25371

Социальная сфера человеческой жизни

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период который потребовал не только поисков эффективных форм экономического политического и культурнодуховного развития общества но и поиска новых средств социальной поддержки населения. Это в свою очередь потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода истории отечественной благотворительности государственной социальной политики существующих форм организации социальной поддержки слабых групп населения. В этот период в...

Русский

2013-08-13

55.5 KB

2 чел.

Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.

Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки "слабых" групп населения.

В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.

В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.

Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм ("сорокинский", "веберовский", "парсоновский", "дюркгеймовский" ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.

Развитие эмпирической и теоретической социологии в первой половине XX века подготовило вывод о том, что между большими социологическими теориями и эмпирической социологией должен существовать еще один (средний) уровень социологического знания, позволяющий "состыковать" социологию концептуального, парадигмального уровня с эмпирической социологией. Социологические теории этого уровня стали называть с "легкой руки" Р. Мертона среднеуровневыми.

Структура социологического знания

Этот уровень современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые "объектные" социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.)

Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.

К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы - социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Социальная работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.

Со всей остротой как важнейшая проблема встал вопрос о выживании человека в новых социально-исторических и природных условиях его бытия. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий.

Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, "соперничающих" моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х годах в США, Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и "использование" и других парадигм.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных .

В отличие от большинства социологических парадигм виталистская социология предлагает комплексное, интегративное видение проблем социальной работы. Она стимулирует развитие интегративных теорий социальной работы, соответствующих моделей ее практического осуществления.

Важность рассмотрения социологии социальной работы в контексте виталистской социологии обусловлена тем, что перед человечеством начала XXI века встала, как главная, проблема поиска оптимальной формы социальной организации, позволяющей сохранить среду обитания людей на Земле, а также дать возможность усложняющемуся обществу и человеку определить новую перспективу прогрессивного цивилизационного развития. Все это требует коренным образом повысить культуру социального взаимодействия населения нашей планеты, совместности его бытия, что определяется прежде всего социологией и тесно связанными с ней науками о человеке и обществе.

Повышение роли социологической грамотности современного специалиста, социологическая просвещенность населения на рубеже XX-XXI веков стали главными направлениями совершенствования социальной политики, адекватных ей форм и содержания социальной работы. Данное обстоятельство определяется прежде всего масштабным усложнением общества, жизнедеятельности человека, взаимодействия его жизненных сил и жизненного пространства.

На этой основе возникает и новая перспектива развития теории социологии социальной работы, совершенствование практических моделей организации помощи нуждающимся, поддержки физического, психического и социального здоровья человека.

В этой связи важной для социологии социальной работы становится виталистская социологическая парадигма, в фокусе внимания которой находится проблема взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства.

Исходными понятиями рассматриваемой теории выступают категории "жизненные силы" и "жизненное пространство" человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений. Взаимозависимость, взаимодействие данных явлений и понятий составляют фундамент системы социологического знания, изложенного в категориях социологии жизненных сил человека.

Сущностная характеристика понятия "жизненные силы человека" чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Это определение позволяет использовать понятия "индивидуальная субъектность" и "социальная субъектность" человека как составляющие содержание категории "жизненные силы человека".

В зарубежной традиции социологического осмысления характеризуемого круга явлений нередко употребляется и такая группа взаимосвязанных понятий: "субъектность в сфере государственного управления", "субъектность в бизнесе", "субъектность в третьем секторе" (как сфере деятельности неправительственных и некоммерческих организаций). Они отражают соответственно, воспроизводство и совершенствование жизни человека в сфере государственного регулирования общественной жизни, бизнеса и "третьего сектора".

По мере все более отчетливого обозначения контуров данных сфер общественной жизни современной России в отечественной социологии появляются труды, характеризующие дифференциацию поведения людей, занятых в госслужбе, бизнесе и "третьем секторе". Возникает все больше оснований для характеристики соответствующих форм и содержания субъектности человека в условиях современного российского общества. Следует подчеркнуть, что для России это - достаточно нетрадиционный взгляд, имеющий относительно слабую в недавнем прошлом социальную базу и традицию социального мышления.

Осмысление различий субъектности, способов жизнеосуществления в названных трех сферах, обусловленных в главном характером мотивации деятельности занятых в них людей, позволяет во многом по-новому рассматривать формирование, характер осуществления, специфику реабилитации жизненных сил представителей различных слоев общества.

Таким образом, развитие социологии социальной работы, как нам представляется, есть проявление интеллектуального понимания того, что необходимо «привлечь» социологию к анализу социальной работы, способствующей росту социальной активности в обществе. Но необходимо иметь в виду, что социологическое знание не просто привлекается как объяснение фактов социальной практики. Социология социальной работы может быть определена как попытка представить «относительные» социологические знания в форме теоретического осмысления и эмпирических фактов для объяснения социальной работы практикам и политикам.

Цель социологии социальной работы - это интеграция знаний о социальной работе, являющейся и самостоятельной научной теорией, и общественным феноменом, и социальной деятельностью, и учебной дисциплиной.

В настоящее время наметились следующие основные направления исследования в социологии социальной работы:

Во-первых, взаимодействие моделей социальной политики и форм социальной защиты представителей разных социальных групп.

В настоящее время существуют различные модели социальной политики, причем сложно отдать приоритет одной из них. Но, несомненно, одно -социальная политика должна опираться на гибкую стратегию, позволяющую теории и практике взаимно обогащать и дополнять друг друга, что, в свою очередь, предполагает, что эффективная модель социальной политики должна отвечать требованиям устойчивого общества, должна принимать во внимание специфику конкретной ситуации, то есть быть способной на быстрое реагирование изменений объективных и субъективных факторов, обусловливающих жизнеосуществление представителей тех или иных социальных групп. И в данном случае представляется, что наиболее эффективной в настоящее время является модель социальной политики, опирающаяся на виталистскую социологию, которая в отличие от большинства других теоретических парадигм предполагает комплексное интегративное видение проблем социальной политики как на уровне России в целом, так и отдельных ее регионов. На основе виталистской социологии, во-первых, возможен анализ воспроизводства и совершенствования жизни человека в сфере государственного регулирования общественной жизни, бизнеса и «третьего сектора»; во-вторых, анализ соотношения жизненных сил и жизненного пространства бытия человека в разрезе их дифференциации, осмысления различий, логики взаимодействий.

Во-вторых, влияние экологических факторов на организацию жизнедеятельности представителей разных социальных групп.

Проблема объединения экологии и социальной работы привлекает внимание сегодня многих исследователей, а частности, в докладе проф. С. Бонд ер на Международном конгрессе по проблемам социальной работы в 1998 году в Иерусалиме подчеркивалось, что длительное время в качестве объекта социальной работы рассматривалась социально-проблемная ситуация относительно клиента. В конце XX столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды. И в соответствии с этим становится важным вопрос об обязательствах человека к самому себе и социальному окружению, что и обусловливает новую связь между социальной работой и экологией, т.е. социальные работники должны быть обеспокоены возникающим кризисом цивилизации. И одним из направлений развития социологии социальной работы в связи с этим должно быть обеспечение качества жизни, которое является самостоятельной исследовательской проблемой.

В-третьих, социальные показатели качества жизни населения и его жизненного потенциала.

Даже краткий обзор существующих подходов к определению качества жизни и выявлению его основных характеристик позволяет заметить, что для дальнейшего развития исследований качества жизни необходимо выйти за рамки классической науки, в которой различные подходы к качеству жизни не дополняют друг друга, а выступают порой логически противоречивыми. В соответствии с этим представляется, что в контексте неклассической социологии, а именно социологической концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека можно наиболее адекватно рассматривать проблемы качества жизни.

В-четвертых, оптимизация механизмов и факторов, обеспечивающих общественное благосостояние, в том числе и социальную безопасность населения.

Обеспечение общественного благосостояния, имеющее своей целью обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека, которое можно рассматривать как в широком, так и узком смыслах. В широком смысле оно, прежде всего, означает общественную безопасность, значимость которой в начале XXI века в связи с ростом терроризма особенно актуальна. В узком - общественное благосостояние означает обеспечение, во-первых, социальными услугами представителей различных групп населения, во-вторых, поддержание благосостояния наиболее слабых слоев населения.

В-пятых, взаимодействие государства, бизнеса и «третьего сектора» по осуществлению социальной защиты населения.

С середины 1980-х годов во многих странах Европы началось сокращение государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан. В связи с этим возникла проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения. Поэтому в последнее время особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки как группы самопомощи и взаимопомощи. К сожалению, для российского общества проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро пока еще не стала объектом внимания ни со стороны государства, ни со стороны исследователей, ни со стороны практики. Правда, в отдельных регионах России при социальных службах формируются группы самопомощи и взаимопомощи, но чаще всего, с одной стороны, их организация носит стихийный характер, поэтому, возникнув, они быстро распадаются, а с другой, - технологии и методики работы с ними недостаточно профессионально разработаны.

В-шестых, выявления специфики организации социальной работы в разных типах поселения.

Так, с 1970х годов в США социальная работа на селе рассматривается как специализированный тип практической деятельности, и некоторые учебные заведения, готовящие социальных работников, помогают студентам и аспирантам адаптировать их обучение к реальностям сельской практики. В других странах существуют иные типы поселений, характер которых учитывается при подготовке социальных работников. Для России с ее многообразием поселенческих структур важным является дифференциация как подготовки специалистов по социальной работе, так и моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах - от большого города до маленькой деревни.

Нам представляется, что в начале XXI века актуально рассмотрение социологии социальной работы в системе социологического знания как отраслевой социологической теории, которая должна стать объектом специального исследования в отечественной социологии и социальной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73977. НФЧС та визначення шляхів розвитку ЧСР (1945-1948) 224 KB
  При цьому КПЧ мала такий сильний додатковий аргумент як активна підтримка її з боку СРСР який багато зробив для відновлення ЧСР в довоєнних кордонах. Це викликало в керівництві КПЧ побоювання саботажу з його боку та спричиняло дії з реорганізації Міністерства внутрішніх справ держбезпеки та інших. Проте ступінь впливу КПЧ в армії не був однозначним.
73978. Югославія в роки Другої світової війни 117 KB
  У Югославії пожвавилася діяльність різних націоналістичних угруповань: сербського Збору хорватських усташів македонського ВМРО німецького культурбунду та ін. ускладнила становище Югославії що спонукало врештірешт уряд Д. Гітлер віддав командуванню німецької армії наказ підготувати й завдати удару по Югославії. в Белграді був підписаний акт про капітуляцію Югославії.
73979. МУРАВЬЁВА Т.В. МИФЫ СЛАВЯН И НАРОДОВ СЕВЕРА 471.5 KB
  Король желая еще хоть раз увидеть незабвенную супругу послал за паном Твардовским и повелел ему силою своего волшебства вызвать тень покойной королевы. Король простер к ней руки и рванулся из магического крута. Однако чешские короли правившие в IX XIV веках называли себя Пржемысловичами и возводили свой род к легендарному Пржемыслу В XI веке король Вратислав П в зале своего дворца в Вышеграде выставил для всеобщего обозрения лапти Пржемысла. Король Ячменек Правил некогда в Чехии король Святопулк человек жестокий и нечестивый.
73981. Режим «народної демократії» в Польщі (1945-1948) 258.5 KB
  Зі створенням ПОРП у країні фактично розпочався процес формування тоталітарного політичного режиму. Узявши за взірець сталінську модель соціалізму керівництво ПОРП намагалося силовими методами в надзвичайно стислі строки здійснити перебудову польського суспільства.
73982. ПОЛЬСЬКА ДЕРЖАВА В ПЕРІОД ПРАВЛІННЯ ДИНАСТІЇ ЯГЕЛЛОНІВ (КІНЕЦЬ ХIV-ХVІ ст.) 519 KB
  Політичний розвиток Польщі наприкінці XIV в першій половині XV ст. Боротьба з німецькою експансією Формування становопредставницької монархії Соціальноекономічний розвиток Польщі Польськолитовські відносини. Польська культура ПОЛІТИЧНИЙ РОЗВИТОК ПОЛЬЩІ НАПРИКІНЦІ XIV В ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХV СТ. З метою зміцнення позицій нової королівської династії у Великій Польщі Ельжбета здійснила ряд нововведень: заснувала спеціальні суди які розглядали справи щодо повернення шляхті конфіскованих у неї маєтків; надала привілеї деяким...
73983. Національно-визвольний рух у польських землях наприкінці ХVІІІ–в 60-х роках ХІХст 222 KB
  Відсутність власної держави відчули на собі всі верстви польського суспільства. Шляхту було позбавлено громадянських і політичних прав, якими вона користувалася протягом кількох століть, зокрема можливості брати участь у законотворчості і встановленні розміру податків
73984. Річ Посполита XVII - наприкінці XVIII століттях 247 KB
  Нову династію в Речі Посполитій започаткували вибори на польський престол у 1587 р., на яких обрали фактично двох королів. Примас (глава католицької церкви) Станіслав Карнковський проголосив королем шведського принца Сигіз-мунда. РІЧ ПОСПОЛИТА В XVII - НАПРИКІНЦІ XVIII століттях
73985. Технология приготовления изделия из слоеного теста с начинкой «Курник» 218 KB
  Познакомиться с ассортиментом блюд из птицы. Дать общую характеристику мясных блюд из птицы и изделий из слоеного теста. Показать технологию приготовления куриного рулета. Изучить классификацию блюд из слоеного теста...