25381

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

ОРГАНИЗАЦИОННОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. Административные организационные методы их иногда называют организационнораспорядительными имеют большое значение в практике управления. Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении то можно выделить три большие группы: регламентирующие распорядительные и дисциплинарные методы....

Русский

2013-08-13

79.5 KB

60 чел.

В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.

Метод — от греческого «méthodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. В частности, иногда считается, что администраторы, получившие подготовку для работы в сфере государственного управления, могут полностью заменить специалистов, профессионально подготовленных для сферы социального обслуживания. Однако вряд ли правильно здесь игнорировать определенную дифференциацию. Так, управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.

Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

1. Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.

Ориентация — это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), символическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), графическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.

Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

Инструктирование — процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

2.Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания — в обеих.

Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки исполнения и предполагают систематический контроль и проверку исполнения.

3. Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

Некоторые методы управления могут в определенных условиях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние — в качестве методов управления. Это объясняется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления. Поэтому на различных уровнях управления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.

Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений. Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдельных относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов соответствующей деятельности. Функции управления — это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения.

Содержание социального управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

Одна из важнейших функций социального управления — планирование. Она реализуется через систему принципов. В число этих принципов входят: обоснованность, директивность, отражение единства общегосударственных, коллективных и личных интересов, оптимальность планов, их сбалансированность, единство планирования, его комплексность.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование — научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний.

Моделирование — идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.

Программирование — выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

Заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимся корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.

Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство {административные методы); определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения — помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальный работник часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, «ибо тайна человеческого бытия, — как писал      Ф.М. Достоевский, — не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».

Основная задача, которую ставит перед собой психология, — это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.

Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:

наблюдение — внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное;

опрос — устный, письменный, свободный, стандартизированный;

тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;

моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;

эксперимент — естественный, лабораторный.

Без соответствующих знаний в области психологии социальному работнику трудно претендовать на овладение методами психологического воздействия на клиента.

Психология изучает психическую деятельность человека (ощущения, восприятие, память, волю, мышление и др.). Она исследует характер мышления человека, восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанную на этой основе интерпретацию событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.

Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, — только 8% из них.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.), работает комплекс: «только психи обращаются к психологу» и т.д.

Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развитии человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.

Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо — плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа «Не навреди!»

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

На практике большинство клиентов ориентируется на социальные и этические проблемы. Цель социального психолога состоит в том, чтобы перевести проблему клиента в психологическую плоскость. Это и есть технологический шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом клиент получает возможность выделения и оформления проблемы в виде темы взаимодействия с психологом.

В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.п.

Все большую популярность приобретают различные психологические тренинги, «кабинеты психологической терапии», «школы хорошего настроения» и т.д. В справочнике адресов и телефонов служб социально-психологической помощи населению, семье и детям, выпущенном Министерством социальной защиты населения РФ, по состоянию на 10 ноября 1993 г. указано 274 учреждения. В соответствии с Приказом министра социальной защиты населения РФ (от 18 мая 1994 г.) «Об утверждении примерных положений об учреждениях психологической помощи населению» стали создаваться центры психологической помощи по телефону.

Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению — это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника.

Без самоорганизации, самоуправления и саморегуляции не может быть и психологически грамотной жизнедеятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сегодня существует ясное понимание того, что школа — средняя или высшая — должна не только готовить узкого специалиста определенного профиля, но и формировать личность, воспитывать гражданские и духовные качества, учить современным формам коммуникации, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность осваивать новую информацию и принимать адекватные обстоятельствам решения.

Многие процессы жизнедеятельности человека прямо или опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Повышение профессионального статуса и компетенции специалистов социальной работы невозможны без педагогических знаний.

Педагогика как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Иногда возникают дискуссии о роли и месте социальной работы, социальной педагогики в деятельности социальных служб. Скажем, существует точка зрения, согласно которой всех педагогов можно рассматривать как социальных работников, хотя и не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане.

Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе социального обслуживания.

В социальной работе процесс обучения, образования, просвещения осуществляется в виде взаимодействия двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой — специалист социальной работы предварительно проектирует проблему и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.

Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности социального работника. Объем информации, необходимый для эффективной работы по специальности, сейчас резко возрастает, быстро устаревает и нуждается в систематическом обновлении. По мнению зарубежных специалистов, знаний, полученных в вузе, достаточно для первых 35 лет работы, после чего требуется переподготовка. Причем учебно-материальная база системы образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 510 лет. Отсюда необходимость постоянного обновления знаний.

Для процесса обучения взрослых применяется термин «андрогогика», в отличие от термина «педагогика», который используется по отношению к детям. Именно андрогогика занимает основное место в социальной работе.

Методы педагогики помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих признаков. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Каждому из этих методов свойственны различные функции, которые в зависимости от объекта воздействия проявляются в различной степени. Вместе с тем, некоторые методы универсальны, так как применяются во многих областях социального развития индивида.

Важнейшим инструментом повышения эффективности обучения является использование активных методов: метода моделирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматизации, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), деловых игр, методов погружения (суггестопедия), микропреподавания и многих других.

Методы воспитания это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Методов воспитания и особенно их различных модификаций накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Существуют определенные технологии воспитания, но, по мнению ряда авторов, до конкретных разработок, опираясь на которые, каждый социальный работник мог бы формировать соответствующую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

1) методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания;

2) методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать — это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.

Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. С давних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание (порицание). Эти методы используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Эффективность поощрения может быть стимулирующим фактором.

В целом поощрение можно назвать выражением положительной оценки деятельности индивидов. Механизм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.

Метод порицания. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по технологическим вопросам: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать? Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение.

Порицание (наказание) — сильнодействующий метод. И как метод педагогического воздействия он должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постоянное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Одним из важнейших методов воспитания является метод самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Метод самовоспитания не только является важным фактором психического здоровья человека, но и решает сверхзадачу: постепенный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к самосовершенствованию. В полной мере это относится и к самому социальному работнику, т.к. профессия социального работника требует самоотдачи, самоограничения, стремления помочь подопечному решать сложные проблемы. Такие великие люди, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Ганди, К. Маркс,               В.И. Ленин и многие другие, — яркий пример силы и действенности самовоспитания.

Итак, педагогическая технология требует инновационных подходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом:

— социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обусловливает вероятностный характер педагогического результата;

— педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной (деятельностной) и технологической. Технологическая модель педагогического процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), координацию этих действий и обеспечение условий их рационального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осуществления;

— смысл технологизации педагогического процесса — обеспечение возможности для выбора оптимальных вариантов его осуществления, оптимальных обучающих и воспитательных воздействий;

— оптимизация педагогического процесса посредством его технологизации предполагает принципиальное расширение круга учитываемых переменных данного процесса, ибо оптимизация достигается путем направленного воздействия на эти переменные с целью достижения истинных знаний;

— целесообразно выделение следующих групп переменных воспитательного процесса: структурных переменных (содержание, форма, участники, масштаб педагогического процесса), динамических переменных (стадии, продолжительность, темп, ритм, направление, состояние, обратимость, интенциональность педагогического процесса); факторных переменных (источники, условия и обстоятельства педагогического процесса).

Таковы важнейшие предпосылки использования педагогических методов в социальной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60098. Усний журнал КИМ БУТИ? 58.5 KB
  Ким же я стану Сьогодні ми проведемо усний журнал ‘’КИМ БУТИ’’ Яку відповідь на це запитання знайшов наш гість ми зараз послухаємо на першій сторінці яка має назву І сторінка – ЦІКАВА ЗУСТРІЧ В гості до нас прийшов щоб розповісти про власний вибір професії Лауреат премії ім. Усі професії потрібні і важливі. Будівельник показую малюнок і слова МАЛЯР МУЛЯР...
60099. Я - українець! 74 KB
  Ведучий: Я українець Над Дніпром Стоїть в саду вишневім хата Криниця журавель з цебром І скибка місяця щербата. Ведуча: Я українка З юних літ Мене пісень навчила мати Які чарують цілий світ Де народився Заповіт...
60100. МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ 47.5 KB
  Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...
60101. Устный журнал: Что в имени тебе моём? 47 KB
  У каждого человека есть имя Нет меж живущих людей да не может и быть безыменных: В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный Имя как сладостный дар от родимых своих получает Гомер Прошли тысячелетия а сказанное им и сейчас остается истиной.
60103. Сценарій 9 травня «День памяті та надії» 55 KB
  ХХІ століття. Усе далі й далі відходять грізні роки Великої Вітчизняної війни. Але кожного року 9 травня ми відзначаємо День перемоги, і ніколи не згасне память про всіх тих, хто поліг у боях, хто віддав своє життя для нашого щастя.
60104. Позакласний захід «Що потрібно знати про грип» 60.5 KB
  Тож Що потрібно знати про грип будуть розповідати діти. Сьогодні ми поговоримо про одну з найпоширеніших інфекційних хвороб грип. На грип хворіють і діти і дорослі.
60105. Відкритий виховний захід: «Психологічне здоровя дитини» 49.5 KB
  Мета: розширювати і узагальнювати поняття про поведінку між людьми; про вихованість і чемність людську доброту і милосердя та вплив цих чинників на здоровя людини; прищеплювати бажання свідомо дотримуватися усталених норм поведінки...