25379

Сущность и классификация технологий социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущность и классификация технологий социальной работы При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности а также особенности объектов субъектов содержания средств и других элементов социальной работы как системы. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов методов и воздействий применяемых социальными службами отдельными учреждениями...

Русский

2013-08-13

36 KB

86 чел.

13.Сущность и классификация технологий социальной работы

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других элементов социальной работы как системы.

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Классификация технологий в социальной работе очень разнообразна. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это, прежде всего, разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми и возникающими между ними отношениями.

Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно подчеркнуть единство знаний и умений социальной работы как науки.

Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. Здесь важно видеть общее и особенное в технологиях образования и области социальной работы, при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре и докторантуре, системе повышения квалификации и при самообразовании.

Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные) и т.д.

В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, конференция и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет и т.д.).

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.

Далее можно конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).

Классификация технологий социальной работы как вида практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие элементы, как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы. Например, социальный надзор над детьми с девиантным поведением и закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т. д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом - о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии - государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д.) называют иногда персональным менеджментом.

Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение можно отметить тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Можно также добавить, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий. Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  Зясуємо суть понять міжпредметні звязкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні звязки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та обєднання навчального матеріалу з різних...
53443. Звичаї і традиції українського народу 68.5 KB
  Сопілка До ІІ туру переходять 10 учасників ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти м'ясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через 50 днів після Великодня Трійця Що шукали в ніч на Івана Купала Квітку папороті Страва з варених крупів Каша Густий суп із пшона Куліш Різаний або рваний шматок прісного тіста зварений у супі Галушка Одна із 12 обовязкових страв...
53444. Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями 422 KB
  Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.
53445. Інтелектуальна педагогічна гра «Що? Де? Коли?» 121.5 KB
  Гра проводиться між педагогічними працівниками, де гравці пізнають, запам’ятовують нове, орієнтуються в нових ситуаціях, розвивають свою увагу, вивчають свої сильні та слабкі сторони при взаємодії з іншими педагогами, проводять аналіз допущених помилок. В складі команд можуть бути члени методичних комісій або викладачі і майстри виробничого навчання.
53446. Операции над бинарными деревьями 22.87 KB
  Бинарное (Двоичное дерево поиска (англ. binary search tree, BST)) дерево - это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества
53447. Формування інформативної компетентності старшокласників засобами Інтернету 50.5 KB
  Чому так відбувається Глобальна мережа Інтернет містить багато різноманітної інформації як корисної енциклопедії новини навчальні сайти тощо так і зовсім некорисної для старшокласників порносайти сайти про насилля. Тому вчителю інформатики дуже важливо навчити учнів орієнтуватися у морі інформації до якої дає доступ мережа Інтернет: обирати потрібну інформацію із заданого питання аналізувати її вірно інтерпретувати. [1] Діяльність вчителя [2] з питання формування інформатичної компетентності старшокласників зводиться до: підбору...
53448. Ukraine is my native country 34.5 KB
  The capital of Ukraine if Kyiv. It is one of the most beautiful cities in the world. It is situated on the banks of the Dnipro River. The streets of Kyiv are wide and nice. They are lined up with chestnut trees. Kyiv is known as the scientific, industrial and cultural centre of the country. The people of our state are proud of their capital and love it with all their hearts. A lot of tourists visit Kyiv and enjoy its beauty and majesty.
53449. Впровадження інтерактивного навчання на уроках німецької мови 8.72 MB
  Актуальність змісту Розширення пізнавальних можливостей учнів, зокрема, у здобуванні, аналізі та застосуванні інформації з різних джерел, можливість перенесення отриманих умінь, навичок та способів діяльності на різні предмети та позашкільне життя учнів.