25383

Особенности реализации технологии социальной профилактики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.

Русский

2013-08-13

40.5 KB

21 чел.

17? Особенности реализации технологии социальной профилактики.

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. (Холостова)

Под профилактикой подразумевается, прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.(Зайнышев)

В профилактике нуждается все население в особенности люди, входящие в группу повышенного риска – это малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди ведущие асоциальный образ жизни.

Подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп. Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика правонарушений, заболеваний передающихся половым путем, абортов и т.п.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:

·        охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья,  воспитание физически и духовно крепких людей;

·        профилактика девиантного поведения:

а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;

б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия они могут быть определены как:

·        нейтрализирующие;

·        компенсирующие;

·        предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

·        устраняющие эти обстоятельства;

·        мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Актуальна в настоящее время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Комплексное планирование социальной профилактики, например: правонарушений, - это одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию правонарушителей и лиц, совершивших другие антиобщественные поступки.В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом – преступлениями.

Социальные профилактические меры могут быть направлены:

1.На повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности  в сфере борьбы с правонарушениями.

2. На предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами.

3. На становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материалами и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива.

При его разработке целесообразно предусмотреть:

  1.  Выбор наиболее актуальных целей  профилактической деятельности.
  2.  Максимально  полное использование возможностей системы управления экономическими  и социально- культурными процессами с учетом компетенции и функции отдельных органов управления, социальной активности  населения, новых условии, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества.
  3.  Объединение и рациональное использование имеющихся в регионе отраслей народного хозяйства, в трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы.
  4.  Сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы.

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражается в изменении показателей характеризующих:

1.Непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров.

2. Образовательный и культурный уровень отдельных групп населения.

3. Степень активности общественности в борьбе с правонарушениями.

4.Скрытые от учета правонарушения.

Существует несколько способов улучшения или нормализации состояния человека.

К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы как оптимизация режима труда и отдыха, тренировка, профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий, и так называемые эзотерические способы (например: методики изменения состояния сознания, взятые из различных философско-религиозных учений: йоги, дзенбудизма, суфизма и т.д.).

Существуют различные классификации и направления психопрофилактики. В целом методы психопрофилактики можно классифицировать по двум основным категориям: внешним и внутренним. К группе внешних способов относится оптимизация функционального состояния – это воздействие на рефлексогенные зоны и на биологически активные точки, нормализация режима питания, фармакотерапия, цветомузыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого: внушение, приказ, гипноз и т.д.

К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная продукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, групповой тренинг.

Как показывает практика, система соц.работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако  знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80962. Види пізнавальних умінь, що формуються у шкільних курсах історії 37.59 KB
  Більш складною є класифікація пізнавальних умінь за змістом. До спеціальних умінь належать ті що потрібні у навчанні конкретного предмета споріднених навчальних дисциплін. Загальновизнаною і стабільною групою спеціальних пізнавальних умінь у навчанні історії є хронологічні і картографічні вміння.
80963. Складіть запитання для усного обговорення документа: «Договір про ненапад між Німеччиною та СРСР від 23 серпня 1939 року.» 33.04 KB
  СРСР почав переговори з Англією і Францією з метою підписання договору про відвернення агресії з боку Німеччини. Однак СРСР не довіряв західним державам що посилювало взаємну невпевненість. у Москві між СРСР і Німеччиною було підписано пакт про ненапад.
80964. Методика формування пізнавальних умінь в процесі навчання історії 38.4 KB
  За їх результатами визначаються і плануються основні напрями формування в учнів нових пізнавальних умінь і удосконалення вже освоєних. Учителям рекомендувалося збирати пам\'ятки в кабінетах історії як роздавальний матеріал для самостійної роботи учнів. Такими є повні етапи формування пізнавальних умінь учнів. Профільне навчання – вид диференційованого навчання який передбачає врахування освітніх потреб нахилів здібностей учнів; створення умов для навчання старшокласників відповідно до їхнього професійного самовизначення що забезпечується за...
80965. Проблема вивчення пізнавальних можливостей школярів у методиці навчання історії 36.03 KB
  Пізнавальні можливості учнів відносяться до основних факторів процесу навчання і безпосередньо впливають на цілі зміст і характер навчальної роботи. Зокрема з урахуванням пізнавальних можливостей учнів визначається рівень викладу навчального матеріалу у шкільних підручниках адаптується та опрацьовується учителем і учнями матеріал конкретних уроків готуються варіанти пізнавальних завдань і т. Відповідно до пізнавальних можливостей учнів даного класу формулюються й уточнюються завдання конкретного уроку. Без аналізу пізнавальних можливостей...
80966. Проаналізуйте розвиток шкільної історичної освіти в Україні в ХІХ-ХХ ст 35.13 KB
  Початок систематизованого викладання історії в Україні пов`язаний із створенням Харківської колегії. Започатковується вивчення історії і в Галичині. Левицький видав у 1821 році наказ семінаристам займатися вивченням рідної історії. Свій внесок у зародження методики вивчення історії внесли і повітові училища та гімназії навчальна база яких передбачала наявність у їхніх бібліотеках книг з історії.
80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.
80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.