2503

Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Русский

2013-01-06

24.59 KB

144 чел.

План-конспект открытого урока на тему: « Техники в живописи» в 1-м классе Детской Художественной Школы им. Ю. В. Волкова в г. Евпатория.

Преподаватель: Бойко А. П.

Тема: « Техники в живописи - пуантилизм и техника мазками».

Образовательная цель урока:

Этот урок направлен на ознакомление учащихся с разнообразием техник в живописи. Формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий. Ознакомить детей с различными изобразительными средствами для передачи изображений. Развитие восприятия цвета и колористического видения. Научить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Воспитательная цель урока:

Важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности.

Наглядные пособия для учащихся:

Книги с репродукциями художников неоимпрессионистов ( П.Синьяк, Ж. Сера,..) , Винсент Ван Гог ( Картины ( Звездная ночь, Крестьянские хижины в Овере, Вид на Монмартр, Доктор Гаше, Хижины в Кордевилле, Пейзаж с оливами, Автопортрет, Пшеничное поле с кипарисами); биография Ван Гога).

Примеры работ по данной теме.

Схема цветового круга.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:

-Собрать внимание детей;

-Повторение пройденного- цветовой круг, взаимодополняемые цвета, смешивание цветов.

  1.  Сообщение цели и задачи урока.
  2.  Объяснение нового материала.
  3.  Беседа.
  4.  Подведение итогов.

Среди всего многообразия течений и направлений современной живописи существенное место занимает пуантилизм- от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Данный стиль в искусстве является направлением неоимпрессионизма, когда художники писали отдельными четкими мазками в виде мелких квадратов или точек.

Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера, который опирался на научную теорию дополнительных цветов. Путем оптического смешения трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Техника пуантилизма позволяет создавать очень много ярких и контрастных по колориту работ, которые могли передать все нюансы цвета. Кроме Ж. Сера известными художниками, которые писали в стиле пуантилизма, стали П. Синьяка и Дж. Балла.

Таким образом, пуантилизм можно отнести к живописному методу, на основе которого впоследствии в живописи возникло течение постимпрессионизма. Другим названием пуантилизма является дивизионизм, которое произошло от латинского слова divisio, что значит «дробление», «разделение». Работы в технике пуантилизма хорошо воспринимать с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности: к любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый. Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.

Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами. Как правило, насыщенность цвета, полученного в результате оптического смешения - двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

Мазок - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, вытянутым или коротким, широким или узким, пастозным в зависимости от темперамента живописца.

Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.

Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.

В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Мазок нужно класть по форме. Каждый мазок подчеркивает форму и придает больший объем. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

Практическая работа:

Этапы работы:

-грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;

- наметить основные формы и пропорции предметов натюрморта;

- делается пару мазков в теневой и световой части предметов ,для дальнейшего правильного распределения оттенков.

Наглядно провожу объяснение, для лучшего понятия темы, объясняю последовательность выполнения работы. После объяснения учащиеся приступают к работе. Первой выполняют работу в технике пуантилизм. Второй- техника мазок. Для дальнейшего сравнения техник будет поставлен один натюрморт ( тыква ,яблоко, груша) .

Для правильного выполнения работы ученики пользуются схемами цветового круга.

Во время практической работы класс постоянно контролируется учителем.

В поле зрения находятся все ученики.

Во время работы учитываю индивидуальные и ошибки всего класса ,поясняя ,обращаю на них внимание, устраняю.

Во время проведения занятия обращаю внимание на хорошие работы ,делаю на них акцент, хваля ученика.

После выполненной практической работы , вместе с учениками подвожу итог занятия, провожу короткий опрос по пройденной теме, все ли было понятно ученикам, выполняем сравнительные характеристики по поводу двух стилей выполнения живописной работы.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они хорошо видны.

В средних и слабых работах нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Домашнее задание:

Домашним заданием было- повторение стилей пуантилизм и техника мазок. Выполнение нескольких работ ( пейзаж, натюрморт) в данных техниках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4229. Практикум по химии для судентов 1.27 MB
  Введение Под химией нефти и газа подразумевается область знаний, охватывающая изучение химического состава нефти и газов, ее отдельных фракций или индивидуальных веществ, выделенных из нефтяных и газовых фракций. Задачей химии нефти и газа является...
4230. Створення форм засобами MS Access 97.5 KB
  Створення форм засобами MSAccess Мета роботи: Вивчення основ створення форм за допомогою Майстра форм Завдання: Створити форми для відображення даних з створених таблиць бази даних. Форми повинні дозволяти редагувати дані з таблиць та відображ...
4231. Знайомство з сервером бази даних Access та створення тестової бази даних 236.5 KB
  Знайомство з сервером бази даних Access та створення тестової бази даних Мета роботи: Вивчення основ побудови бази даних засобами середовища Access Завдання: Створити структуру бази даних, модифікувати її, ввести дані у таблицю. Перша таблиця бази д...
4232. Економічна теорія опорний конспект лекцій 858 KB
  В курсі лекцій висвітлюються загальні основи економічного життя суспільства розкриваються закономірності розвитку суспільного виробництва з’ясовується механізм дії ряду економічних законів та механізм використання їх людьми у процесі господар...
4233. Економіка будівельної сфери. Курс лекцій 446.5 KB
  Тема №1. Вступ. Предмет і завдання. Зміст і роль курсу Економіка будівництва План. 1. Поняття економіка. 2. Предмет і завдання курсу. 3. Зміст і роль курсу. Поняття економіка вперше ввів великий мислитель Стародавньої Греції Аристотель (384 – 3...
4234. Введение в экономику. Рыночная экономка и ее законы 64.19 KB
  Введение в экономику Слово экономика можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как род занятий (в переводе с греч. означает умение вести хозяйство) во-вторых, как науку. Все науки, известные человеку делятся на естественные, о...
4235. Капітал підприємства та його ефективне використання 564 KB
  Капітал підприємства та його ефективне використання. Виробництво як джерело підприємницького прибутку Виробництво та потреби Технологія виробництва та виробнича функція Ефективність виробництва Виробництво та потреби Виробництво...
4236. Економіка праці та соціально-трудові відносини 714.5 KB
  В умовах функціонування економіки України на ринкових засадах найбільш суттєві зміни відбуваються у сфері соціально-трудових відносин. Питання і проблеми, які тут виникають, надзвичайно гострі і складні, оскільки зачіпають інтереси всього насе...
4237. Значение медицинской генетики для общей патологии человека. Классификация болезней человека (генетические аспекты) 759 KB
  Значение медицинской генетики для общей патологии человека. Классификация болезней человека (генетические аспекты) Прогресс в развитии медицины и общества приводит к относительному возрастанию доли генетически обусловленной патологии в заболеваемости...