25282

Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция

Доклад

Логика и философия

опыте Мид социальный бихевиоризм и теория значения Неопрагмм К. Теория сомненияверы. наука сама на нее опирается Теория значения. Теория истины.

Украинкский

2013-08-13

36 KB

2 чел.

5. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.

От греч. “прагма” - дело, действие. Эмпиризм.

Неск. этапов:

Пирс рассматривал П. как теорию позн-я и метод установл-я значения понятий.

Джемс как теорию истины и мораль, направленную на обоснование веры в Бога.

Дьюи инструментальная логика (учение о проблематических ситуациях в человеч. опыте)

Мид социальный бихевиоризм и теория значения

Неопрагм-м (К.Льюс, С.Хук, Р.Рорти и др.) = ф-я науки.

Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914) Мат-к, логик, химик, философ.

Мышл-е= вид приспособит. функции организма. Деят-ть, направленная не на отраж-е мира, а на регулирование отн-й между организмом и средой.

Теория сомнения-веры.

Человек, живя в мире, вырабатывает разл. привычк, типы действий и т.п. - заменяют ему инстинкты и, будучи осознанными, образуют ВЕРОВАНИЯ (ВЕРУ).

Т.О., ВЕРА = готовность действовать опред.образом. Сомнение =беспок-во. Исследование= усилие, направленное на преодол-е сомнения. Единств.цель исследования, познания - достиж-е верования, устранение сомнения.

“Деят-ть мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, т.о. достиж-е верования есть единств. функция мысли”. Вопрос об истине не стоит: “Мы можем вообразить, что этого нам недостаточно, что мы стремимся не просто к мнению, а к истинному мнению. Но подвергните эту фантазию испытанию, и она окажется беспочвенной. Ибо стоит только достигнуть тверд.верования, как мы будем полностью удовлетворены, независимо от того, будет ли верование истинным или ложным. Самое большее, что можно утверждать - это то, что мы ищем такое верование, о к-ром мы думали бы, что оно истинно”.

4 метода фиксации верований.

1. метод упорства

2. метод авторитета (“всегда будет управлять массой человечества”) Церковь, гос-во - инакомыслие наказывается

3. априорный метод (представлять метафизические системы как согласные с разумом. В действ-ти же - это излюбленные, но произвольные взгляды авторов)

4. метод науки (основан на гипотезе существования реальных вещей. НО: эта гипотеза не м.б. доказана средствами науки, т.к. наука сама на нее опирается!)

Теория значения. Принцип Пирса.

Ученый говорит не об объектив.вещах, а о значениях для него тех или иных знаков.

Но что такое значение? Совокупность практич.послед-й для S.

“Рассмотрите, каковы практич.послед-я, к-рые м.б. произведены объектом нашего понятия. Понятие об этих следствиях есть полное понятие объекта”.

Принцип Пирса (прагматическая максима): “мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его св-ва, к-рые предположительно имеют практическое значение; наше представл-е об этих св-вах и образует в целом понятие данного предмета”.

Теория истины.

И = состояние созн-я S, это то, во что мы верим. (Если мы верим во что-то, вопрос об И - бессмысленен, для нас это - абс.И) Релятивизм?

Но: П. - ученый, ему трудно пойти на полный релятивизм. Поэтому - И = устойчивое верование, к-рое возникает неизбежно в процессе научного исследования при усл-и бесконечности этого процесса и участии в нем всех компетентных исследователей. Т.Е., такое мнение, к к-рому в конечном счете пришло бы беспредельное сообщество ученых. В этом смысле , И = “окончательное, принудительное верование”.

Но в кажд.момент времени как отличить истину от лжи? ? Критерий полезности. Истинность = полезность, успешность, работоспос-ть идеи, верования.

Уильям ДЖЕМС (1842-1910) Медик, философ.

“Плюралистическая Вселенная”: незамкнута, незакономерна, царство случая, “великий цветущий, жужжащий беспорядок”. Невозможно описать целостной логической системой. Против монизма: нет существ.разницы между психич.и физическими явлениями. Вещ-во мира - не дух и не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому.

“Радикальный эмпиризм” - нет противоп-ти S и О, “опыт и реальность составляют одно и то же”, а дух и материя различаются лишь функционально.

Познание = избират.активность, преследующая опред.цели. Но: из чего выбирает? Из самого сознания же, из непрерывного потока мысли. Наша избират.активность выделяет отд.сгустки, группы ощущений (предметы), к-рые представляют для нас тот или иной интерес. Так человек создает себе свой уник.мир. Мой и твой миры - различны, но врезаны в первоначальный хаос впечатл-й. “Мир есть то, что мы из него делаем”.

Теория истины. Само по себе ощущение не м.б. не истинным, ни ложным. Истинным или ложным м.б. только то, как мы о нем говорим. Теории - не ответы, а орудия, поэтому и оцениваться должны как орудия - по эффективности.

Религия. Каков мир - не знаем, каков его внутр.смысл - неизвестно. Сущ-е Бога - недоказуемая гипотеза, но полезная.

Джон ДЬЮИ (1859-1952) Ф-я, педагогика.

“Инструментализм”.

Чел-к начинает мыслить тогда, когда наталкивается на трудности, к-рые надо преодолеть ? Понятия, идеи, теории = лишь инструменты, “ключи к ситуации”, “планы действия” S, ценные постольку, поскольку ведут к успеху. ? Снимаются границы между позн-м и действием (влияние бихевиоризма).

“Функция интеллекта - не в том, чтобы копировать объекты, а в том, чтобы устанавливать с ними наиболее выгодные отношения”.

Все имеет только приспособительное значение, основное отношение S к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективное. Значит, снимается противопоставл-е оценочной и познават. деятельности. Позн-е = процесс вынесения оценки (истинно то, во что удобнее верить).

Воспитание и обучение посредством деланья. (педагогика)

Джордж Герберт МИД (1863-1931)

“Социальный бихевиоризм”. Тоже рассматривал мышл-е как инструмент приспособления S к ситуации.

Как возникает человеческое “Я” (т.е. сознание)? Предпосылкой явл.

1. биолог.организм

2. “Я” невозможно без других: “Должны быть другие “Я” если мы хотим, что было наше собственное”.

Т.Е. “Я” - СОЦИАЛЬНО, возможно только в общении, а общение осущ. при помощи языка. Мышление = внутренний разговор с самим собой.

Структура “Я”: “I” (индивид., уникальная характеристика) andme” (социальная характеристика, когда человек ведет себя “как другие”)

НЕОПРАГМАТИЗМ

РИЧАРД РОРТИ (RORTY) (Р.1931) Амер.ф-ф

Претензии науки на достоверное знание неоправданны, - надо отвергнуть идеал научности.

Истина - это “то, во что для нас вернее верить”, а не точное отображение реальности. Глупо считать, что мир разумен и чел-к в состоянии разумно же отыскать в нем свое место (на такую т. зрения опираются националистич., коммунистич., тоталитарные идеологии - они думают, что все проблемы рационально разрешимы, причем решение д.б. одно, единственно верное).

Язык = специфически человеческий инструмент, с помощью к-рого индивид действует в мире.

Прагматическая герменевтика: концепция всецелой завис-ти интерпретаций текста от потребностей толкователя или сообщества. Истина - это такая ситуация, когда в рез-те языкового общения нек-рая теория принимается культурным сообществом.

Иронический либерализм: Либерал не приемлет жестокости, а ироничен тот, кто не скрывает ни от себя, ни от др. неуверенности в своих символах веры.

Жизнь: “приватная” и “публичная”: разграничивает “приватную мораль самосовершенствования” и “публичную мораль взаимоприспособления”. Нравств. прогресс = постепенное расшир-е способ-ти людей “симпатизировать” и “доверять”. Его критерий - “постиж-е значимости жестокости” (“Повелитель мух” Голдинга)

Общее:

1. Мышл-е=способ приспособления организма к окр.среде.

2. Ценность мышл-я - в его эффективности как средства для достиж-я успеха.

3. Субъкт познания - не нейтрален, это заинтересованный субъект.

4. Содерж-е знания определяется его практическими последствиями.

5. Истина - устойчивое верование, приводящее к успеху.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8992. Общие проблемы философии науки 168.5 KB
  Общие проблемы философии науки Вопрос № 13: Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность и роль в научной деятельности. Ответ на вопрос: Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенным...
8993. Лекции по философии. Соотношение философии и науки по предмету 262.48 KB
  Лекция № 1. Предмет философии. Основная проблема: соотношение философии и науки по предмету. Цель: определить предмет философии как отношение человека к миру, так что аспекты этого отношения (онтологический, гносеологический и аксиологический) опред...
8994. Определение места философии в жизни человека 362.5 KB
  Определение места философии в жизни человека. Основная часть. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Бердяев Н.А. Философия как творческий акт. Приложение. Соловье...
8995. Философия античности. Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание 319 KB
  Философия античности. Основная часть. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление к мудрости. Аристотель: О философии. О началах и причинах вещей. Материя и движ...
8996. Философия Средневековья. Теодицея: причины возникновения зла в мире 263 KB
  Философия Средневековья. Основная часть. О философии. Поиск Бога и доказательство Его бытия. Теодицея: причины возникновения зла в мире. Теория познания: вера и разум. Приложение. Библия: Первая книга Моисеева. Бытие. Время и вечность. О сущем и сущ...
8997. Философия Нового времени и Просвещения. Научное познание: методология рационализма 140.5 KB
  Философия Нового времени и Просвещения. Основная часть. Новоевропейская картина мира. Рене Декарт: Научное познание: методология рационализма. Интеллектуальная интуиция. Френсис Бэкон: Цель познания. Экспериментальный метод научного познания. Дж. Ло...
8998. Немецкая классическая философия. Нравственная философия 234.5 KB
  Немецкая классическая философия. Основная часть. И. Кант: Теория познания. Нравственная философия. Г.В.Ф. Гегель: О философии. Наука логики. О природе деалектического. Всемирная история. Основная часть. В конце XVIII - XIX вв. в Германии насту...
8999. Философия материализма. Сущность человека и критика религии 403 KB
  Философия материализма. Основная часть. Фейербах Л. О философии. Сущность человека и критика религии. К. Маркс, Ф. Энгельс. О философии. Природа и сущность человека. Отчужденный труд. Материалистическое понимание истории. Теория коммунистического ра...
9000. Философия жизни. О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы 162 KB
  Философия жизни. Основная часть. А. Шопенгауэр О том, что есть индивид. О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы. Ф. Ницше Смерть Бога. Нигилизм. Низложение христианства. Жизнь и воля к власти. Вечное возвращение. сверхчеловек...