25377

Основные тенденции истории социальной работы за рубежом

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.

Русский

2013-08-13

62.5 KB

102 чел.

11.Основные тенденции истории социальной работы за рубежом

Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов:

1.Развитие общественных и государственных мер помощи нуждающимся у древних народов (II тыс.до н.э. – V в.н.э.).

2.Развитие благотворительности и участие власти в решении социальных проблем в эпоху средневековья (V – середина XVII в.).

3.Развитие социальной работы в новое время (середина XVII – начало XX в.).

4.Развитие социальной работы в новейшее время (XXв.- наст.вр.).

Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.).

V. Период социальной работы (до настоящего времени).

В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия "гуманность", "справедливости и долга". Они входили в китайскую этическую систему "пяти постоянств", разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними: "отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами".

Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи духовной культуре древней Индии. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”.

Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный из этих документов «Законы Ману». В них описывалось формы брака, механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства.

Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.

Уже в героический период в силу религиозных верований чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах.

Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

Поддержка бедных была одной из важнейших забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима. Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот.

Во период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:

Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью.

Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться.

Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки:

- Попечение о несовершеннолетних;

- Опека над женщинами;

- Попечительство над безумными;

- Попечительство над расточителями.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ.

Эпоха Средневековья берет начало с падения Западной Римской империи в 5 в.н.э. и заканчивается в середине 17 в.победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1) раннее средневековье (5-11 вв.); 2) классическое средневековье (11-15 вв.); 3) позднее средневековье (16-17 вв.) – период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских тсранах.

Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе – все оставалось без изменений многие века.

Эпоха западного средневековья неразрывно связана с распространением христианства.

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. Сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь необязательна.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев и цистерцианцев. Названные ордена также возникшие в ХI-ХII вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев).

Церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающимся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи стало прерогативой церкви. В данном случае примечательна благотворительная деятельность епископа св. Василия (329-379), организовавшего у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. В качестве источников для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье -> неурожай -> рост цен -> голод -> употребление в пищу суррогатов -> эпидемия -> мор.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Еще одной напастью средневековой Европы были регулярные эпидемии всевозможных инфекционных заболеваний и ужасающая детская смертность, которая считалась нормальным.

Появление «горячки» лежало в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Так горячку с «успехом» пытались лечить почитатели св. Антония (антониты). На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.

Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти— чума.

В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей.

Параллельно отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. В 1458 г. в Антверпене была учреждена так называемая Палата бедняков. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзиратели — «попечители здоровья».

В Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха VIII (1531г). Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти пришли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы.

В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один “Закон о бедных”, который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. Закон предусматривал:

- помощь престарелым, немощным и бедным;

- содержание бесплатных школ и студентов в университетах;

- поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся;

- помощь или освобождение заключенных или пленников.

На смену средневековью пришло новое время. В европейских странах стала развиваться промышленная или индустриальная цивилизация, противоположная традиционному обществу.

Так, в Англии в 1834 г. принят закон о бедняках, согласно которому расходы на бедных были сокращены до минимума.

Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма – первого общенационального движения. Был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, отмена закона о бедных и т.д.

Еще одним каналом защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы (с 1824г.). В середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся.

К концу 19 в. В европейских странах сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две формы социальной деятельности: через государственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны, и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций, церкви, с другой стороны.

С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 – законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В 1934 году вышел Закон о безработных, в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).

В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах, как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных гарантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века.

Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабочими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891). Созданная система социальной защиты была связана в то время в Германии, в основном, с трудом на промышленных предприятиях.

В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства.

В США в 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице.

С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу.

Необходимо отметить также возникновение в 19 веке движения сеттльментов («поселение», «заселение»). В этом движении принимали участие представители образованной, обеспеченной части общества. Живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, они становились помощниками местных жителей. Движение поселенцев (сеттльментов) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. В конце 19 – начале 20 в.движение сеттльмента вышло за пределы Великобритании и распространилось в большинстве западноевропейских стран, США, Юго-Восточной Азии и Японии.

Движение сеттльментов сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы.

В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

1. изучение условий жизни неблагополучных семей;

2. социальная работа в медицине;

3. социальная работа в школе;

4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11114. Сроки в гражданском праве 166 KB
  Курсовая работа по дисциплине: гражданское право тема: Сроки в гражданском праве Введение. Актуальность избранной темы обуславливается тем что своевременное осуществление и защита нарушенных прав способствует достижению той цели которую субъекты пресл...
11115. Прекращение жилищных правоотношений. Выселение 91.5 KB
  РЕФЕРАТ по дисциплине: жилищное право на тему: Прекращение жилищных правоотношений. Выселение Введение. Конституция Российской Федерации ст. 40 провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище....
11116. Понятие и метод гражданско-процессуального права 52 KB
  РЕФЕРАТ по гражданскому процессу на тему: Понятие и метод гражданско-процессуального права Гражданский процесс представляет собой установленную законом форму защиты права в судах общей юрисдикции. Процесс есть упорядоченное но...
11117. Субъекты жилищных правоотношений 80 KB
  РЕФЕРАТ по дисциплине: жилищное право на тему: Субъекты жилищных правоотношений Введение Субъекты правоотношений это лица участвующие в этих правоотношениях. Субъектами жилищных отношений являются граждане юридич
11118. Удостоверение сделок 91.5 KB
  РЕФЕРАТ по дисциплине: нотариат на тему: Удостоверение сделок Введение В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Нотариат обеспечивает эту помощ...
11119. Професійна діяльність людини та її вибір 50 KB
  Тема 15: Професійна діяльність людини та її вибір. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички повязані з даними поняттями. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та професійну етику. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності і технічне ми...
11120. Професія водій 35 KB
  Водій приватне перевезення. Домінуючі види діяльності: здійснення транспортних і пасажирських перевезень; експлуатація керування автомобілем; спостереження за показниками приладів амперметра покажчиків температури води і тиски олії і т.д....
11121. Професія скляр 38 KB
  СКЛЯР Зміст праці. Скляр має справу з особливим матеріалом склом. Скло це твердий прозорий тендітний матеріал виготовлений з чистого кварцового піску соди і вапняку. Шибки роблять за допомогою машин: розплавлену масу видавлюють через вузьку подовжню щілину нап...
11122. Професія слюсар 34.5 KB
  СЛЮСАР Слюсар дуже розповсюджена і багатопланова професія. Існує широкий спектр слюсарних робіт отже слюсарі мають спеціалізацію в якомусь конкретному виді виконуваних робіт. Робота слюсаря необхідна на всіх етапах створення експлуатації і ремонту різноманітн...