25089

Мораль как целостное общественное явление

Доклад

Культурология и искусствоведение

Альтруизм – нравственный принцип предписывающий сострадание и милосердие к другим людям бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Слово милосердие является самым близкими и понятными каждому человеку. Милосердие – свойство характера определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Милосердие – это: доброжелательное сострадательное отношение к другому человеку; сочувствие жалость сострадание любовь; благотворительность.

Русский

2013-08-12

42.5 KB

7 чел.

Мораль как целостное общественное явление можно осмыслить с помощью системы категорий этики.

Категории - от гр. утверждение - это форма осознания в понятиях общих способов отношения человека к миру. К категориям этики относятся основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, сущностные стороны морали. Категории этики неоднородны. Некоторые из них определяют универсальные значения нравственности, конечные цели личностного и общественного развития, наиболее общие исходные принципы морали.

Альтруизм – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви  Как принцип межличностных отношений альтруизм конкретизируется в принципе справедливости: «Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей», в принципе уважения: «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и принципе человеколюбия, или соучастия: «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, ибо в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Сам термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму.

В мягком варианте альтруизм означает большую заботу о других, чем о себе. В жестком варианте он может означать заботу о других в ущерб себе, вплоть до самоуничтожения. В этом жестком варианте он именуется по-русски самоотверженностью, самопожертвованием, самоотречением. И в мягком, и в жестком варианте альтруизм как норма поведения несостоятелен и губителен — как для самого альтруиста, так и для других.

В 20 веке альтруизм как особое проявление гуманистического воображения и поведения человека стал предметом социологических и социально-психологических исследований «как фактора поведения человека». В научных исследованиях альтруизм анализировали в контексте практических отношений между людьми, а материалом служили накопленные в обществе формы солидарности, благотворительности, взаимопомощи и т.д.

Слово «милосердие» является самым близкими и понятными каждому человеку. История этики милосердия уходит в далекие века. С молоком матери передаются детям и внукам этические требования милосердия.

Милосердие  – свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Древние греки различали четыре основных понятия милосердия: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, пытались свести их к одному началу и, согласно Сократу, видели в мудрости высшую степень милосердия, заключающую в себе все другие, а в разуме – источник милосердия.

Милосердие – это:

·      доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

·      сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

·      благотворительность.

Милосердие – cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любовь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя на вcex людей, a в пpeдeлe – на вce живoe. В понятии милосердие соединяются два acпeктa – дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй боли как cвoeй) и кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи): без пepвoгo милосердие выpoждaeтcя в xoлoднyю филaнтpoпию,без втopoгo – в пycтyю сентиментальность.

Милосердие само по себе является высокой нравственной ценностью. Незаменимая моральная стоимость милосердия ярко освещается, в частности, по сравнению с толерантностью и уважением.

С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие-жень считалось основой добродетели, а забота о людях (шу) считалась одним из основных жизненных принципов. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие – не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности. В милосердии человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность индивидуальных (частных) интересов членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Это выражается, в частности, в следующем: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие, выраженное в доброжелательном действии, в благодеянии, может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21646. Изменения климата на планете Земля 298 KB
  Климатические изменения можно с некоторой долей условности разделить на долгопериодные, короткопериодные и быстрые, происходящие за весьма короткий срок по сравнению с характерным временем изменений в социально-экономической сфере. У каждого из них свои причины, относительно которых имеется ряд гипотез.
21647. Воспитание и дрессировка собаки породы ротвейлер 286.5 KB
  Щенков ротвейлера специалисты советуют кормить от 6 до 3 раз в день (от 2 месячного возраста до годовалого) постепенно переходя на двухразовое кормление. Первый раз щенка следует кормить рано утром до прогулки, а последний – незадолго перед сном.
21648. Удосконалення пільгового оподаткування в Україні 416 KB
  Вилучення (відрахування) – вид податкової пільги, при якій відбувається вилучення окремих складових частин із загальної бази оподаткування з метою її зменшення. Механізм надання такого виду пільг безпосередньо проектується на об’єкт оподаткування, який зменшується
21649. Вивчення кваркової моделі адронів 219.5 KB
  Поняття «елементарна частинка» у фізиці виникло у зв\'язку з ідеєю відшукання неподільних частинок, з яких складається вся матерія. Неподільність спочатку приписували атомам, потім - ядрам, потім - нуклонам.
21650. СОЕДИНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН 111 KB
  СОЕДИНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН Соединение оптических волокон является наиболее ответственной операцией при монтаже кабеля предопределяющей качество и дальность связи по ВОЛС. Соединение волокон и монтаж кабелей производятся как в процессе производства так и при строительстве и эксплуатации кабельных линий. Соединители оптических волокон как правило представляют собой арматуру предназначенную для юстировки и фиксации соединяемых волокон а также для механической защиты сростка. Потери вносимые соединением оптических волокон в тракт...
21651. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЛС 83 KB
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЛС. Требования к ВОЛС. Учет совокупности всех перечисленных факторов делает процесс проектирования ВОЛС довольно сложным допускающим получение неоднозначного решения когда выбор окончательного варианта определится конкретными условиями применения. Разработке проекта строительства ВОЛС должны предшествовать изыскательские работы с выездом на место строительства зданий НРП и трассу прокладки кабеля.
21652. Метод коммутации каналов 124.5 KB
  Коммуникационные сети должны обеспечивать связь своих абонентов между собой. Абонентами могут выступать ЭВМ, сегменты локальных сетей, факс - аппараты или телефонные собеседники.
21653. Педагогічна філософія Монтессорі 200 KB
  Світове визнання технологія М. Монтессорі здобула завдяки гуманістичному підходу для виховання і навчання дітей, вірі у безмежні можливості розвитку дитини, опорі на її самостійність та індивідуальність. Виховна мета цієї технології полягає в розкритті духовного та інтелектуального потенціалу дитини
21654. Мочекаменная болезнь (уролитиаз) 115.5 KB
  Волоконный световод представляет собой тонкую двухслойную стеклянную нить сердечника и оболочки каждый элемент которой обладает различным показателем преломления. Показатель преломления n прозрачного вещества представляет собой отношение скорости света в вакууме с к скорости света в данном веществе v то есть n=c v. Кроме того показатель преломления зависит от параметров среды и рассчитывается по формуле: где и относительные соответственно диэлектрическая и магнитная проницаемости. Учитывая что относительная...