25076

Житейские знания

Доклад

Культурология и искусствоведение

образцы стандарты в соответствии с которыми строятся знания о мире. В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных познавательных процедур и соответственно три типа знания житейское мистическое и рациональное. Житейские знания отражают вещи и явления с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Вера это убеждение в истинности какоголибо знания при отсутствии доказательства его истинности.

Русский

2013-08-12

35.5 KB

4 чел.

Во всякой культуре складываются определенные когнитивные парадигмы – т.е. образцы, стандарты, в соответствии с которыми строятся знания о мире. В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных (познавательных) процедур и соответственно три типа знания – житейское, мистическое и рациональное.

Житейские знания отражают вещи и явления, с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Главные средства, с помощью которых они фиксируются, – обыденный опыт, наблюдательность и здравый смысл. Житейскому познанию чужды абстракции и сложные логические конструкции. Они необходимы, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке.

Мистикой в разговорной речи называют нечто загадочное, непонятное. Однако у этого понятия есть и более глубокий смысл. Под мистикой понимаются:

- вера в существование таинственных сверхъестественных сил, которые творят различные чудеса;

- вера в существование особых знаков, заклинаний и процедур, с помощью которых можно вступить в контакт с этими силами;

- практика использования мистических символов и ритуалов;

- особого рода психическое состояние – мистический экстаз, в котором человек чувствует свое «единение» с этими силами;

- рассказы, легенды о таинственных сверхъестественных силах и контакты людей с ними.

Верование и вера – не одно и то же. Вера – это убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательства его истинности. Верование – это знание, основанное на вере. В современном обществе склонность к мистическим верованиям развивается и поддерживается у людей в силу ряда условий:

- психологических (страхи перед опасностями, желание вернуться в мир сказок, стремление снять напряжение взрослой жизни);

- когнитивных (невежество, недостаток знаний, стереотипность мышления, вера в авторитеты, пренебрежение к науке);

- социальных (кризисные явления в экономической и политической жизни общества, превращение мифологии в сферу бизнеса).

Рациональное мышление развивается в противопоставлении мистическим верованиям. Основные особенности, отличающие мышление рационалиста:

- он считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме, стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям и эмоциям;

- придает большую ценность научному знанию;

- отказывается признать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями;

- полагает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием ее готов пересматривать свои представления.

В ходе рационального познания приходится принимать «на веру» какие-то положения, которые считаются гипотезами. Рациональные знания должны удовлетворять обязательным требованиям логики: обоснованности, последовательности, непротиворечивости. В наиболее развернутом виде рациональное знание находит воплощение в философии и науке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76534. Значение и место учебника по русскому языку. Анализ учебника русского языка 30 KB
  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель использования учениками: получение необходимой информации приобретения комплекса умения и навыков Для учителя: источник методической системы который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала чему и как учить. Систематизирующую: материал представлен в системе усвоение по системе от простого к сложному. Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция способ мышления основой является...
76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.