25376

Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...

Русский

2013-08-13

35 KB

32 чел.

10?Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты.

По мнению Холостовой Е.И., чтобы понять сущность  социальной работы как профессионального вида деятельности, необходимо дать определение рядовому понятию – «деятельность».

Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Под профессией Тетерский С.В. понимает – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей или специальной подготовки и опыта работы.

Исходя из этого определения, социальную работу можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия  человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Холостова, словарь-справочник)

Как профессиональная деятельность социальная работа появилась за рубежом около 100 лет назад. Основой  социальной работы в России выступает благотворительность, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Профессия «социальный работник», «специалист по социальной работе» официально  зарегистрированы в марте-апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Соц.работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой): диагностическая; организаторская; прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; организационно коммуникативная; охранно-защитная.

Рассмотрим непосредственно объекты и субъекты социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».Объект можно трактовать как нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц.группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь 3 момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

При понимании социальной работы в ее непосредственном значении под объектами имеют ввиду те группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

1 гр. Группы населения , которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»(декабрь 1995) дается определение Трудной жизненной ситуации- это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Их выделяют по следующим основаниям: состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи с детьми инвалидами, а также группы, имеющие психические стрессы, склонные к суицидальным поступкам); служба и труд в экстремальных социальных условиях  (войны); пожилой, пенсионный возраст людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров); девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (семьи, имеющие на попечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи и др.); особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность (БОМЖ, беженцы, переселенцы); положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и вследствие реабилитированных.

2гр.Различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения, образования, науки, культуры, культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институт, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

1.Прежде всего – это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (Министерства труда и социального развития, органы социальной защиты); различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков и др.); администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4.Преподаватели социальной работы, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений (руководители практик, наставники, практические социальные работники, способствующие прохождению практик студентов).

5.Исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20457. Множина́ 41.69 KB
  Основні поняття: Множина вважається означеною якщо про кожен об'єкт що розглядається можна казати що він або належить або не належить множині. Наприклад: ℕ множина натуральних чисел ℤ множина цілих чисел ℚ множина раціональних чисел ℝ множина дійсних чисел ℂ множина комплексних чисел. Нехай А множина. Множина B всі елементи якої належать множині А називають підмножиною множини A або частиною множини А і позначають цей факт символами B ⊆ A A ⊇ B.
20458. Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів 13.41 KB
  Пр428 Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів. Проектування – це процес розробки проекту тобто комплекту документації призначену для створення проекту його удосконалення та ліквідації а також для перевірки або відтворення проміжних і кінцевих рішень. Проектування – тривалий процес і включає етапи від підготовки технічного завдання до випробування. Процес створення програмного забезпечення ПЗ також включає в себе методи проектування.
20459. Каскадна (послідовна) модель 22.61 KB
  Вона передбачає послідовне виконання всіх етапів проекту в строго фіксованому порядку. Вимоги визначені на стадії формування вимог строго документуються у вигляді технічного завдання і фіксуються на весь час розробки проекту. Етапи проекту відповідно до каскадної моделлю: Формування вимог; Проектування; Реалізація; Тестування; Впровадження; Експлуатація та супровід. Недоліки: В Водоспадної моделі перехід від однієї фази проекту до іншого передбачає повну коректність результату виходу попередньої фази.
20460. Доповнення та різниця множин 18.86 KB
  Якщо A ⊂ U то елементи множини U які не належать А називаються доповненням множини А до множини U і позначають як CUA або UCA. Якщо A ⊂ U B ⊂ U то доповнення множини B до А називають різницею множин А та B саме в такому порядку і позначають А B або АB тобто A B = {x:x ∈ A ∧ x ∉ B}. Деякі властивості операції доповнення: A ∪ A′ = U A ∩ A′ = ∅ A′′ = A A − B = A ∩ B′ Об'єднання множин Об'єднанням множин А та B називається множина яка складається з усіх тих елементів які належать хоча б одній з множин A B: A ∪ B = {x: x ∈ A ∨ A...
20461. Життєвий цикл програмного забезпечення 58.5 KB
  Проектування: визначення структури системи та її проектуваннярозбиття програмної системи на окремі компоненти та проектування з визначенням ключових елементів структури даних. Тестування і верифікація: тестування вихідного текста;участь користувачів і колективів у всіх перевірках системи. Експлуатація і супроводження:використання готової програмної системи; оцінка її ефективності;усунення знайдених в процесі експлуатації помилок; внесення необхідних змін для підтримки актуальності програмної системи;д перевірка коректності внесених змін .
20462. Расчет характеристик вычислительных систем на основе стохастических сетей 239.66 KB
  В данной работе определяются характеристики вычислительной системы, модель замкнутой стохастической сети которой... Исходными данными для расчета являются следующие величины:
20463. Бу́лева фу́нкція (функція алгебри логіки, логічна функція) 22.02 KB
  Булева функція задається у вигляді таблиці або графіка зі стандартним лексикографічним розташуванням наборів аргументів. Нульарними булевими функціями є сталі 0 і 1. Функції 0 і 1 називаються тотожними нулем і одиницею функція x тотожною запереченням.
20464. CASE модель 14.28 KB
  Також під CASE розуміють сукупність методів і засобів проектування інформаційних систем з інтегрованими автоматизованими інструментами які можуть бути використані в процесі розробки ПЗ. У функції CASE входять засоби аналізу проектування й програмування. За допомогою CASE автоматизують процеси проектування інтерфейсів документування й генерування структурованого коду бажаною мовою програмування.
20465. Етапи проектування програмних продуктів 24.5 KB
  Немає універсальної технології розробки програм але більшість запропонованих технологій мають спільні риси адже об’єкт праці – програмний продукт відрізняється продуктовою однаковістю одним рівнем розвитку обчислювальної техніки та самої галузі програмування. Розробка програми на основі наперед підготовлених компонентів технологія збірного програмування є засобом переведення програмування на індустріальну основу зменшення складності програмування реальних задач продовження терміну використання окремих передових рішень що реалізовані в...