24968

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Заказчик уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров выполнение работ оказание услуг сведения о которых составляют государственную тайну. При этом создание комиссии по размещению заказа определение начальной цены контракта предмета и его существенных условий утверждение проекта контракта конкурсной документации документации об аукционе определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком уполномоченным органом а...

Русский

2013-08-09

54.5 KB

18 чел.

Вопрос № 84. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По госконтракту на выполнение работ подрядчик обязуется выполнить работы, передать их государственному заказчику, а госзаказчик обязуется принять выполненые работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Госконтракт и договор – синонимы. 

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. (ст. 9 ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»).

Договор этот консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Особеннсоти:

  1.  основание гоконтракта – госзаказ;
  2.  предмет контракта (работы) должен удовлетворять потребности РФ, субъекта РФ;
  3.  оплата по контракту производится за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  4.  заказчиком выступает госорган, действующий от имени РФ, субъекта РФ;
  5.  отношения из госконтракта подлежат осбому регуированию;
  6.  судьба госконтракта зависит от соостояния соответствующего бюджета.

Смысл выделения подряда для госнужд в создании особого правового режима для области отношений, которые связаны с удовлетворением государственных потребностей.

История вопроса (для Галины Анатольевны Кутьиной).

До революции было Положение о казеных подрядах и поставках. В 1921 принято такое же Положение (название то же). ГК’22 сохранял действие этого акта. В 1923 принят Закон «О государственных подрядах и поставках».

 Правовое регулирование отношений.

ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», специальные правила ГК (ст. 763-768), общие положения о договоре подряда.

Госконтрактом могут охватыватся как строительные, так и проектны и изыскательские работы, поэтому  в соответствующих случаях должны применяться равила о договоре строительного подряда и договоре на выполнение проектных и изыскательских работ, если отсутствует прямое регулирование специальными правилами о гоконтракте.

Отношения по госконтракту в части, не урегулированной ГК, регулируются специальным законом. Сейчас это ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отдельного закона о подрядах для госнужд нет. Остальные законы, в частности, «О поставках продукции  для федеральных гонужд», «О гособорон заказе» применяются в части, не противоречащей закону «О размещении…». Бюджетный кодекс тоже содержит нормы о госконтрактах (ст.71: товары, работы, услуги стоимостью свыше 2000 МРОТ должны приобретатьсян только на основе гоконтрактов).  Так же отношения могут регулироваться подзаконными актами, по общему правилу из соответствия закону. Н-р, Постановление правительства РФ от 26.09.1997. № 1222 «О продукции, закупаемой для государственых нужд без проведения торгов (конкурсов)», которым установлены товары, приобретаемые без конкурса, это, в частности, драгкамни и металлы, музейные ценностии, продукция гостелевидения и др.

Стороны госконтракта на выполнение подрядных работ.

Это госзаказчик и подрядчик. Заказчиком может быть госорган или уполномоченный им получатель бюджетных средств. Подрядчиком любое юрлицо или физлицо, в т.ч. инд.предприниматель. Но истинным госзаказчиком должно признаваться публично-правовое образование: РФ или ее субъект. Госорган в правоотношении действует не как правосубъектный участник гражданских правоотношений, а как субъект публичного права в пределах своей компетенции, оставаясь лишь номинальным участником. Может быть и другая структура отношений: госорган оставляет себе роль инвестора, а часть своих функций делегирует заказчику-застройщику, которым может быть унитарное предприятие, госучреждение, а так же некоммерчская организация. (см.: Постановление Правительства РФ от 11.10.2001.)  

 Заключение, содержание и исполнение госконтракта на выполнение подрядных работ.

Основной способ размещения госзаказов – торги в форме конкурса или аукциона. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Конкурс/аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик (уполномоченный орган) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса/аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Конкурс может проводить как сам заказчик, так и уполномоченный орган (получатель бюджетных средств, для нужд которого заключается контракт). Так же проводить конкурс может специализированная организация, которая составляет необходимую документацию, объявляет конкурс и регулирует его информмационное обеспечение, приглашает участников и т.д. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком по результатам проведения торгов. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены контракта, предмета и его существенных условий, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание осуществляется только заказчиком. Заказчиком создается комиссия не менее 5 человек, в которую не могут входить физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа. Закон предъявляет обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или непроведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

В означенный конкурсной документацией день заявки вскрываются и проверяются комиссией на предмет соответствия требованиям конкурсной документации. В случае непредоставления требуемых документов или выяления того, что участник имеет долги перед бюджетом, в отношении его возбуждено банкротство или его деятельность приостановлена в соответствии с КоАП, участник не допускается до участия в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками оформляется протоколом. Не позднее 10 дней после вскрытия конвертов, комиссией принимается решени о допуске к конкурсу участников, что тоже оформляется протоколом. Не позже 10 дней после подписания протокола о допуске участнико к конкурсу, комиссия производит оценку заявок по существу и определяет победителя, что оформляется протоколом.

Так же способом размещения заказа может быть запрос котировок, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. НО заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем двести пятьдесят тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала. За исключением случаев, когда заказ делается заказчиком для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в этих случаях способ размещение в форме запроса котировок осуществляется независимо от цены контракта.

Так же есть возможность прямого доведения госзаказов до подрядчиков (см. выше упомянутое Постановление Правительства № 1222). Так работы по поддержанию производственных мощностей могут заключаться без проведения конкурса, достаточно лишь принятия госзаказа подрядчиком к исполнению. И только в исключительных случаях, устанавливаемых законом, заключение госконтракта для подрядчика является обязательным, но заказчик должен возместить ему все убытки (если только подрядчик – не казенное предприятие).

Госконтракт с победителем конкурса заключается не позже 20 дней со дня определения победителя, в противном случае победитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор и требовать возмещения убытков. Если контракт заключается по принятию подрядчиком к исполнению госзаказа, то сперва разрабатывается проект и направляется подрядчику. Подрядчик в течение 30 дней должен подписать контракт или направить заказчику протокол разногласий. Заказчик тоже в течение30 дней обязан рассмотреть протокол и принять либо отклонить разногласия. В этом случае заинтересованная сторона может обратиться с суд с иском о понуждении заключить договор, где и будут рассмотрены условия заключения контракта.

Существенные условия контракта:

  1.  объем и стоимость работ (в соответствии с условиями конкурса);
  2.  срок работ;
  3.  размер и порядок оплаты;
  4.  способы обеспечения исполнения обязательств;

Содержанием работ могут быть строительные, проектные, изыскательские работы. При строительных работах в контракт должны включаться условия о составе и содержании проектно-технической документации, порядке и сроках ее подготовки. Если предмет – проектные/изыскательсике работы, то необходимо условие о передаче подрядчику задания на проектирование и иных исходных данных.

Исполнение госконтракта подчинено общим правилам исполнения обязательств. Отсветственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение наступает по общим правилам об ответственности за нарушение обязательств и по условиям контракта. А за неоплату/просрочку оплаты работ в отношении заказчика предусмотрена законная неустойка 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

 Изменение и прекращение контракта.

Основания изменения контракта:

  1.  правомерное изменение бюджетного финансирования. При этом стороны должны согласовать новые условия, а подрядчик вправе требовать возмещения убытков. Обе стороны вправе требовать изменеия кнтракта судом в порядке ст. 450 ГК.
  2.  соглашение сторон.

Заказчик вправе изменить в одностороннем порядке характер и объем работ, но не более чем на 5% от общего объема и чтобы стоимость не изменилась более, чем на 5% от первоначальной стоимости.  

Расторжение допускается всеми известными способами. Вряд ли это может быть признано разумным, имея в виду значение госконтрактов для обеспечения потребностей государства.   

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21740. Организация работ в очистных забоях. Основные понятия и определения 23.5 KB
  Организация производства – комплекс мероприятий направленный на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и времени с целью повышения эффективности горного производства. Для разработки конкретных и детальных мероприятий по организации производственных процессов разрабатывается проект. В состав проекта входят графики работы очистных и подготовительных забоев определение типа бригады и выполняемых ею производственных процессов количество членов бригады их разряды нормы выработки и...
21741. Формы организации производства в очистных забоях 36 KB
  Цикличность ведение работ по циклам характеризуется повторяемостью выполнения определенных процессов в известной последовательности. Под циклом понимают совокупность всех процессов и операций выполняемых в определенной последовательности и объеме и необходимых для выемки полезных ископаемых по всей длине лавы очистного забоя на установленную паспортом величину подвигания забоя. Полный цикл совокупность всех процессов выполняемых в данном забое в определенном порядке и объеме необходимом для его подвигания на установленную величину...
21742. Проектирование организации очистных работ 23.5 KB
  Режим работы очистных забоев является исходным для составления проекта организации работ на добычном участке который включает графики организации производственных процессов в очистных и подготовительных забоях. Составление графиков организации очистных работдля случая когда режим работ и число циклов в сутки задано:для составления или корректировки необходимо посчитать объемы работ по каждому процессу и время для их выполнения; численность рабочих необходимых для выполнения каждого процесса комплексную норму выработки расценки. Для...
21743. Методика по выполнению раздела проекта: проектирование и организация работ в очистных забоях 65.5 KB
  Зависит от того задан ли режим работы рудника и число циклов в сутки либо режим работы и число циклов определяется как возможные в данных условиях. 1 Уточнить определить исходные данные задан ли режим работы и число циклов в скутки 2 Осуществляется анализ существующей организации производственных предприятий. Число производственных циклов в сутки по формуле: Кцп = 24 – число часов в сутки. коэффициент повторяемости – число повторений процессов подготовки на 1 цикл выемки полезного компонента.
21744. Организация производства подготовительных забоев 22 KB
  Время в течении которого выполняются все процессы проходческого цикла составляют продолжительность цикла. Процессы проходческого цикла могут выполняться последовательно или параллельно. При 2 способе продолжительность проходческого цикла сокращается и скорость в единицу времени повышается.
21745. Графики организации работ в подготовительных забоях 23 KB
  Анализ технологической проходки позволяет по ряду признаков классифицировать их на группы: по способу механизации проходческих работ графики делятся на: графики с применением БВР; графики с применением проходческих комбайнов; по степени совмещения отдельных процессов во времени: с последовательным выполнением основных процессов; с частичным совмещением; степень совмещения процессов во времени характеризуется коэффициентом совмещения равным отношению суммарной продолжительности полного проходческого цикла с учетом совмещенных...
21746. Методика проектирования организации работ в подготовительном забое 33.5 KB
  Методика зависит от необходимой величины суточного подвигания забоя выработки. Различают два случая суточного подвигания забоя выработки величина суточного подвигания забоя выработки задана величина суточного подвигания забоя выработки определяется как возможная в данных условиях. Методика проектирования организации работ в подготовительном забое в случае если величина суточного подвигания забоя выработки задана состоит из следующих пунктов Выбор технологической схемы проведения проходческих работ способа механизации отдельных...
21747. Обслуживание рабочих мест 23.5 KB
  Различают рабочие места: стационарные полустационарные подвижные Особенность горного производства: рабочие места подвижные и протяжённые. Организация рабочего места включает их планировку и оснастку. Правильное планирование заключается в приспособлении рабочего места средств труда и производственной среды к возможностям человека. Под технологической оснасткой понимают обеспечение рабочего места исправным производственным оборудованием и инструментом.
21748. Передовые методы организации работ по добыче полезного ископаемого 66 KB
  Структура рабочих мест на участке: начальник участка – 1 чел.; заместитель начальника участка – 1 чел.; геолог – 1 чел.; маркшейдер – 1 чел.