25282

Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция

Доклад

Логика и философия

опыте Мид социальный бихевиоризм и теория значения Неопрагмм К. Теория сомненияверы. наука сама на нее опирается Теория значения. Теория истины.

Украинкский

2013-08-13

36 KB

2 чел.

5. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.

От греч. “прагма” - дело, действие. Эмпиризм.

Неск. этапов:

Пирс рассматривал П. как теорию позн-я и метод установл-я значения понятий.

Джемс как теорию истины и мораль, направленную на обоснование веры в Бога.

Дьюи инструментальная логика (учение о проблематических ситуациях в человеч. опыте)

Мид социальный бихевиоризм и теория значения

Неопрагм-м (К.Льюс, С.Хук, Р.Рорти и др.) = ф-я науки.

Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914) Мат-к, логик, химик, философ.

Мышл-е= вид приспособит. функции организма. Деят-ть, направленная не на отраж-е мира, а на регулирование отн-й между организмом и средой.

Теория сомнения-веры.

Человек, живя в мире, вырабатывает разл. привычк, типы действий и т.п. - заменяют ему инстинкты и, будучи осознанными, образуют ВЕРОВАНИЯ (ВЕРУ).

Т.О., ВЕРА = готовность действовать опред.образом. Сомнение =беспок-во. Исследование= усилие, направленное на преодол-е сомнения. Единств.цель исследования, познания - достиж-е верования, устранение сомнения.

“Деят-ть мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, т.о. достиж-е верования есть единств. функция мысли”. Вопрос об истине не стоит: “Мы можем вообразить, что этого нам недостаточно, что мы стремимся не просто к мнению, а к истинному мнению. Но подвергните эту фантазию испытанию, и она окажется беспочвенной. Ибо стоит только достигнуть тверд.верования, как мы будем полностью удовлетворены, независимо от того, будет ли верование истинным или ложным. Самое большее, что можно утверждать - это то, что мы ищем такое верование, о к-ром мы думали бы, что оно истинно”.

4 метода фиксации верований.

1. метод упорства

2. метод авторитета (“всегда будет управлять массой человечества”) Церковь, гос-во - инакомыслие наказывается

3. априорный метод (представлять метафизические системы как согласные с разумом. В действ-ти же - это излюбленные, но произвольные взгляды авторов)

4. метод науки (основан на гипотезе существования реальных вещей. НО: эта гипотеза не м.б. доказана средствами науки, т.к. наука сама на нее опирается!)

Теория значения. Принцип Пирса.

Ученый говорит не об объектив.вещах, а о значениях для него тех или иных знаков.

Но что такое значение? Совокупность практич.послед-й для S.

“Рассмотрите, каковы практич.послед-я, к-рые м.б. произведены объектом нашего понятия. Понятие об этих следствиях есть полное понятие объекта”.

Принцип Пирса (прагматическая максима): “мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его св-ва, к-рые предположительно имеют практическое значение; наше представл-е об этих св-вах и образует в целом понятие данного предмета”.

Теория истины.

И = состояние созн-я S, это то, во что мы верим. (Если мы верим во что-то, вопрос об И - бессмысленен, для нас это - абс.И) Релятивизм?

Но: П. - ученый, ему трудно пойти на полный релятивизм. Поэтому - И = устойчивое верование, к-рое возникает неизбежно в процессе научного исследования при усл-и бесконечности этого процесса и участии в нем всех компетентных исследователей. Т.Е., такое мнение, к к-рому в конечном счете пришло бы беспредельное сообщество ученых. В этом смысле , И = “окончательное, принудительное верование”.

Но в кажд.момент времени как отличить истину от лжи? ? Критерий полезности. Истинность = полезность, успешность, работоспос-ть идеи, верования.

Уильям ДЖЕМС (1842-1910) Медик, философ.

“Плюралистическая Вселенная”: незамкнута, незакономерна, царство случая, “великий цветущий, жужжащий беспорядок”. Невозможно описать целостной логической системой. Против монизма: нет существ.разницы между психич.и физическими явлениями. Вещ-во мира - не дух и не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому.

“Радикальный эмпиризм” - нет противоп-ти S и О, “опыт и реальность составляют одно и то же”, а дух и материя различаются лишь функционально.

Познание = избират.активность, преследующая опред.цели. Но: из чего выбирает? Из самого сознания же, из непрерывного потока мысли. Наша избират.активность выделяет отд.сгустки, группы ощущений (предметы), к-рые представляют для нас тот или иной интерес. Так человек создает себе свой уник.мир. Мой и твой миры - различны, но врезаны в первоначальный хаос впечатл-й. “Мир есть то, что мы из него делаем”.

Теория истины. Само по себе ощущение не м.б. не истинным, ни ложным. Истинным или ложным м.б. только то, как мы о нем говорим. Теории - не ответы, а орудия, поэтому и оцениваться должны как орудия - по эффективности.

Религия. Каков мир - не знаем, каков его внутр.смысл - неизвестно. Сущ-е Бога - недоказуемая гипотеза, но полезная.

Джон ДЬЮИ (1859-1952) Ф-я, педагогика.

“Инструментализм”.

Чел-к начинает мыслить тогда, когда наталкивается на трудности, к-рые надо преодолеть ? Понятия, идеи, теории = лишь инструменты, “ключи к ситуации”, “планы действия” S, ценные постольку, поскольку ведут к успеху. ? Снимаются границы между позн-м и действием (влияние бихевиоризма).

“Функция интеллекта - не в том, чтобы копировать объекты, а в том, чтобы устанавливать с ними наиболее выгодные отношения”.

Все имеет только приспособительное значение, основное отношение S к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективное. Значит, снимается противопоставл-е оценочной и познават. деятельности. Позн-е = процесс вынесения оценки (истинно то, во что удобнее верить).

Воспитание и обучение посредством деланья. (педагогика)

Джордж Герберт МИД (1863-1931)

“Социальный бихевиоризм”. Тоже рассматривал мышл-е как инструмент приспособления S к ситуации.

Как возникает человеческое “Я” (т.е. сознание)? Предпосылкой явл.

1. биолог.организм

2. “Я” невозможно без других: “Должны быть другие “Я” если мы хотим, что было наше собственное”.

Т.Е. “Я” - СОЦИАЛЬНО, возможно только в общении, а общение осущ. при помощи языка. Мышление = внутренний разговор с самим собой.

Структура “Я”: “I” (индивид., уникальная характеристика) andme” (социальная характеристика, когда человек ведет себя “как другие”)

НЕОПРАГМАТИЗМ

РИЧАРД РОРТИ (RORTY) (Р.1931) Амер.ф-ф

Претензии науки на достоверное знание неоправданны, - надо отвергнуть идеал научности.

Истина - это “то, во что для нас вернее верить”, а не точное отображение реальности. Глупо считать, что мир разумен и чел-к в состоянии разумно же отыскать в нем свое место (на такую т. зрения опираются националистич., коммунистич., тоталитарные идеологии - они думают, что все проблемы рационально разрешимы, причем решение д.б. одно, единственно верное).

Язык = специфически человеческий инструмент, с помощью к-рого индивид действует в мире.

Прагматическая герменевтика: концепция всецелой завис-ти интерпретаций текста от потребностей толкователя или сообщества. Истина - это такая ситуация, когда в рез-те языкового общения нек-рая теория принимается культурным сообществом.

Иронический либерализм: Либерал не приемлет жестокости, а ироничен тот, кто не скрывает ни от себя, ни от др. неуверенности в своих символах веры.

Жизнь: “приватная” и “публичная”: разграничивает “приватную мораль самосовершенствования” и “публичную мораль взаимоприспособления”. Нравств. прогресс = постепенное расшир-е способ-ти людей “симпатизировать” и “доверять”. Его критерий - “постиж-е значимости жестокости” (“Повелитель мух” Голдинга)

Общее:

1. Мышл-е=способ приспособления организма к окр.среде.

2. Ценность мышл-я - в его эффективности как средства для достиж-я успеха.

3. Субъкт познания - не нейтрален, это заинтересованный субъект.

4. Содерж-е знания определяется его практическими последствиями.

5. Истина - устойчивое верование, приводящее к успеху.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82111. Электрогидравлический следящий привод с дроссельным управлением 1.31 MB
  Датчик скорости: Постоянные времени и коэффициенты передач Функциональная схема электрогидравлического следящего привода с машинным управлением САР является регулированной системой по ошибке и многоконтурной по числу обратных связей. Данная схема САР состоит из: сравнительного элемента...
82112. Электрогидравлический следящий привод подачи фрезерного станка 1.99 MB
  В данной курсовой работе рассматривается электрогидравлический привод подачи фрезерного станка. Привод с гидромотором 8 подачи фрезерного станка с передачей «шариковый винт-гайка» применяется при больших длинах хода стола 10, когда изготовление длинной детали представляет значительные трудности.
82115. Хай вогонь в серцях палає, а пожеж хай не буває 51.5 KB
  Вогонь потрібен всюди: в житлових будинках навчальних закладах для обігрівання приміщень приготування страв Вогонь є символом Олімпійських спортивних ігор перед вогнем біля могили Невідомого солдата люди схиляють голови віддаючи шану загиблим за Батьківщину.
82116. Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами 201 KB
  Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами. Ознайомити учнів з правилами безпечного користування побутовими газовими приладами. Вчити дітей діяти у разі виявлення запаху газу. Що зараз майже в кожнім домі Є необхідним безперечно Бо варить їжу всім без втоми Хоч він – отруйний небезпечний...
82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.