24997

Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные ресурсы государства их структура. Образовательные информационные ресурсы. Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике социальная информатика включающее в себя следующую проблематику: информационные ресурсы как фактор социальноэкономического и культурного развития общества; закономерности и проблемы становления информационного общества; развитие личности в информационном обществе; информационная культура; информационная...

Русский

2013-08-09

75.5 KB

83 чел.

Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы.

Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике — социальная информатика, включающее в себя следующую проблематику:

информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

закономерности и проблемы становления информационного общества;

развитие личности в информационном обществе;

информационная культура;

информационная безопасность, а также другие проблемы, близкие к данным.

В последней трети XX в. все увереннее зазвучали голоса специалистов (в первую очередь социологов, философов, информатиков), утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название "информационное общество" впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, я также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования, т.е. информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. При этом стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предложил считать информационным (компьютеризированным) то общество, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика и другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под телематикой понимается обработка информации на расстоянии).

Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Тем не менее основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В таком обществе:

любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

доступны современные информационные технологии и средства связи;

создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют информационными революциями.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления, распространения знаний и передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался переход от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному, что сделало письменность более доступной и в значительной степени способствовало смещению центров цивилизации в Европу.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания.

Появилась возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной; грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом в развитии средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине XX в., а именно создание микропроцессорных систем обусловило данную информационную революцию. Возникшие вскоре компьютерные телекоммуникации радикально изменили системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина — "информационное общество".

Парадоксально, но по мере перехода от этапа одной информационной революции к другой нарастали проявления так называемого "информационного кризиса" — явления, важнейшей чертой которого является превышение того уровня объема информации, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший три-четыре языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отследить почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможно прочитать все имеющиеся книги, а в результате третьей — полностью отследить оперативную информацию. Это и были первые проявления информационного кризиса. Данные процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует полного владения информацией по соответствующей проблеме, ее осмысления и анализа.

В полной мере информационный кризис проявился к середине XX в. Потоки информации стали столь огромными, что человек уже не мог воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить определенную научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения. Возникновение больших потоков информации было обусловлено:

постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний. Так, если в начале XX в. число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе событий, не превышало десяти, то к концу века их стало выходить на порядок больше; при этом объем каждого выпуска увеличился во много раз;

чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.

Описанное явление, наступившее в информационной сфере к середине XX в., часто характеризуют как информационный взрыв. По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже начиная с 1900 г. период удвоения объема знаний составил 50 лет, с 1950 г. — 10 лет, с 1970 г. — 5 лет, к концу XX в. — 1 год.

Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают;

противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;

существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;

укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующих распространению информации.

Одна из задач информационного общества — смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, .отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров и информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства на пути продвижения к информационному обществу.

Определимся с понятием информационного ресурса. Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию информационных ресурсов. Юридическая формула, принятая в Федеральном законе России "Об информации, информатизации и защите информации", гласит: "Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Во всех документах и массивах документов, о которых говорилось ранее, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить

материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.н.

Вместе с тем, как и многие другие юридические формулы, приведенное определение информационных ресурсов сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен  , только соединяясь с другими ресурсами — техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и

формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Возможный способ их классификации представлен в [1]:

Национальные информационные ресурсы

  •  Библиотечные ресурсы
  •  Архивные ресурсы
  •  Научно-техническая информация
  •  Правовая информация
  •  Информация государственных (властных) структур
  •  Отраслевая информация
  •  Финансовая и экономическая информация
  •  Информация о природных ресурсах
  •  Информация предприятий и учреждений

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают в себя многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром. Без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации не может существовать ни одно государство. Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

Наряду с национальными информационными ресурсами можно выделить такие категории, как информационные ресурсы предприятия (организации), информационные ресурсы частного лица и т.д. Разумеется, эти категории не обладают той степенью общности, которая отряжена на приведенной выше схеме, а зависят от вида организации, специальности и интересов конкретного лица.

Образовательные информационные ресурсы разного рода учебных заведений имеют примерно схожую структуру. Например, информационные ресурсы вуза могут быть классифицированы так

Информационные ресурсы высшего учебного заведения

  •  Учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы
    •  Нормативно-правовые акты системы образования (законы, государственные стандарты и т.п.)
      •  Приказы и иные текущие документы Министерства образования Российской Федерации и иных ведомств
        •  Кадровая информация о преподавателях, сотрудниках и студентах
        •  Экономическая информация {бухгалтерии, планово-экономического отдела и т.п.).
        •  Информация о материальных ресурсах (здании, мебели, оборудовании и т.п.)
        •  Архивные материалы
        •  Информация по проблемам образования, размещенная на специальных сайтах в Интернете

В настоящее время значительное количество образовательных информационных ресурсов располагается в сети Интернет. Для их объединения, классификации существует государственный образовательный портал http://edu.ru.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74261. ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ПАРЕНТЕРАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ СРЕДИ МЕДПЕРСОНАЛА 72.25 KB
  О профилактике профессионального инфицирования медицинских работников вирусом иммунодефицита человека вирусных гепатитов В и С учете аварийных ситуаций и постконтактной профилактике. Вирусные гепатиты большая группа антропонозных инфекций с различными механизмами заражения и путями передачи инфекции и преимущественным поражением функциональных клеток печени гепатоцитов с возможным развитием в дальнейшем хронического поражения печени последствием чего...
74262. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ 183.5 KB
  Медицинские отходы – это материалы, вещества, изделия, лекарства, частично или полностью утратившие свои первоначальные потребительские свойства при осуществлении деятельности в медицинских учреждениях.