25369

Психология как система жизненных явлений

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями как общественная деятельность социальная работа социальные службы и т. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления социального.

Русский

2013-08-13

43.5 KB

1 чел.

Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, мышления, воли, воображения и др. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика – внутренний субъективный мир личности, которая возникает в процессе активного взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Т.е. поведение человека всегда обусловлено воздействием объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие.

Рождение психологии как самостоятельной дисциплины, ее призвание и судьба неразрывно связаны с возникновением «социального» как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как «общественная деятельность», «социальная работа», «социальные службы» и т.д. Социальное, особенно в ХХ веке, стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления «социального». Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь.

Многие подходы к социальной работе и ее теории, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Например, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы, которая стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.

Психологические знания являются базовой основой профессионального обучения социальной работе.

СР – универсальный вид деятельности. С психологией ее роднит, во-первых, то, что человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, непременно переживает определенное психическое напряжение, во-вторых, главными субъектом и объектом и там, и там выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем, в-третьих, и психология, и СР, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляет свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление его сил и социальных функций, так и на положительное изменение окружающей среды.

Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельность, представляют собой целостность «человека – в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной тогда, когда высоко оценивается потенциал личности и ее способности к изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов.

Исходя из такого взгляда на объект СР, вытекает необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях.

Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом, более точно сформулировать социально-психологический диагноз, специалист по социальной работе должен иметь представление о нем, в том числе: его индивидуально-половые свойства, психодинамические свойства (темперамент, сенситивность), структура его потребностей, мотивация личности, его способности, базовые определения его характера и др.

Эффективность взаимодействия социального работника с клиентом зависит от владения современными психологическими теориями личности.

Эффективность работы специалиста по социальной работе зависит от знаний и умелого применения этих знаний в своей деятельности, владения технологиями социальной работы, личностных качеств. Каждая из этих трех составляющих включает в себя психологическую составляющую, а именно:

- психологические знания о человеке (общая психология, психология личности), специфика его жизнедеятельности в разные возрастные периоды (психология развития), социальная психология, патопсихология, психология девиантного поведения и др.;

-  владение навыками взаимодействия и воздействия на человека (навыками общения с ним, способами влияния, ведения переговоров и т.д.);

- наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие основные функции, которые реализуются психологической теорией и практикой в социальной работе:

1) теоретическая, заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, групповыми явлениями, процессами, закономерностями, с другой;

2) методологическая, выражается в использовании психологических теорий для исследования социальных явлений и процессов;

3) объяснительная, на основе которой можно объяснить поступки человека и выбрать стратегию и тактику социальной работы;

4) прогностическая, состоит в определении перспективных личностных изменений, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности.

В структуре профессионального образования и деятельности социального работника важное место занимает социальная психология (возникла на стыке психологии и социологии). Объективно существует класс факторов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, т.к. общественные закономерности проявляются через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, психологические характеристики социальных групп. Социальная психология изучает как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, а социальные работники практически взаимодействуют с людьми, влияют и помогают им. Социальные работники являются в определенном смысле практиками-психологами и должны иметь достаточно высокий уровень психологической подготовки. Социальный работник как никто  иной должен обладать способностью понять человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальные работники могут замечать, что позитивное поведение по отношению к кому-либо вызывает расположение к этому человеку. Профессия социального работника – бесспорно альтруистическая (альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи не связанный с собственными эгоистическими интересами). Социальные психологи изучают условия, при которых люди совершают альтруистические поступки и пытаются объяснить их причины.

Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, выделяют следующие психологические принципы социальной работы:

  •  Психология предполагает равенство возможностей всех членов общества;
  •  Психология признает и изучает комплексное влияние социальных факторов на психическое здоровье;
  •  В основе социально-психологической помощи лежит принцип солидарности с клиентом;
  •  Приоритетом деятельности психолога является профилактика и реабилитация.

Классификация задач, стоящих перед современной социальной работой, на основе психосоциального подхода:

  •  Изучение влияния макросоциальных и микросоциальных факторов на здоровье;
  •  Изучение возрастных особенностей влияния социальных факторов на психическое здоровье;
  •  Изучение психических последствий чрезвычайных ситуаций;
  •  Изучение психического здоровья и психических расстройств у представителей различных социально-профессиональных групп населения, различных этносах и культурах;
  •  Изучение роли социальных факторов в формировании девиантного поведения и др.

Перечисленные выше задачи требуют междисциплинарных подходов, обусловленных ее местом и взаимосвязью с другими науками. Психологические методы в социальной работе условно можно разделить на 2 группы: научно-исследовательские (совокупность научных методов, направленных на изучение влияния социальных факторов на психическое здоровье и их роли в возникновении, течении, прогнозе, исходе психических расстройств) и практические (все виды помощи и профилактики психических расстройств, которые осуществляются в конкретной социальной среде и с непосредственным привлечением конкретного социального окружения).

Ведущее место в группе научно-исследовательских методов следует отвести эпидемиологическому. Именно этот метод, определяющий распространенность психоэмоциональных расстройств во времени и пространстве, позволяет объективно оценить вклад социальных факторов в процессы формирования и течения психической патологии, охарактеризовать сущность и частоту расстройств в отдельных популяциях, др

Следующий базисный метод – психопатологический. Его значение велико уже в силу того, что предметом изучение социальной психологии являются расстройства и их зависимость от факторов социальной среды.

Особое место занимают методы социологического исследования, направленные на выяснение причинно-следственных закономерностей психического здоровья и его нарушений (опросники, оценочные шкалы).

Ко второй группе методов относятся практические формы социально-психологической помощи клиентам. Классификация Л. Чиомпи (2003 г.):

- социальная поддержка и опека клиентов с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний (алкоголизм, наркомания, старческие психозы и др.);

- превентивная кризисная интервенция, осуществляемая в амбулаторных, стационарных и полустационарных условиях;

- социальная и профессиональная реабилитация;

- семейная терапия, включает в себя семейную психотерапию, психокоррекционную и психопедагогическую работу с родственниками клиента;

- социотерапия: мильотерапия (терапия средой), психодрама, ролевые игры, тренинг социальных навыков и др.

В организационном отношении основными структурами для оказания социально-психологической помощи являются дневные стационары, профилактории, реабилитационные центры, клубы клиентов и их родственников.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17515. Розв’язок квадратного рівняння 19.5 KB
  Лабраторна робота №2 Тема:Розв’язок квадратного рівняння. Мета: Навчитись визначати корені рівняння. Хід роботи Введення даних Обчислення дискримінанта. Обчислення та виведення коренів х1 х2. Задача № 1 10 REM PROGRAMM Babachok 20 INPUT a=; a 30 INPUT b=; b 40 INPUT ...
17516. Ознайомлення з мовою Basic 21 KB
  Лабраторна робота №1 Тема:ознайомлення з мовою Basic Мета:Ознайомитися з мовою Basic Хід роботи Мова Basic це мова високого рівня для починаючих програмістів розроблена в США в 1964 р. Алфавіт мови: Латинські літери. Літери кирилиці. Цифри від 0 до 9. Символи
17517. Масиви з використанням команди DIM 22 KB
  Лабраторна робота №4 Тема: Масиви Мета: Ознайомитись з командою DIM Хід роботи Масиви впорядкований набір певних даних. Ці дані зберігаються в послідовно розташованих комірках ОП. Назву масиву дає користувач. Масив ряд елементів. Когжен з яких має певні індикси. ...
17518. Аналіз обчислювальної похибки при виконанні базових операцій алгоритмів цифрової обробки сигналів. Обчислення математичних функцій 325 KB
  Лабораторна робота №1 На тему: Аналіз обчислювальної похибки при виконанні базових операцій алгоритмів цифрової обробки сигналів. Обчислення математичних функцій Мета роботи Дослідити шляхи виникнення обчислювальної похибки та її вплив на точність обчислен
17519. Діагностика роботи цифрових фільтрів. Шляхом аналізу їх амплітудно-частотної характеристики 222 KB
  Лабораторна робота №3 На тему: Діагностика роботи цифрових фільтрів. Шляхом аналізу їх амплітудночастотної характеристики Мета роботи Дослідити і проаналізувати параметри амплітудночастотної характеристики та вплив віконної обробки при спектральному аналі
17520. Фільтрація сигналів і зображень 256.5 KB
  Лабораторна робота №4 На тему: Фільтрація сигналів і зображень Мета роботи Ознайомитися з методами та засобами фільтрації сигналів та зображень. Проілюструвати процес фільтрації зображення в просторовій області. Теоретичні відомості Цифрова фільтрація д
17521. Розрахунок і побудова цифрових СІХ фільтрів з частотною вибіркою. Фільтрація складених сигналів 338 KB
  Лабораторна робота №5 На тему: Розрахунок і побудова цифрових СІХ фільтрів з частотною вибіркою. Фільтрація складених сигналів Мета роботи Ознайомитись з різними типами цифрових фільтрів навчитись розраховувати різні типи фільтрів і застосовувати їх на практи...
17522. Модуляція та демодуляція сигналів. Амплітудна модуляція складених сигналів 149 KB
  Лабораторна робота №6 На тему: Модуляція та демодуляція сигналів. Амплітудна модуляція складених сигналів Мета роботи Розглянути принципи модуляції сигналів. Проаналізувати особливості різних типів модуляції. Ознайомитись з алгоритмом отримання амплітудної ...
17523. Формування аналогового сигналу з заданими параметрами з допомогою широтно-імпульсного модулятора 416.35 KB
  Тема: Формування аналогового сигналу з заданими параметрами з допомогою широтноімпульсного модулятора. Мета: Ознайомлення з роботою широтноімпульсного модулятора. Завдання:Сформувати вихідний сигнал ШІМ з частотою та формою заданими згідно варіанту: Варіант:...