25070

Основные культурологические школы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Малиновский; Ее главная черта стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличивая ее.Парсонс; Она объединяет тех ученых которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном божественном развитии человеческого духа не в психике и не в биологической предыстории человечества а в его общественной природе и организации. Веселовский объясняла сходство материальной и духовной культуры. Основные культурологические концепции: Философия Гегеля как теория культуры...

Русский

2013-08-12

43.5 KB

61 чел.

Основные культурологические школы:

  1.  Общественно-историческая школа - Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит

к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России - Н.Я. Данилевский.

  1.  Натуралистическая школа – представители (З.Фрейд, Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский); Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека.
  2.  Социологическая школа – представители (Т.Элиот, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс); Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации.
  3.  Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс); Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации.
  4.  Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры.

Основные культурологические концепции:

Философия Гегеля как теория культуры, Гегель(1770-1831)-представитель классической немецкой философии, впервые поставил вопрос о соотношении культуры и человеческого разума. В философской системе Гегеля культура продолжала выступать как реализация разума, но не человеческого, а всемирного.

Философия культуры Шпенглера. Выдающийся немецкий философ, историк Освальд Шпенглер (1880-1936) развил учение о культуре как множество замкнутых "организмов" (египетского, китайского, индийского и др.), которые выражали "коллективную душу народа", как проходит определенный цикл жизни, который длится в течение тысячелетий.

Человек, творчество и культура в философии Бердяева. Выдающийся русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был первым разником духовного драматизма переломной эпохи, когда старые культурные формы стали тесными для дальнейшего развития человечества, которое перешло к созданию новых форм и средств воплощения.

Культура и бессознательное начало в концепции Фрейда. Австрийский мыслитель, врач-психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), проанализировав известные концепции культуры, решил сосредоточить свои исследования на самом человеке. Он создал новое направление в психологии и медицине, которое назвал психоанализом, принципы его распространил на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Культура и коллективное бессознательное в концепции Юнга. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), как и Фрейд, начинал работать врачом-психиатром. Однако он не остановился на сексуально-биологической трактовке бессознательного, а нашел, что типичные образы, которые появлялись его пациентам в сновидениях, совпадают с символами мировой культуры, о которых они не могли знать. Это явление Юнг объяснял как природную силу и определил как его коллективное бессознательное, а его первичные формы - архетипами коллективного бессознательного. Так, получалось, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологически.

"Вызов и Ответ" как движущая сила развития культуры в концепции А. Тойнби. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) много произведений посвятил подробным описаниям различных культур и создал общую концепцию развития культуры. Как и Шпенглер, он исходил из того, что в большом количестве существующих культур заложена определенная истину, однако каждый из них Тойнби рассматривал не как замкнутый в себе организм, а как ступень на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Считая, что человеческий путь не определяется божеством, он раскрыл альтернативы развития культуры.

Ценность как главный принцип культуры в концепции П.Сорокина. Выдающийся русский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), развивая концепции Шпенглера и Тойнби, признавал прогрессивное развитие современной западной культуры, но, определяя ее состояние как кризисное, оценивал ее как окончательный упадок, а как необходимое фазу становления новой цивилизации, что в конце концов объединит все человечество.

Культура как совокупность знаковых систем: структурализм К.Леви-Стросса, Мишель Фуко и др.. Заметное место в современной культуре занимает структурализм. Это - современное направление развития гуманитарного знания, связанный с использованием структурного метода моделирования, элементов семиотики, формализации и математики в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др.. Объектом исследования структурализма является культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода заключается в выявлении структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признание методологического примата отношений над элементами системы.

Концепция игры (Й.Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е.Финка). Распространенной сегодня среди культурологических концепций является концепция игровой культуры. Яркий ее представитель - голландский культуролог, историк и философ-идеалист Иоганн Хейзинга (1872-1945). Развитие культуры по его теории происходит в процессе игры. Вся культурное творчество - это игра: поэзия, музыка, художественное творчество, мораль и все возможные формы культуры. Анализ современного культурного состояния в аспекте теории игр совершил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Подвергая критике современную "массовую культуру", он противопоставляет ей "живую" культуру, является личным достоянием человека. Конкретные элементы такой культуры составляют элитарный пласт культурного процесса, что может противостоять "массовой культуре". Важным элементом человеческого бытия считает игру немецкий философ Е.Финка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46902. Колониальная политика 36 KB
  Над Тунисом был установлен протекторат Франции. Помимо Туниса в наиболее тяжелую зависимость от Франции попали страны Ближнего Востока Египет и Турция. До второй половины 70х годов в Египте властвовал французский капитал а вместе с ним и преобладало и политическое влияние Франции. В это время во Франции вторично пришел к власти Жюль Ферри который уже провел захват Туниса.
46903. Types of colloquial speech. The main distinctive features 36 KB
  Antitsipation constuction. Antitsipation represents the phenomenon in a sense opposite пролепсе, and consists in removal at the first place in the statement of a rheme component. Thus the thematic component in the form of the isolated noun finishes a design: I never met him in my whole life, Jack
46904. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Выготского для психологии 36 KB
  Теоретическое и практическое значение культурноисторической концепции Выготского для психологии. Это касается и роли Выготского в исследовании понятия деятельность.Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания В статье посвященной памяти своего учителя [Выготского Л.Давыдова относительно своего утверждения требуют с нашей точки зрения дополнительного обоснования поскольку даже на той же самой странице из Выготского на которую он ссылается можно найти и термин поведение а в других местах можно увидеть...
46908. Дмитрий Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост» 36 KB
  Ход урока.Сообщение темы и цели урока. А может ли имя героя Характер его подсказать И на судьбу повлиять Какова задача нашего урока Исследовать как имя героя может повлиять на его судьбу.Работа по теме урока.
46909. Издержки и прибыль фирмы 37.88 KB
  Предельные издержки изменение валовых издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции. Методы статистического изучения взаимосвязи социальноэкономических явлений. Статистическое изучение связи между причиной и следствием состоит из нескольких этапов. На втором этапе строится модель связи.
46910. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности 36.33 KB
  На основе Киевской Руси к середине ХII в. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси т. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Нигде боярство не было так сильно как в Червонной Руси.