25190

Р.Рорті про походження ы засади теорії пізнання (Філософія і дзеркало природи)

Доклад

Логика и философия

Оба эти допущения по Рорти вовсе не являются неизбежными для философии; при этом первое из них берет своё начало ещё в античности прежде всего в платонизме а второе представляет собой специфический продукт философии Нового времени начиная с Декарта. Соответственно отказ от этого допущения позволяет Рорти деконструировать образ Зеркала Природы а это в свою очередь ведет к опровержению исходного взгляда на философию как на гарант добывания человеком объективной истины о себе и мире. Эпистемология теория познания с точки...

Украинкский

2013-08-12

37.5 KB

0 чел.

45. Р.Рорті про походження ы засади теорії пізнання (Філософія і дзеркало природи)

Исходная посылка Р.Рорти заключается в том, что тезис об «объективной истине» как цели и квинтэссенции философского знания необходимо связан с представлением о человеческом уме как «Зеркале Природы», а оно, в свою очередь - с представлением о неких внутренних «ментальных сущностях», к которым мы имеем непосредственный и «привилегированный» доступ, в противоположность «опосредованному» чувствами доступу к феноменам внешнего мира. Оба эти допущения, по Рорти, вовсе не являются неизбежными для философии; при этом первое из них берет своё начало ещё в античности (прежде всего в платонизме), а второе представляет собой специфический продукт философии Нового времени, начиная с Декарта. Соответственно, отказ от этого допущения позволяет Рорти «деконструировать образ Зеркала Природы», а это, в свою очередь, ведет к опровержению исходного взгляда на философию как на гарант «добывания» человеком «объективной истины» о себе и мире. «Эпистемология», «теория познания» с точки зрения Рорти представляется просто формой существования одной-единственной «парадигмы в понимании природы», возникшей в Европе в XVII столетии; ныне же «образ XVII века изжил себя», а «традиция, которая его инспирировала, потеряла свою жизненность». Проблемы, подобные «проблеме познания», говорит Рорти, «должны рассасываться, а не разрешаться» - в частности, за счет осознания предлагаемого Рорти взгляда на природу эпистемологической достоверности, который по сути является лишь изложением в современных терминах упоминавшейся выше и истинно скептической позиции Д.Юма. В изложении Рорти эта позиция заключается в том, что «мы можем получить эпистемологическую соизмеримость только там, где мы уже согласились относительно практики исследования (или, более обще, дискурса)» - и «не потому, что мы открыли нечто о «природе человеческого познания», но просто потому, что когда практика продолжается довольно долгое время, конвенции, которые делают её возможной относительно легко изолировать».

Мечта аналитических философов о научности, считает Рорти, построена на вере в возможность обоснования знания. Можно сказать, что она составляет стержень, сердцевину идеологии фундаментализма, по другому идеологии верификационизма или оправдательности. Провал верификационистской стратегии неопозитивистов не был частной неудачей одной из частных теорий. Он свидетельствовал о невозможности обоснования знания вообще, о том, что платоновско-декартовско-кантовская традиция руководствовалась мифом - верила в Истину.

Диагноз Рорти четок: аналитическая философия нуждается в “терапии”. Лечить нужно, прежде всего, от гносеологизма - наследственной болезни европейской философии. Рорти предлагает произвести переоценку статусов: перестать считать претендующую на научность философию приоритетной по сравнению с той, которая на это не претендует. В более сильном смысле “терапия” означает не просто уравнивание статусов “научной” и “литературной” философии и не только изменение философской идеологии, но и вообще отказ приписывать понятиям “философское знание”, “научное знание” какой-либо смысл объективности. Рорти не предлагает отсекать от философии какие-то виды деятельности. Менять что-то в философском здании не нужно, можно оставить все как есть. Единственное, что требуется, - разрушить представление, что у этого здания есть фундамент. Что существуют какие-то “данные”, удостоверяющие философское знание, критерии различения истинного и ложного.

Переориентация с познания истины на разговор и коммуникацию могли бы создать основу для изменения образа философии и утверждения в жизни новой философской идеологии, построенной не на “объективности”, а на “иронии” и “солидарности”. Цель деконструктивистского проекта сформулирована Рорти следующим образом: “...Подорвать доверие читателя к сознанию” как к чему-то, о чем следует иметь “философское” мнение, к “знанию”, о чем надлежит иметь опирающуюся на “фундаменты” “теорию”, и к философии, какой она представляется после Канта”.

Рорти предупреждает, что осознание того что у здания нет естественных фундаментов, что философия представляет собой “языковую игру”, - не повод для нигилистических выводов и отчаяния; философия может быть вполне жизнеспособной и процветающей областью культуры, если без гносеологических претензий будет работать просто как “жанр литературы” или “литературной критики”, т.е. не скованного жесткими академическими канонами, пользующегося метафорическим поэтическим языком повествования. В этом случае вместо логики и гносеологии будет “заинтересованный разговор”, а вместо теоретического согласия по поводу того, что считать истинным, - “солидарность” несоизмеримых и не редуцируемых верований.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69873. АНАТОМИЯ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА 4.99 MB
  Спинной мозг – филогенетически наиболее древний отдел центральной нервной системы, расположенный в позвоночном канале, окруженный мозговыми оболочками и представляющий собой длинный, уплощенный спереди назад тяж. В связи с этим поперечный диаметр спинного мозга больше переднезаднего.
69874. СТВОЛ МОЗГА И ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦНС 2.98 MB
  Промежуточный мозг – отдел мозга, расположенный под мозолистым телом и состоящий из таламической области, гипоталамуса и III желудочка. Промежуточный мозг на целом препарате головного мозга не доступен для обозрения, так как целиком скрыт под полушариями большого мозга...
69875. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ 673.5 KB
  Периферическая нервная система – это часть нервной системы, которая находится вне головного и спинного мозга. Центральная нервная система через периферическую нервную систему осуществляет регуляцию функций всех систем, аппаратов, органов и тканей.
69876. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 765 KB
  Рассмотрены сущность структура функции и основные особенности психологии как науки ее взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Раскрыты основные принципы методы ключевые категории и проблемы психологии. Показаны отличия научной и житейской психологии.
69877. ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 634.5 KB
  Раскрыты задачи функции и методы деятельности психологов. Показано отличие исследовательской и коррекционноразвивающей деятельности психологов. Специфика предметной сферы деятельности практических психологов. Основные сферы деятельности психологов и их профессиональное...
69878. ФОНЕТИКА. МОРФОЛОГИЯ. ВРЕМЕНА ГРУППЫ INDEFINITE 19.1 MB
  Изучение иностранного языка – это путь логического осмысления чужой речи, речи на чужом, иностранном языке и трансформация её в рамки своего, родного языка, своего стиля речи.
69879. Добування амоніаку. Вивчення його властивостей. Властивості нітратної кислоти 183.5 KB
  Мета: навчитися виявляти властивості сполук нітрогену дослідним шля-хом, ознайомитись з якісною реакцією на катіон амонію, виявляти специфічні властивості нітратної кислоти.