25376

Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...

Русский

2013-08-13

35 KB

32 чел.

10?Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты.

По мнению Холостовой Е.И., чтобы понять сущность  социальной работы как профессионального вида деятельности, необходимо дать определение рядовому понятию – «деятельность».

Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Под профессией Тетерский С.В. понимает – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей или специальной подготовки и опыта работы.

Исходя из этого определения, социальную работу можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия  человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Холостова, словарь-справочник)

Как профессиональная деятельность социальная работа появилась за рубежом около 100 лет назад. Основой  социальной работы в России выступает благотворительность, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Профессия «социальный работник», «специалист по социальной работе» официально  зарегистрированы в марте-апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Соц.работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой): диагностическая; организаторская; прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; организационно коммуникативная; охранно-защитная.

Рассмотрим непосредственно объекты и субъекты социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».Объект можно трактовать как нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц.группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь 3 момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

При понимании социальной работы в ее непосредственном значении под объектами имеют ввиду те группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

1 гр. Группы населения , которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»(декабрь 1995) дается определение Трудной жизненной ситуации- это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Их выделяют по следующим основаниям: состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи с детьми инвалидами, а также группы, имеющие психические стрессы, склонные к суицидальным поступкам); служба и труд в экстремальных социальных условиях  (войны); пожилой, пенсионный возраст людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров); девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (семьи, имеющие на попечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи и др.); особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность (БОМЖ, беженцы, переселенцы); положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и вследствие реабилитированных.

2гр.Различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения, образования, науки, культуры, культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институт, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

1.Прежде всего – это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (Министерства труда и социального развития, органы социальной защиты); различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков и др.); администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4.Преподаватели социальной работы, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений (руководители практик, наставники, практические социальные работники, способствующие прохождению практик студентов).

5.Исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8479. Нафтогазова механіка. Конспект лекцій 790.76 KB
  У роботі подані загальні положення, що вивчаються даною дисципліною, та її звязок з іншими дисциплінами, стан нафтогазовидобувної галузі та проблеми нафтогазовидобутку..
8480. Правовые основы бухгалтерской деятельности 132.12 KB
  Правовые основы бухгалтерской деятельности Тема. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета План Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в РФ. Правовое регулирование бухгалтерс...
8481. Проблемное поле и задачи философии техники 27.83 KB
  Проблемное поле и задачи философии техники Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника. Философия техники - одно из значимы...
8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...
8487. Философия. Определение предмета философии как проблема 57.56 KB
  №1 Определение предмета философии как проблема Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Рефлексия - способ объяснения быти...