25283

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Э.)

Доклад

Логика и философия

Альбер КАМЮ 19131960 Алжирский унивт. Альбер Камю 1913 1960. Особенностью философии Камю является то что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения он занимается почти исключительно этическими проблемами. Основная философская работа Камю Миф о Сизифе открывается словами: Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство.

Украинкский

2013-08-13

45 KB

1 чел.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Э.)

“Ренессанс” Кьеркегора.

Центр. категория = “экзистенция” (существование), “возможность быть”. Приоритет чел.существ-я ко всему прочему.

Э. = интернац. явление: в России (Н.Бердяев, Л.Шестов), Германии (К.Ясперс, М.Хайдеггер, М.Бубер), США (Х.Арендт), Франции (Г.Марсель, Ж-П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти), Испании (Х.Ортега-и-Гассет), Италии (Н.Аббаньяно) и др.

I. Немецкий Э.

Карл ЯСПЕРС Jaspers(1883-1969)

Наука и филос-я: не могут существовать др. без др., но нельзя допускать и “опасное заражение” (“перенос инфекции”). Ф-я явл. гарантом антидогматизма науках, ищет в них смысл. В науке истина - анонимна, в ф-и - укоренена в личной экзистенции (“моя истина”).

Характеристика науки:

# наука не явл. познанием бытия. Она познает отдельные предметы.

# наука не производит ценностей, не направляет чел.жизнь. Она не решает самых важных проблем человека, исключает их из своей сферы.

# наука не знает собственного смысла.

Научное знание = “ориентация в мире” (имеет чисто прикладное значение)

Бытие у Я. имеет след.структуру:

# “бытие-в-мире” (предметное бытие)

# экзистенция (необъективируемая человеческая самость) “Экзистенция есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия”. Раз не м.б. объектом - не м.б. познана!

# трансценденция (“объемлющее” = непостижимый предел всякого бытия или мышления = Бог. Критерием встречи с Ним выступает момент “онемения”, невыразимости в слове).

Мышление перед лицом “бытия-в-мире” есть “ориентация-в-мире” (наука), мышл-е перед лицом экзистенции - есть “высветление экзистенции”(философия), мышл-е перед лицом трансценденции - метафизика.

Коммуникация = универсальное условие человеч.бытия. “Все то, что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации”. “Экзистенция есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с др. экзистенцией или трансценденцией”. В экзистенциальной коммуникации человек играет не роль, уготованную ему обществом (отца или мужа, ученого или военного), а самого себя (раскрывается не роль, а сам актер). Истинное бытие. В отличие от массовой коммуникации - духовное общение немногих.

Пограничные ситуации. “Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют то, что я называю пограничной ситуацией”. Смерть - самый яркий пример.

Философия истории. “Осевая эпоха” = время, когда был создан “завет личной ответственности” для всех времен и народов (время, когда творили древние пророки, основатели религий, первые греч. философы). Общность осевой эпохи (9-3 вв. до.н.э.) облегчает коммуникацию. (Единство истории, но и отсутствие в ней единого центра)

Мартин ХАЙДЕГГЕРHeidegger (1889 - 1976)

Ассистент Гуссерля (“гениальный ученик”). 1928 - сменил Гуссерля на каф. ф-и Фрайбургского ун-та. 1927 - “Бытие и время”. 1933 - стал ректором ун-та, вступил в НСДАП. Разрыв с Ясперсом, Гуссерлем и др. После войны - запрет на преподавание до 1951г.

Daisen (“здесь-бытие”, “бытие- вот ”). Человек не сводится к сумме свойств и качеств, он всегда - неуловимое, но несомненно цельное “вот”, к-рое не “состоит из”, а “может”. Описываться может только феноменологическим методом.

“Бытие-вот” - точнее всего описать как “заботу”.

Структура бытия -

# “бытие-в-мире” (фактичность) = неразрывность чел.бытия и мира

# “забегание-вперед” (экзистенциальность) = отличие чел.бытия от того, что уже есть (человеческое бытие “есть то, что оно не есть”). Возможность, проект. Экзистенциальное время идет не от прошлого к будущему, а наоборот: “время временится из будущего”.

# “бытие-при-внутримировом сущем” (специфический способ отношения к вещам как спутникам человека, “интимное” отношение к вещам). Противоположно “орудованию” вещами (техника).

Соответственно - и 3 модуса времени: наст., будущее, прошлое.

В зависимости от того, какой модус выдвигается на 1-й план -

Подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие - перевес настоящего, когда мир заслоняет от человека его смертность, человек поглощен средой, рассматривает самого себя как вещь (Man). Объектив.взгляд на личность - заменимость, усредненность, анонимность, нивелирование, масса. Такое существование описываются такими экзистенциалами, как “болтовня”, “любопытство”, “хлопоты”.

Подлинное - осознание своей конечности, историчности, смертности. “Экзистенция направлена к смерти”. Уникальность личности.

Бытие и язык. “Язык - это дом бытия”. Язык (формализованный, задачей к-рого явл. поставлять информацию) выступает орудием господства над человеком. Человек должен научиться молчать (вместо “болтовни”). Феноменологическая процедура “вслушивания” в бытие (связь с феноменологией и герменевтикой). Сквозь поэтическое слово просвечивает сущность вещи II. Французский Э.

Жан-Поль САРТР Sartre (1905-1980)

Преподавал ф-ю в лицеях. “Тошнота” (1938). Фронт, плен, Сопротивление. “Бытие и ничто” (1943), “Экзистенциализм - это гуманизм” (1946). 1964 - отказ от Нобел.премии. 1968 - примкнул в “новым левым”.1974 - книга “Бунт - дело правое”.

Существование предшествует сущности. Нож, книга и т.п. изготавливаются, когда их сущность уже известна, т.е. сущность вещи предшествует ее существованию. В атеистическом Э. - наоборот: “человек сначала существует, появл. в мире и только потом он определяется… Он станет человеком позже и станет таким человеком, каким сам себя сделает”. “Человек - это замысел, к-рый живет своей своей собств. жизнью, вместо того, чтобы быть мхом, плесенью или цветной капустой”.

Свобода и ответственность. Если существование предшествует сущности, значит, человек полностью ответственен за то, что он есть. Причем не только за себя, - он “отвечает за всех людей”. Почему? Выбор всегда есть, а любой выбор - это утверждение определенной ценности ? “выбирая себя я выбираю человека вообще”. АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА И АБСОЛЮТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Нет внешних оправданий поступкам, в том числе, и ссылки на общую мораль не срабатывают: нет всеобщей морали (пример: вступить в Сопротивление или остаться с больной матерью?), общих рецептов, Бога как гаранта морали. Мы покинуты. Человек делает себя, выбирая мораль.

Человек осужден быть свободным, он несвободен от своей свободы.

Категорический императив Сартра: пользуйся своей свободой, чтобы быть самим собой.

Альбер КАМЮ (1913-1960)

Алжирский унив-т. 1940 - Париж, работал в газете. “Калигула”, “Посторонний” и др.

Во время войны -примкнул к Сопротивлению.

1951 - “Бунтующий человек”, ссора с Сартром, критика левых учений (перерождение Прометея в Цезаря). Не надо революций, нужна осторожная починка взрывоопасных узлов цивилизации, к-рая после Хиросимы опустилась на последнюю ступень варварства.

1957 - Нобел.премия. “Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть.”

Иррационализм. Действительность нелогична, подтвержд-е абсурдности бытия - смерть.

Сам говорил о 2 этапах своего творчества:

1. Тема абсурда

2. Тема бунта.

Абсурд. Чувство абсурдности неожиданно рождается из скуки - индивид выпадает из рутины повседневной жизни, начинает осмысливать происходящее (“мысль, начавшись, подтачивает”) ?? А стоит ли эта жизнь того, чтобы быть прожитой => (Поэтому основной вопрос всякой филос-и - вопрос о самоубийстве). Самоубийство не уничтожает абсурда ?? абсурд надо “изжить” (реализовать себя, преодолеть себя).

Сам по себе мир не абсурден, он лишь неразумен, внечеловечен (поэтому бессознат. стремление науки его унифицировать обречено на провал => познавательная драма. “Всякая мысль антропоморфна”. Любая науч.теория - это лишь моя теория, в мире нет конечного смысла). Абсурд не в человеке и не в мире, а в их совместном присутствии.

“Жить - это уметь жить абсурдно”. Человек должен видеть, что нет никакой надежды на “прекрасное будущее”, надо жить здесь и сейчас = вызов абсурду.

2. Бунт.

3 следствия из абсурда:

# мой бунт

# моя свобода

# моя страсть

Примеры абсурдного человека: Дон Кихот, Дон Жуан, Завоеватель, Комедиант, Писатель.

“Миф о Сизифе” = миф об утверждении самого себя. Сизиф счастлив. Он не смирился, он боролся за вершину. Бунт = реакция на несправедливость человеч.существования.

Протест против человеч. удела обречен на поражение, но он вечен, как труд Сизифа. Бунт, направленный на утверждение ценности чел. личности.

27. Основные темы философии А.Камю.

Альбер Камю (1913 - 1960). Особенностью философии Камю является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами. Первая из них - смысл жизни. Основная философская работа Камю «Миф о Сизифе» открывается словами: «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, - это ответить на основной вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями - приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить». Является ли жизнь просто биологической данностью или в ней реализуются собственно человеческие ценности, Придающие ей смысл.

Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам. Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира».

Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность.

Обреченность, несчастье, беспросветность, нелепость существования - вот лейтмотив произведений Камю. Несчастные, непонятые люди живут с несчастным сознанием в абсурдном мире. Абсурд является одной из фундаментальных категорий философии Камю. «Л провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест».

Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В Бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам абсурд стал Богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы страшного суда. Ведь все настоящее для людей есть каждодневный страшный суд. Нельзя верить и в разум как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает логичность мыслей и действий, а в жизни все протекает бессмысленно и нерационально. Все реальное чуждо сознанию, случайно, а значит, абсурдно. Абсурд и есть реальность.

Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в несчастное сознание, превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни.

Провозглашая необходимость борьбы человека с иррациональностью мира, Камю в то же время подчеркивает, что она не может привести к успеху. Символом «человеческого состояния» для него является Сизиф, который, согласно греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Согласно Камю, величие Сизифу придает тот факт, что он знал о нескончаемое™ своего труда, но тем не менее стойко переносил ниспосланную ему кару и не думал просить богов о прощении. Хотя Сизиф осужден на вечные муки, он все оке в глазах Камю свободный человек, так как, сознательно подняв бунт против богов, он сам выбрал свою судьбу. Таким образом, начав свои размышления о человеке целым рядом пессимистических констатации, Камю, в конечном итоге, приходит к своеобразному трагическому оптимизму, утверждая, что даже безнадежная борьба человека с бесчеловечностью является источником высшей радости и счастья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55318. ПІРАМІДОЛОГІЯ 4.75 MB
  Поспілкувавшись з учнями що вони знають про піраміди чи вивчали в школі на уроках історії щось цікаве хто знає про існування сучасних пірамід де вони зустрічаються нам в оточуючому нас світі легко і ненав’язливо викладач підводить учнів до плану дій і розподіл ролей.
55319. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 72.5 KB
  Цель моей работы: помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий; оказывать консультационную помощь в выборе любимого дела; показать неразрывную связь между желаемой профессией и необходимым образованием...
55320. Дружба – найбільший скарб 225 KB
  Напишіть на ньому побажання та добрі слова своїм друзям. Тема: Якщо ви ввічливі Мета: навчити дітей ввічливо спілкуватися з ровесниками та дорослими; розширити і закріпити вміння вживати слова ввічливості; домагатися доброзичливої атмосфери в класі; виховувати в учнів ввічливість чемність доброзичливість; формувати манери культурної поведінки поглибити знання учнів про етикет і його важливість у житті людини. Але чи то уклін чи слова вітання чи лагідна усмішка спільним в них є те що привітання означає: Ти мені – приємна...
55321. Олімпійський вогник 47 KB
  Мета проекту Ознайомити учнів із історією виникнення Олімпійського руху. Послідовність виконання проекту Етапи Завдання Діяльність учнів Діяльність педагога...
55322. Різдвяні зустрічі 62 KB
  Стало білим все село двічі Біла стежка біла річка Біла хата і смерічка двічі Біла хата білі коні Тільки носики червоні Діти зупиняються стають дугою.
55323. Подорож картою України 74.5 KB
  Додатково вони будуть розробляти буклети з фотографіями, малюнками, творчими роботами, нададуть матеріали для друкування в шкільну газету «Очима учня». В результаті проекту учні дадуть відповіді на питання, висунуті та удосконалені впродовж розробки теми проекту.
55324. На Україну линуть журавлі 55 KB
  Формувати уявлення про специфіку літератури української діаспори потребу до самостійного читання художньої літератури. Виховувати любов до української літератури.
55325. Здорові зуби 73.5 KB
  Основні цілі: сформувати поняття «здоровя», розкрити його психологічний фізіологічний та соціальний стан, ознайомити учнів з факторами, що визначають здоровя людини.
55326. Україна в моєму житті. Україна в моєму серці 47.5 KB
  Мета проекту: сформувати адекватні ставлення та сприйняття української мови культури традицій тощо в учнів та вчителів школи; викликати справжній інтерес до традицій історії культури українського народу...