собственности. Экономические отношения собственности приобретают различные юридические формы (например, гражданско-правовой режим таких объектов как товарные знаки, фирменные наименования устанавливается с помощью исключительных прав). Право собственности охватывает отношения по принадлежности только вещей.

Как правовая категория право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле.

Право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность норм различных отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. В науке даже появилась теория о «дезинтеграции института права собственности», сторонники которой полагают, что он рассредоточился по смежным отраслям. Однако, по мнению А.А. Рубанова это не разрывает институт права собственности на независимые части, хотя он, конечно, перестал быть «чисто» цивилистическим институтом. Но традиционно в качестве ядра этого многоотраслевого института рассматривают нормы гражданского права.

Право собственности в субъективном смысле раскрывает возможное поведение собственника и определяет его правомочия. По верному выражению Ю.К. Толстого, право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченные возможности управомоченного лица. С этой точки зрения оно представляет собой:

  •  наиболее широкое по содержанию вещное право,
  •  прямое, непосредственное правовое отношение лица к вещи,
  •  первичное, а не производное вещное право,
  •  абсолютное право, т.е. собственнику противостоит неопределенный круг обязанных лиц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37503. Философия. Ответы к экзамену 368.5 KB
  Осознание специфики человека. Все животные растения объекты вроде Солнца и весны рассматриваются как существа похожие на человека живущие и действующие так же как он. Философское произведение обращается не только к разуму но и к чувствам человека доставляет эстетическое переживание. Их объединяют в первую очередь рассматриваемые проблемы как устроен мир каково назначение человека как ему следует жить Принципиальное различие состоит в том что ф.
37504. Философия. Тесты 79.5 KB
  Социальнофилософским учением является 1.в этом проявляется безусловный рефлекс 4.Учение Платона о первичности мира идей вне зависимости от субъективного отношения к нему является 1.Основателем теории объясняющей роль бессознательного в жизни человека и общества является 1.
37505. Философия эпохи Возрождения 60 KB
  Для характеристики человека он вводит понятие микрокосм в нем как бы свернут большой космос он так же сложен так же важен подобен Вселенной. Человек в бесконечности что он значит Но: в эпоху Возрождения сформировалась альтернативная культурная ориентация подчеркнувшая как раз достоинство человека. Гуманизм это мировоззренческий принцип согласно которому признается безусловная ценность человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей утверждается благо человека как критерий оценки...
37506. Философия Платона, концепция идей 12.37 KB
  Для каждой вещи фиксируется ее смысл идея которая как выясняется для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Идея это то самое единое которое составляет суть многообразия. Итак проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея а ее проявления это многое. Какая идея наиважнейшая Платон не считал все идеи равнозначными.
37507. Особенности Русской философии 72.99 KB
  Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории можно говорить об исторической миссии России. Миссия России определяется ее положением среди других народов тем что в ее составе объединилось до трехсот народов больших великих и малочисленных требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. на новом витке развития России Русская идея стала предметом пристального внимания русских мыслителей.
37508. Философия. Основные понятия и термины 95.72 KB
  ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ наука о развитии технических систем см. С точки зрения естественных наук история техники изучает этапы овладения человеком законами природы что обеспечивает более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы. С социальной точки зрения история техники изучает общественные движущие силы общественные условия развития техники и роль творцов техники. К наиболее крупным периодам истории техники относятся: история каменного века и ручных орудий техники машин и механизации техники...
37509. Апология Сократа 15.75 KB
  Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения Апология Сократа и Воспоминания о Сократе . Платон же почти все свое учение приписал Сократу так что трудно сказать где кончается Сократ а где начинается Платон Отсутствие прямой информации непосредственно исходящей от Сократа приводит к тому что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать что Сократ всего лишь литературный персонаж. Вопросный метод Сократа Подход Сократа к вопросному методу основан на ведении последовательного...
37510. Патристика и Схоластика 93.75 KB
  К этим принципам относятся: теоцентризм признание в качестве источника всего сущего Бога; креационизм признание того что Бог создал все из ничего; провиденциализм признание того что Бог правит всем; персонализм признание того что человек âперсонаâ сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью; ревеляционизм признание того что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его...