25372

Экологические проблемы социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Главная теоретическая и практическая задача экологии раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности поскольку положение которое складывается в отношениях человека с природой часто становится критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых нефти газа цветных металлов и др....

Русский

2013-08-13

51 KB

49 чел.

  6. Экологические проблемы социальной работы

План:

1.Возникновение и развитие экологии.

2.Экология и современные экологические проблемы.

3.Социальная экология.

3.Окружающая среда (понятие и элементы окружающей среды).

4.Охрана окружающей среды, экологический кризис.

6.Формирование экологического воспитания, экологической культуры: экологическая этика (принципы экокультуры).

7.Экология и здоровье.

 

Экология (греч. oikos - жилище, местопребывание, logos - наука) биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем. Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.

Главная теоретическая и практическая задача экологии - раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу.

Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности, поскольку положение, которое складывается в отношениях человека с природой, часто становится критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых (нефти, газа, цветных металлов и др.), ухудшается состояние почв, водного и воздушного бассейнов, происходит опустынивание огромных территорий, усложняется борьба с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие.  Экология стала затрагивать философские, морально-этические и др. вопросы, следовательно, экология становится наукой не только биологической, но и социальной.

 Социальная экология – 1)наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

2)-это научная дисциплина, особая отрасль социологии имперически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком его жизненной средой в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного общественного существа.

Возникновение социальной экологии явилось следствием возрастающего интереса представителей разных гуманитарных дисциплин к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды. Субъектами социальной экологии выступ человек и общество. Важность социальной экологии для специальности социальной работы, прежде всего в  том, что она направлена на выявление связей между обществом и природой, а как известно социальная работа направляет свою деятельность на человека и все что связано с его взаимодействием.

Важными характеристиками человека в экологических и социальных исследованиях выступают:

-наличие потребностей;

-способность к адаптации.

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации. Следовательно, одна из наиболее актуальных проблем современности является – охрана окружающей природной среды. Деструктивное антропогенное и технологическое давление на окружающую среду приводит человечество к глобальному экологическому кризису. Противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и ограниченными возможностями естественных экосистем с другой, приобретают антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации, что создаёт угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Вообще связующем звеном выступает социальное пространство – социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. Именно социальное пространство органически связывает интересы и социальной работы и социальной экологии.

Таким образом, экологические проблемы стали глобальными, затрагивающими широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой. Нет сомнений в том, что главной движущей силой разрушения природы является человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов, поэтому восстановление целостности восприятия природы неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. Усилия экологического образования и воспитания широких слоев населения в первую очередь должно быть направлено на выявление этих проблем и их искоренение.  Специалист по социальной работе, проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, что предполагает осуществление экологического воспитания. Социальная работа в этих вопросах должна иметь большую профилактическую направленность. Очевидно, что причиной разрушения природной среды, так и главным фактором ее возможного воскрешения является соответствующий духовно-нравственный уровень человека. Высокий духовно-нравственный уровень должен нести в себе специалист по социальной работе. Социальный работник должен нести в общество принципы рационального природопользования.

Экологическая проблема, поэтому в первую очередь есть проблема не материальная, а духовная.
Экологическое воспитание, просвещение и пропаганда – это система эколого-просветительской деятельности, способствующей формированию экологической культуры. Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций.

Формирование экологической культуры базируется на принципах:

  •  учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
  •  подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;
  •  связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
  •  культивирования гуманистического отношения к природе;
  •  открытости и доступности экологической информации;
  •  вовлечения индивида в решение задач по формированию экологической культуры;
  •   экологическое образование и просвещение;

Социальный работник, проводя деятельность по экологическому просвещению должен обладать экологической этикой. Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Затрагивая вопрос о влиянии экологии на здоровье важно отметить, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Экологически здоровый образ жизни определяется- чистый воздух, вода, продукты питания, физические факторы(минимизация электромагнитный полей, радиаций, стрессов, разумное потребления спиртных напитков и т.п.).

Поэтому, необходимо беречь нашу окружающую среду, чтобы наше поколение рождалось здоровым. Осуществляю свою профессиональную деятельность в любых сферах человеческой жизни социальный работник может освещать вопросы экологического характера, формируя экологическое сознание – это сфера общественного и индивидуального сознания, связанная с отражением природы как части бытия, особенно среди подрастающего поколения. Формирование у молодежи специфического восприятия мира со временем способствует развитию экологического сознания, которое влияет на решение многих актуальных экологических проблем. Экологическая ориентация в профессиональной деятельности социального работника позволит донести способы уравновешивания возникающих противоречий между человеком и природой. Таким образом  экологический аспект социальной работы играет важную роль, так как окружающая среда выступает средой обитания человека соответственно наблюдается тесная связь влияния среды обитания на состояние человека.

Р.S.  Источники загрязнения: естественные (туман, извержение вулкана и т.п.) и искусственные(тепловые электростанции, транспорт, хим.производство)

Экологический подход: В социальной работе экологическое направление подчеркивает адаптивное взаимодействие людей с окружающей средой. Люди и окружающая их среда взаимно влияют друг на друга. Социальная работа осуществляет оценивание состояние взаимоотношений человека с средой и выявляет необходимость адаптации к среде. Важно упомянуть, что окружающей средой могут выступать семья, рабочий коллектив и т.п. Данный подход проясняет те действия, которые следует предпринять клиенту для восстановления адаптивных взаимоотношений со своим окружен


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22182. Аппарат нечетких нейронных или гибридных сетей 450.5 KB
  Например нейронные сети хороши для задач распознавания образов но весьма неудобны для выяснения вопроса как они такое распознавание осуществляют. Они могут автоматически приобретать знания но процесс их обучения зачастую происходит достаточно медленно а анализ обученной сети весьма сложен обученная сеть обычно черный ящик для пользователя. Теоретически системы с нечеткой логикой и искусственные нейронные сети эквивалентны друг другу однако в соответствии с изложенным выше на практике у них имеются свои собственные достоинства и...
22183. Генетические алгоритмы 248.5 KB
  Это приводит к тому что приспособленность популяции возрастает позволяя ей лучше выживать в изменяющихся условиях. 1 Основные понятия генетических алгоритмов При описании генетических алгоритмов используются определения заимствованные из генетики например речь идет о популяции особей а в качестве понятий применяются ген хромосома генотип фенотип аллель. Следовательно особями популяции могут быть генотипы либо единичные хромосомы в довольно распространенном случае когда генотип состоит из одной хромосомы. Она представляет меру...
22184. Знания и их свойства. Структура и этапы разработки ЭС 193.5 KB
  Классификация знаний 3. Методология разработки интеллектуальных систем на примере СОЗ ЭС Знания и их свойства Тематика представления знаний Knowledge Representation KR уже давно считается одними из основных направлений работ в области искусственного интеллекта поскольку выбор правильного способа представления знаний является не менее значимым фактором от которого зависит успешное создание системы чем разработка самого программного обеспечения в котором используются эти знания. С тематикой представления знаний тесно связана не...
22185. Модели представления знаний 655.5 KB
  Классификация моделей представления знаний. Модели на основе теоретического подхода Классификация моделей представления знаний Одним из основных элементов в архитектуре экспертной системы является база знаний БЗ. Фейгенбаумом мощность экспертной системы зависит в первую очередь от мощности базы знаний и возможности ее пополнения.
22186. Выявление знаний от экспертов 667.5 KB
  Экспертное оценивание представляет собой процесс измерения который можно определить как процедуру сравнения объектов по выбранным показателям признакам. В качестве показателей сравнения могут использоваться пространственновременные физические психические и другие свойства и характеристики объектов. Процедура сравнения включает в себя: определение причинноследственной связи между объектами; установление степени влияния одних объектов на другие.
22187. ОБРАБОТКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 310 KB
  Групповая экспертная оценка объектов при непосредственном оценивании. В зависимости от целей экспертного оценивания и метода учета экспертных оценок возникают следующие основные задачи: построение обобщенной оценки понятий и объектов на основе индивидуальных оценок экспертов; построение обобщенной оценки на основе парного сравнения объектов каждым из экспертов; определение относительных весов взаимосвязи объектов; определение зависимостей между ранжировками; определение согласованности мнений экспертов; оценка надежности обработки...