25376

Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию деятельность. Деятельность это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...

Русский

2013-08-13

35 KB

35 чел.

10?Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты.

По мнению Холостовой Е.И., чтобы понять сущность  социальной работы как профессионального вида деятельности, необходимо дать определение рядовому понятию – «деятельность».

Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Под профессией Тетерский С.В. понимает – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей или специальной подготовки и опыта работы.

Исходя из этого определения, социальную работу можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия  человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Холостова, словарь-справочник)

Как профессиональная деятельность социальная работа появилась за рубежом около 100 лет назад. Основой  социальной работы в России выступает благотворительность, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Профессия «социальный работник», «специалист по социальной работе» официально  зарегистрированы в марте-апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Соц.работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой): диагностическая; организаторская; прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; организационно коммуникативная; охранно-защитная.

Рассмотрим непосредственно объекты и субъекты социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».Объект можно трактовать как нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц.группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь 3 момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

При понимании социальной работы в ее непосредственном значении под объектами имеют ввиду те группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

1 гр. Группы населения , которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»(декабрь 1995) дается определение Трудной жизненной ситуации- это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Их выделяют по следующим основаниям: состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи с детьми инвалидами, а также группы, имеющие психические стрессы, склонные к суицидальным поступкам); служба и труд в экстремальных социальных условиях  (войны); пожилой, пенсионный возраст людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров); девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (семьи, имеющие на попечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи и др.); особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность (БОМЖ, беженцы, переселенцы); положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и вследствие реабилитированных.

2гр.Различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения, образования, науки, культуры, культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институт, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

1.Прежде всего – это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (Министерства труда и социального развития, органы социальной защиты); различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков и др.); администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4.Преподаватели социальной работы, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений (руководители практик, наставники, практические социальные работники, способствующие прохождению практик студентов).

5.Исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85189. Западная Беларусь в составе Польши 27.1 KB
  Было введено принятое в Польше административно-тер деление, созданы 4 воеводства: Виленское, Полесское, Новогрудское, Белостокское. Эти воеводства делились на 29 поветов аповеты на гимны.
85190. Начало второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР 26.28 KB
  Вхождение Западной Беларуси с состав БССР. Беларуси принял декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР.
85191. Начало Великой Отечественной войны. Ход военных действий на советско-германском фронте в 1941-1942 годах 27.92 KB
  Для войны против СССР Гитлер сосредоточил подавляющую часть своих сухопутных сил. Однако основной причиной такого огромного успеха немцев в первые недели войны является то что Красная армия сама готовилась к наступлению. Сталин прекрасно понимал что войны с Германией не избежать но он не думал что Гитлер нарушит пакт МолотоваРибентропа о ненападении.
85192. Фашистский оккупационный режим на территории БССР 26.93 KB
  К концу августа 1941 г гитлеровцы оккупировали всю территорию Бел. На захваченной территории гитлеровцы установили оккупационный режим- систему политических, идеологических, экономических, и военных мер направленных на ликвидацию существующего общественного и гос. строя, грабёж нац. богатства, уничтожение населения
85193. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 29.96 KB
  Коренной перелом начатый под Сталинградом был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г.
85194. Партизанское и подпольное движение в БССР 28.28 KB
  Один из первых партизанских отрядов был организован уже на пятый день войны в Пинске под командованием Коржа насчитывал 60 чел. Полесской области действовал отряд под командованием Бумажкова и Павловского. В июле 41 начал боевые действия отряд пол командованием Шмырёва в Вит.
85195. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вклад белорусского парода в Победу над фашизмом 28.18 KB
  Начать операцию освобождения Украины и Беларуси. 23 сентября советские войска освободили первый районный центр Беларуси г. Всего в Беларуси в результате осенне зимнего наступления 1943-1944 гг.
85196. Система биполярного мира после Второй мировой войны 26.8 KB
  Основной причиной противостояния была борьба СССР и США за геополитическое превосходство прежде всего в Европе. Начало оформлению политики холодной войны положила доктрина Трумэна 1947 внешнеполитическая программа США которая высказывала просьбу выделить помощь 400 млн Греции и Турции обосновывая это тем что США должны оказывать поддержку свободным народом Предложения США критиковались правительством СССР которое считало что они фактически означают подчинение экономики западноевропейских стран экономике США и нарушают их...
85197. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах 28.42 KB
  Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.