25282

Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция

Доклад

Логика и философия

опыте Мид социальный бихевиоризм и теория значения Неопрагмм К. Теория сомненияверы. наука сама на нее опирается Теория значения. Теория истины.

Украинкский

2013-08-13

36 KB

2 чел.

5. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.

От греч. “прагма” - дело, действие. Эмпиризм.

Неск. этапов:

Пирс рассматривал П. как теорию позн-я и метод установл-я значения понятий.

Джемс как теорию истины и мораль, направленную на обоснование веры в Бога.

Дьюи инструментальная логика (учение о проблематических ситуациях в человеч. опыте)

Мид социальный бихевиоризм и теория значения

Неопрагм-м (К.Льюс, С.Хук, Р.Рорти и др.) = ф-я науки.

Чарлз Сандерс ПИРС (1839-1914) Мат-к, логик, химик, философ.

Мышл-е= вид приспособит. функции организма. Деят-ть, направленная не на отраж-е мира, а на регулирование отн-й между организмом и средой.

Теория сомнения-веры.

Человек, живя в мире, вырабатывает разл. привычк, типы действий и т.п. - заменяют ему инстинкты и, будучи осознанными, образуют ВЕРОВАНИЯ (ВЕРУ).

Т.О., ВЕРА = готовность действовать опред.образом. Сомнение =беспок-во. Исследование= усилие, направленное на преодол-е сомнения. Единств.цель исследования, познания - достиж-е верования, устранение сомнения.

“Деят-ть мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, т.о. достиж-е верования есть единств. функция мысли”. Вопрос об истине не стоит: “Мы можем вообразить, что этого нам недостаточно, что мы стремимся не просто к мнению, а к истинному мнению. Но подвергните эту фантазию испытанию, и она окажется беспочвенной. Ибо стоит только достигнуть тверд.верования, как мы будем полностью удовлетворены, независимо от того, будет ли верование истинным или ложным. Самое большее, что можно утверждать - это то, что мы ищем такое верование, о к-ром мы думали бы, что оно истинно”.

4 метода фиксации верований.

1. метод упорства

2. метод авторитета (“всегда будет управлять массой человечества”) Церковь, гос-во - инакомыслие наказывается

3. априорный метод (представлять метафизические системы как согласные с разумом. В действ-ти же - это излюбленные, но произвольные взгляды авторов)

4. метод науки (основан на гипотезе существования реальных вещей. НО: эта гипотеза не м.б. доказана средствами науки, т.к. наука сама на нее опирается!)

Теория значения. Принцип Пирса.

Ученый говорит не об объектив.вещах, а о значениях для него тех или иных знаков.

Но что такое значение? Совокупность практич.послед-й для S.

“Рассмотрите, каковы практич.послед-я, к-рые м.б. произведены объектом нашего понятия. Понятие об этих следствиях есть полное понятие объекта”.

Принцип Пирса (прагматическая максима): “мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его св-ва, к-рые предположительно имеют практическое значение; наше представл-е об этих св-вах и образует в целом понятие данного предмета”.

Теория истины.

И = состояние созн-я S, это то, во что мы верим. (Если мы верим во что-то, вопрос об И - бессмысленен, для нас это - абс.И) Релятивизм?

Но: П. - ученый, ему трудно пойти на полный релятивизм. Поэтому - И = устойчивое верование, к-рое возникает неизбежно в процессе научного исследования при усл-и бесконечности этого процесса и участии в нем всех компетентных исследователей. Т.Е., такое мнение, к к-рому в конечном счете пришло бы беспредельное сообщество ученых. В этом смысле , И = “окончательное, принудительное верование”.

Но в кажд.момент времени как отличить истину от лжи? ? Критерий полезности. Истинность = полезность, успешность, работоспос-ть идеи, верования.

Уильям ДЖЕМС (1842-1910) Медик, философ.

“Плюралистическая Вселенная”: незамкнута, незакономерна, царство случая, “великий цветущий, жужжащий беспорядок”. Невозможно описать целостной логической системой. Против монизма: нет существ.разницы между психич.и физическими явлениями. Вещ-во мира - не дух и не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому.

“Радикальный эмпиризм” - нет противоп-ти S и О, “опыт и реальность составляют одно и то же”, а дух и материя различаются лишь функционально.

Познание = избират.активность, преследующая опред.цели. Но: из чего выбирает? Из самого сознания же, из непрерывного потока мысли. Наша избират.активность выделяет отд.сгустки, группы ощущений (предметы), к-рые представляют для нас тот или иной интерес. Так человек создает себе свой уник.мир. Мой и твой миры - различны, но врезаны в первоначальный хаос впечатл-й. “Мир есть то, что мы из него делаем”.

Теория истины. Само по себе ощущение не м.б. не истинным, ни ложным. Истинным или ложным м.б. только то, как мы о нем говорим. Теории - не ответы, а орудия, поэтому и оцениваться должны как орудия - по эффективности.

Религия. Каков мир - не знаем, каков его внутр.смысл - неизвестно. Сущ-е Бога - недоказуемая гипотеза, но полезная.

Джон ДЬЮИ (1859-1952) Ф-я, педагогика.

“Инструментализм”.

Чел-к начинает мыслить тогда, когда наталкивается на трудности, к-рые надо преодолеть ? Понятия, идеи, теории = лишь инструменты, “ключи к ситуации”, “планы действия” S, ценные постольку, поскольку ведут к успеху. ? Снимаются границы между позн-м и действием (влияние бихевиоризма).

“Функция интеллекта - не в том, чтобы копировать объекты, а в том, чтобы устанавливать с ними наиболее выгодные отношения”.

Все имеет только приспособительное значение, основное отношение S к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективное. Значит, снимается противопоставл-е оценочной и познават. деятельности. Позн-е = процесс вынесения оценки (истинно то, во что удобнее верить).

Воспитание и обучение посредством деланья. (педагогика)

Джордж Герберт МИД (1863-1931)

“Социальный бихевиоризм”. Тоже рассматривал мышл-е как инструмент приспособления S к ситуации.

Как возникает человеческое “Я” (т.е. сознание)? Предпосылкой явл.

1. биолог.организм

2. “Я” невозможно без других: “Должны быть другие “Я” если мы хотим, что было наше собственное”.

Т.Е. “Я” - СОЦИАЛЬНО, возможно только в общении, а общение осущ. при помощи языка. Мышление = внутренний разговор с самим собой.

Структура “Я”: “I” (индивид., уникальная характеристика) andme” (социальная характеристика, когда человек ведет себя “как другие”)

НЕОПРАГМАТИЗМ

РИЧАРД РОРТИ (RORTY) (Р.1931) Амер.ф-ф

Претензии науки на достоверное знание неоправданны, - надо отвергнуть идеал научности.

Истина - это “то, во что для нас вернее верить”, а не точное отображение реальности. Глупо считать, что мир разумен и чел-к в состоянии разумно же отыскать в нем свое место (на такую т. зрения опираются националистич., коммунистич., тоталитарные идеологии - они думают, что все проблемы рационально разрешимы, причем решение д.б. одно, единственно верное).

Язык = специфически человеческий инструмент, с помощью к-рого индивид действует в мире.

Прагматическая герменевтика: концепция всецелой завис-ти интерпретаций текста от потребностей толкователя или сообщества. Истина - это такая ситуация, когда в рез-те языкового общения нек-рая теория принимается культурным сообществом.

Иронический либерализм: Либерал не приемлет жестокости, а ироничен тот, кто не скрывает ни от себя, ни от др. неуверенности в своих символах веры.

Жизнь: “приватная” и “публичная”: разграничивает “приватную мораль самосовершенствования” и “публичную мораль взаимоприспособления”. Нравств. прогресс = постепенное расшир-е способ-ти людей “симпатизировать” и “доверять”. Его критерий - “постиж-е значимости жестокости” (“Повелитель мух” Голдинга)

Общее:

1. Мышл-е=способ приспособления организма к окр.среде.

2. Ценность мышл-я - в его эффективности как средства для достиж-я успеха.

3. Субъкт познания - не нейтрален, это заинтересованный субъект.

4. Содерж-е знания определяется его практическими последствиями.

5. Истина - устойчивое верование, приводящее к успеху.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80473. Додавання двоцифрових чисел виду 24+36 38 KB
  Розглянути різні прийомидодавання двоцифрових чисел даного виду, розвивати вміння розв’язувати задачі, вдосконалювати обчислювальні навички. Мультимедійна презентація, картки-підказки для самостійної роботи
80474. Властивості множення 132.5 KB
  Вивести і запровадити сполучну властивість множення, вчити її використовувати для раціоналізації обчислення. Повторити формулу знаходження об’єму прямокутного паралелепіпеда, знаходити об’єм прямокутного паралелепіпеда. Закріплювати знання таблиці множення, розв’язувати задачі і рівняння.
80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
80479. Письмове додавання трицифрових чисел без переходу через розряд. Прості задачі на додавання. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці 51.5 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розвязувати прості задачі на зведення до одиниці; узагальнювати вміння розвязати рівняння; розвивати мислення; виховувати інтерес до математики та казок
80480. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання й віднімання трицифрових чисел, пов’язаних з нумерацією 1.31 MB
  Мета: формувати вміння читати і записувати трицифрові числа в нумераційну таблицю, закріпити додавання і віднімання розрядних чисел та додавання і віднімання одиниці, вдосконалювати вміння розв’язувати складені задачі на «зменшення», «збільшення» на кілька одиниць, задач геометричного змісту...