25071

Мифология

Доклад

Культурология и искусствоведение

mutos сказание сказание и logos слово рассказ совокупность мифов созданных какимлибо народом или разными народами; система знаний о мире основанная на вере в сверхъестественное; научная дисциплина изучающая мифы их особенности элементы. Современные мифы вбирают в себя элементы заимствованные из других культурных форм в том числе и из науки. В современной культуре имеют хождение мифы различного вида: Старые мифы дожившие до наших дней преданья старины глубокой рассказы о духах вроде лешего и домового о колдовстве и...

Русский

2013-08-12

36.5 KB

1 чел.

Мифология (от греч. mutos - сказание, сказание и logos - слово, рассказ) - совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами); система знаний о мире, основанная на вере в сверхъестественное; научная дисциплина, изучающая мифы, их особенности, элементы.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки.

Мифология это не просто сумма верований. Люди, верящие в миф, живут и действуют так, как того требует миф. А это значит, что вера в миф стимулирует поведение, соответствующее этому мифу. Мифологические вымыслы могут найти подтверждение в действительности, потому что люди сами создают им подтверждения.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Характерные черты мифов.

1.Отождествление фантазии с реальностью.

2.Объяснение действительности в наглядно-образной форме.

3.Эмоциональная насыщенность. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

4.Связь с магией. Мифологические представления о сверхъестественных силах предполагают возможность влиять на них с целью получить их поддержку в решении какой-то задачи посредством магических действий.

5.Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Мифологические вымыслы возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям.

В современной культуре имеют хождение мифы различного вида:

«Старые» мифы — дожившие до наших дней «преданья старины глубокой», рассказы о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п.

«Новые» мифы. Это так называемые паранаучные (т. е. околонаучные) мифы: о летающих тарелках, о пришельцах, о снежном человеке и т. п. В отличие от «старых» мифов, которые имеют «донаучный» характер, «новые» мифы расцветают в условиях развитой науки. Они обычно воспринимаются как «загадочные» явления, которые не укладываются в существующую систему научного знания.

К «новым» мифам относятся и «обновленные» мифы. В них старые верования облекаются в новые одежды. Это астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях.

Мифологемы. Это мифы, которые обычно воспринимаются как суждения здравого смысла. Это стереотипные представления, которые кажутся настолько само собой разумеющимися, что их необоснованность просто не замечается. К мифологемам принадлежат, например, многие народные пословицы.

Идеологические мифы. Они отчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. В XX в. такие мифы приобретают особенно большое значение в жизни общества.

Например, национальные мифы, возвеличивающие «славное прошлое» народа и тем самым способствующие его сплочению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70228. Расстройства восприятия, иллюзии, галлюцинации. Дереализация и деперсонализация 95 KB
  Показанием к срочной даже без согласия больного госпитализации являются: C 12. Психосенсорные расстройства обычно являются проявлением: D 14. В каком случае иллюзии являются безусловным признаком психоза C Галлюцинации относятся к расстройствам невротического уровня.
70230. Визвольні ідеї Г.Сковороди, Т.Шевченка, І.Франка 132 KB
  Національна природа інтелігента визначається не кількістю його декларацій про любов до Батьківщини а відповідністю власної духовної діяльності специфіці менталітету рідного народу і потребам його розвитку спричинених своєрідністю конкретної історичної ситуації.
70231. Соціально-політичні погляди М.Грушевського 49.5 KB
  Політична думка в Україні у XIX—XX ст. формувалася в умовах, коли зникав традиційний сільськогосподарський уклад життя і його змінювало індустріальне суспільство, коли відбувалися процеси національно-культурного й національно-політичного відродження України.
70232. Політична культура як засіб завоювання та здійснення влади 75.5 KB
  Політична психологія має певну структуру. Вона містить політичні потреби, інтереси, почуття, настрої, традиції тощо. Політичні потреби - це ті потреби, задоволення яких пов’язано зі здійсненням влади. Вони можуть лише тим чи іншим чином стосуватися влади, а можуть виявлятися безпосередньо...
70233. Критичний утопічний соціалізм 26.5 KB
  Вихідними пунктами його плану з одного боку стала переконаність у провідній ролі індустріалів у суспільному житті а з іншого його ставлення до організації промисловості як одного з найважливіших чинників досягнення суспільного блага. Мислитель розглядав державну владу як основний засіб...
70234. Розвиток і особливості політичної думки в Росії 51 KB
  Слов’янофільство - вияв приязні, симпатії до слов’янства, зацікавлення ним з боку різних громадсько-політичних та культурних діячів, які, виходячи з етнічної та мовної спорідненості слов’ян, підтримували ідею їхнього тісного єднання. Форми вияву слов’янофільства були найрізноманітнішими...
70235. Діалектико-матеріалістичні погляди К. Маркса, Ф.Енгельса, В.І. Леніна 99.5 KB
  Перший виклад диалектичного матерiалiзму здiйснений 6ув Марксом у групi праць, написаних мiж 1844-м i 1848 роком пiд впливом Фоєр6ахової матерiалiстичної iнтерпретацii Гегеля, i його можна вважати епiзодом у Марксовому зростаннi як революцiйного соцiалiста.
70236. Політичні концепції ХХ століття 72 KB
  Значною мірою на формування сучасної парадигми політичної науки вплинули праці німецького філософа соціолога історика Макса Вебера 1864-1920. Як бачимо вирішальне значення відведено вождеві й бюрократії другорядна роль – парламенту що пояснюється негативною оцінкою їм політичних партій...