24931

Транспортные договоры: виды и характеристика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Итак в литературе приняты следующие основания классификации: По моменту заключения договора выделяются: реальный договор перевозки конкретного груза все иные договоры – консенсуальные По предмету договора Договоры перевозки пассажиров Договоры перевозки грузов как реальный договор перевозки конкретного груза так и консенсуальный организационный договор Договор фрахтования чартер По субъектному составу выделяются: Договоры перевозки пассажиров Договор перевозки грузов договор заключается грузополучателем Договоры о порядке...

Русский

2013-08-09

58.5 KB

23 чел.

Вопрос № 94. Транспортные договоры: виды и характеристика

Прежде чем перейти к освещению отдельных видов договоров и их характеристикам целесообразно определить классификацию, на основании которой они выделены.

Итак, в литературе приняты следующие основания классификации:

По моменту заключения договора выделяются:

  •  реальный договор перевозки конкретного груза
  •  все иные договоры – консенсуальные

По предмету договора

  •  Договоры перевозки пассажиров
  •  Договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки конкретного груза, так и консенсуальный организационный договор)
  •  Договор фрахтования (чартер)

По субъектному составу выделяются:

  •  Договоры перевозки пассажиров
  •  Договор перевозки грузов (договор заключается грузополучателем)
  •  Договоры о порядке организации работ по перевозке (заключаются транспор тными организациями

По статусу перевозчика:

  •  Транспортом общего пользования (особенность в том, что договоры перевозки транспортом общего пользования являются публичными договорами со всеми вытекающими)
  •  иные договоры (не транспортом общего пользования)

По форме договора:

  •  договоры оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договор перевозки конкретного груза)
  •  договоры заключаемые путем совершения конклюдентных  действий (перевозка пассажиров приобретающих билеты непосредственно в ТС (автобусе, маршрутке)
  •  договоры заключаемые в общем порядке.

(Так в учебнике, но, здесь нужно аккуратно: понятно, что в действительности все эти договоры заключаются в письменной форме, различие лишь в способе заключения. Кроме того, очевидно, что в большинстве случаев это письменный договор присоединения. Так что смотрите на реакцию экзаменаторов и поправляйтесь ежели что в ту или другую сторону. М. Фингеров)

По цели договоров:

  •  Договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка.
  •  Договоры направленные на обеспечение транспортировки грузов пассажиров и багажа (соглашения между транспортными организациями о порядке организации работ)
  •  Договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира.

На основании этих критериев можно выделить следующие отдельные виды договоров:

Договор перевозки грузов. Опосредует собственно перевозку грузов. Определение см. п. 1 ст. 785 ГК РФ.  Условия договора перевозки содержатся в транспортном документе:  на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – накладной; на морском – накладной или коносаменте; на автотранспорте – накладной или акте замера (взвешивания). Документ также служит подтверждением заключения договора.

Этот договор является реальным (вместе с тем, Егиазаров отмечает, что такой договор может быть и консенсуальным – если перевозчик обязуется предоставить транспорт раньше передачи груза; однако в пример он приводит договор фрахта – природа которого как договора аренды ТС радикально отличается от других транспортных договоров).  В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует также и грузополучатель, который обладает не только определенными правами (что вполне укладывается в рамки конструкции договора в пользу третьего лица, договора с исполнением третьему лицу и т.д.), но и обязанностями (что не укладывается вообще никуда – остается только строить предположения да прибегать к объяснению, что эта обязанность возникает непосредственно из закона).  

В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки.

Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу, Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов

Согласно другой точке зрения (М.А.Тарасова), перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной.

М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями (этой же точки зрения придерживается и Егиазаров): Заключение договора перевозки грузов, по этому мнению (Егиазарова), можно разделить на две части. Первая часть - это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это вступление в договор перевозки грузополучателя. Как справедливо отметил М.А. Тарасов, этим моментом следует считать получение грузополучателем грузовой квитанции (коносамента), которая, как правило, поступает в адрес получателя груза задолго до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.). В.В. Витрянский полагает, что говорить о получателе груза как о стороне договора перевозки груза можно лишь применительно к договору морской перевозки, оформленному коносаментом, который имеет силу товарораспорядительной ценной бумаги. Однако может случиться так, что грузополучатель не получил грузовую квитанцию, накладную либо коносамент по тем или иным причинам. Можно ли считать, что в этом случае грузополучатель не является стороной в договоре до тех пор, пока ему не будет выдан груз? Далее Егиазаровым, на основании положений прочих транспортных уставов делается вывод, что грузополучатель является стороной и без получения накладной. Но тогда совершенно не ясно в какой момент грузоотправитель выражает свою волю на вступление в договор. Представляется, что ни одна из точек зрения не является полностью приемлемой.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, являющиеся публичными договорами.

Договор об организации перевозки грузов. Определение см. ст. 798 ГК РФ. Такие договоры имеют долгосрочный характер и заключаются для осуществления систематических перевозок. К ним относятся: навигационные договоры (морской тр-т), специальные договоры (воздушный тр-т), годовые договоры (автотранспорт).

Между организациями различного вида транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, в которых определяется порядок приема и передачи грузов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществления таких перевозок. К ним относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз вывоз  и т.д.

При это различаются договоры, осуществляемые по нескольким транспортным накладным и соглашения о порядке организации работ в прямом смешанном сообщении (по одному транспортному документу). Урегулирование этих вопросов возможно и в рамках одного документа – два договора в одном – в этом случае договор принято называть смешанным, к таким договорам относится уже упомянутое узловое соглашение, регламентирующее порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в местах перевалки груза.

По поводу характера взаимоотношений соперевозчиков и момента вступления их в договор по перевозке грузов существуют различные точки зрения.

В юридической литературе имеются три основные точки зрения относительно взаимоотношений соперевозчиков между собой при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.

Согласно первой из них транспортные организации выступают как единый перевозчик, и соперевозчики находятся в договорных отношениях с грузоотправителем (однако авторы не раскрывают последовательности их вступления в эти отношения) (М.К. Александров-Дольник);

согласно второй - между соперевозчиками и клиентурой договорные отношения отсутствуют (Л.И. Рапопорт, Б.Л. Хаскельберг)

и согласно третьей точке зрения - транспортные организации являются третьими лицами, на которые должником (кредитором) возложено исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки (В.В. Витрянский).

Договор перевозки пассажира.

Определение см. ст. 786 ГК РФ. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией.

Этот договор в отличие от договора перевозки грузов является консенсуальным. Кроме того, на отношения по поводу перевозки пассажира и его багажа распространяется действие законодательства о защите прав потребителя,  в связи с чем пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) с пассажира определенную сумму. Целью удержания является не возмещение потерь, а взыскание заранее объявленной штрафной неустойки за односторонний отказ от исполнения договора (Егиазаров)

Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. При перевозках пассажиров в прямом смешанном сообщении действуют правила для пассажиров, установленные на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Договор фрахтования (чартер). Определение см. ст. 787 ГК РФ. Договор фрахтования отличается как от договора перевозки пассажира так и от договора перевозки груза. Предмет обязательства перевозчика составляют действия по предоставлению всей или части вместимости ТС на один или несколько рейсов, что и предопределяет специфику содержания этого арендного обязательства.

Договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятии ее перевозчиком (ст. 791 ГК РФ). То есть до заключения договора перевозки груза. Из факта принятия заявки возникают обязательства по подаче транспортных средств и обязательство предъявить груз к погрузке соответственно со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Иногда подачу и принятие заявки рассматривают не как сделку, а в качестве организационных предпосылок договора перевозки (Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов) или некоей стадии «завязки транспортного процесса» (О.Н. Садиков). Между тем, из принятия заявки возникает указанное гражданско-правовое обязательство (подача ТС, представление груза), которое не может появиться ни из «организационных предпосылок» ни из «завязки транспортного процесса» ибо таких оснований возникновения гражданских прав и обязанностей закон не знает. Иными словами, путем подачи и принятия заявки заключается договор (хотя он и не имеет названия), содержащий все существенные условия возникающих обязательств.     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21330. Протоколирование и аудит 94.5 KB
  Реализация протоколирования и аудита решает следующие задачи: обеспечение подотчетности пользователей и администраторов; обеспечение возможности реконструкции последовательности событий; обнаружение попыток нарушений информационной безопасности; предоставление информации для выявления и анализа проблем. Разумный подход к упомянутым вопросам применительно к операционным системам предлагается в Оранжевой книге где выделены следующие события: вход в систему успешный или нет; выход из системы; обращение к удаленной системе; операции с...
21331. Службы информационной безопасности 246.5 KB
  Службы информационной безопасности и типы атак Атаки Службы безопасности Конфиденциальность Целостность Доступность Идентифицируемость Доступа X X Модификации X X Отказ в обслуживании X Отказ от обязательств X X Конфиденциальность Служба конфиденциальности обеспечивает секретность информации. Правильно сконфигурированная эта служба открывает доступ к информации только аутентифицированным пользователям. Выполняя эту функцию служба конфиденциальности ограждает системы от атак доступа.
21332. Информационная культура 27 KB
  Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения обработки и передачи компьютерную информационную технологию современные технические средства и методы. Информационная культура в узком смысле это уровень развития сферы информационного общения людей а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности человека в которой мы можем отметить степень достигнутого количество и качество созданного...
21333. Общее представление об информационной системе 3.9 MB
  Информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений в любой области. Информационная система ИС взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемая для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях...
21334. Основные понятия, терминология и классификация 185 KB
  Опираясь на рассмотренное содержание понятия технология можно сформулировать следующее определение понятия информационная технология: Информационная технология это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы Информационная технология ИТ это совокупность методов производственных и программнотехнических средств объединенных в технологическую цепочку обеспечивающую сбор хранение обработку вывод и распространение...
21335. Основы построения системы стандартов ИТ 1.41 MB
  Единое информационное пространство складывается из следующих основных составляющих: информационные ресурсы содержащие данные сведения информацию и знания собранные структурированные по некоторым правилам подготовленные для доставки заинтересованному пользователю защищенные и архивированные на соответствующих носителях; организационные структуры обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства: поиск сбор обработку хранение защиту и передачу информации; средства информационного взаимодействия в том...
21336. Безопасность информационных систем 165 KB
  Действительно вопросы хищения информации ее сознательного искажения и уничтожения часто приводят к трагическим для пострадавшей стороны последствиям ведущим к разорению и банкротству фирм к человеческим жертвам наконец. А тысячи коммерческих компьютерных преступлений приводящих к потерям сотен миллионов долларов а моральные потери связанные с хищением конфиденциальной информации. Перечень бед от нарушения безопасности информации можно было бы продолжать бесконечно если раньше для успешного совершения революции или переворота важно было...
21338. Понятие и виды гидросферы. Важнейшие свойства природных вод 201 KB
  Нижняя граница гидросферы принимается на уровне поверхности мантии (поверхности Махоровичича), а верхняя проходит в верхних слоях атмосферы. Гидросфера включает в себя Мировой океан, воды суши – реки, озера, болота, ледники – атмосферную влагу, а также подземные воды, залегающие всюду на материках