2507

Понятие, сущность, функции и цели международного права

Лекция

Мировая экономика и международное право

Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов по средствам юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Русский

2013-01-06

26.24 KB

131 чел.

Тема: Понятие, сущность, функции и цели международного права.

ВГП – внутригосударственная правовая система.

МП – международное право.

Возник в 19 веке.

1. Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов по средствам юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект МП – это самостоятельное образование, которое, благодаря своим возможностям и юридическим свойствам, способно обладать правами и обязанностями по МП, участвует в создании и реализации его норм.

К субъектам МПП (международное публичное право) относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство – подобные образования, международные учреждения.

Объект МП – это регулирование системы международных отношений, которые выступают как совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными отношениями, действующими на международной арене.

2. Сущность МП раскрывается в его сопоставлении с ВГП.

Обе эти правовые системы имеют как сходства, так и различия.

Сходства между МП и ВГП заключаются в том, что они:

  1.  Представляют собой совокупность юридических принципов и норм – обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
  2.  Обладают сходной структурой (принципы – отрасли – подотрасли – институты – нормы).
  3.  Используют практически одни и те же юридические конструкции и определения.

Своеобразие МП проявляется в следующих аспектах (различия):

  1.  Две правовые системы различаются по объекту регулирования, МП охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента. ВГП регулирует отношения с участием международных аспектов, отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.
  2.  Субъектами ВГП являются физ. и юр. лица, органы государство. Субъекты МП – это образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы).
  3.  ВГМ и МП различаются по доминирующим формам источников. Во ВГП преобладает нормативный акт в виде закона, а в МП преобладают обычаи и договоры.
  4.  Различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. В межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы МП создаются самими субъектами МП, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП (международное публичное право).
  5.  В отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы МП имеют общий демократический характер.
  6.  В межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование МП и его применения отличаются от функционирования и применения ВГП.

Содержание и сущность МПП раскрывается в сравнении его с МЧП. МПП и МЧП различаются по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования, форме ответственности и сфере действия.

1. Субъектами МПП являются государства. Субъектами МЧП физ. и юр. лица.

2. Объектом МПП является целый комплекс международных отношений в различных областях, прежде всего межгосударственного (публичного) взаимодействия. Объектом МЧП являются частно - правовые отношения с иностранным элементом.

3. К источникам МПП относятся международный договор и международный обычай. К источникам МЧП относят национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.

4. МПП регулирует общественные отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств. МЧП в качестве метода регулирования избирает преодоление коллизий (тупик, непонимание, не соглашение).

5. Формой ответственности в МПП является международно-правовая ответственность. В МЧП гражданско-правовая ответственность.

6. МПП – это глобальная система права. МЧП – это национальная система права.

МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, обе правовые системы имеют однородную направленность (регулируют международные отношения).

МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм МЧП.

МЧП – является не самостоятельной правовой системой, она является комплексным образованием, включающим в себя международно-правовые и внутригосударственные нормы, регулирующие однородные отношения.

3. Функции МПП.

Функции МПП – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По внешним признакам они делятся на две группы:

  1.  Социально-политические функции.
  2.  Юридические функции.

К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:

  1.  Функции поддержания в системе международных отношений должностного стабильного порядка.
  2.  Функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы, применение силы)
  3.  Функции интернациолизации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами и укреплением тем самым международного сообщества.
  4.  Информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использований права в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересом и ценностям.

Ко второй группе функций МПП, суть которой составляет регулирование межгосударственных отношений, относятся:

  1.  Координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавлявают обще-приемлимые стандарты поведения вразличных областях взаимоотношений государств.
  2.  Регулирующая функция которая проявляется в принятии государствами твердо установленные правила, без которых невозможны их совместное существование и общение.
  3.  Обеспечительная функция, содержание которой состоит в том что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения.
  4.  Охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов которые защищают законные права и интересы государств.

4. Цели международного права.

Цель международного права – это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юридическую силу.

Устав ООН (193 государства) определил осн.цели МП:

  1.  Поддерживать мир и безопасность;
  2.  Развивать дружеские отношения;
  3.  Осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем (экономического, культурного, социального и гуманитарного характера, и в поощрении и развитии уважения к правам человека);
  4.  Создавать условия при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам вытекающим из договоров и других источников МП);

Генеральная ассамблея ООН – это учрежденный в 1945г в соответствии с уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган ООН. Ассамблея состоит из 193 членов ООН и служат форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отраженных в уставе.

Функции и полномочия генеральной ассамблеи:

  1.  Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения и делать соответствующие рекомендации;
  2.  Обсуждать любые вопросы относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой либо спор или ситуация находится на рассмотрении совета безопасности;
  3.  Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития МП, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной, гуманитарной областях и областях культуры, образования и здравоохранения;
  4.  Рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которые могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
  5.  Получать и рассматривать доклад совета безопасности и других органов ООН;
  6.  Рассматривать и утверждать в бюджет ООН и устанавливать размер начисляемых взносов, государств, членов;
  7.  Избирать непостоянных членов совета безопасности и членов других советов и органов ООН и по рекомендации сов. безопасности назначить генерального секретаря.

21.09.12

Найти устав ООН

Тема: Признание и правопреемство в МП.

Признание в МП представляет собой международно-правовые действия субъектов МП, которые он констатирует юридически значимые события, факты или поведение субъектов МП.

Посредством актов признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке, так же признание констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания.

Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Виды и формы признания.

Существуют две формы признания:

  1.  Признание de-jure – это признание полное и окончательное. Оно представляет собой установленные между субъектами МП международные отношения и установленные дипломатические отношения.
  2.  Признание de-facto – это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются тогда, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами.

Как специфический вид признания можно рассматривать как признание ad hoc (признание на данный случай). Это признание происходит тогда, когда одно государство вступает с другим государством ли правительством в какие-то «разовые» отношения.

Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств. Однако эмигрантское правительство теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях.

Основной критерий для признания нового правительства – это его эффективность, то есть действительное, фактическое, обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление.

Основной критерий признания в данном случае независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходят новые независимые государства, возникшие в результате революции, войны, объединения или раздела государств.

Признание правительства происходит одновременно с признанием нового государства.

Однако возможно признание правительства без признания государства. Например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские революции, войны, перевороты).

Правопреемство.

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами МП заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территорий, собственности, членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают:

  1.  Государство – предшественник (это государство, которое было сменено другим при правопреемстве).
  2.  Государство – правопреемник (это государство, сменившее предшественника).

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

На следующей паре семинар. Вопросы:

  1.  Венская конвенция 1978 года – о правопреемстве в отношении государственной собственности, госархивов и госдолгов.
  2.  Понятие, предмет МП. Функции МП, система, принципы.
  3.  Объекты и субъекты МП. Нормы и источники МП.
  4.  Международные отношения.
  5.  Признание и правопреемство в МП.
  6.  Международное и внутригосударственное право.
  7.  Проанализировать состав субъектов МП.
  8.  Выявить отличия международных отношений с любыми иными правоотношениями.
  9.  Проанализировать содержание норм, применительных к правопреемству бывшего СССР.
  10.  Провести сопоставление норм конституции России 1993 года и норм конституции России 1978 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17016. Управління організаційними змінами 57 KB
  ТЕМА 9. Управління організаційними змінами План лекції Сутність організаційних змін. Процес організаційних змін. 1. Сутність організаційних змін В процесі функціонування організації під впливом численних факторів зовнішнього середовища виникає
17017. Основи теорії мотивації 12.21 MB
  ТЕМА 10. Основи теорії мотивації План лекції Людський фактор в управлінні. Змістовні теорії мотивації. Процесні теорії мотивації. 1. Людський фактор в управлінні Привести в дію організовану систему для отримання необхідного результату можливо л
17018. Система і процес контролю 6.4 MB
  ТЕМА 11. Система і процес контролю План лекції Поняття та процес контролю. Види управлінського контролю. Ефективність контролю. 1. Поняття та процес контролю Контроль це процес забезпечення досягнення цілей організації шляхом постійного спост
17019. Інструменти управлінського контролю 5.62 MB
  ТЕМА 12. Інструменти управлінського контролю План лекції Фінансовий контроль. Операційний контроль. Контроль поведінки працівників. 1. Фінансовий контроль В спеціальній літературі з менеджменту існують різні підходи до класифікації засобів уп
17020. Управління групами 79.5 KB
  ТЕМА 14. Управління групами План лекції. Поняття та сутність груп в організації. Модель групової поведінки Дж. Хоманса. Типи груп в організації. 1. Поняття та сутність груп в організації Будьяка організація складається з великої кількості груп. Ке...
17021. Процес вимірювання рівня ультрафіолетового випромінювання 2.69 MB
  Штучне ультрафіолетове випромінювання широко використовується в хімічній промисловості, де також потрібний контроль його інтенсивності. В промисловості також існує чимало джерел мимовільного виникнення ультрафіолетового випромінювання, наприклад, зварювальні та інші електродугові пристрої...
17022. Вставлення в тексти документів графічних обєктів і формул 519.5 KB
  Практична робота №10 Тема: Вставлення в тексти документів графічних об'єктів і формул Мета: освоїти технології вставлення в тексти документів різних графічних об'єктів. Надбати навички з формування схем алгоритмів математичних формул та рівнянь. Обладнання: перс
17023. Виконання розрахунків у MatСad 104 KB
  Лабораторна робота №1 Тема. Виконання розрахунків у MatСad Мета: набуття навиків вводу і редагування формул використання стандартних функцій засвоєння особливостей застосування локального і глобального операторів присвоювання використання змінних що можу...
17024. Фізичні обчислення, розв’язання рівнянь і систем з використанням програми MathCad 243.5 KB
  Лабораторна робота №2 Тема: Фізичні обчислення розвязання рівнянь і систем з використанням програми MathCad. Мета: ознайомитися з простими прийомами рішення рівнянь систем рівнянь і нерівностей фізичних обчислень з використанням програми MathCad. Обладнання: ПК ПЗ ...