24916

Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Далее для всех унитарных предприятий употребляю аббревиатуру ФГУП но понимаем что это не только федеральные но и субъектов федерации и муниципальные. ФГУП обладает имуществом которое является неделимой собственностью ее учредителя. ФГУП может учредить только одно юр. Устав сдолжен содержать сведения о деятельности собственнике и органе осуществляющем его полномочия перечень и порядок формирования и использования фондов на которые делится имущество ФГУП направления использования прибыли.

Русский

2013-08-09

49.5 KB

14 чел.

Вопрос № 11. Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарное предприятие – своеобразная организационно-правовая форма, не свойственная нормальному обороту, т.к. юр. лицо – несобственник – исключение в рыночной экономике, сохраненное у нас на период ее становления. Вообще, предприятие – объект права. Унитарное предприятие возможно только для публичных собственников и является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Государственными являются унитарные предприятия, созданные органами гос.власти РФ или субъектов РФ, муниципальными – предприятия, созданные ОМС. Они обладают имуществом на ограниченном вещном праве – праве оперативного управления или хозяйственного ведения. На праве оперативного управления действуют казенные предприятия. Далее для всех унитарных предприятий употребляю аббревиатуру ФГУП, но понимаем, что это не только федеральные, но и субъектов федерации и муниципальные. ФГУП обладает имуществом, которое является неделимой собственностью ее учредителя. ФГУП может учредить только одно юр.лицо, но не больше, соучредительство не допускается (п.4 ст. 2 Закона). Единственный учредительный документ – устав, утверждаемый уполномоченным органом собственника. Устав сдолжен содержать сведения о деятельности, собственнике и органе, осуществляющем его полномочия, перечень и порядок формирования и использования фондов, на которые делится имущество ФГУП, направления использования прибыли. Собственник назначает руководителя, который является единственным исполнительным органом, совещательные органы не являются такими органами, т.к. не проявляют свою волю вовне. В случаях, предусмотренных законом, ФГУП обязан публиковать отчет о деятельности (таких случаев я не нашел). ФГУПы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. При этом слияние и присоединение возможно только если собственник один, иначе нарушается норма о недопустимости соучреждения. Преобразование в другие организационно-правовые формы возможно только в форме приватизации, причем только в хозяйственные общества. Как исключение, преобразование допускается в некоммерческую организацию – учреждение (ст.34 закона). Казенное предприятие имеет еще более ограниченную правоспособность, чем предприятия на праве хозведения. Любые сделки они могут делать только с согласия собственника, за исключением тех, которые связаны с реализацией готовой продукции. Казенное предприятие действует в соответствии с утвержденной собственником сметой, кроме того, собственник может изъять у него неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Собственник субсидиарно отвечает по долгам казенного предприятия, т.к. банкротство для казенных предприятий не предусмотрено. Поэтому уставный фонд в казенных предприятиях не формируется как минимальная гарантия прав кредиторов.

ФГУП несет самостоятельную ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в т.ч. тем, которое у него на ограниченном вещном праве и не отвечает по долгам учредителя. Собственник может нести ответственность лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п.4. ст. 10 закона о банкротстве). ФГУП – единственная коммерческая организация с целевой правоспособностью.

О правоспособности ФГУП.

ФГУП невправе:

1. Осуществлять деятельность, не соответствующую цели, предмету и видам деятельности, предусмотренным уставом (п.1 ст.3, п.3 ст.9  Закона N 161-ФЗ (далее ФЗ), п.1 ст.113 ГК).

При заключении сделок следует обращать внимание не только на соответствие сделки цели и предмету деятельности ФГУП, как это следует из ГК, но и на соответствие виду(ам) деятельности, который(ые) указан(ы) в уставе. Обращаем внимание, что не всегда в уставе могут быть четко разграничены предмет деятельности и виды деятельности (см. п.2.2. Примерного устава ФГУП, утвержденный Распоряжением Минимущества РФ № 6945-Р от 11.12.03. Минэкономразвития РФ должно было утвердить до 03.03.05. новый Примерный устав, в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ № 739 от 03.12.04., но не сделало этого, поэтому пока действует старый Примерный устав), это не соответствует п.3 ст.9 ФЗ, который подразумевает указание в уставе как предмета, так и видов деятельности ФГУП, помимо целей деятельности. Иными словами, объем правоспособности ФГУП в уставе может быть определен, например, следующим образом: "ФГУП имеет все гражданские права и обязанности, соответствующие цели удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (цель деятельности), приобретаемые в установленном законом порядке осуществления деятельности в области торговли (предмет деятельности), путем совершения сделок, соответствующих законодательству (вид деятельности)". Такая общая формулировка должна подробно раскрываться в уставе, где собственником имущества ФГУП устанавливаются ограничения на совершение определенных сделок. Чем менее четко прописаны в уставе виды деятельности, которые вправе осуществлять ФГУП, тем больше риск для контрагента, что сделка может быть оспорена собственником имущества, как не соответствующая видам деятельности ФГУП, даже при условии ее соответствия целям и предмету деятельности.

2. Распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, если такое распоряжение лишит его возможности осуществлять деятельность, которая определена уставом такого предприятия (п.3 ст.18 Закона N 161-ФЗ).

Обращаем внимание, что разрешения собственника имущества на распоряжение им недостаточно, если такое распоряжение лишит предприятие возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность, в противном случае будет нарушена целевая правоспособность ФГУП (см. п.39 Постановления ВАС РФ и ВС РФ № 6/8 от 01.07.96.). Сделки, нарушающие целевую правоспособность, являются ничтожными, с применением соответствующих последствий. Поэтому согласие (инициатива) собственника на отчуждение имущества не являются обстоятельством, безусловно гарантирующим правомерность соответствующей сделки.

3. Выступать учредителями (участниками) кредитных организаций (п.1 ст.6 ФЗ).

4. Быть доверительным управляющим (п.1 ст. 1015 ГК).

5. Покупать имущество приватизируемых унитарных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий. (ст.5 закона о приватизации № 178-ФЗ от 21.12.01. и п.5 Постановления Пленума ВАС РФ № 19 от 18.11.03. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).

ФГУП невправе без разрешения собственника имущества:

6. Распоряжаться (в том числе обременять) недвижимым имуществом (п.2 ст.295 ГК, п.2 ст.18 ФЗ).

ФЗ более жестко по сравнению с ГК ограничивает возможность ФГУП распоряжаться недвижимым имуществом, т.к. запрещает распоряжение недвижимостью, принадлежащей ФГУП, тогда как ГК запрещает такое распоряжение только в отношении недвижимости, принадлежащей ему на праве хозяйственного ведения. В любом случае применяются положения ФЗ как более позднего закона и акта специального законодательства, предусмотренного § 4 Гл.4 и Гл.19 ГК, поэтому для распоряжения (обременения) недвижимостью(и) всегда требуется разрешение собственника.

7. Совершать сделки, в которых заинтересован руководитель ФГУП (п.1 ст.22 ФЗ).

8. Совершать крупные сделки (ст.23 ФЗ).

Особое внимание следует уделять размеру стоимости сделки, т.к. от него зависит необходимость получения разрешения собственника на совершение сделки. В ФЗ присутствует неопределенность в критериях оценки размера стоимости сделки, т.к. ограничение размера привязывается к 10 % уставного фонда или к 50 000 МРОТ. Относится ли ограничение в 50 000 МРОТ только к казенным предприятиям (поскольку уставный фонд у казенного предприятия отсутствует, в связи с чем стоимость сделки, совершаемой казенным предприятием, в принципе нельзя сравнить с ограничением, установленным в процентах от уставного фонда)? Следует ли применять к унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, оба критерия крупной сделки (10% уставного фонда и 50 000 МРОТ)? ФЗ о МРОТ (№ 82-ФЗ от 19.06.00.) определяет МРОТ в 100 руб., соответственно 50 000 МРОТ = 5000000 руб. А минимальный размер уставного фонда = 5000 МРОТ (п.3 ст.12 ФЗ), т.е. 500.000 руб., а 10% = 50 000 руб.

Учитывая, что уставный фонд ФГУП, как правило, не превышает минимального размера, установленного законом, то для совершения сделки, размер стоимости которой выше 50 000 руб. требуется согласие собственника, даже если эта сделка совершается в ходе обычной хозяйственной деятельности. Сумма может быть и меньше, т.к. размер уставного фонда привязывается к размеру МРОТ, существовавшему на момент учреждения ФГУП. В любом случае нужно знать перед заключением сделки размер уставного фонда, указанный в уставе.

9. Совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п.4 ст.18 ФЗ).

В данной статье речь идет и об "иных обременениях", т.е. перечень согласуемых сделок не является исчерпывающим. Следует полагать, что в данном случае подразумевается обязательность получения согласия на залог товаров в обороте, передачу в аренду движимого имущества и т.п. ФЗ требует получения согласия собственника в случаях уступки требования и перевода долга (такой нормы нет в иных законах о юридических лицах). Не исключается возможность дачи согласия собственника на совершение в будущем сделок (в т.ч. крупных) предприятием, не выходящих за рамки специальной правоспособности (см. Постановление Правительства Московской обл. № 209/3 от 12.04.04.). Считаю, что это Постановление не соответствует закону, поскольку смысл ограниченного права на имущество именно в том, чтобы собственник контролировал его использование, а, давая разрешение на будущие сделки, этот контроль не осуществляется.

9. Принимать решение об участии ФГУП в коммерческой или некоммерческой организации (п.2 ст.6 ФЗ).

10. Распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями (п.2 ст.6 ФЗ).

Ограничения, указанные в этом и предыдущем пунктах, принимаются ФОИВ  по согласованию с Агентством по управлению федеральным имуществом (п.1 Постановления Правительства №  739 от 03.12.04.)

11. Принимать решение об объемах и направлениях использования привлекаемых кредитов и бюджетных кредитов, а также размещении облигаций или выдаче векселей (п.2 ст.24 ФЗ).

Отметим, что законом (ФЗ и ГК) не установлено ограничение на предоставление предприятием займов другим организациям, таким образом, такие займы допустимы, если они по стоимости не превышают размер крупной сделки или не лишают предприятия имущества, необходимого ему для достижения установленных целей.

Если по результатам финансового года стоимость чистых активов будет меньше минимального размера уставного фонда ФГУП, контрагент имеет право требовать досрочного исполнения обязательств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28704. Мероприятия Советского государства по созданию новой экономики. Национализация банков связи, транспорта, внешней торговли, крупной промышленности 13.92 KB
  ВСНХ принял постановление согласно котму все частные предпря с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя на предприятии или 10 без двигателя человек объявлялись национализированными. органа по рукву эккой страны учреждался Высший совет народного хозва ВСНХ. ВСНХ действовал в качестве органа при правве. ВСНХ д.
28705. Основные направления в развитии гражданского, уголовного, колхозного и трудового права с конца 50-х и до середины 80-х гг. XX в. 13.31 KB
  СССР 1977 г. СССР регулировала также личную собствсть граждан. Закрепляя право на труд Конституция СССР 1977 г. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
28706. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Ее основные положения. Закрепление однопартийной системы в стране 12.86 KB
  Политическую основу СССР составляют Советы народных депутатов, Основой эк-кой системы признана социалистическая собст-ть на средства пр-ва. В Конст. констатировались построение развитого социалистического общества и создание общенародного гос.ва. В ней закреплялись «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и новые формы
28707. Правовые взгляды 60 - 80-х гг. Развитие идеи социального общенародного государства и его правовой основы 12.99 KB
  Стабильность общго и госго строя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права для которого не свойственны какиелибо существенные изменения однако в связи с большим объемом нормативноправовых актов требуется проведение систематизации и кодификации. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права. В самой системе права можно выделить три тенденции: 1 образование одной отрасли права в результате объединения различных актов регулирующих сходные группы отношений...
28708. Меры по укреплению законности, трудовой дисциплины, совершенствованию и углублению самоуправления народа и дальнейшей демократизации общества (1-ая половина 80-х гг. XX в.) 11.41 KB
  Меры по укреплению законности трудовой дисциплины совершенствованию и углублению самоуправления народа и дальнейшей демократизации общества 1ая половина 80х гг. Радикальная реформа общества начавшаяся сверху в 1985 г. Быстро происходи размежевание общества на демократов националпатриотов и коммунистов.
28709. Государство «развитого социализма» и нарастание кризиса социалистической государственности и права (сер. 70-х - авг. 1991 г.) 13.29 KB
  Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом гос. на основе нового Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами. Верховный Совет СССР потерял роль органа олицетворяющего полновластие Советов. Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС.
28710. Крах социалистической государственности и становление Российского демократического государства 13.6 KB
  По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма – движя за выход из состава СССР. СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассмлось как осуществимое. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г.
28711. Конституция РФ 1993 г. и ее основные положения 14.17 KB
  Конституция РФ 1993 г. Всероссийский референдум по проекту новой Конст. Конст. В конст.
28712. Совершенствование государственного аппарата. Укрепление правовой основы государственной жизни в современных условиях 12.78 KB
  Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В 19921993 в России существовало три ветви власти: законодательная съезд народных депутатов России и избираемый ими Верховный Совет; исполнительная президент и назначаемое им правительство; и судебная во главе с Конституционным судом. Ельцин издал указ в котором объявил о роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти Федерального...