25377

Основные тенденции истории социальной работы за рубежом

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII – начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.

Русский

2013-08-13

62.5 KB

88 чел.

11.Основные тенденции истории социальной работы за рубежом

Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов:

1.Развитие общественных и государственных мер помощи нуждающимся у древних народов (II тыс.до н.э. – V в.н.э.).

2.Развитие благотворительности и участие власти в решении социальных проблем в эпоху средневековья (V – середина XVII в.).

3.Развитие социальной работы в новое время (середина XVII – начало XX в.).

4.Развитие социальной работы в новейшее время (XXв.- наст.вр.).

Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.).

V. Период социальной работы (до настоящего времени).

В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия "гуманность", "справедливости и долга". Они входили в китайскую этическую систему "пяти постоянств", разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними: "отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами".

Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи духовной культуре древней Индии. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”.

Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный из этих документов «Законы Ману». В них описывалось формы брака, механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства.

Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.

Уже в героический период в силу религиозных верований чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах.

Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

Поддержка бедных была одной из важнейших забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима. Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот.

Во период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:

Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью.

Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться.

Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки:

- Попечение о несовершеннолетних;

- Опека над женщинами;

- Попечительство над безумными;

- Попечительство над расточителями.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ.

Эпоха Средневековья берет начало с падения Западной Римской империи в 5 в.н.э. и заканчивается в середине 17 в.победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1) раннее средневековье (5-11 вв.); 2) классическое средневековье (11-15 вв.); 3) позднее средневековье (16-17 вв.) – период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских тсранах.

Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе – все оставалось без изменений многие века.

Эпоха западного средневековья неразрывно связана с распространением христианства.

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. Сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь необязательна.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев и цистерцианцев. Названные ордена также возникшие в ХI-ХII вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев).

Церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающимся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи стало прерогативой церкви. В данном случае примечательна благотворительная деятельность епископа св. Василия (329-379), организовавшего у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. В качестве источников для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье -> неурожай -> рост цен -> голод -> употребление в пищу суррогатов -> эпидемия -> мор.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Еще одной напастью средневековой Европы были регулярные эпидемии всевозможных инфекционных заболеваний и ужасающая детская смертность, которая считалась нормальным.

Появление «горячки» лежало в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Так горячку с «успехом» пытались лечить почитатели св. Антония (антониты). На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.

Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти— чума.

В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей.

Параллельно отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. В 1458 г. в Антверпене была учреждена так называемая Палата бедняков. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзиратели — «попечители здоровья».

В Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха VIII (1531г). Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти пришли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы.

В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один “Закон о бедных”, который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. Закон предусматривал:

- помощь престарелым, немощным и бедным;

- содержание бесплатных школ и студентов в университетах;

- поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся;

- помощь или освобождение заключенных или пленников.

На смену средневековью пришло новое время. В европейских странах стала развиваться промышленная или индустриальная цивилизация, противоположная традиционному обществу.

Так, в Англии в 1834 г. принят закон о бедняках, согласно которому расходы на бедных были сокращены до минимума.

Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма – первого общенационального движения. Был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, отмена закона о бедных и т.д.

Еще одним каналом защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы (с 1824г.). В середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся.

К концу 19 в. В европейских странах сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две формы социальной деятельности: через государственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны, и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций, церкви, с другой стороны.

С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 – законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В 1934 году вышел Закон о безработных, в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).

В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах, как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных гарантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века.

Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабочими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891). Созданная система социальной защиты была связана в то время в Германии, в основном, с трудом на промышленных предприятиях.

В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства.

В США в 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице.

С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу.

Необходимо отметить также возникновение в 19 веке движения сеттльментов («поселение», «заселение»). В этом движении принимали участие представители образованной, обеспеченной части общества. Живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, они становились помощниками местных жителей. Движение поселенцев (сеттльментов) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. В конце 19 – начале 20 в.движение сеттльмента вышло за пределы Великобритании и распространилось в большинстве западноевропейских стран, США, Юго-Восточной Азии и Японии.

Движение сеттльментов сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы.

В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

1. изучение условий жизни неблагополучных семей;

2. социальная работа в медицине;

3. социальная работа в школе;

4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12344. Этноәлеуметтану. Этникалық әлеуметтанудың негізгі функциялары 129.5 KB
  Этноәлеуметтану 1. Қоғамның этникалық қауымдастығы туралы ұғым. 2. Этникалық қауымдастықтың ұлтқа бірігуі. 3. Ұлттықэтникалық қатынастар оның мазмұны. 4. Этникалық әлеуметтанудың негізгі функциялары. 5. Қазіргі Қазақстандағы ұлтаралық қатын
12345. Құқық әлеуметтануы. Құқық әлеуметтануындағы әлеуметтанулық зерттеулер 56.5 KB
  9дәріс. Құқық әлеуметтануы. 1сағат. Құқық әлеуметтік институт ретінде Құқық әлеуметтануының объектісі мен пәні 3.Құқық әлеуметтануындағы әлеуметтанулық зерттеулер 1. Жалпы әлеуметтанудың негізгі айналысатыны қоғамдық жүйенің әлеуметтік қырларын қоғам
12346. Дін әлеуметтануы 58.5 KB
  5дәріс. Дін әлеуметтануы. сағат. Дін әлеуметтік өмірдің феномені. Дін әлеуметтануының объектісі мен пәні. Діннің әлеуметтік құрылымы. Діннің әлеуметтік функциялары. 5. Қазіргі Қазақстандағы діни ахуал. 1. Дәріске кі
12347. Мәдениет әлеуметтануы. Мәдениет әлеуметтануының басым бағыттары 54 KB
  4дәріс. Мәдениет әлеуметтануы. 1 сағат. 1. Мәдениеттің әлеуметтік құбылыс ретінде түсінігі. 2. Мәдениеттің құрылымы мен типтері. 3. Мәдениет әлеуметтануының басым бағыттары. 4. Мәдениеттің негізгі әлеуметтік функциялары. 1. Студенттерге мәдениет деген ...
12348. Қоғам әлеуметтік жүйе ретінде. Қазіргі Қазақстан қоғамының әлеуметтік құрылымы 59 KB
  3дәріс. Қоғам әлеуметтік жүйе ретінде. 2 сағат. Қоғамның әлеуметтік жүйе ретіндегі мәні. Әлеуметтік жүйе оның элементтері. Қоғамның әлеуметтік құрылымы. Қазіргі Қазақстан қоғамының әлеуметтік құрылымы. Адамзаттың қауымдастығы ретінде қоғ
12349. Әлеуметтану ғылымының классикалық кезеңі 54 KB
  2сабақ. Әлеуметтану ғылымының классикалық кезеңі. 1. Огюст Конт – әлеуметтану ғылымының негізін салушы. 2. Герберт Спенсердің әлеуметтану ғылымына қосқан үлесі. 3. К.Маркстің негізгі әлеуметтанулық ілімдері. 4. Э.Дюркгейм мен М.Вебердің әлеуметтанулық т...
12350. Әлеуметтану – ғылыми пән. Әлеуметтанудың құрылымы мен функциялары 64.5 KB
  1 дәріс. Әлеуметтану – ғылыми пән 1. Қоғам және әлеумет ұғымдарының мәні. 2. Әлеуметтанудың объектісі мен пәні. 3. Әлеуметтанудың категориялары мен заңдары. 4. Әлеуметтанудың құрылымы мен функциялары.
12351. Әлеуметтану ғылыми пән ретінде. Әлеуметтанудың құрылымы мен функциялары 58 KB
  Әлеуметтану ғылыми пән ретінде 1. Қоғам және әлеумет ұғымдарының мәні. 2. Әлеуметтанудың объектісі мен пәні. 3. Әлеуметтанудың категориялары мен заңдары. 4. Әлеуметтанудың құрылымы мен функциялары. 5. Әле
12352. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 458 KB
  Лабораторная работа № 25 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Цель работы: Изучение параметров и характеристик реального колебательного контура. 2. Затухающие колебания. Если диссипативную систему находящуюся в колебательном движении пр...