25376

Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...

Русский

2013-08-13

35 KB

32 чел.

10?Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты.

По мнению Холостовой Е.И., чтобы понять сущность  социальной работы как профессионального вида деятельности, необходимо дать определение рядовому понятию – «деятельность».

Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Под профессией Тетерский С.В. понимает – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей или специальной подготовки и опыта работы.

Исходя из этого определения, социальную работу можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия  человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Холостова, словарь-справочник)

Как профессиональная деятельность социальная работа появилась за рубежом около 100 лет назад. Основой  социальной работы в России выступает благотворительность, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Профессия «социальный работник», «специалист по социальной работе» официально  зарегистрированы в марте-апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Соц.работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой): диагностическая; организаторская; прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; организационно коммуникативная; охранно-защитная.

Рассмотрим непосредственно объекты и субъекты социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».Объект можно трактовать как нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц.группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь 3 момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

При понимании социальной работы в ее непосредственном значении под объектами имеют ввиду те группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

1 гр. Группы населения , которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»(декабрь 1995) дается определение Трудной жизненной ситуации- это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Их выделяют по следующим основаниям: состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи с детьми инвалидами, а также группы, имеющие психические стрессы, склонные к суицидальным поступкам); служба и труд в экстремальных социальных условиях  (войны); пожилой, пенсионный возраст людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров); девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (семьи, имеющие на попечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи и др.); особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность (БОМЖ, беженцы, переселенцы); положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и вследствие реабилитированных.

2гр.Различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения, образования, науки, культуры, культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институт, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

1.Прежде всего – это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (Министерства труда и социального развития, органы социальной защиты); различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков и др.); администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4.Преподаватели социальной работы, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений (руководители практик, наставники, практические социальные работники, способствующие прохождению практик студентов).

5.Исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72852. Понятия ареала, заказника, заповедника, национального парка, ботанического сада. Правовой режим особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Правовой режим экологически неблагополучных территорий (зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологиче 65.5 KB
  Заповедник - особо охраняемая территория или акватория полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов охраны видов животных и растений а также наблюдения за природными процессами;...
72853. Ресурсы окружающей среды. Классификация ресурсов. Законодательство об охране земельных ресурсов, флоры и фауны 66 KB
  Природные ресурсы (естественные ресурсы) - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие составляющие природной среды, которые употребляются (или могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для ублажения разнообразных...
72854. Государственные органы охраны окружающей среды 60.5 KB
  Государственные органы охраны окружающей среды Государственные органы управления контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
72856. Понятия «природопользование» и «охрана природы». Принципы рационального природопользования и охраны природы. Виды природопользования 61.5 KB
  Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования: основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и т.д.)...
72859. Экология человека. Потребности человека и их биологические причины. Причины и последствия роста численности человечества. Экология и здоровье человека: факторы риска. Доминирующие факторы риска в современном обществе 61 KB
  Экология человека — наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.