25026

Историческое становление связей с общественностью

Контрольная

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PRтехнологии президента А. Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса проводили PRконсультирование в разных областях жизни отрабатывали новейшие PRтехнологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы лоббирования интересов компаний...

Русский

2013-08-12

42.23 KB

38 чел.

  1.  Историческое становление связей с общественностью

Рассматривая ПР в исторической ретроспективе, можно говорить о нескольких хронологических этапах их развития, в каждом из которых (протоПР древних времён, ПР в Средние века и эпоху Возрождения, ПР в «галантный XVII век», ПР в эпоху Просвещения и великих революций, ПР индустриального общества), выделяются характерные черты и примеры в соответствии с особенностями эпохи.

Некоторые из них будут приведены ниже, но в первую очередь мы укажем на четыре модели ПР – деятельности, возникновение и развитие которых исследователи фиксируют на различных этапах развития человечества:

  1.  «Манипуляция», «пропаганда», «паблисити» (характеристика для этапов от протоПР и до XVII в., а также для тоталитарных и авторитарных режимов наших дней). 1850-1900 гг. в США.

Характерные черты:

  1.  Любые средства используются для привлечения внимания общественности, давления на неё;
  2.  Потребитель – жертва;
  3.  Правдивость и объективность информации не обязательные условия, этические аспекты игнорируются;
  4.  Главный проводник – СМИ.

  1.  «Информирование общественности», «общественная осведомлённость». Всё это может быть приравнено к специфическим формам журналистики,   основная   задача   которых - публикация  имиджевых материалов в корпоративных изданиях (период начиная с  промышленного переворота XIX века и период индустриального общества). 1900-1920 в США.

Характерные черты:

  1.  Регулярная работа со СМИ, цель – распространение информации;
  2.  Информация точна и правдива, только позитивна (негативные факты и события замалчиваются);
  3.  Исследование обратной связи не предполагается;
  4.  Технология «journalists-in-residence» (журналист на фирме).

  1.  «Двусторонняя асимметричная коммуникация» (возникает в
    начале XX века, основатели - А.Ли, Э. Бернейз, А. Пейдж). 1920-1960 в США.

Характерные черты:

  1.  Использование исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому – «двусторонность», диалог);
  2.  Результат асимметричен – выигрывает только организация, а не общественность;
  3.  ПР носят прагматический характер, организация преследует цель – получение выгоды.

  1.  «Двусторонняя симметричная коммуникация» (появляется в ситуации регулируемого бизнеса). 1960-н.в. в США.

Характерные черты:

  1.  Полное осознание субъектом ПР-деятельности того, что необходимо взаимопонимание и учёт взаимовлияния среды и организации;
  2.  ПР-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («симметричность»);
  3.  Проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, что ведёт к изменениям во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации;
  4.  Переход от журналистских и рекламных функций ПР-специалистов к исследовательским и консультативным;
  5.  Законченность, выражающаяся в прямом влиянии ПР-технологий на экономические показатели и социальные аспекты («нематериальные активы»);
  6.  Идеологичность (идеальная модель):

               а) механизм взаимодействия организации и среды – партнёрство;

                 б) клиент, потребитель, покупатель – партнёры по бизнесу.

Если говорить о так называемом системном PR, то первой страной, где он появился, стали Соединенные Штаты Америки. Считается, что и сам термин «паблик рилейшнз» родился в США, а его автором стал Томас Джефферсон, третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.

Первые PR-акции в Америке носили ярко выраженный политический характер и разрабатывались как технологии давления на правительство Великобритании (кампания об отделении Америки от Великобритании).

Чтобы подтолкнуть общественность к открытому выражению недовольства, использовались следующие PR-методы:

  1.  Создание специальных общественных организаций для проведения агитации и организации событий («Сыны свободы» в Бостоне — 1766 г.; «Корреспондентские комитеты» в Бостоне — 1772 г.);
  2.  Использование легкоопознающихся и эмоциональных символов (например, «Дерево свободы»);
  3.  Формирование имиджа «героев нации» Д. Вашингтону, Э. Аллену и создание легенд;
  4.  Использование лозунгов как запоминающихся слоганов (например, «Дайте мне свободу или смерть», «Налогообложение без представительства — это тирания»);
  5.  Организация специальных мероприятий для привлечения общественного внимания и формирования общественного мнения в поддержку идеи («Бостонское чаепитие» в 1773 г.);
  6.  Доведение до сведения общественности специально интерпретированной информации как форма агитации (например, С. Адаме представил перестрелку между группой британских солдат и бандой портовых хулиганов как знаменитую «бостонскую резню», которая стала эмоциональным символом грубости Великобритании и угнетения ею колоний);
  7.  Использование газет для агитации:

               а) радикальный характер материалов;

               б) манипулирование «эмоциональными» темами для большего воздействия на читателей (например, ужасающие условия жизни негритянских и индийских колоний);

               в) издание памфлетов (1500), использовавших сатиру, иронию, аллегорию, даже ругательства для эмоционального восприятия уже опубликованных рациональных аргументов;

               г) листовки и воззвания (прообраз ньюс-релизов).

Итогом работы революционеров с прессой было то, что более 2/3 американских газет приветствовали революцию, во многом сформировав общественное мнение.

Таким образом, в период борьбы за независимость США отрабатывались простейшие PR-технологии, получившие в дальнейшем широкое распространение. Политика – первая сфера, в которой начал развиваться PR.

Технологии продвижения индивидуального имиджа лидера формировались вокруг сторонников американской независимости А. Гамильтона, Т. Джефферсона, Д. Адамса, Б. Франклина, П. Пейджа. Перед отцами- основателями США в годы подготовки и хода революции стояла сложная задача: позиционировать не слишком популярную идею независимости колоний в условиях продолжавшейся 14 лет войны, когда у большей части населения, особенно в начальный период борьбы, не было четкой позиции в отношении независимости.

Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PR-технологии президента А. Линкольна. Он не только использовал традиционные средства агитации (памфлеты, публикации, письма протеста, петиции, организация новых газет), но и разработал новые приемы для завоевания общественных симпатий через СМИ: свободный доступ репортеров в Белый дом для получения информации из первых рук—через секретаря президента, публикация президентских обращений, их адресная рассылка по штатам, налаживание связей с европейскими движениями, например, за отмену рабства, организация корреспондентской сети непосредственно в районах боевых действий Севера и Юга.

Шоу-бизнес – вторая сфера развития PR. Освоение Дикого Запада требовало изменения общественного мнения в сторону борьбы с индейцами и заселения новых территорий. PR-кампания сопровождалась их популяризацией с помощью публикаций в СМИ, слоганов, кейс-историй о Диком Западе. Появился метод кейс-стади (case study) – описание случая, истории, кейс. Баффало Билл – основной персонаж кейс-истории, простой американский парень, который переселился на Запад и основал свое ранчо. Стал первой супер-звездой Америки, которой превратился в дальнейшем в шоумена, пресс-агента, героя мифов и легенд.

В XIX веке в США PR-технологии начинают проникать во все сферы жизни — банковскую, на транспорт, в вооруженные силы, в правительственную и социальную, и даже в шоу-бизнес, где одним из «пионеров PR» стал владелец цирка Пинеас Т. Барнум. Барнум – владелец бродячего цирка. Чтобы получить хорошие сборы и кассу, Барнум организовывал небольшую PR-кампанию через газеты, создавая большой ажиотаж вокруг своего приезда. Также вызвал ажиотаж вокруг Джойс Хет, старой негритянки, утверждавшей, что она 100 лет назад нянчила Джорджа Вашингтона. Об этом факте Барнум писал под вымышленными именами письма в газеты, и, чтобы посмотреть на феномен, доверчивые ньюйоркцы приносили авантюристу по полторы тысячи долларов в неделю. Правда, когда старуха умерла, анализы показали, что ей лет 80—85, но никак не 160, как утверждал Барнум. Но «пиарщик» сказал, что его ввели в заблуждение...

Бизнес – третий источник развития PR. Начало XIX века для Америки – период бурного экономического роста. Развитие промышленности требовало повышения уровня грамотности населения, поэтому первая половина XIX века – период повышения общей грамотности населения Америки, что привело к увеличению числа  и тиража газет и журналов.

Уже к 1830 году в Америке было больше газет, чем в любой другой стране мира. Это привело к появлению новой профессии пресс-агента – прообраз профессии PR-специалиста. Главная цель работы пресс-агента – обеспечение паблисити.

В XIX веке появляется фигура первого профессионального пресс-секретаря, которым стал помощник президента Э. Джексона А. Кендалл: он готовил публичные выступления президента, писал за него речи, памфлеты, разрабатывал PR-стратегии, изучал общественное мнение и формировал имидж.

К концу 19 века промышленность начинает испытывать кризис. На фоне угнетения трудящихся недовольство людей растет, начинаются забастовки и общественное сознание сопротивляется господству различных корпораций и монополий. Целый ряд видных общественных деятелей и журналистов делают достоянием общественности различные факты коррупции, сговоров. Взяточничества. Этот период называют «эпоха жареных фактов» или «эпоха разгребателей грязи». Чтобы не допустить крупного социального взрыва, самые богатые предприниматели обращаются к услугам пресс-агентов. С этого момента начинается бурное развитие PR-специалистов.

Начало XX века открыло историю прародителей современных PR-агентств и отделов — Publicity Bureaus (бюро паблисити). Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса, проводили PR-консультирование в разных областях жизни, отрабатывали новейшие PR-технологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы—лоббирования интересов компаний, показав значимость работы с общественным мнением и общественностью.

В это время появляется «знаковая» фигура в истории PRАйви Ли, который способствовал проникновению в PR передовых для того времени общественных теорий и концепций, был автором крупных работ, таких, как «Декларация о принципах» - принципы работы PR-агентства и PR-специалиста (1907), «Паблисити» (1925) и др. Ли работал репортером в изданиях Дж. Пулитцера и У.Р. Херста. Профессиональный путь в PR он начал в сфере политики, возглавив в 1903, году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка. Далее его активность переходит из сферы политики в сферу бизнеса: он работал с крупной железнодорожной компанией, с Дж. Рокфеллером, с компаниями «Стандард ойл», «Крайслер», везде добивался успеха, популяризируя тем самым возможности профессионального PR.

Айви Ли строго придерживался провозглашенных принципов паблик рилейшнз в практической деятельности, что приносило ему колоссальный успех в работе с теми корпорациями, с которыми он сотрудничал. Так, во время крупной катастрофы на Пенсильванской железной дороге в 1906 г. А. Ли за счет средств организовал компании непосредственное информирование общественности газетчиками с места происшествия. Это обеспечило объективность и благожелательность анализа острой кризисной ситуации и в итоге сохранило положительную репутацию крупной железнодорожной компании.

Еще более острая кризисная ситуация возникла вокруг дома Рокфеллеров, когда в 1914 г. на рудниках Колорадо, принадлежащих этой семье, было применено оружие против бастующих рабочих. Это событие получило широкую огласку в прессе как «побоище в Лудлоу». Расстрел горняков вызвал бурю гнева у населения. Организация и проведение PR-кампании в защиту имиджа семьи Рокфеллеров были поручены Айви Ли. Опираясь на принцип открытости и честности в информировании общественности о причинах случившегося, раскрывая в прессе человеческие качества членов семьи Рокфеллеров, их благотворительную деятельность, Ли смог восстановить имидж своего клиента в глазах общественности.

Ли развивал «внутренний PR»: работая на Рокфеллера, он организовал комитет жалоб для работников, заставил мультимиллионера объехать все рудники, встречаться с рабочими. К концу этой кампании Рокфеллер стал не только героем в глазах шахтеров, но и популярным человеком для общественности. В соответствии с идеей Ли о придании лидерам бизнеса и политики «человеческого облика» Рокфеллер и его семья были показаны публике играющими в гольф, посещающими церковь, отмечающими день рождения. Это дало результаты - общественность признала Рокфеллеров самыми выдающимися филантропами нации.

Ли можно считать основателем и такого направления PR, как «коммуникации в условиях кризисов». Широко известны его PR-акции в связи с забастовками, железнодорожными авариями, повышением тарифов. Ему принадлежит заслуга в доказательстве больших, чем у прямого лоббирования, возможностей PR - его честное информирование общественности о проблемах Пенсильванской железной дороги и необходимости повышения в связи с этим тарифов оказалось эффективнее предшествующей работы лоббистов.

Ли первым из PR-специалистов занял место одного из ведущих менеджеров крупной компании. Именно он впервые продемонстрировал возможности PR в Европе, руководя в 1910 году филиалом американского банка в Лондоне.

Методы PR, опробованные Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста, вызвали большой приток спонсорских средств на счет этой организации и до сих пор копируются современными благотворительными институтами.

Ли возрождает сам термин «PR» и формулирует новые принципы профессиональной деятельности в сфере PR.

Исходя из предложенных нами в начале классификаций PR-моделей, профессиональную деятельность Ли можно отнести к модели «информирование», а в отдельных технологиях закладывались основы «симметричной коммуникации».

В эти годы начинается деятельность еще одного патриарха американского и мирового PR - Эдварда Бернэйза, который является автором терминов «советник по PR» и «специалист по PR» («инженер согласия»). Именно ему принадлежит инициатива превращения PR из технологии и практики в науку. Чтение Бернэйзом первого курса по практике и этике PR в 1923 году в Нью-Йоркском университете оказало значительное влияние на преподавание дисциплин данного цикла во всем мире. Из его работ, таких, как, например, «Кристаллизация общественного мнения» (1923), американские специалисты узнавали о европейских социальных школах и направлениях. Бернэйз является автором идеи организации PR-мероприятий большого масштаба. Для изменения общественного мнения в отношении компании «Дженерал Электрик» Бернэйз организует празднование 50-летия деятельности Эдисона. Праздник проходит как всеамериканский (по всей Америке).

Следующий этап развития PR связан с Франклином Рузвельтом (американский президент). Во время Великой депрессии в Америке (20-30 гг.) Рузвельт стал самой публичной фигурой в обществе. Он был практически во всех газетах, журналах, на радио (был организован цикл радиопередач «Беседа у камина» - президент общался с людьми). Рузвельт позволил впервые использовать образ президента в музыкальной кинокомедии, жена Рузвельта так же впервые стала публичной фигурой. Сложность проекта заключалась не только в том, что надо было морально поддержать людей, но и в том, что надо было объяснить американцам необходимость государственного регулирования.

Заметное влияние на развитие PR в 20-30-х годах XX века оказал А. Пейдж, бывший эксперт PR и вице-президент А Т& Т. Он был автором идеи о социальной ответственности бизнеса, что важно для предпринимателей и общественности. Руководство корпораций должно удовлетворять потребностям общественности и быть ответственным перед ней. В этом Отношении PR-подразделения при фирмах должны оказывать реальное влияние на руководство.

Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию PR как профессиональной деятельности. В это время прежде всего активно развивался правительственный PR. Принятие мер по жесткому государственному регулированию отношений между трудом и капиталом (признание юридического статуса профсоюзов), достигнутое взаимное обязательство рабочих (избегать забастовок) и предпринимателей (не прибегать к увольнениям), соглашение правительства со СМИ о введении некоторых элементов цензуры, осуществление программы ленд-лиза — все это требовало серьезной работы по информированию общественности и разрешению конкретных ситуаций с весьма разнообразными целевыми группами.

Важную роль в этом сыграла деятельность созданного в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей, сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание «единого потока» военной информации под контролем правительства.

После войны огромное число квалифицированных специалистов перешли работать в коммерческую сферу, в государственных структурах создавались отделы по связям с общественностью.

После ВМВ начали формироваться Европейские школы PR. В отличие от американских методик и подходов, европейские специалисты считали, что американские PR-специалисты продают гражданам то общественное мнение, которое заказывают корпорации, а европейские специалисты считали PR инструментом интеграции людей, средством, которое помогает преодолеть эффект отчужденности людей.

Бурное развитие PR в послевоенный период:

 1945 г. - P. Харлоу основывает Public Relation Journal ;

 1948 г. - В результате слияния региональных ПР-ассоциаций образуется Public Relations Society of America (PRSA);

 1953 г. - Международная торговая палата учреждает Комиссию по ПР;

 1954 г. - PRSA разрабатывает первый Этический кодекс ПР;

 1955 г. - В Лондоне создается Международная ассоциация ПР (IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA;

 1961 г. - IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики ПР.

Происходит дальнейшая профессионализация и институционализация ПР-деятельности. К концу 70-х годов в США число аккредитованных специалистов выросло с 1 до 3 тысяч. К 1980 году высшие учебные заведения ежегодно выпускали здесь около 4 тысяч дипломированных специалистов.

Вместе с тем в этот период разрасталась научная дискуссия о роли ПР и дальнейшем расширении их влияния и сфер деятельности. Известное утверждение Ф.  Котлера о том,  что к традиционным  четырем  «пи» маркетинга (product, price, place, promotion) необходимо добавить пятую составляющую - Public Relations, вызвало немедленную негативную реакцию таких специалистов по связям с общественностью, как Дж. Грюниг, Дж. Уайт, У. Элинг.

70-80-е гг. – принимаются несколько новых кодексов профессиональной этики. Интернационализация и глобализация PR: PR-ассоциации создаются во всех крупных странах; PR-специалисты переходят от внешнего консультирования к работе внутри организации; появляются первые сетевые агентства в области рекламы и PR; происходит слияние многих крупных и средних PR и рекламных агентств.

Современный период развития: 21 век: сформировался зрелый рынок PR-услуг, который постоянно расширяется. В настоящее время только в США более 5 тысяч фирм занимаются ПР-консультированием. Прибыль некоторых из них достигает 52 сотен миллионов долларов ежегодно. Практически во всех крупных фирмах действуют службы, осуществляющие функции ПР. В этой сфере занято свыше 250 тысяч рекламистов и более 130 тысяч журналистов. Более 200 университетов и колледжей готовят соответствующих специалистов. При средней зарплате в этой сфере около 50 тысяч долларов в год зарплата ведущих специалистов ПР достигает 100-350 тысяч. Американский ПР в наши дни - мощный многомиллиардный бизнес с большими перспективами развития.

Развитие PR в России.

Можно сказать, что мероприятия «паблик рилейшнз» в нашей стране вплоть до 1991 года продолжали существовать в форме политической пропаганды, целью которой, как известно, является вербовка сторонников, а не обоюдовыгодный диалог.

Тем не менее, подготовленных кадров для ПР-работы в стране хватало с избытком, и нужно было всего лишь показать им новое направление для эффективного приложения собственных сил и умения. Так что, ещё до 1991 года многие из этих специалистов оказались востребованы, а главное восприимчивы к опыту ПР, хотя конкретных знаний по СО им в это время ещё не хватало. Поэтому начало ПР-работы в СССР было связано с переводом книг иностранных авторов, в частности С. Блэка, а также использованием услуг иностранных специалистов и ПР-агенств.

А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров по этому поводу указывают, что процесс формирования российского ПР с одной стороны вбирал в себя особенности пропаганды и агитации советского периода, с другой – зарубежные методики ПР-технологий. Причём главной особенностью российского пиара была его политическая ориентация, а не экономическая, как за рубежом. Однако период с 1988 по 1991 год, когда на рынке ПР-услуг в России доминировали зарубежные агентства, был пройден достаточно быстро и уже в конце 80-х начале 90-х годов в нашей стране, появились первые собственно российские ПР-организации.

В 1991 году была образованна РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью), являющаяся с 1997 года членом Европейской конфедерации ПР (CERP) и активно сотрудничающая с IPRA. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций – профессиональных ПР-агенств, коммерческих, государственных и общественных структур, вузов.

С 1992 года на факультете международной информации (позднее – факультет журналистики) Московского государственного института международных отношений (МГИМО – Университет МИД РФ) появилась специализация «Связи с общественностью». В 2002 году она была лицензирована в 100 российских вузах, а ещё в нескольких десятках преподавалась в качестве обязательного курса.

С 1996 года начинает выходить первый профессиональный периодический ПР-журнал «Советник», который в дальнейшем дополняется масштабным Интернет-порталом www.sovetnik.ru.

В 2002 году число специализированных российских ПР-изданий – около десяти, наиболее известные из них наряду с «Советником» - «Со-общение», «PR в России», «PR-диалог», «Новости СМИ».

В 1997 году учреждается Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», которая, по существу, становиться первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке.

Спустя три года у «Лучника» появляется «младший брат» -Всероссийская премия студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин».

С1999 года проводятся ежегодные выставки «ПР, консалтинг, выборные технологии».

В 1999-2002 годах составляются профессиональные рейтинги российских ПР-агентов, число которых в опросном листе 2002 года достигает уже более 100.

В 2001 году создаётся общественный Комитет по сертификации, который начинает проводить процедуру добровольной сертификации ПР-агенств и отдельных ПР-специалистов.

При подведении итогов десятилетия формального существования ПР в России среди ключевых моментов А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров отмечают следующее: ПР в России перестал быть только московским, что было характерной чертой для первой половине 90-х годов: выделился целый ряд центров региональной ПР-активности (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и др.); российские ПР стали полноценной частью международных ПР-ассоциациях, с другой – в том, что около десяти российских агентов по связям с общественностью интегрировались в международные сетевые ПР-агенства, с третьей – в том, что иностранные ПР-специалисты транснациональных компаний в России всё более вытесняются российскими.

Периодизация развития связей с общественностью в России (автор М.А. Шишкина). М. А. Шишкина в решении данной задачи основывается на представлении о связях с общественностью как о социальном институте. Такой подход позволил ей провести анализ истории отечественного PR-рынка на многофакторном уровне, с учетом развития паблик рилейшнз в различных общественных секторах, во взаимосвязи с рыночными реформами и преобразованиями. На основе указанного подхода автор предлагает следующую периодизацию развития паблик рилейшнз в России.

Первый период – доинституциональный (1988–1991): в это время оформляется лишь первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. Доинституциональный период, по меткому названию автора, является эпохой «дикого» рынка, когда незащищенный российский бизнес претерпевал многочисленные катаклизмы и пертурбации. Именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, развиваются такие явления, как «джинса» (изготовление и размещение рекламного продукта в государственных информационных источниках незаконным путем), «черный PR» (публикация заказных статей и других материалов), проявления которых наблюдаются до сих пор.

Второй период – первичная институционализация (1991–1994): стадия формирования начальной организации субъектов. О наступлении этой стадии свидетельствует создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране. В этот период существенно расширилась география профессиональной деятельности в сфере PR: представительства РАСО были открыты в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Омске, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Томске, Краснодаре, Тамбове, ОPRе, Казани, Тольятти, Ижевске и Обнинске.

Одним из признаков первичной институционализации можно считать возникновение и становление соответствующей образовательной системы. В 1991 г. в государственном образовательном реестре появляется специальность 022000 – «Связи с общественностью», и подготовка подобных специалистов начинается в Московском государственном институте международных отношений.

В этот период быстро развивается сеть профессиональных субъектов в сфере связей с общественностью. Особенно это характерно для крупных городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1993 г. насчитывалось свыше 400 структур, связывающих свою деятельность с паблик рилейшнз. В Москве основной PR-рынок начал формироваться несколько раньше: вслед за «Никколо М», «Миссией Л» и «Имиджленд PR» в 1993 г. на него выходят агентства, которые и сегодня считаются одними из самых крупных и авторитетных поставщиков PR-услуг: «Альтер Эго», «Маслов, Сокур и партнеры», «Михайлов и партнеры», «Элла» и др.

С момента принятия первой Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (22 ноября 1994 г.), по мнению М. А. Шишкиной, начинается третий период развития отечественных PR– вторичная институционализация, которая характеризуется бурным развитием законодательной базы информационно-коммуникативной деятельности. Только в 1995 г. появляются федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Важной вехой в истории российских PR явилось постановление Минтруда России от 28 июля 2003 г. о внесении квалификационных характеристик различных должностей PR-специалистов в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», что подтвердило факт признания государством профессии «Связи с общественностью».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8399. История литературы Китая 121.41 KB
  История литературы Китая Литература Китая и вэнь Литературное творчество осмыслялось в Китае в рамках архаико-религиозных воззрений на вэнь и натурфилософских представлений, вэнь - это словесный узор. Исходная семантика вэнь - пиктограмма, и...
8400. Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны 45 KB
  Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны Завоевание Индией независимости. Развитие Индии и Пакистана. После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти, стараясь у...
8401. Турция, Китай, Индия, Япония 40 KB
  Турция, Китай, Индия, Япония В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления об...
8402. Китай в ХХ веке 55 KB
  Китай в ХХ веке. Версальский мирный договор 1919г., санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал волну возмущения в Китае, надеявшимся стать союзником для держав Антанты в 1-й мировой войне. 4 мая 1919г....
8403. Периодизация истории и культуры Древнего Китая 196.5 KB
  Периодизация истории и культуры Древнего Китая Древнейший период - V - III тыс. до н.э. Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI - XI вв. до н.э.), I китайское государство Периоды Чжоу и Чжаньго XI...
8404. Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. 119.5 KB
  Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. Борьба за реформы и перестановки в КПК. Основные аспекты политической и экономической безопасности КНР. Китай, несмотря на его гигантские успехи в развитии экономики, - остается...
8405. Китайская система менеджмента 1 MB
  Китайская система менеджмента Общая информация о Китае. До недавних пор американские компании переводили свои производственные мощности в Китай и нанимали китайцев для выполнения низкооплачиваемой работы. Теперь ситуация начинает меняться. Китайская...
8406. Древний Китай 64.5 KB
  Древний Китай История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э. 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э. 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э. 4) Хань - 206 г...
8407. Реклама и ценностные ориентиры в обществе 206.38 KB
  Объектом данной курсовой работы является PR-деятельность страховой компании Альфастрахование. Данная компания была выбрана в качестве объекта исследования, так как позиционирует себя как одна из лучших страховых компаний в России и имеет богатую историю, а значит и опыт, в сфере PR-стратегий.