25383

Особенности реализации технологии социальной профилактики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.

Русский

2013-08-13

40.5 KB

20 чел.

17? Особенности реализации технологии социальной профилактики.

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. (Холостова)

Под профилактикой подразумевается, прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.(Зайнышев)

В профилактике нуждается все население в особенности люди, входящие в группу повышенного риска – это малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди ведущие асоциальный образ жизни.

Подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп. Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика правонарушений, заболеваний передающихся половым путем, абортов и т.п.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:

·        охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья,  воспитание физически и духовно крепких людей;

·        профилактика девиантного поведения:

а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;

б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия они могут быть определены как:

·        нейтрализирующие;

·        компенсирующие;

·        предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

·        устраняющие эти обстоятельства;

·        мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Актуальна в настоящее время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Комплексное планирование социальной профилактики, например: правонарушений, - это одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию правонарушителей и лиц, совершивших другие антиобщественные поступки.В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом – преступлениями.

Социальные профилактические меры могут быть направлены:

1.На повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности  в сфере борьбы с правонарушениями.

2. На предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами.

3. На становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материалами и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива.

При его разработке целесообразно предусмотреть:

  1.  Выбор наиболее актуальных целей  профилактической деятельности.
  2.  Максимально  полное использование возможностей системы управления экономическими  и социально- культурными процессами с учетом компетенции и функции отдельных органов управления, социальной активности  населения, новых условии, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества.
  3.  Объединение и рациональное использование имеющихся в регионе отраслей народного хозяйства, в трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы.
  4.  Сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы.

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражается в изменении показателей характеризующих:

1.Непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров.

2. Образовательный и культурный уровень отдельных групп населения.

3. Степень активности общественности в борьбе с правонарушениями.

4.Скрытые от учета правонарушения.

Существует несколько способов улучшения или нормализации состояния человека.

К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы как оптимизация режима труда и отдыха, тренировка, профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий, и так называемые эзотерические способы (например: методики изменения состояния сознания, взятые из различных философско-религиозных учений: йоги, дзенбудизма, суфизма и т.д.).

Существуют различные классификации и направления психопрофилактики. В целом методы психопрофилактики можно классифицировать по двум основным категориям: внешним и внутренним. К группе внешних способов относится оптимизация функционального состояния – это воздействие на рефлексогенные зоны и на биологически активные точки, нормализация режима питания, фармакотерапия, цветомузыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого: внушение, приказ, гипноз и т.д.

К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная продукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, групповой тренинг.

Как показывает практика, система соц.работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако  знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22029. Мембранные потенциалы 232.5 KB
  Более подробно межфазные и поверхностные потенциалы будут рассмотрены позже а сейчас мы рассмотрим как повлияет на перенос ионов наличие на мембране трансмембранного потенциала. Однако липидная часть мембраны состоит всегото из двух слоёв молекул фосфолипидов причём размеры подвижных звеньев цепей жирных кислот в этих молекулах соизмеримы с размерами ионов которые передвигаются внутри мембраны. Это заставляет при рассмотрении переноса ионов в мембране отказаться от полностью макроскопического подхода к явлениям и рассматривать процессы на...
22030. Перемещения иона в мембране 347 KB
  В случа переноса ионов через биомембраны за ось Х можно принять ось нормальную к мембране и направленную изнутри везикулы например клетки наружу см. Как же перемещается ион в толще липидного слоя мембраны В разделе 1 говорилось о том что такое перемещение возможно благодаря перестройке конфигурации жирнокислотных цепей и образованию нового кинка . Движение иона поперёк мембраны путём перескакивания из одного кинка в другой. На рисунке показаны не разные молекулы фосфолипидов в бислое а разные стадии процесса переноса иона...
22031. Системы передачи с временным разделением каналов 139 KB
  Напомним что для преобразования аналогового сигнала в цифровой используются операции ДИСКРЕТИЗАЦИЯ КВАНТОВАНИЕ КОДИРОВАНИЕ. Значение шума квантования зависит от количества уровней квантования скорости изменения сигнала и от спосрба выбора шага квантования. не зависит от а } = где вероятность попадания сигнала в iю зону квантования. зависит лишь от шага квантования и не зависит от уровня сигнала.
22032. Дельта - модуляция (кодирование с предсказанием) (ДИКМ) 158.5 KB
  Основные параметры характеристики компрессии по А – закону приведены в таблице: № сегмента Вид кодовой комбинации P XYZ ABCD Относительный интервал изменения входного сигнала Значение шага квантования относительно Uогр 0 P 000 ABCD 0  1 128 1 2048 1 P 001 ABCD 1 128  1 64 1 2048 2 P 010 ABCD 1 64  1 32 1 1024 3 P 011 ABCD 1 32  1 16 1 512 4 P 100 ABCD 1 16  1 8 1 256 5 P 101 ABCD 1 8  1 4 1 128 6 P 110 ABCD 1 4  1 2 1 64 7 P 111 ABCD 1 2  1 1 32 Кодовая комбинация и есть код квантованного сигнала P  ABCD ...
22033. Особенности передачи сигналов данных 67 KB
  Качество передачи при этом оценивается не искажениями формы сигналов как в аналоговых системах а числом ошибок в принятой информации т. верностью передачи. В хороших модемах перед началом передачи информации вначале устанавливается связь между модемами которые автоматически обмениваясь сигналами подстраиваются под конкретную линию связи и автоматически выбирают необходимую скорость передачи а затем передают саму информацию.
22034. Графическая визуализация вычислений 83.54 KB
  В ходе выполнения данной лабораторной работы я освоил визуализацию вычислений средствами указанных функций
22035. Казкотерапія як напрям психолого-педагогічної терапії 132.5 KB
  Озброїти студентів знаннями про сутність казкотерапії та особливості психолого-педагогічої терапії за допомогою казки. Ознайомити з видами казок у казко терапії. Пояснити особливості використання різних форм роботи з казкою у процесі казко терапії. Сформувати поняття про використання різних арттерапевтичних технік та їх поєднання в казкотерапевтичній роботі.
22036. Музикотерапія та особливості її використання 57.5 KB
  Музикотерапія – це контрольоване використання звуків і музикп в лікуванні і реабілітації клієнтів, що являє собою діяльність, яка включає: відтворення, фантазування, імпровізацію за допомогою людського голосу і вибраних музичних інструментів чи прослуховування спеціально підібраних музичних творів.
22037. Математическая обработка данных 21.98 KB
  В ходе выполнения лабораторной работы мною были освоены функции, позволяющие решать нетривиальные математические задачи.