24931

Транспортные договоры: виды и характеристика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Итак в литературе приняты следующие основания классификации: По моменту заключения договора выделяются: реальный договор перевозки конкретного груза все иные договоры консенсуальные По предмету договора Договоры перевозки пассажиров Договоры перевозки грузов как реальный договор перевозки конкретного груза так и консенсуальный организационный договор Договор фрахтования чартер По субъектному составу выделяются: Договоры перевозки пассажиров Договор перевозки грузов договор заключается грузополучателем Договоры о порядке...

Русский

2013-08-09

58.5 KB

36 чел.

Вопрос № 94. Транспортные договоры: виды и характеристика

Прежде чем перейти к освещению отдельных видов договоров и их характеристикам целесообразно определить классификацию, на основании которой они выделены.

Итак, в литературе приняты следующие основания классификации:

По моменту заключения договора выделяются:

  •  реальный договор перевозки конкретного груза
  •  все иные договоры – консенсуальные

По предмету договора

  •  Договоры перевозки пассажиров
  •  Договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки конкретного груза, так и консенсуальный организационный договор)
  •  Договор фрахтования (чартер)

По субъектному составу выделяются:

  •  Договоры перевозки пассажиров
  •  Договор перевозки грузов (договор заключается грузополучателем)
  •  Договоры о порядке организации работ по перевозке (заключаются транспор тными организациями

По статусу перевозчика:

  •  Транспортом общего пользования (особенность в том, что договоры перевозки транспортом общего пользования являются публичными договорами со всеми вытекающими)
  •  иные договоры (не транспортом общего пользования)

По форме договора:

  •  договоры оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договор перевозки конкретного груза)
  •  договоры заключаемые путем совершения конклюдентных  действий (перевозка пассажиров приобретающих билеты непосредственно в ТС (автобусе, маршрутке)
  •  договоры заключаемые в общем порядке.

(Так в учебнике, но, здесь нужно аккуратно: понятно, что в действительности все эти договоры заключаются в письменной форме, различие лишь в способе заключения. Кроме того, очевидно, что в большинстве случаев это письменный договор присоединения. Так что смотрите на реакцию экзаменаторов и поправляйтесь ежели что в ту или другую сторону. М. Фингеров)

По цели договоров:

  •  Договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка.
  •  Договоры направленные на обеспечение транспортировки грузов пассажиров и багажа (соглашения между транспортными организациями о порядке организации работ)
  •  Договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира.

На основании этих критериев можно выделить следующие отдельные виды договоров:

Договор перевозки грузов. Опосредует собственно перевозку грузов. Определение см. п. 1 ст. 785 ГК РФ.  Условия договора перевозки содержатся в транспортном документе:  на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – накладной; на морском – накладной или коносаменте; на автотранспорте – накладной или акте замера (взвешивания). Документ также служит подтверждением заключения договора.

Этот договор является реальным (вместе с тем, Егиазаров отмечает, что такой договор может быть и консенсуальным – если перевозчик обязуется предоставить транспорт раньше передачи груза; однако в пример он приводит договор фрахта – природа которого как договора аренды ТС радикально отличается от других транспортных договоров).  В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует также и грузополучатель, который обладает не только определенными правами (что вполне укладывается в рамки конструкции договора в пользу третьего лица, договора с исполнением третьему лицу и т.д.), но и обязанностями (что не укладывается вообще никуда – остается только строить предположения да прибегать к объяснению, что эта обязанность возникает непосредственно из закона).  

В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки.

Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу, Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов

Согласно другой точке зрения (М.А.Тарасова), перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной.

М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями (этой же точки зрения придерживается и Егиазаров): Заключение договора перевозки грузов, по этому мнению (Егиазарова), можно разделить на две части. Первая часть - это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это вступление в договор перевозки грузополучателя. Как справедливо отметил М.А. Тарасов, этим моментом следует считать получение грузополучателем грузовой квитанции (коносамента), которая, как правило, поступает в адрес получателя груза задолго до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.). В.В. Витрянский полагает, что говорить о получателе груза как о стороне договора перевозки груза можно лишь применительно к договору морской перевозки, оформленному коносаментом, который имеет силу товарораспорядительной ценной бумаги. Однако может случиться так, что грузополучатель не получил грузовую квитанцию, накладную либо коносамент по тем или иным причинам. Можно ли считать, что в этом случае грузополучатель не является стороной в договоре до тех пор, пока ему не будет выдан груз? Далее Егиазаровым, на основании положений прочих транспортных уставов делается вывод, что грузополучатель является стороной и без получения накладной. Но тогда совершенно не ясно в какой момент грузоотправитель выражает свою волю на вступление в договор. Представляется, что ни одна из точек зрения не является полностью приемлемой.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, являющиеся публичными договорами.

Договор об организации перевозки грузов. Определение см. ст. 798 ГК РФ. Такие договоры имеют долгосрочный характер и заключаются для осуществления систематических перевозок. К ним относятся: навигационные договоры (морской тр-т), специальные договоры (воздушный тр-т), годовые договоры (автотранспорт).

Между организациями различного вида транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, в которых определяется порядок приема и передачи грузов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществления таких перевозок. К ним относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз вывоз  и т.д.

При это различаются договоры, осуществляемые по нескольким транспортным накладным и соглашения о порядке организации работ в прямом смешанном сообщении (по одному транспортному документу). Урегулирование этих вопросов возможно и в рамках одного документа – два договора в одном – в этом случае договор принято называть смешанным, к таким договорам относится уже упомянутое узловое соглашение, регламентирующее порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в местах перевалки груза.

По поводу характера взаимоотношений соперевозчиков и момента вступления их в договор по перевозке грузов существуют различные точки зрения.

В юридической литературе имеются три основные точки зрения относительно взаимоотношений соперевозчиков между собой при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.

Согласно первой из них транспортные организации выступают как единый перевозчик, и соперевозчики находятся в договорных отношениях с грузоотправителем (однако авторы не раскрывают последовательности их вступления в эти отношения) (М.К. Александров-Дольник);

согласно второй - между соперевозчиками и клиентурой договорные отношения отсутствуют (Л.И. Рапопорт, Б.Л. Хаскельберг)

и согласно третьей точке зрения - транспортные организации являются третьими лицами, на которые должником (кредитором) возложено исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки (В.В. Витрянский).

Договор перевозки пассажира.

Определение см. ст. 786 ГК РФ. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией.

Этот договор в отличие от договора перевозки грузов является консенсуальным. Кроме того, на отношения по поводу перевозки пассажира и его багажа распространяется действие законодательства о защите прав потребителя,  в связи с чем пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) с пассажира определенную сумму. Целью удержания является не возмещение потерь, а взыскание заранее объявленной штрафной неустойки за односторонний отказ от исполнения договора (Егиазаров)

Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. При перевозках пассажиров в прямом смешанном сообщении действуют правила для пассажиров, установленные на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Договор фрахтования (чартер). Определение см. ст. 787 ГК РФ. Договор фрахтования отличается как от договора перевозки пассажира так и от договора перевозки груза. Предмет обязательства перевозчика составляют действия по предоставлению всей или части вместимости ТС на один или несколько рейсов, что и предопределяет специфику содержания этого арендного обязательства.

Договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятии ее перевозчиком (ст. 791 ГК РФ). То есть до заключения договора перевозки груза. Из факта принятия заявки возникают обязательства по подаче транспортных средств и обязательство предъявить груз к погрузке соответственно со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Иногда подачу и принятие заявки рассматривают не как сделку, а в качестве организационных предпосылок договора перевозки (Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов) или некоей стадии «завязки транспортного процесса» (О.Н. Садиков). Между тем, из принятия заявки возникает указанное гражданско-правовое обязательство (подача ТС, представление груза), которое не может появиться ни из «организационных предпосылок» ни из «завязки транспортного процесса» ибо таких оснований возникновения гражданских прав и обязанностей закон не знает. Иными словами, путем подачи и принятия заявки заключается договор (хотя он и не имеет названия), содержащий все существенные условия возникающих обязательств.     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75680. Стилистическое использование однородных членов предложения 76.47 KB
  Особая полнота и точность перечисления однородных понятий обязательное требование к языку законов постановлений в официально-деловом стиле: Все граждане имеют равные права в семейных отношениях. Блоки однородных членов в книжных стилях строятся как правило из словоформ обозначающих однотипные понятия. В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов причем в их сочиненном ряду как правило преобладает бессоюзная связь.
75681. Стилистическое использование различных типов сложного предложения 88.91 KB
  Не останавливаясь подробно на синтаксисе устной формы разговорной речи отметим что при письменном ее отражении в художественных текстах и прежде всего в драматургии наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. Попробуем предикативные единицы объединенные в сложные бессоюзные предложения в цитированном отрывке связать с помощью союзов: Думаю что ничего у нас не выйдет. У него дела много так что ему не до меня поэтому и внимания не обращает. Из этого конечно не следует что в художественной речи отражающей...
75682. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций 127.53 KB
  Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию. Редактор прочитав рукопись написал рабочую рецензию. Редактор прочитавший рукопись написал рабочую рецензию. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии.
75683. Стилистическая оценка заимствованных слов 118.35 KB
  Заимствования из древних языков греческого латинского тюркизмы галлицизмы слова из голландского немецкого английского полонизмы украинизмы и др. В средствах массовой информации полюбили слова популизм популист используя их однако совсем не так как это принято на Западе. Примеров такого толкования слова можно привести множество вот один из них: . Словари иностранных слов не успевают освоить новые заимствования поэтому читатель не владеющий английским нередко оказывается беспомощным встречая непонятные слова в газетах...
75684. Лексические образные средства 219.96 KB
  Понятие образности речи Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Более узкое понимание образности речи основано...
75685. Фоника. Понятие фоники. Значение звуковой организации речи 365.48 KB
  Понятие фоники Фоника раздел стилистики изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики представляющей собой раздел языкознания который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка фоника наука об искусстве звуковой организации речи. Под фоникой понимают также звуковую организацию речи т. При этом говорят о фонике того или иного произведения исследуя например фонику поэмы стихотворения анализируя эстетическую функцию различных фонетических средств прежде всегозвуков речи.
75686. СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 189.65 KB
  Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки
75687. Стилистика имени числительного 164.35 KB
  Однако этот графический способ обозначения числа количества здесь уже не является единственным: параллельно могут быть использованы и словесные обозначения чисел количества что открывает пути к функционально-стилевому применению числительных.
75688. Стилистика местоимения. Употребление местоимений в разных стилях речи 158.67 KB
  Употребление местоимений в разных стилях речи При функционально-стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. В разговорной речи употребление местоимений сопровождается различными приемами их актуализации; ср. плеонастическое употребление местоимений при указании на субъект действия: Дима он не подведет или конструкции типа: Так оно и было; Идет она прическа платье все у нее по моде. Использование местоимений в разговорном стиле отличает также свойственная...