2530

Измерение параметров периодический электрических сигналов

Лабораторная работа

Физика

Изучить устройство и принцип действия электронного осциллографа. Научиться измерять с помощью осциллографа параметры периодических электрических сигналов – амплитуду, длительность и период.

Русский

2013-01-06

128.5 KB

22 чел.

Отчёт

О лабораторной работе №___

по курсу

«Электричество и магнетизм»


Цель работы:

  •  Изучить устройство и принцип действия электронного осциллографа.
  •  Научиться измерять с помощью осциллографа параметры периодических электрических сигналов – амплитуду, длительность и период.

Функциональная схема осциллографа.

Электронный осциллограф предназначен для измерения постоянного и переменного напряжения, периода и длительности электрических сигналов. Основное достоинство осциллографа состоит в том, что он позволяет наблюдать на экране трубки форму сигнала.

Функциональная схема осциллографа представлена на рис.1 . Основным элементом осциллографа является электронно-лучевая трубка, которая представляет собой эвакуированный баллон, в котором помещены электронная пушка, горизонтально и вертикально отклоняющие пластины (рис. 2)

Электронная пушка.

Электронная пушка предназначена для получения, формирования и ускорения пучка электронов и состоит из катода К, управляющего электрода УЭ, двух анодов А1 и А2 и экрана Э. Разогретый катод эмитирует электроны, которые пролетают через узкое отверстие управляющего электрода и попадают в пространство фокусирующей системы, состоящей из анодов А1 и А2.

Рассмотрим подробнее принцип фокусировки электронного пучка. Аноды А1 и А2 выполнены в виде цилиндра, причём диаметр второго анода больше диаметра первого. На оба анода подаются потенциалы, положительные относительно катода. Потенциал второго анода больше потенциала первого (другими словами, потенциал второго анода более положительный по отношению к потенциалу первого). Следовательно, между анодами возникает электрическое поле цилиндрической симметрии, силовые линии которого изображены на рис.3.

В точке А существует электрическое поле, вектор напряжённости которого  направлен по касательной к силовой линии. Разложим вектор напряжённости поля на две составляющие – продольную  и поперечную . Продольная составляющая 1 действует на электрон с силой =e1, где e – заряд электрона и ускоряет его вдоль оси трубки. Поперечная составляющая 2 действует на электрон с силой =e2 , направленной перпендикулярно оси трубки, и прижимает его к оси трубки тем сильнее, чем электрон дальше от оси, так как у стенок анода поперечная составляющая 2 увеличивается вследствие изгиба силовых линий.

Аналогичная картина наблюдается внутри второго анода (например, в точке ). Разница лишь в том, что поперечная составляющая  оказывается направленной к оси трубки, а сила =е направлена в противоположную сторону и увеличивается по величине по мере удаления от оси. Продольная составляющая  =е силы , как и в первом случае, ускоряет электрон в ту же сторону.

Таким образом, на участке первого анода электрическое поле оказывает собирающее действие на электронный пучок, на участке второго – рассеивающее. Следовательно, изменяя разность потенциалов между анодами, можно создать такое электрическое поле, при котором электронный пучок окажется сфокусированным в плоскости экрана.

Управление электронным пучком.

На управляющий электрод подаётся слабый задерживающий (отрицательный по отношению к катоду) потенциал. Изменяя его величину, мы изменяем число электронов, попадающих на экран, покрытый люминесцирующим слоем. Изменение числа электронов приводит к изменению яркости изображения на экране. Далее пучок проходит между двумя парами пластин – вертикально и горизонтально отклоняющими. Предположим, что на вертикально отклоняющие пластины подана такая разность потенциалов U, что поле  направлено вверх (рис.4). Тогда на каждый из электронов пучка будет действовать сила , направленная вниз. Согласно второму закону Ньютона

,  (1)

откуда ускорение электрона равно:

,  (2)

где me – масса электрона; U – разность потенциалов между пластинами; d – расстояние между пластинами.

Если начальная скорость электрона была равна , то время его движения между пластинами определяется формулой

  (3)

где  - длина пластин.

Следовательно, электрон за время движения между пластинами под действием силы приобретает вертикальную составляющую  скорости , равную

 (4)

и на выходе из пластин будет двигаться с некоторой скоростью . Горизонтальная составляющая  скорости  остаётся постоянной, так как проекция силы  на ось Х равна 0. Угол отклонения электрона от первоначального направления найдём по формуле:

  (5)

Тогда отклонение луча  , вследствие отклонения электронов от первоначального направления, равно:

,

где  - расстояние от пластин до экрана; d – расстояние между пластинами.

Кроме того, за время движения электронов в пространстве между пластинами луч отклоняется на некоторую величину . Поскольку это смещение происходит с постоянным ускорением а, то его можно рассчитать по формуле:

Тогда полное смещение луча равно:

 (6)

Для данной электронно-лучевой трубки величины ,  являются постоянными. Следовательно, выражение (6) мы можем записать следующем виде:

, где   (7)

Таким образом, мы пришли к важному выводу: смещение пучка прямо пропорционально величин электрического сигнала, поданного на пластины. Очевидно этот вывод справедлив и для другой пары пластин, отклоняющей пучок в горизонтальном положении, т.е.:     (8)

где  и  - чувствительность осциллографа по вертикали и по горизонтали соответственно.

На горизонтально отклоняющие пластины подаётся сигнал развёртки – колебания пилообразной формы (рис.5а). Если изменение сигнала развёртки линейно, то скорость перемещения луча по экрану в горизонтальном направлении с учётом (8) будет определяться формулой:

,  (9)

т.е. наклоном линии aв прямого хода пилообразного импульса развёртки. Время прямого хода луча будет пропорционально его координате:

  (10)

и будет зависеть от скорости движения луча. Поэтому, зная скорость

движения луча, легко определить время, за которое луч проходит данное расстояние. Величина , обратная скорости движения, и называется коэффициентом развёртки, которая устанавливает связь между смещением луча и временем этого смещения и имеет размерность "время/см". Умножив величину смещения луча Х на показание ручки "время/см" (коэффициент развёртки), мы получим время движения луча по горизонтали. Затем величина сигнала развёртки резко падает до 0, вследствие чего луч практически мгновенно возвращается в исходную точку экрана ""(рис.5а).

На вертикально отклоняющие пластины со входа "У" осциллографа через усилитель 1 (рис.1) подаётся исследуемый сигнал. Предположим, на вход "У" мы подали синусоидальный сигнал  (рис.5б). Под действием этого сигнала луч начнет смещаться вверх-вниз и вычертит на экране вертикальную линию (если отсутствует сигнал развёртки). Если сигнал развёртки подан, то в результате одновременного воздействия на луч двух напряжений получим на экране синусоиду или картинку, соответствующую форме любого сигнала, поданного на вход "У".

Величина исследуемого сигнала пропорциональна смещению луча по оси "У"

, (11)   где

Зная коэффициент , легко вычислить величину исследуемого сигнала по формуле (11). Коэффициент  называется коэффициентом отклонения осциллографа и зависит от величины коэффициента усиления усилителя 1 (рис.1). Величина  изменяется ручкой "" на панели осциллографа.

Рассмотрим теперь назначение блок синхронизации 3 (рис.1). Пусть на вход осциллографа подан некоторый периодический сигнал (например, синусоидальный) с периодом Ty (рис. 6а). Если период исследуемой синусоиды не кратен периоду сигнала развёртки (другими словами , где n – целое число), то на экране осциллографа мы наблюдаем различные участки синусоиды при каждом прямом ходе сигнала развёртки (рис. 6а).

Если периоды исследуемого сигнала и сигнала развёртки равны между собой или кратны друг другу, т.е. выполняется условие , то мы получим на экране устойчивую картину формы исследуемого сигнала (рис. 6б).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53898. КОМБІНАЦІЯ КУЛІ З ІНШИМИ ТІЛАМИ 377.5 KB
  При розвязуванні задач на комбінацію кулі з многокутниками і тілами обертання потрібно встановити залежність між радіусом кулі і лінійними елементами тіл що входять в комбінацію. Успішне розвязання таких задач потребує чіткої уяви про положення центра кулі в даній комбінації. Додатковий малюнок в якому радіус кулі і повязані з ним елементи іншого тіла даються в натуральну величину в розрізі відповідають тій же меті.
53899. Курение или здоровье? Выбирайте сами! 73 KB
  Просмотр слайдов презентации с комментариями. Вступительное слово учителя: Слайд 1: Сегодня наш классный час посвящен серьезной проблеме. Слайд 2 Здоровье это действительно бесценный дар. Просмотр слайдов презентации с комментариями учителя: Слайд 3 Курение самая серьезная из предотвратимых причин нарушения здоровья.
53900. Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение» 43.5 KB
  Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.
53901. Програма факультативного курсу «Література і театр» (8-9 клас) 167 KB
  Дебальцева Програма факультативного курсу Література і театр 8 9 клас Курінна Л. вчитель російської мови та зарубіжной літератури вчительметодист вища категорія 2010 2011 навчальний рік Пояснювальна записка Програма факультативного курсу Літератури і театр с орієнтиром у прилученні школярів до театрального мистецтва з метою їхнього загального естетичного розвитку розширення і збагачення духовних потреб підвищення рівня творчої активності громадянської свідомості стимулювання і розвиток життєвої компетентності. В основу...
53902. Кути. Вимірювання кутів 42.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про зміст основних понять теми вивчених на попередньому уроці; продовжувати формувати навички учнів оперувати вивченими в темі поняттями для обґрунтування дій під час розвязування типових задач; використовуючи прийом аналогії та знання і вміння вироблені під час вивчення теми Відрізки сформувати вміння розвязувати типові задачі на застосування аксіом вимірювання та відкладання кутів; відпрацювати навички побудови кутів та їх вимірювання із використанням приладів. Наочність і...
53903. Сума кутів трикутника 46.5 KB
  Мета: сформулювати та довести теорему про суму кутів трикутника ознайомити учнів з поняттям зовнішнього кута трикутника розвивати навички практичної діяльності з геометричними інструментами відпрацьовувати вміння логічно мислити робити висновки. Побудувати трикутник за даними кутами 1 ряд 2 ряд 3 ряд  А = 38 0...
53904. Суміжні і вертикальні кути 322 KB
  Замислюйся міркуй питання занотуй. Познач кути між кольоровими променями і променями АВ і АС. Чи є на цьому малюнку кути що утворюють розгорнутий кут Побудуй на око: а кут який має градусну міру більше 00 але менше 900; б кут рівний 900; в кут більший 900 але менший за 1800.
53905. Суміжні кути 82 KB
  Мета: засвоїти означення суміжних кутів; вивчити формулювання та доведення теореми про суму суміжних кутів а також наслідки із цієї теореми; розвивати увагу логічне мислення просторову уяву; виховувати охайність працьовитість. Обладнання: Моделі кутів карткизавдання. І так ви відгадали що країна в яку ми повинні вирушити складається з кутів. Наше завдання: 1 відшукати там невідомий для нас вид кутів; 2 довести що сума цих кутів дорівнює 180; 3 встановити наслідки цього доведення.
53906. Квадратні корені 548.5 KB
  Після уроку учні зможуть: застосовувати теоретичний матеріал про квадратні корені до вирішення вправ; навчитися усвідомленому застосуванню вивченого матеріалу під час вирішення завдань; набути навичок роботи в малих групах; набути навичок логічних міркувань; формування мотивації здорового способу життя Використані технології: інтерактивні технології: Мікрофон Робота в малих групах. Робота в малих групах. Учні об'єднуються в групи по 4 особи 1 і 2 3 і 4 парти згадують правила роботи в групах...