25070

Основные культурологические школы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Малиновский; Ее главная черта стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличивая ее.Парсонс; Она объединяет тех ученых которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном божественном развитии человеческого духа не в психике и не в биологической предыстории человечества а в его общественной природе и организации. Веселовский объясняла сходство материальной и духовной культуры. Основные культурологические концепции: Философия Гегеля как теория культуры...

Русский

2013-08-12

43.5 KB

58 чел.

Основные культурологические школы:

  1.  Общественно-историческая школа - Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит

к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России - Н.Я. Данилевский.

  1.  Натуралистическая школа – представители (З.Фрейд, Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский); Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека.
  2.  Социологическая школа – представители (Т.Элиот, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс); Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации.
  3.  Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс); Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации.
  4.  Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры.

Основные культурологические концепции:

Философия Гегеля как теория культуры, Гегель(1770-1831)-представитель классической немецкой философии, впервые поставил вопрос о соотношении культуры и человеческого разума. В философской системе Гегеля культура продолжала выступать как реализация разума, но не человеческого, а всемирного.

Философия культуры Шпенглера. Выдающийся немецкий философ, историк Освальд Шпенглер (1880-1936) развил учение о культуре как множество замкнутых "организмов" (египетского, китайского, индийского и др.), которые выражали "коллективную душу народа", как проходит определенный цикл жизни, который длится в течение тысячелетий.

Человек, творчество и культура в философии Бердяева. Выдающийся русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был первым разником духовного драматизма переломной эпохи, когда старые культурные формы стали тесными для дальнейшего развития человечества, которое перешло к созданию новых форм и средств воплощения.

Культура и бессознательное начало в концепции Фрейда. Австрийский мыслитель, врач-психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), проанализировав известные концепции культуры, решил сосредоточить свои исследования на самом человеке. Он создал новое направление в психологии и медицине, которое назвал психоанализом, принципы его распространил на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Культура и коллективное бессознательное в концепции Юнга. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), как и Фрейд, начинал работать врачом-психиатром. Однако он не остановился на сексуально-биологической трактовке бессознательного, а нашел, что типичные образы, которые появлялись его пациентам в сновидениях, совпадают с символами мировой культуры, о которых они не могли знать. Это явление Юнг объяснял как природную силу и определил как его коллективное бессознательное, а его первичные формы - архетипами коллективного бессознательного. Так, получалось, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологически.

"Вызов и Ответ" как движущая сила развития культуры в концепции А. Тойнби. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) много произведений посвятил подробным описаниям различных культур и создал общую концепцию развития культуры. Как и Шпенглер, он исходил из того, что в большом количестве существующих культур заложена определенная истину, однако каждый из них Тойнби рассматривал не как замкнутый в себе организм, а как ступень на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Считая, что человеческий путь не определяется божеством, он раскрыл альтернативы развития культуры.

Ценность как главный принцип культуры в концепции П.Сорокина. Выдающийся русский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), развивая концепции Шпенглера и Тойнби, признавал прогрессивное развитие современной западной культуры, но, определяя ее состояние как кризисное, оценивал ее как окончательный упадок, а как необходимое фазу становления новой цивилизации, что в конце концов объединит все человечество.

Культура как совокупность знаковых систем: структурализм К.Леви-Стросса, Мишель Фуко и др.. Заметное место в современной культуре занимает структурализм. Это - современное направление развития гуманитарного знания, связанный с использованием структурного метода моделирования, элементов семиотики, формализации и математики в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др.. Объектом исследования структурализма является культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода заключается в выявлении структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признание методологического примата отношений над элементами системы.

Концепция игры (Й.Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е.Финка). Распространенной сегодня среди культурологических концепций является концепция игровой культуры. Яркий ее представитель - голландский культуролог, историк и философ-идеалист Иоганн Хейзинга (1872-1945). Развитие культуры по его теории происходит в процессе игры. Вся культурное творчество - это игра: поэзия, музыка, художественное творчество, мораль и все возможные формы культуры. Анализ современного культурного состояния в аспекте теории игр совершил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Подвергая критике современную "массовую культуру", он противопоставляет ей "живую" культуру, является личным достоянием человека. Конкретные элементы такой культуры составляют элитарный пласт культурного процесса, что может противостоять "массовой культуре". Важным элементом человеческого бытия считает игру немецкий философ Е.Финка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43089. Технологический процесс сборки и монтажа, «Микрофонного усилителя» с использованием технологической оснастки 480.5 KB
  Радиоэлектронная аппаратура (РЭА) широко применяется почти во всех отраслях народного хозяйства и стала активным катализатором их интенсивного развития. Для успешного выполнения предписанных ей функций РЭА должна обладать точностью, долговечностью, надежностью и экономичностью.
43090. ОБЛАКО ТЕГОВ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ДАННЫХ 33.5 KB
  Для параллельных вычислений особенно важен вопрос оценки эффективности. В случае визуализации больших объемов данных, этот вопрос связан с тем, в таких случаях для сокращения времени работы и объема пересылок лучше применять параллельный рендеринг, а в каких фильтрацию данных
43091. Привод стенда балансировки роторов электродвигателей выполненного по системе генератор двигатель (ГД) без обратных связей 4.33 MB
  Процесс развития автоматизации электроприводов может быть разбит на два основных этапа. К первому этапу относиться создание устройств, предназначенных для выполнения операций автоматического управления собственно электроприводом. Сюда включают операции пуска, торможения, реверса, изменения скорости и т.п.
43092. Проектирование РПУ 581 KB
  Для постоянства уровня выходного сигнала при значительных изменениях его на входе придется включить в схему систему АРУ и несколько каскадов УПЧ. Избирательность по зеркальному каналу будет обеспечивать преселектор а избирательность по соседнему каналу неперестраеваемые фильтры каскадов УПЧ. спектр импульса занимает широкий диапазон частот и необходимо выполнить условие о неискажении формы импульсного сигнала при усилении далее система АРУ регулирующая входное напряжение первых каскадов УПЧ которые осуществляют основное...
43093. Дидактичний проект розробки заняття навчання технічній творчості 1.78 MB
  Так можна сказати що творчість як діяльність це результат що є створення нових оригінальних і більш сучасних матеріальних і духовних цінностей що володіють об'єктивною чи суб'єктивною значимістю а в свою чергу технічна творчість являє собою ефективний засіб виховання цілеспрямований процес навчання та розвитку творчих вмінь учнів у результаті створення матеріальних технічних об’єктів з проявами корисності та новизни. Основними формами технічної творчості є: – бригада раціоналізаторів;...
43094. Расчет параметров компенсированной линейной дискретной антенны 347.5 KB
  Требования к синтезу антенны . Построение в декартовых координатах диаграмм направленности лепестков антенны . Расчет разности фаз и временной задержки для каждого элемента антенны 11 7.
43096. Проектирование силового одноосного гиростабилизатора на дважды интегрирующем гироскопе 5.81 MB
  подпись дата инициалы и фамилия САНКТПЕТЕРБУРГ 2010 Содержание: Введение 3 Техническое задание 5 Принципиальная кинематическая схема 6 Оценка условий эксплуатации проектируемого устройства 8 Аналитическое описание проектируемой системы 11 Математическая модель 11 Структурная схема проектируемого устройства 14 Выбор элементной базы 18 Стабилизирующий привод 18 Усилитель 21 Датчик угла по оси стабилизации 22 Чувствительный элемент 24 Датчик момента 24 Токоподводы...
43097. Расчет усилителя мощности звуковой частоты, состоящая из регулятора громкости, тембра и ИМС 789 KB
  Допустимый уровень нелинейных искажений: не более 1 9 Предусмотреть регулировку громкости и тембра по ВЧ и НЧ плавно потенциометром. Выбор и обоснование структурной схемы Вх Вых РГ регулятор громкости РТ – регулятор тембра T7283P – усилитель мощности. Регулятор тембра является обязательным узлом современного высококачественного устройства звуковоспроизведения...