24909

Гражданское законодательство: понятие, система, проблемы совершенствования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Однако в актах ГЗ ГП нормы преобладают. Однако имеются и императивные нормы. Более того в случае сомнения следует исходить из презумпции императивности нормы гражданского права. Следует иметь в виду что нормы ГП нередко содержатся и в законодательстве о хозяйственной деятельности коммерческом или предпринимательском законодательстве.

Русский

2013-08-09

47.5 KB

44 чел.

Вопрос № 2. Гражданское законодательство: понятие, система, проблемы совершенствования

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, имеющих комплексную, межотраслевую природу, поскольку законодатель руководствуется содержательной стороной, а не отраслевой принадлежностью принимаемых актов. Даже ГК содержит в статье 3 конституционно-правовую норму о составе гражданского законодательства. Однако в актах ГЗ ГП нормы преобладают. Принципиальной особенностью ГЗ является обилие норм диспозитивного характера, действующих только в том случае, если сами участники отношений не предусмотрят иной вариант своего поведения, их преобладание при регулировании имущественного оборота. Однако имеются и императивные нормы. Более того, в случае сомнения следует исходить из презумпции императивности нормы гражданского права. ГЗ представляет собой большой законодательный массив, подвергающийся постоянным изменениям и систематизации. Виды систематизации: инкорпорация (Свод законов Российской империи), консолидация (ФЗ о банках и банковской деятельности был создан путем объединения в нем ряда положений как законов, так и подзаконных актов), кодификация (высшая форма систематизации). При большом количестве изменений закона используется также его повторная официальная публикация – новеллизация (В 1996 году это произошло с  Законом о банках и банковской деятельности 1990 года и Законом 1992 о защите прав потребителей). Особенностью кодекса является наличие в нем общей части, определяющей его системообразующее место в комплексе нормативных актов. Кодификация ГЗ бывает как общей (принятие ГК), так и частной, подотраслевой, она обычно комплексная (принятие ЖК, КТМ, УЖТ и т.д.).

Следует иметь в виду, что нормы ГП нередко содержатся и в законодательстве о хозяйственной деятельности, коммерческом или предпринимательском законодательстве. Некоторые ученые предлагают кодифицировать и их, но это затруднено тем, что нормы их неоднородны, общеотраслевая же кодификация обычно охватывает однородные по природе нормы, в них легко выделить общую часть. Коммерциалисты и «предприниматели» предлагают изъять из ГК положения, регулирующие предпринимательский оборот. Принятие Хозяйственного, Предпринимательского или Коммерческого (Торгового) кодекса не является в настоящий момент необходимым. Классические зарубежные ТК являются специальными по отношению к ГК, в них почти нет общей части, а законодательная практика идет помимо них путем принятия самостоятельных законов об АО, банкротстве, ценных бумагах (декодификация торгового права). Двойная кодификация в отсутствии реального дуализма частного права и сословного характера торговли даже вредна, поскольку порождает дублирование норм (как это случилось на Украине) и угрозу отказа от частноправовых начал. В данной сфере возможна лишь инкорпорация и консолидация.

Международные договоры не являются частью ГЗ, однако в случае наличия в них ГП норм являются самостоятельным видом источников ГП и входят в правовую систему РФ, где обладают приоритетом на основании Конституции. Кроме того, некоторые МДы не могут применяться непосредственно, они требуют приятия внутригосударственных актов. Такова Женевская вексельная конвенция 1930 года, на основании которой было принято Положение о переводном и простом векселе 1937 года, действующее до сих пор.

ГЗ имеет иерархическую структуру. На основании Конституции ГЗ находится в исключительном федеральном ведении, однако другие отрасли законодательства, также могущие содержать нормы ГП, нередко относятся к совместному ведению (СК, ЖК). Поскольку гражданское законодательство является предметом федерального ведения, гражданско-правовые нормы, содержащиеся в актах субъектов федерации, не могут противоречить Конституции РФ, ГК и иным федеральным законам. Возникающие коллизии подлежат разрешению в пользу норм, содержащихся в федеральных законах.

ГП акты делятся на: ФЗы и Законы РФ (акты, принятые российским парламентом до принятия Конституции РФ) – именуются в ГК «законы, законодательство», подзаконные нормативные акты – указы Перзидента и постановления Правительства – «иные правовые акты» и нормативные акты министерств и ведомств («НПА ФОИВ»).

Гражданский кодекс Российской Федерации и иные, принятые в соответствии с ним Федеральные законы, объединяются термином «гражданское законодательство» (ч.1 п.2 ст.3 ГК). Над нормами гражданского законодательства находятся нормы Конституции РФ и ФКЗ. Конституция РФ содержит целый ряд норм о субъективных гражданских правах, тем самым предопределяя наличие и содержание норм гражданского законодательства.

Сведение термина «гражданское законодательство» исключительно к ГК и федеральным законам является новым как для российского законодательства, так и для науки гражданского права. Традиционно в учебниках термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Такое изменение связано с тем, что «законодательство» – акты только лишь органов законодательной и никакой иной власти, тем самым ограничивается подзаконное нормотворчество в сфере ГП: при отсутствии прямого указания «подлежит регулированию иными ПА» положение ГК не может быть конкретизировано подзаконным актом. Вместе с тем термин ГЗ иногда употребляется и в широком смысле.

Центральным, системообразующим, стержневым актом ГЗ России является Гражданский кодекс. Это положение вызвано общим характером его содержания (в систематизированном виде излагает все ГП нормы и устанавливает систему ГЗ путем перечисления подлежащих принятию законов: ГК содержит более 900 отсылок к различным законам), а не юридической силой - это ФЗ -, и тем, что иные законы, содержащие нормы ГП, не должны ему противоречить. Иное может быть установлено самим ГК. Так, законодательство о приватизации может не соответствовать ему.

Предписание ГК о соответствии норм иных федеральных законов нормам Кодекса должно быть истолковано в том смысле, что им имеется в виду необходимость установления отношения логической совместимости норм иных федеральных законов с нормами ГК. Гражданско-правовые предписания, содержащиеся в иных законах, но не соответствующие нормам ГК вообще не должны признаваться гражданско-правовыми нормами и применяться. Принятие таких норм, впрочем, возможно. Для этого необходимо одновременно внести соответствующее изменение в сам ГК.

Действующий ГК РФ состоит из 4-х частей. Первая часть ГК состоит из 3-х разделов: общие положения, нормы о вещных правах, общие положения об обязательствах и договорах. Вторая часть ГК состоит из одного, но чрезвычайно большого по объему раздела – нормы об отдельных видах обязательств. Третья часть ГК объединяет 5 и 6 разделы, посвященные, соответственно, наследственному праву и международному частному праву. Нормы об интеллектуальных (включая права на средства индивидуализации) правах размещены в 4 части Кодекса.

Часть 1 ГК введена в действие, по общему правилу, с 1 января 1995 г. Часть 2 – с 1 марта 1996 г. Часть 3 – с 1 марта 2002 г. Часть четвертая принята 24 ноября 2006 года и вводится в действие 1 января 2008 года. Такая практика известна и зарубежным правопорядкам, например Нидерландам.

Данный кодекс является третьим по счету в российской истории. Первым был ГК 1922, вторым ГК 1964 (на базе Основ 1960), затем принимались еще одни союзные Основы 1991, действовавшие в РФ с 1992 года до вступления в силу соответствующих положений ГК РФ.

В связи с введением в действие ГК РФ нормы законов, принятых до введения его в действие, должны применяться в части, соответствующей нормам Кодекса (Закон о лизинге, залоге), а в перспективе - должны быть приведены в соответствие с ГК путем соответствующего их изменения и дополнения (как например, Закон «О недрах», «О банках и банковской деятельности», «О защите прав потребителей» и др.). Нередко во Вводном законе прямо говорится об отмене ранее действовавших законов (ГК 1964, Основы Союза ССР и республик 1991 полностью утратили силу с 1 марта 2002 года).

За время своего действия в ГК РФ, самый большой по объему закон, принятый в стране после 1917 года, было внесено не очень большое (чуть больше 20) число поправок, что свидетельствует о соблюдении необходимой для такого рода актов стабильности.

ГК существенно повысил роль закона. Так, почти полностью исключено подзаконное регулирование, существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации, предусмотрено создание системы согласованных актов, опирающихся на единую законодательную базу, оперирующих общими понятиями и принципами. В перспективе должна вырисовываться единая кодифицированная система, однако на деле все не так радужно.

Сохраняется множество положений, противоречащих ГК как в актах ГЗ (правовой режим ценных бумаг), так и в иных законах, содержащих нормы ГП (Закон о высшем и послевузовском образовании). Продолжают действовать некоторые акты РФ, РСФСР и СССР, принятые до принятия Конституции РФ. Некоторые российские кодексы (Земельный, Жилищный), принятые после ГК и содержащие отдельные нормы ГП, объявляют о своем приоритете над другими ФЗами (по примеру ГК), при этом законодатель нередко забывает, что ГК в ряде случаев является для них общим законом, актом отраслевой (а не частной, как ЖК) кодификации или устанавливает общие нормы. Проблемой стало до недавнего времени обычная практика применения частноправовых норм в публично-правовых кодификациях (категория налогового обязательства).

Нормы указов Президента и постановлений Правительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК названы «иными правовыми актами») должны отвечать следующим предъявляемым к ним требованиям: 1) не должны противоречить ГК и соответствующим ему федеральным законам; 2) их действие и применение определяются правилами действия во времени, пространстве и по кругу лиц; 3) гражданско-правовые нормы постановлений Правительства РФ могут приниматься только на основании и во исполнение норм ГК, иных законов и указов Президента РФ.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу – не ранее 7 дней со дня официального опубликования.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) – министерства, службы и агентства (прежде министерства и ведомства) могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, но лишь в случаях и пределах, предусмотренных в ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию (производится в течение 10 дней после регистрации).

Среди особых источников ГП следует назвать юридический (правовой) обычай – правовая норма, образовавшаяся без содействия публичной власти в результате длительного и регулярного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни. Обычай не является обязательным к применению. За исключением национального обычая и требования, обычно предъявляемого к исполнению обязательств.

Несколько иначе ГК смотрит на одну из разновидностей обычаев – обычаи делового оборота (законное, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК)). Применение обычая делового оборота возможно только тогда, когда отсутствует постановление закона, иного нормативного акта или прямо выраженного соглашения сторон (ст. 3, п.5 ст. 421).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26725. Североатлантический регион в современном мире 12.09 KB
  Громадный район северной атлантики от восточного побережья Канады и США на западе и до Кольского полуострова и Балтики на востоке этот геостратегический регион когдато в равной мере контролировался блоками НАТО и Варшавского договора. Североатлантический регион САР играет ведущую роль в большой политике что объясняется прежде всего его важным стратегическим местоположением: это транзитный район между Европой и Северной Америкой. Так объемы двусторонней торговли между США и ЕС почти на 50 больше чем объемы транстихоокеанской...
26726. Муниципальное образование как объект и субъект управления 40.5 KB
  Муниципальный район объединяет несколько смежных поселений или поселений и пространств между ними межселенных территорий которые находятся вне границ Городской округ имеет полномочия и муниципального района и городского поселения. В сельских поселениях включающих два и более населенных пункта в муниципальных районах выделяются административные центры поселения где расположены органы МС.: территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли независимо от их формы собственности и целевого назначения включая прилегающие земли...
26727. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований 27 KB
  Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество средства местных бюджетов а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. К собственным доходам местного бюджета могут относиться: средства самообложения граждан...
26728. Характеристика муниципального хозяйства 27.5 KB
  Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства предприниматели органы местного самоуправления представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства – благоустройство социальное благосостояние местного сообщества Специфика муниципального хозяйства: носит черты частного хозяйства использование муниципальной собственности; имеет общественный характер население является заказчиком муниципальных услуг; является подрядчиком выполняя государственные...
26729. Сущность бюджетного федерализма 32.5 KB
  Сущность бюджетного федерализма. Для обновления бюджетного устройства РФ необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой необходимо бюджетное устройство основанное на принципах бюджетного федерализма под которым понимается система налоговобюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций...
26730. Задачи и формы органов местного самоуправления 49 KB
  Задачи и формы органов местного самоуправления. гарантии и права контроль и надзор Классификация органов местного самоуправления По способу образования Выборные Другие формируемые: на добровольной основе с последующим утверждением; на основе назначения; на основе кооптации по установленным нормам. По назначению специализации Общего назначения Специального назначения По полномочиям Исполняющие собственные полномочия Исполняющие отдельные государственные полномочия Исполняющие добровольные полномочия По способу принятия решений...
26731. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации 47 KB
  Организационная структура местной городской районной поселковой администрации. Признаки местной администрации именно как исполнительно – распорядительного органа. Согласно законодательству местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо глава муниципального образования либо лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещении указанной должности на срок полномочий определяемый уставом...
26732. Организация труда муниципального служащего. Формирование кадрового резерва 37 KB
  Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации достигший возраста 18 лет исполняющий в порядке определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Помимо оснований предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе...