2530

Измерение параметров периодический электрических сигналов

Лабораторная работа

Физика

Изучить устройство и принцип действия электронного осциллографа. Научиться измерять с помощью осциллографа параметры периодических электрических сигналов – амплитуду, длительность и период.

Русский

2013-01-06

128.5 KB

22 чел.

Отчёт

О лабораторной работе №___

по курсу

«Электричество и магнетизм»


Цель работы:

  •  Изучить устройство и принцип действия электронного осциллографа.
  •  Научиться измерять с помощью осциллографа параметры периодических электрических сигналов – амплитуду, длительность и период.

Функциональная схема осциллографа.

Электронный осциллограф предназначен для измерения постоянного и переменного напряжения, периода и длительности электрических сигналов. Основное достоинство осциллографа состоит в том, что он позволяет наблюдать на экране трубки форму сигнала.

Функциональная схема осциллографа представлена на рис.1 . Основным элементом осциллографа является электронно-лучевая трубка, которая представляет собой эвакуированный баллон, в котором помещены электронная пушка, горизонтально и вертикально отклоняющие пластины (рис. 2)

Электронная пушка.

Электронная пушка предназначена для получения, формирования и ускорения пучка электронов и состоит из катода К, управляющего электрода УЭ, двух анодов А1 и А2 и экрана Э. Разогретый катод эмитирует электроны, которые пролетают через узкое отверстие управляющего электрода и попадают в пространство фокусирующей системы, состоящей из анодов А1 и А2.

Рассмотрим подробнее принцип фокусировки электронного пучка. Аноды А1 и А2 выполнены в виде цилиндра, причём диаметр второго анода больше диаметра первого. На оба анода подаются потенциалы, положительные относительно катода. Потенциал второго анода больше потенциала первого (другими словами, потенциал второго анода более положительный по отношению к потенциалу первого). Следовательно, между анодами возникает электрическое поле цилиндрической симметрии, силовые линии которого изображены на рис.3.

В точке А существует электрическое поле, вектор напряжённости которого  направлен по касательной к силовой линии. Разложим вектор напряжённости поля на две составляющие – продольную  и поперечную . Продольная составляющая 1 действует на электрон с силой =e1, где e – заряд электрона и ускоряет его вдоль оси трубки. Поперечная составляющая 2 действует на электрон с силой =e2 , направленной перпендикулярно оси трубки, и прижимает его к оси трубки тем сильнее, чем электрон дальше от оси, так как у стенок анода поперечная составляющая 2 увеличивается вследствие изгиба силовых линий.

Аналогичная картина наблюдается внутри второго анода (например, в точке ). Разница лишь в том, что поперечная составляющая  оказывается направленной к оси трубки, а сила =е направлена в противоположную сторону и увеличивается по величине по мере удаления от оси. Продольная составляющая  =е силы , как и в первом случае, ускоряет электрон в ту же сторону.

Таким образом, на участке первого анода электрическое поле оказывает собирающее действие на электронный пучок, на участке второго – рассеивающее. Следовательно, изменяя разность потенциалов между анодами, можно создать такое электрическое поле, при котором электронный пучок окажется сфокусированным в плоскости экрана.

Управление электронным пучком.

На управляющий электрод подаётся слабый задерживающий (отрицательный по отношению к катоду) потенциал. Изменяя его величину, мы изменяем число электронов, попадающих на экран, покрытый люминесцирующим слоем. Изменение числа электронов приводит к изменению яркости изображения на экране. Далее пучок проходит между двумя парами пластин – вертикально и горизонтально отклоняющими. Предположим, что на вертикально отклоняющие пластины подана такая разность потенциалов U, что поле  направлено вверх (рис.4). Тогда на каждый из электронов пучка будет действовать сила , направленная вниз. Согласно второму закону Ньютона

,  (1)

откуда ускорение электрона равно:

,  (2)

где me – масса электрона; U – разность потенциалов между пластинами; d – расстояние между пластинами.

Если начальная скорость электрона была равна , то время его движения между пластинами определяется формулой

  (3)

где  - длина пластин.

Следовательно, электрон за время движения между пластинами под действием силы приобретает вертикальную составляющую  скорости , равную

 (4)

и на выходе из пластин будет двигаться с некоторой скоростью . Горизонтальная составляющая  скорости  остаётся постоянной, так как проекция силы  на ось Х равна 0. Угол отклонения электрона от первоначального направления найдём по формуле:

  (5)

Тогда отклонение луча  , вследствие отклонения электронов от первоначального направления, равно:

,

где  - расстояние от пластин до экрана; d – расстояние между пластинами.

Кроме того, за время движения электронов в пространстве между пластинами луч отклоняется на некоторую величину . Поскольку это смещение происходит с постоянным ускорением а, то его можно рассчитать по формуле:

Тогда полное смещение луча равно:

 (6)

Для данной электронно-лучевой трубки величины ,  являются постоянными. Следовательно, выражение (6) мы можем записать следующем виде:

, где   (7)

Таким образом, мы пришли к важному выводу: смещение пучка прямо пропорционально величин электрического сигнала, поданного на пластины. Очевидно этот вывод справедлив и для другой пары пластин, отклоняющей пучок в горизонтальном положении, т.е.:     (8)

где  и  - чувствительность осциллографа по вертикали и по горизонтали соответственно.

На горизонтально отклоняющие пластины подаётся сигнал развёртки – колебания пилообразной формы (рис.5а). Если изменение сигнала развёртки линейно, то скорость перемещения луча по экрану в горизонтальном направлении с учётом (8) будет определяться формулой:

,  (9)

т.е. наклоном линии aв прямого хода пилообразного импульса развёртки. Время прямого хода луча будет пропорционально его координате:

  (10)

и будет зависеть от скорости движения луча. Поэтому, зная скорость

движения луча, легко определить время, за которое луч проходит данное расстояние. Величина , обратная скорости движения, и называется коэффициентом развёртки, которая устанавливает связь между смещением луча и временем этого смещения и имеет размерность "время/см". Умножив величину смещения луча Х на показание ручки "время/см" (коэффициент развёртки), мы получим время движения луча по горизонтали. Затем величина сигнала развёртки резко падает до 0, вследствие чего луч практически мгновенно возвращается в исходную точку экрана ""(рис.5а).

На вертикально отклоняющие пластины со входа "У" осциллографа через усилитель 1 (рис.1) подаётся исследуемый сигнал. Предположим, на вход "У" мы подали синусоидальный сигнал  (рис.5б). Под действием этого сигнала луч начнет смещаться вверх-вниз и вычертит на экране вертикальную линию (если отсутствует сигнал развёртки). Если сигнал развёртки подан, то в результате одновременного воздействия на луч двух напряжений получим на экране синусоиду или картинку, соответствующую форме любого сигнала, поданного на вход "У".

Величина исследуемого сигнала пропорциональна смещению луча по оси "У"

, (11)   где

Зная коэффициент , легко вычислить величину исследуемого сигнала по формуле (11). Коэффициент  называется коэффициентом отклонения осциллографа и зависит от величины коэффициента усиления усилителя 1 (рис.1). Величина  изменяется ручкой "" на панели осциллографа.

Рассмотрим теперь назначение блок синхронизации 3 (рис.1). Пусть на вход осциллографа подан некоторый периодический сигнал (например, синусоидальный) с периодом Ty (рис. 6а). Если период исследуемой синусоиды не кратен периоду сигнала развёртки (другими словами , где n – целое число), то на экране осциллографа мы наблюдаем различные участки синусоиды при каждом прямом ходе сигнала развёртки (рис. 6а).

Если периоды исследуемого сигнала и сигнала развёртки равны между собой или кратны друг другу, т.е. выполняется условие , то мы получим на экране устойчивую картину формы исследуемого сигнала (рис. 6б).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29956. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии; меры, принимаемые по защите населения 43 KB
  Эпизоотия это одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или нескольких видов животных значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эти чрезвычайные ситуации возможны при наличии и взаимодействии трех непременных элементов: возбудителя инфекционной болезни путей его передачи и восприимчивых к этому возбудителю людей животных и растений. Основные мероприятий направленные на...
29957. Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной психологии 53 KB
  Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной психологии Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида включает в себя анализ синтез обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В настоящее время мышление изучается не только психологией но и философией логикой физиологией кибернетикой лингвитсикой. Мышление как ассоциация представлений Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать...
29958. Теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии 59 KB
  Теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Генетически наиболее ранняя форма мышления – нагляднодейственное мышление появляется в конце первого – начале второго года жизни еще до овладения им активной речью. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется но не является такой тесной прямой и непосредственной как раньше.
29959. Творческое мышление как предмет исследования в психологии 43.5 KB
  Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта она определяется качествами мышления и личной позицией занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Проблема изучения продуктивного творческого мышления. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты RP тесты творческого мышления Торренса. Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность семантическая гибкость способность видеть новое спонтанная гибкость способность дальновидения.
29960. Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы 51 KB
  Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий основными для Пиаже становятся исследования систем операций интеллекта. Важнейшее открытие Пиаже открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления скрытой умственной позиции и как следствие своеобразие детской логики детской речи детских представлений о мире. Феномены Пиаже: 1.
29961. Психологическая сущность и механизмы воображения 45.5 KB
  Воображение и его развитие в детском возрасте Рибо Т. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. В старой психологии существовала точка зрения согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс поскольку преобразование образа и открытие нового традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов Вундт Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти...
29962. Виды и функции речи 48 KB
  Рубинштейн Речь – это процесс материализации мысли. Леонтьев Речь – Это деятельность общения – выражения воздействия сообщения = посредством языка; речь – это язык в действии. Речь это форма существования сознания мыслей чувств переживаний для другого служащая средством общения с ним и форма обобщённого отражения действительности или форма существования мышления. Рубинштейн Важно отличать речь от языка.
29963. Теория поля Курта Левина 46.5 KB
  Теория поля Курта Левина 1.: категория гешт образ Левин мотив; у гештальтистов образ рассматривался в отрыве от мотивации а мотивация у Левина отрывается от предметносмыслового содержания ситуации т. Для Левина поле это структура в которой совершается поведение. Понятие поля у Левина охватывает внутренний человека и внешний окружающее факторы.
29964. Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению 52.5 KB
  Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению Понятие личности Л – внешн проявление индивидуальности – как чел воспринимается окружающими и как он на них воздействует в римском театре маска актера =личина лицо обращенное к аудрии. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подходы к изучению личности Каждая теория личности тем или иным образом отвечает на вопрос: Каким образом определяются структурные единицы личности и взаимосвязи между ними....