25318

Ретикулярная формация ствола мозга

Доклад

Психология и эзотерика

Дейтерс впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия назвал ее сетчатой или ретикулярной формацией. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна идущие от них к коре образуют так называемые неспецифические пути. Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков...

Русский

2013-08-13

40 KB

2 чел.

0023 Ретикулярная формация ствола мозга

В центральной части ствола мозга анатомически выделено образование, состоящее из диффузных скоплений клеток различных типов и размеров, которые густо переплетаются множеством волокон, идущих в различных направлениях. Так как внешний вид нервной ткани этой области под микроскопом напоминает сеть, то О. Дейтерс, впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия, назвал ее сетчатой, или ретикулярной, формацией. Подробное описание ее строения дали В. М. Бехтерев и Рамон-Кахал. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна, идущие от них к коре, образуют так называемые неспецифические пути.

Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков ретикулярной формации и перерезкой идущих от нее нервных путей. Для раздражения различных участков ретикулярной формации применяются тончайшие электроды и используется стереотаксическая методика их введения.

Установлено, что ретикулярная формация имеет большое значение в регуляции возбудимости и тонуса всех отделов центральной нервной системы. Ретикулярная формация по нисходящим ретикулоспинальным путям способна оказывать как активирующее, так и тормозящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. По восходящим путям она оказывает активирующее влияние на кору больших полушарий; импульсы от ретикулярной формации и неспецифических ядер таламуса поддерживают бодрствующее состояние коры. Под влиянием ретикулярной формации рефлекторные реакции становятся более сильными и точными.

Активность ретикулярной формации, благодаря которой могут осуществляться ее восходящее и нисходящее влияния, поддерживается поступлением к ней импульсов по коллатералям различных афферентных путей. Вследствие этого самые различные раздражения рецепторов сказываются на состоянии ретикулярной формации. Нейроны, образующие последнюю, кроме того, высокочувствительны к различным химическим агентам - гормонам и некоторым продуктам обмена. Ретикулярная формация получает также импульсы от эффекторных центров коры больших полушарий и мозжечка.

В области ретикулярной формации происходит взаимодействие как восходящих афферентных, так и нисходящих эфферентных импульсов. Возможна также циркуляция импульсов по замкнутым кольцевым нейронным цепям. Таким образом, имеется постоянный уровень возбуждения нейронов ретикулярной формации, благодаря чему обеспечивается тонус и определенная степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы.

Отмечая важную роль ретикулярной формации, следует подчеркнуть, что степень ее возбуждения регулирует кора больших полушарий. Импульсы, приходящие от последней, способны контролировать активность ретикулярной формации.

Влияние ретикулярной формации на спинной мозг и проприорецепторы

Более 100 лет назад И.М. Сеченов экспериментами на лягушках показал, что раздражение зрительных бугров кристаллами поваренной соли вызывает угнетение рефлексов спинного мозга. На основании своих опытов ученый сделал два кардинальных открытия. Одно из них - открытие процесса торможения - было оценено сразу. Второе - открытие ретикулоспинальных влияний - получило широкое признание лишь в последние 20 лет, после работ Г. Мэгуна и его сотрудников.

Г. Мэгун и Р. Рейнис показали, что электрическое раздражение участков ретикулярной формации продолговатого мозга животного тормозит спинномозговые рефлексы, а после децеребрации животного снижает ригидность мускулатуры. При слабых раздражениях ретикулярной формации одной стороны торможение охватывает только нейроны спинного мозга на этой же стороне. При более сильных раздражениях тормозятся нейроны обеих половин спинного мозга; торможение обнаруживается при исследовании как сгибательных, так и разгибательных рефлексов. Подобные эффекты возникают лишь при раздражении вентромедиальной части продолговатого мозга. Раздражение других участков ствола не приводит к подобным явлениям.

Перерезки спинномозговых проводящих путей позволили установить ход волокон, по которым распространяются импульсы от нейронов ретикулярной формации, вызывающих угнетение рефлексов спинного мозга. Эти волокна действуют на клетки Реншоу и усиливают их тормозящий эффект на мотонейроны. Кроме того, импульсы, приходящие из ретикулярной формации, могут затормаживать и непосредственно активность мотонейронов.

После кратковременного раздражения участков ретикулярной формации возникает облегчение рефлекторной деятельности спинного мозга. На этом основании высказано предположение, что в ретикулярной формации имеются нейроны, оказывающие активирующее влияние на нервные клетки спинного мозга. Эксперименты с раздражением различных участков мозгового ствола подтвердили это предположение. Оказалось, что в промежуточном мозгу - в гипоталамусе, в сером веществе покрышки среднего мозга и варолиева моста и в продолговатом мозгу к периферии от тех участков, раздражение которых оказывает тормозящее влияние, расположены нейроны ретикулярной формации, активирующие рефлекторную функцию спинного мозга. Раздражение этих участков усиливает спинномозговые рефлексы и сокращения скелетной мускулатуры, вызванные раздражением коры больших полушарий.

Прослеживание путей, по которым проводятся импульсы, активирующие нейроны спинного мозга, показало, что ими являются волокна ретикулоспинального тракта. При этом выяснено, что волокна, активирующие и тормозящие, различны. Активирующие волокна ретикулярной формации оканчиваются на вставочных нейронах рефлекторных дуг. Не исключено, что облегчение спинномозговых рефлексов под влиянием ретикулярной формации происходит вследствие подавления тормозящих разрядов клеток Реншоу, что приводит к повышению возбудимости мотонейронов.

Ретикулярная формация оказывает влияние не только на рефлекторные движения (физические рефлексы), но и на тонус скелетной мускулатуры (тонические рефлексы).

Устранение активирующего и тормозящего действия ретикулярной формации при высокой перерезке спинного мозга является, по-видимому, одной из причин возникновения спинального шока и развивающейся позже гиперрефлексии.

Экспериментально доказана роль ретикулярной 'формации в возникновении децеребрационной ригидности. Перерезка мозгового ствола выше продолговатого мозга препятствует притоку импульсов, понижающих активность тех нейронов бульбарной ретикулярной формации, которые оказывают тормозное влияние на центры спинного мозга. Вместе с тем нейроны, оказывающие активирующее влияние, находящиеся в области покрышки варолиева моста, продолжают получать афферентные импульсы от вестибулярных ядер и от спинного мозга. Таким образом, нарушается баланс между тормозными и облегчающими импульсами ретикулярной формации в сторону преобладания активирующих импульсов. В результате возникает резкое повышение тонуса скелетной, особенно разгибательной, мускулатуры. При разрушении участков активирующей ретикулярной формации в области покрышки варолиева моста децеребрационная ригидность не развивается.

При повреждениях некоторых участков среднего мозга возникает ригидность преимущественно сгибательной мускулатуры. При очень ограниченных повреждениях ретикулярной формации среднего мозга может быть вызвана ригидность только одной конечности.

Механизм влияния ретикулярной формации на мышечный тонус стал известен благодаря работам Р. Гранита, который показал, что она изменяет активность гамма-мотонейронов спинного мозга. Последние иннервируют мышечные волокна периферических частей мышечных веретен. Свое название они получили потому, что их аксоны, так называемые гамма-эфференты, представляют собой тонкие волокна, обладающие значительно меньшей скоростью проведения, чем моторные волокна скелетных мышц.

Как уже говорилось гамма-эфференты вызывая сокращение  мышечных элементов веретен, обусловливают их натяжение и как следствие этого усиления афферентной импульсации от рецепторов ядерной сумки веретен. Афферентные импульсы от веретен, постоянно поступая к спинному мозгу, возбуждают альфа-мотонейроны, что и является причиной тонуса мышц. Роль афферентных импульсов в мышечном тонусе демонстрируется тем, что перерезка задних корешков спинного мозга приводит к исчезновению мышечного тонуса. В свою очередь поток афферентных импульсов от веретен регулируется гамма-мотонейронами.

Таким образом, имеются сложные взаимоотношения и обратные связи между нейронами спинного мозга и скелетной мускулатурой. Эти взаимоотношения регулируются ретикулярной формацией, которая посредством своего влияния на гамма-мотонейроны изменяет поток афферентных импульсов от веретен и тем самым влияет на мышечный тонус.

Регуляция мышечного тонуса осуществляется покрышкой среднего мозга по двум ретикулоспинальным путям - быстропроводящему и медленнопроводящему. По первому проводятся импульсы, контролирующие быстрые движения; импульсы, проходящие по второму пути, контролируют медленные тонические сокращения.

Ретикулоспинальные механизмы находятся под постоянным контролем мозжечка и коры больших полушарий головного мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память – психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.