25379

Сущность и классификация технологий социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Сущность и классификация технологий социальной работы При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности а также особенности объектов субъектов содержания средств и других элементов социальной работы как системы. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов методов и воздействий применяемых социальными службами отдельными учреждениями...

Русский

2013-08-13

36 KB

78 чел.

13.Сущность и классификация технологий социальной работы

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других элементов социальной работы как системы.

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Классификация технологий в социальной работе очень разнообразна. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это, прежде всего, разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми и возникающими между ними отношениями.

Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно подчеркнуть единство знаний и умений социальной работы как науки.

Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. Здесь важно видеть общее и особенное в технологиях образования и области социальной работы, при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре и докторантуре, системе повышения квалификации и при самообразовании.

Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные) и т.д.

В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, конференция и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет и т.д.).

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.

Далее можно конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).

Классификация технологий социальной работы как вида практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие элементы, как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы. Например, социальный надзор над детьми с девиантным поведением и закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т. д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом - о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии - государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д.) называют иногда персональным менеджментом.

Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение можно отметить тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Можно также добавить, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий. Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.
74831. Хождение как литературный жанр. Хождение игумена Даниила в святую землю 15.45 KB
  Хождение игумена Даниила в святую землю Хождение – это жанр средневековой русской литературы форма путевых записок в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель...
74832. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления 19.8 KB
  В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях взятых русскими. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буйтура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.
74833. Моление Даниила Заточника: своеобразие памятника, его обличительный пафос, антибоярская и антиклерикальная направленность 16.22 KB
  Моление Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому княжившему с 1213 по 1236 г. Сам же Даниил выступает сторонником сохранения холопства. Бояр Даниил относит к злым господам которые попирают человеческое достоинство своих слуг.
74834. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.) – воинские повести 20.59 KB
  Повесть о битве на реке Калке. Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях. Повесть обстоятельно излагает ход событий. Весть о появлении языка незнаемого (неизвестного народа) принесли в Киев половцы, с которыми первыми столкнулись отряды степных кочевников, шедшие с Кавказа под руководством нойонов (воевод) Чингиза Джебе и Сабутэ
74835. Слово о погибели Русской земли. Гражданский патриотический пафос памятника. Народно-поэтическая стилистика 16.22 KB
  Событиями монголотатарского нашествия очевидно порождено и такое выдающееся поэтическое произведение как Слово о погибели Русской земли впервые обнаруженное только в конце 70х годов прошлого века К. Слово о погибели Русской земли исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре образ Русской земли светлосветлой и украсноукрашеной.
74836. Житие Александра Невского. Идея защиты родины. Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля 17.73 KB
  Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля. Житие Александра Невского написанное вскоре после смерти князя ум. Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.