24918

Понятие и правовой статус некоммерческих организаций

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Учредители НКО Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационноправовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и или юридические лица. В состав органов управления иностранных неправительственных НКО не могут входить государственные и муниципальные служащие если иное не установлено международным договором.1 ФЗ об НКО Органы управления НКО Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для...

Русский

2013-08-09

59.5 KB

8 чел.

Вопрос № 13. Понятие и правовой статус некоммерческих организаций

Нормативные акты:

  •  Гражданский кодекс Часть 1;
  •  Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 года № 7-ФЗ (не распространяется на потребительские кооперативы, которые регулируются ФЗ о потребительских кооперативах, а также на органы государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (МСУ), муниципальные учреждения);
  •  Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 22 декабря 2006 года № 275-ФЗ

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. (п. 1 ст. 50 ГК, п .1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях»).

NB! Изменения от 10 января 2006 года = новое понятие:

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Учредители НКО

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

NB! Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

NB! = изменения от 02.03.2007.  В состав органов управления иностранных неправительственных НКО не могут входить государственные и муниципальные служащие, если иное не установлено международным договором. (ст. 30.1 ФЗ об НКО)

Органы управления НКО

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

  •  коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
  •  общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

NB! = изменения от 10.01.2006. Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.


Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. = если иностранная НКО не предоставляет данные сведения = м.б. исключено из реестра по решению уполномоченного органа.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью НКО и имеет право запрашивать различные документы о деятельности НКО. В случае нарушений – предупреждения (п. 3 ст. 32 ФЗ об НКО).
[Здесь и далее цитируется статья 32 ФЗ об НКО, которую необходимо почитать, т.к. в январе 2006 года были внесены в нее существенные изменения.]

Отличия некоммерческих организаций от коммерческих:

  1.  Некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Следовательно, - целевая правоспособность – п.1 ст. 49 ГК = разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах.


NB! = изменения от 30.12.2006. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума. (п. 3.1 ст. 24 ФЗ об НКО)

NB! Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал [Целевой капитал - сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций], а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. (п. 1 ст. 25 ФЗ об НКО).

  1.  Основная цель НКО – не может быть извлечение прибыли. Участие в гражданском обороте – обусловлено их целью, которая не может быть предпринимательской. = предпринимательство допускается поскольку это необходимо для достижения целей;
  2.  учредители НКО не могут распределять прибыль между собой (исключение – потребительские кооперативы);
  3.  Имущество, оставшееся после ликвидации НКО – на цели НКО, если иное не предусмотрено законом (исключение – потребительские кооперативы+некоммерческие партнерства).
  4.  НКО могут создаваться в формах, предусмотренных не только ГК, но и другими ФЗ.

Виды некоммерческих организаций:

По ГК:

  1.  Потребительский кооператив;
  2.  общественная или религиозная организация (объединение);
  3.  объединение юридических лиц (ассоциация или союз)
  4.  фонд
  5.  учреждение

По иным федеральным законам:

  1.  некоммерческое товарищество = товарищества собственников жилья,; садоводческое, огородническое или дачное товарищество;
  2.  некоммерческое партнерство;
  3.  автономная некоммерческая организация;
  4.  государственная корпорация;
  5.  товарная биржа;
  6.  торгово-промышленная палата;
  7.  объединения работодателей.
  8.  общественное объединение (втч политическая партия)
  9.  религиозная организация

Большинство НКО – корпорации = основаны на постоянном членстве: потребительские кооперативы, общественные организации; некорпорации: фонды, автономные НКО.

  •  Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов:
    •  Жилищные и жилищно-строительные = ст. 114 Жилищного кодекса = для удовлетворения свих потребностей в обеспечении жильем;
    •  Садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы = ст. 4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» = для содействия в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства…
    •  Кредитные = ст. 4 ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах» = для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи по признаку общности места жительства, трудовой деятельности…
    •  Общество взаимного страхования = страхования имущества членов = ст. 968 ГК
    •  Общины малочисленных народов.
  •  Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 Жилищного кодекса);
  •  Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности;
  •  Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
  •  Торгово-промышленная палата является добровольным объединением на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданным с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов. (ст. 3 ФЗ «О торгово-промышленных палатах»);
  •  Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). (ст. 3 ФЗ «Об объединениях работодателей»);
  •  Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле»);
  •  Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 ФЗ об общественных объединениях);
  •  Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 7 ФЗ об НКО);
  •  Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 ФЗ об НКО);
  •  Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 ФЗ об НКО) = NB! Данное определение дано в редакции закона от 3 ноября 2006 года;
  •  Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона (ст. 7.1 ФЗ об НКО).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83488. Режим іноземців. Особи без громадянства 35.93 KB
  До іноземців окрім іноземних громадян також відносять осіб без громадянства. Режим правове положення іноземців визначають як сукупність прав та обов’язків іноземців на території даної держави. Режим іноземців встановлюється внутрішнім законодавством держав з врахуванням їх міжнародних зобов’язань.
83489. Біженці, вимушені переселенці. Право притулку 39.38 KB
  В якості біженців не розглядаються особи що винні у скоєнні: злочину проти миру воєнного злочину або злочину проти людяності; важкого злочину аполітичного характеру поза країною що надала притулок; дій що суперечать цілям та принципам ООН. Право притулку – право кожної людини шукати притулок від переслідування в інших державах та користатися цим притулком а також право держави дозволяти в’їзд та проживання на її території особі яка переслідується в іншій державі за політичними мотивами. Територіальний притулок означає що держави...
83490. Покоління прав людини 37.26 KB
  До першого покоління відносяться лише громадянські і політичні права. Тому права першого покоління іменуються негативними оскільки їх реалізація передбачає невтручання держави Початок формування другого покоління прав людини здебільшого пов’язують із прийняттям Веймарської конституції 1919 р. Друге покоління складають соціальні економічні та культурні права. Це покоління позитивних прав оскільки їх реалізація потребує втручання з боку держави та зі лежить від рівня економічного розвитку держави.
83491. Класифікація прав і свобод людини 34.69 KB
  До громадських відносяться наприклад право на життя і особисту недоторканністьправо дотримуватися своєї думки і вільно її висловлювати свобода пересування. До політичних прав перш за все відноситься право брати участь у веденні державних справ обирати і бути обраним на основі загального і рівного виборчого права. Зокрема виділяють: право на працю включаючи право на справедливі і сприятливі умови праці; право на створення профспілок і на проведення страйків; право на соціальне забезпечення право сімї на охорону і допомогу право на...
83492. Принцип поваги прав людини 36.62 KB
  Основу міжнародноправового захисту прав людини складає принцип поваги прав людини і основних свобод. Принцип поваги прав людини і основних свобод отримав визнання з ухваленням Статуту ООН у 1945 р. Генеральна Асамблея ООН прийняла Загальну декларацію прав людини у якій сформульовані основні права людини.
83493. Поняття міжнародно-правових стандартів у сфері прав людини 34.38 KB
  Міжнародноправові стандарти прав людини це узгоджені державами загальнолюдські права і свободи обов\'язкові для держав заходи із забезпечення прав і свобод та охорони їх від посягань а також надання особі юридичної можливості реалізовувати і захищати визнані права і свободи. Можна позначити наступні функції стандартів: визначення переліку прав і свобод що відносяться до категорії основних і обов\'язкових для всіх держав; формулювання головних рис змісту кожного з цих прав кожної з цих свобод які повинні бути втілені у відповідних...
83494. Основні міжнародно-правові акти про права людини 38.45 KB
  Зокрема до таких договорів відносяться: Міжнародна конвенція про ліквідацію всіх форм расової дискримінації 1966 р.; Конвенція про запобігання злочину геноциду та покарання за нього 1948 р.; Конвенція про припинення злочину апартеїду та покарання за нього 1973 р.; Конвенція про рабство 1926 р.
83495. Спеціалізовані органи ООН із захисту прав людини 38.82 KB
  Рада з прав людини ООН є міжурядовим органом у системі ООН складі представників 47 держав що відповідає за зміцнення діяльності щодо заохочення і захисту прав людини по всьому світу. з основною метою реагування на ситуації порушення прав людини і винесення рекомендацій по них та прийшла на зміну Комісії ООН з прав людини утвореної в 1946 р. Основна відмінність Ради від Комісії полягає в тому що вона є допоміжним органом Генеральної Асамблеї ООН а не ЕКОСОР та до її функцій входить здійснення загальної координації діяльності із захисту...
83496. Універсальні і регіональні механізми захисту прав людини 36.13 KB
  Міжнародні механізми захисту прав людини це міжнародно правові акти з прав людини а також спеціалізовані міжнародні інстру менти організації установи які безпосередньо спрямовані на захис прав людини та виконання цих актів. Залежно від рівня реалізації механізмів захисту прав людини рої різняються: універсальні механізми які діють на рівні всього світу наприк лад Рада з прав людини Комітет з прав людини ООН Верховий комісар ООН з прав людини Верховний комісар ООН у справа біженців і т.; регіональні механізми що діють в межах...