25368

Социально-медицинские проблемы организации социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальномедицинские проблемы организации социальной работы. Все вышеперечисленные социальномедицинские проблемы свидетельствуют о том что резко возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне на уровне медикосоциальной работы. Специфика содержания и методики медикосоциальной работы позволяет рассматривать ее как самостоятельное направление многоаспектной социальной работы. Основным правовым актом обеспечивающим развитие социальной работы в сфере...

Русский

2013-08-13

53.5 KB

34 чел.

№ 2. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Смешанные социально-медицинские проблемы выявляются не менее чем у 40% клиентов с хроническими заболеваниями психиатрического, наркологического, онкологического профилей. Особое место занимают проблемы распространенности массовых и социально значимых заболеваний. В последние годы отмечается резкое ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Угрожающий характер принимает заболеваемость венерическими и другими БППП. Уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями имеет тенденции к росту. Психическое здоровье населения определяет общее состояние здоровья общества, существенным образом влияет на его интеллектуальный потенциал. В настоящее время резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголя, наркотиков и другими психоактивными веществами. Все большее число исследований свидетельствуют о том, что стрессовые ситуации сказываются на состоянии физического и психического здоровья человека, что население воспринимает стресс как основной, способствующий заболеваниям фактор. Примерно 70% россиян находятся в состоянии длительного хронического стресса.

Все вышеперечисленные социально-медицинские проблемы свидетельствуют о том, что резко возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне – на уровне медико-социальной работы. Специфика содержания и методики медико-социальной работы позволяет рассматривать ее как самостоятельное направление многоаспектной социальной работы.

Медико-социальная работа – профессиональная мультидисциплинарная деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленная на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». В ст. 20 этого документа зафиксирована следующая правовая норма: «Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях  системы социальной защиты населения».

Медико-социальная работа принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, т.к. предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Исследования показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый «порочный круг», который трудно преодолеть на уровне только медицинских мер.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Социальная работа в здравоохранении имеет много общего по своей сути с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При составлении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой перечень функций, выполняемых в рамках медико-социальной работы, объединен в три группы.

В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются:

  •  организация медико-социальной помощи и ухода за больными;
  •  оказание медико-социальной помощи семье;
  •  медико-социальный патронаж различных групп;
  •  оказание медико-социальной помощи хронически больным;
  •  организация паллиативной помощи;
  •  предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
  •  санитарно-гигиеническое просвещение;
  •  информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

В социально-ориентированные функции включаются:

  •  обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
  •  представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;
  •  содействие в предупреждении общественно опасных действий;
  •  оформление опеки и попечительства;
  •  участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
  •  участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;
  •  обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;
  •  информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
  •  содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;
  •  семейное консультирование и семейная психокоррекция;
  •  психотерапия, психическая саморегуляция;
  •  коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Интегративные функции составляют:

  •  комплексная оценка социального статуса клиента;
  •  содействие выполнению профилактических мероприятий социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
  •  формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
  •  планирование семьи;
  •  участие в проведении медико-социальной экспертизы;
  •  участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  •  проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;
  •  содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;
  •  социально-правовое консультирование;
  •  организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;
  •  участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
  •  обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55063. Як досягти поваги в колективі 44 KB
  3 група філологи добирають вислови видатних людей про дружбу і колективізм. Повідомлення теми уроку Тема нашого уроку: Як досягти поваги в колективі. Культурна людина бажана в будь якому колективі.
55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоровя вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою компютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.
55068. Всеукраїнська олімпіада з математики 795 KB
  Завдання: сформулювати і довести теореми Чеви і Менедая; показати їх застосування до доведення відомих і доведених раніше тверджень; вчити використовувати ці теореми під час розвязування задач на доведення і обчислення. Напередодні засідання учитель дає завдання трьом учням підготувати доведення тверджень про перетин в одній точці бісектрис внутрішніх кутів трикутника висот і медіан трикутника поділ кожної медіани їх точкою перетину на частини відношення довжин яких дорівнює 2:1 якщо вимірювати довжину першої частини від вершини....
55069. Позакласна робота з математики 223.5 KB
  Але вона має свої особливості: якщо урок проводиться за програмою то позакласні заняття не регламентуються нею що дозволяє вчителю підбирати завдання які відповідають рівню знань та умінь учнів здійснювати індивідуальний підхід проводити їх в цікавій формі спрямовувати на розширення поглиблення знань...
55070. Поняття про форми організації виховного процесу. Характеристика і методика проведення форм поза навчальної виховної роботи 63.5 KB
  Позакласна виховна робота - це здійснювана в позаурочний час різноманітна діяльність учнів під керівництвом учителіввихователів школи спрямована на задоволення інтересів і запитів розвиток їх інтелектуальних можливостей. Принципи на яких ґрунтується позакласна і позашкільна виховна робота Добровільний характер участі в ній учнів враховуються їх інтереси.
55071. Позакласне заняття. Весняні квіти з гофрованого паперу 34.5 KB
  Діти а для того щоб ви дізналися що ми будемо виготовляти сьогодні на занятті я вам пропоную відгадати загадки. Люблять її діти і дорослі за веселу пісеньку струмочків за дзвінкий спів птахів за ніжні проліски за мякий килим з шовкової травиці за ласкаве сонячне проміння за повітря напоєне запахом молодого листя. Діти тому сьогодні на занятті ми будемо виготовляти з паперу крокуси. Діти давайте повторимо послідовність нашої роботи.