2503

Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Русский

2013-01-06

24.59 KB

141 чел.

План-конспект открытого урока на тему: « Техники в живописи» в 1-м классе Детской Художественной Школы им. Ю. В. Волкова в г. Евпатория.

Преподаватель: Бойко А. П.

Тема: « Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками».

Образовательная цель урока:

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Воспитательная цель урока:

Важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности.

Наглядные пособия для учащихся:

Книги с репродукциями художников неоимпрессионистов ( П.Синьяк, Ж. Сера,..) , Винсент Ван Гог ( Картины ( Звездная ночь, Крестьянские хижины в Овере, Вид на Монмартр, Доктор Гаше, Хижины в Кордевилле, Пейзаж с оливами, Автопортрет, Пшеничное поле с кипарисами); биография Ван Гога).

Примеры работ по данной теме.

Схема цветового круга.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:

-Собрать внимание детей;

-Повторение пройденного- цветовой круг, взаимодополняемые цвета, смешивание цветов.

  1.  Сообщение цели и задачи урока.
  2.  Объяснение нового материала.
  3.  Беседа.
  4.  Подведение итогов.

Среди всего многообразия течений и направлений современной живописи существенное место занимает пуантилизм- от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Данный стиль в искусстве является направлением неоимпрессионизма, когда художники писали отдельными четкими мазками в виде мелких квадратов или точек.

Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера, который опирался на научную теорию дополнительных цветов. Путем оптического смешения трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Техника пуантилизма позволяет создавать очень много ярких и контрастных по колориту работ, которые могли передать все нюансы цвета. Кроме Ж. Сера известными художниками, которые писали в стиле пуантилизма, стали П. Синьяка и Дж. Балла.

Таким образом, пуантилизм можно отнести к живописному методу, на основе которого впоследствии в живописи возникло течение постимпрессионизма. Другим названием пуантилизма является дивизионизм, которое произошло от латинского слова divisio, что значит «дробление», «разделение». Работы в технике пуантилизма хорошо воспринимать с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности: к любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый. Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.

Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами. Как правило, насыщенность цвета, полученного в результате оптического смешения - двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

Мазок - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, вытянутым или коротким, широким или узким, пастозным в зависимости от темперамента живописца.

Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.

Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.

В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Мазок нужно класть по форме. Каждый мазок подчеркивает форму и придает больший объем. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

Практическая работа:

Этапы работы:

-грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;

- наметить основные формы и пропорции предметов натюрморта;

- делается пару мазков в теневой и световой части предметов ,для дальнейшего правильного распределения оттенков.

Наглядно провожу объяснение, для лучшего понятия темы, объясняю последовательность выполнения работы. После объяснения учащиеся приступают к работе. Первой выполняют работу в технике пуантилизм. Второй- техника мазок. Для дальнейшего сравнения техник будет поставлен один натюрморт ( тыква ,яблоко, груша) .

Для правильного выполнения работы ученики пользуются схемами цветового круга.

Во время практической работы класс постоянно контролируется учителем.

В поле зрения находятся все ученики.

Во время работы учитываю индивидуальные и ошибки всего класса ,поясняя ,обращаю на них внимание, устраняю.

Во время проведения занятия обращаю внимание на хорошие работы ,делаю на них акцент, хваля ученика.

После выполненной практической работы , вместе с учениками подвожу итог занятия, провожу короткий опрос по пройденной теме, все ли было понятно ученикам, выполняем сравнительные характеристики по поводу двух стилей выполнения живописной работы.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они хорошо видны.

В средних и слабых работах нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Домашнее задание:

Домашним заданием было- повторение стилей пуантилизм и техника мазок. Выполнение нескольких работ ( пейзаж, натюрморт) в данных техниках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78887. Наука и философия. Концепции взаимоотношений философии и науки 29.5 KB
  Наука и философия Нау́ка особый вид человеческой познавательной деятельности направленный на получениеуточнение и производство объективных системноорганизованных и обоснованных знаний о природе обществе и мышлении. Философия обычно описывается как теория или наука одна из форм мировоззрения одна из форм человеческой деятельности особый способ познания. Отличия философии от науки: 1 философия – целостное знание наука – отдельные дисциплины; 2 философия – ценностное знание в науке главное – истина. Яковлевой...
78888. Структура теоретического знания 32 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания. Научные законы – регулярные...
78889. Соотношение эмпирии и теории 24.5 KB
  Соотношение эмпирии и теории. Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории Дело в том что несмотря на теоретическую нагруженность эмпирический уровень является более устойчивым более прочным чем теоретический. Если бы было иначе то получался бы логический круг и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.
78891. Основания науки 32 KB
  Основания науки Наука выступая как целостная развивающаяся система имеет собственные основания обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности и как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт К основаниям науки относят фундаментальные принципы понятийный аппарат идеалы нормы и стандарты научного исследования. Принято считать что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира...
78894. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания 32.5 KB
  Изменчивость механизмов порождения научного знания. Важнейшей характеристикой знания является его динамика т. Развитие знания сложный диалектический процесс имеющий определенные качественно различные этапы. от незнания к знанию от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.
78895. Формирование первичных теоретических моделей и законов 33 KB
  Законы науки направленные на отражение природной закономерности формулируются с использованием искусственных языков своей дисциплинарной области. Законы выработанные человеческим сообществом как нормы человеческого сосуществования значительно отличаются от законов естественных наук и имеют как правило конвенциальный характер. Выделяют вероятностные статистические законы основанные на вероятностных гипотезах относительно взаимодействия большого числа элементов и динамические законы т. законы в форме универсальных условий.