25373

Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика в системе общественных отношений ее взаимосвязь с социальной работой В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой обязательный элемент...

Русский

2013-08-13

37 KB

27 чел.

7. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой

В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.

Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр.

Государство в лице соответствующих органов управления на федеральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан. Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности.

В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д.

Содержание общественных отношений – объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их социального равенства-неравенства в обществе, степени удовлетворения материальных, духовных потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса.

В связи с этим можно обозначить основные направления социальной политики:

1.Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина).

2.Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).

3.Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и др.)

4.Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура, спорт, досуг).

5.Социоэкологическая политика.

6.Политика в области инфраструктуры (жилье, транспорт, связь, дороги, торговое и бытовое обслуживание).

7.Миграционная политика (защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

8.Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная, политика в отношении пожилых и инвалидов и т.д.).

Кроме этого, место социальной политики в системе общественных отношений определяют ее принципы.

1.Принцип социальной справедливости. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества, наряду с миром и свободой.

2.Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом государство должно лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

3.Принцип социальной солидарности. Современное общество призвано встречать затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. В то же время этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.

4.Принцип социального партнерства, включает в себя:

- равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

- равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Социальное партнерство – неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Кроме того, внедрение принципа способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который способен сбалансировать противоречивые интересы различных слоев и групп государства.

5.Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

6.Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

7.Принцип субсидиарности (поддержки) предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений, при финансировании мероприятий в области социальной политики. Принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних.

Итак, принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества.

Социальная работа и социальная политика взаимосвязаны. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.

Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

А) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней;

Б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов. В связи с этим социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

Итак, главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Важная роль в решении задач социальной политики отводится социальной работе, призванной влиять на развитие человеческих ресурсов, защищать от социальных рисков, вести профилактическую работу и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83118. ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1.01 MB
  Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.
83119. Человек. Виды деятельности. Одежда 111 KB
  Задачи урока: образовательная: научить использовать активную лексику урока в речи актуализировать знания по теме Одежда цвета профессии; Развивающая: развивать память внимание воображение учащихся; Практическая: практика речи письма визуального восприятия материала;...
83120. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках 58.5 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном развивать умения распознавать имена прилагательные в русском и английском языках определять род и число прилагательного в русском языке и невозможность определения категории числа в английском.
83121. Путешествие с Планетой. Мой дом – моя Родина 549.5 KB
  Основные понятия и термины урока: Планета Земля вселенная планеты солнечной системы Родина страна столица мой город компас горизонт карта план местности экология экологические проблемы. Кто пришел к нам в гости Правильно к нам в гости пришла Планета Земля. Планета Земля подготовила для вас вопросы и задания.
83122. Різноманітність рослин у природі. В.О.Сухомлинський «Верба над ставком» 110 KB
  Формувати уявлення про різноманітність рослинного світу про водорості мохи хвощі папороті хвойні рослини квіткові рослини уміння розрізняти окремі рослини цих груп розуміти цінність їх у природі; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83123. Внеклассное чтение о дружбе, товариществе «Умею ли я дружить?» 72 KB
  Цели урока: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание и умение работать в быстром темпе, умение работать самостоятельно и формировать навыки контроля и самоконтроля; способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, сплочению классного...
83124. Письмове віднімання чисел без переходу через десяток. Прості задачі на віднімання 224.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із прийомами письмового віднімання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на дію віднімання та задачі, що включають суми двох і трьох доданків; розвивати логічне мислення, математичне мовлення...
83125. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел в межах 8 87 KB
  Мета. Ознайомити учнів із числом 8, пояснити утворення числа 8 додаванням одиниці до попереднього числа; закріпити знання взаємозв’язку між частиною і цілим; вчити користуватися у мовленні числівниками; розвивати логічні мислення учнів, пам’ять, уважність, спостережливість...
83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови зв’язного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву пам’ять увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...