2503

Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Русский

2013-01-06

24.59 KB

144 чел.

План-конспект открытого урока на тему: « Техники в живописи» в 1-м классе Детской Художественной Школы им. Ю. В. Волкова в г. Евпатория.

Преподаватель: Бойко А. П.

Тема: « Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками».

Образовательная цель урока:

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Воспитательная цель урока:

Важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности.

Наглядные пособия для учащихся:

Книги с репродукциями художников неоимпрессионистов ( П.Синьяк, Ж. Сера,..) , Винсент Ван Гог ( Картины ( Звездная ночь, Крестьянские хижины в Овере, Вид на Монмартр, Доктор Гаше, Хижины в Кордевилле, Пейзаж с оливами, Автопортрет, Пшеничное поле с кипарисами); биография Ван Гога).

Примеры работ по данной теме.

Схема цветового круга.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:

-Собрать внимание детей;

-Повторение пройденного- цветовой круг, взаимодополняемые цвета, смешивание цветов.

  1.  Сообщение цели и задачи урока.
  2.  Объяснение нового материала.
  3.  Беседа.
  4.  Подведение итогов.

Среди всего многообразия течений и направлений современной живописи существенное место занимает пуантилизм- от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Данный стиль в искусстве является направлением неоимпрессионизма, когда художники писали отдельными четкими мазками в виде мелких квадратов или точек.

Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера, который опирался на научную теорию дополнительных цветов. Путем оптического смешения трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Техника пуантилизма позволяет создавать очень много ярких и контрастных по колориту работ, которые могли передать все нюансы цвета. Кроме Ж. Сера известными художниками, которые писали в стиле пуантилизма, стали П. Синьяка и Дж. Балла.

Таким образом, пуантилизм можно отнести к живописному методу, на основе которого впоследствии в живописи возникло течение постимпрессионизма. Другим названием пуантилизма является дивизионизм, которое произошло от латинского слова divisio, что значит «дробление», «разделение». Работы в технике пуантилизма хорошо воспринимать с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности: к любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый. Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.

Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами. Как правило, насыщенность цвета, полученного в результате оптического смешения - двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

Мазок - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, вытянутым или коротким, широким или узким, пастозным в зависимости от темперамента живописца.

Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.

Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.

В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Мазок нужно класть по форме. Каждый мазок подчеркивает форму и придает больший объем. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

Практическая работа:

Этапы работы:

-грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;

- наметить основные формы и пропорции предметов натюрморта;

- делается пару мазков в теневой и световой части предметов ,для дальнейшего правильного распределения оттенков.

Наглядно провожу объяснение, для лучшего понятия темы, объясняю последовательность выполнения работы. После объяснения учащиеся приступают к работе. Первой выполняют работу в технике пуантилизм. Второй- техника мазок. Для дальнейшего сравнения техник будет поставлен один натюрморт ( тыква ,яблоко, груша) .

Для правильного выполнения работы ученики пользуются схемами цветового круга.

Во время практической работы класс постоянно контролируется учителем.

В поле зрения находятся все ученики.

Во время работы учитываю индивидуальные и ошибки всего класса ,поясняя ,обращаю на них внимание, устраняю.

Во время проведения занятия обращаю внимание на хорошие работы ,делаю на них акцент, хваля ученика.

После выполненной практической работы , вместе с учениками подвожу итог занятия, провожу короткий опрос по пройденной теме, все ли было понятно ученикам, выполняем сравнительные характеристики по поводу двух стилей выполнения живописной работы.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они хорошо видны.

В средних и слабых работах нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Домашнее задание:

Домашним заданием было- повторение стилей пуантилизм и техника мазок. Выполнение нескольких работ ( пейзаж, натюрморт) в данных техниках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39102. Содержание права природопользования 31.85 KB
  Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
39103. Формирование массового экологического мировоззрения 99.5 KB
  Экологическая этика учит что не только к человеку но и ко всем живым существам а также к экосистемам и даже как полагают некоторые экофилософы участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру субъекту а не как к вещи[12]. Экологическая этика направляет природоохранные действия в двух направлениях: 1 люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы охраняют природу ради нее самой; 2 эти действия совершаются из морального принципа без какихлибо корыстных интересов человека а то и ему...
39104. Гомеостатические свойства биосферы 119.5 KB
  Рассмотренные выше взаимоотношения хищник жертва в данном контексте можно описать несколько подробнее; так в водной экосистеме хищные рыбы щука в пруду поедают другие виды рыбжертвы карась; если численность карася будет увеличиваться это пример положительной обратной связи; щука питаясь карасем снижает его численностьэто пример отрицательной обратной связи; при росте числа хищников снижается число жертв и хищник испытывая недостаток пищи также снижает рост своей популяции; в конце концов в рассматриваемом пруду устанавливается...
39105. Устойчивая энергетика 26.92 KB
  К началу третьего тысячелетия стало очевидным, что человечество в лихорадочной гонке производства и неумеренного потребления жизненных благ вошло в противоречие с законами развития биосферы и поставило под вопрос возможность продолжения собственного существования.
39106. Экологические обязанности граждан и общественных объединений 80 KB
  Ответ напрашивается сам собой если бы люди реально представляли последствия своих действий а не редко и бездействий если бы был ужесточен контроль за деятельностью предприятий и людей в области предотвращения загрязнения окружающей среды а также применение более жестких санкций за причинение вреда всей экологии в целом тогда возможно экологическая ситуация была бы не столь плачевна. Одно радует с принятием Конституции РФ в 1993году закрепилось право на благоприятную окружающую среду а так же Федерального закона Об охране окружающей...
39107. Природоохранное управление процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации 406.5 KB
  Вместе с тем, специальных исследований, посвящённых изучению проблем природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации не проводилось. Недостаточно изучена специфика деятельности органов государственной власти в России в данной области.
39108. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем 36.93 KB
  Возникновение глобализации 4 2. Общество и процессы глобализации 5 3. Проявления глобализации 8 4. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.
39109. Устойчивое сельское хозяйство 26.34 KB
  Современное состояние и тенденции развития сельских территорий 2. Цели принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий 3. Направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Заключение Список литературы Введение Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662р определены основные цели государственной аграрной...
39110. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы 55 KB
  В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.