2503

Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Русский

2013-01-06

24.59 KB

144 чел.

План-конспект открытого урока на тему: « Техники в живописи» в 1-м классе Детской Художественной Школы им. Ю. В. Волкова в г. Евпатория.

Преподаватель: Бойко А. П.

Тема: « Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками».

Образовательная цель урока:

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Воспитательная цель урока:

Важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности.

Наглядные пособия для учащихся:

Книги с репродукциями художников неоимпрессионистов ( П.Синьяк, Ж. Сера,..) , Винсент Ван Гог ( Картины ( Звездная ночь, Крестьянские хижины в Овере, Вид на Монмартр, Доктор Гаше, Хижины в Кордевилле, Пейзаж с оливами, Автопортрет, Пшеничное поле с кипарисами); биография Ван Гога).

Примеры работ по данной теме.

Схема цветового круга.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:

-Собрать внимание детей;

-Повторение пройденного- цветовой круг, взаимодополняемые цвета, смешивание цветов.

  1.  Сообщение цели и задачи урока.
  2.  Объяснение нового материала.
  3.  Беседа.
  4.  Подведение итогов.

Среди всего многообразия течений и направлений современной живописи существенное место занимает пуантилизм- от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Данный стиль в искусстве является направлением неоимпрессионизма, когда художники писали отдельными четкими мазками в виде мелких квадратов или точек.

Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера, который опирался на научную теорию дополнительных цветов. Путем оптического смешения трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Техника пуантилизма позволяет создавать очень много ярких и контрастных по колориту работ, которые могли передать все нюансы цвета. Кроме Ж. Сера известными художниками, которые писали в стиле пуантилизма, стали П. Синьяка и Дж. Балла.

Таким образом, пуантилизм можно отнести к живописному методу, на основе которого впоследствии в живописи возникло течение постимпрессионизма. Другим названием пуантилизма является дивизионизм, которое произошло от латинского слова divisio, что значит «дробление», «разделение». Работы в технике пуантилизма хорошо воспринимать с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности: к любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый. Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.

Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами. Как правило, насыщенность цвета, полученного в результате оптического смешения - двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

Мазок - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, вытянутым или коротким, широким или узким, пастозным в зависимости от темперамента живописца.

Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.

Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.

В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Мазок нужно класть по форме. Каждый мазок подчеркивает форму и придает больший объем. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

Практическая работа:

Этапы работы:

-грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;

- наметить основные формы и пропорции предметов натюрморта;

- делается пару мазков в теневой и световой части предметов ,для дальнейшего правильного распределения оттенков.

Наглядно провожу объяснение, для лучшего понятия темы, объясняю последовательность выполнения работы. После объяснения учащиеся приступают к работе. Первой выполняют работу в технике пуантилизм. Второй- техника мазок. Для дальнейшего сравнения техник будет поставлен один натюрморт ( тыква ,яблоко, груша) .

Для правильного выполнения работы ученики пользуются схемами цветового круга.

Во время практической работы класс постоянно контролируется учителем.

В поле зрения находятся все ученики.

Во время работы учитываю индивидуальные и ошибки всего класса ,поясняя ,обращаю на них внимание, устраняю.

Во время проведения занятия обращаю внимание на хорошие работы ,делаю на них акцент, хваля ученика.

После выполненной практической работы , вместе с учениками подвожу итог занятия, провожу короткий опрос по пройденной теме, все ли было понятно ученикам, выполняем сравнительные характеристики по поводу двух стилей выполнения живописной работы.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они хорошо видны.

В средних и слабых работах нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Домашнее задание:

Домашним заданием было- повторение стилей пуантилизм и техника мазок. Выполнение нескольких работ ( пейзаж, натюрморт) в данных техниках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78416. Строение генератора, схема соединения обмоток 254.13 KB
  Продольный и поперечный разрезы тягового асинхронного генератора ГС501А Генератор ГС является синхронной электрической машиной защищенного исполнения с явно выраженными полюсами на роторе с независимым возбуждением с принудительной вентиляцией. Вращения генератора по часовой стрелке если смотреть со стороны контактных колец. К корпусу статора параллельно его оси с двух сторон приварены опорные лапы для установки генератора на поддизельные раму.
78417. Конструкция и принцип действия ТЭД 988.75 KB
  Две ступени возбуждения и гиперболическая зависимость напряжения от тока на зажимах тягового генератора обеспечивают изменение частоты вращения тягового электродвигателя в широком диапазоне. Работа тягового электродвигателя в диапазоне от максимально допустимого к длительному тока возможна кратковременно и есть пусковой зоной для локомотива. Остов выполняет роль магнитопровода как для главных так и дополнительных полюсов а также горловину для установки подшипниковых щитов моторноосевую часть и носики для крепления электродвигателя на...
78418. Строение вспомогательных электрических машин 324.26 KB
  Стартергенератор ПСГУ2 2ТЭ четырехполюсных электрическая машина постоянного тока которая предназначена для работы в двух режимах: стартерные как электродвигатель последовательно возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в генераторном как вспомогательный генератор с независимым возбуждением осуществляет питание электрических цепей управления и электродвигателей постоянного тока собственных нужд освещение и заряда аккумуляторной батареи тепловоза при напряжении 110 3 В. Этим достигается увеличение маховой...
78419. Способы управления электроприводами. Схемы ручного управления электроприводами. Контакторные, контроллерные и командно-контроллерные схемы управления 927.72 KB
  Контроллерные системы управления применяют преимущественно в ЭП мощностью до 20 кВт (в отдельных случаях и большей мощности). Управление ЭП при данной системе осуществляется силовым кулачковым контроллером серии КВ, контакты которого включены в силовую цепь ЭД
78420. Элементы и схемы автоматизированных систем управления судовыми электроприводами 317.94 KB
  Системы релейно-контакторного управления состоят из двигателя постоянного или переменного тока магнитного пускателя или контроллера командоконтроллера и ящиков сопротивлений в схемах на постоянном токе. Систему генератор двигатель Г Д применяют в электродвигателях большой и средней мощности с плавным регулированием скорости в широких пределах. Систему частотного регулирования асинхронного двигателя с использованием машинного преобразователя частоты система Д СГ АД применяют в многодвига тельных приводах с одинаковым режимом работы...
78421. Электроприводы по системе генератор – двигатель 192.88 KB
  Здесь ДПТ двигатель переменного тока обычно асинхронный; Г генератор постоянного тока независимого возбуждения получающий ток возбуждения от небольшого генератора с параллельным возбуждением В; Д регулируемый двигатель и РМ рабочий механизм например рулевая машина. Регулирование скорости вращения двигателя получается достаточно экономичным так как здесь изменение напряжения U на зажимах двигателя достигается путем изменения относительно небольшого тока в обмотке возбуждения генератора. В этом случае изменяют направление тока в...
78422. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ В СУДОВОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ 179.22 KB
  Преобразователи для управления приводом постоянного или переменного тока. Принципы построения схем преобразователей для управления приводом постоянного тока Тиристорный привод постоянного тока применяется прежде всего для замены системы генератор двигатель. В реверсивных выпрямителях схемы усложняются в зависимости от способа изменения направления вращения: изменением направления тока возбуждения без изменения направления тока в цепи якоря электродвигателя; изменением направления тока в цепи якоря с помощью двух вентильных групп...
78423. Защита судовых электроприводов. Требования , предъявляемые к защитным устройствам. Виды защиты систем управления ЭП 110.76 KB
  Например в рулевых электроприводах применяется защита от токов короткого замыкания при перегрузке включается сигнализация при снижении напряжения срабатывает не нулевая а минимальная защита обеспечивающая автоматическое повторное включение электропривода после восстановления напряжения более подробно см. При подаче напряжения на выводы А и В начинает протекать ток через параллельную обмотку возбуждения L. Защиты по снижению напряжения Причины и последствия снижения напряжения...