25383

Особенности реализации технологии социальной профилактики

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Технология социальной работы это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.

Русский

2013-08-13

40.5 KB

26 чел.

17? Особенности реализации технологии социальной профилактики.

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. (Холостова)

Под профилактикой подразумевается, прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.(Зайнышев)

В профилактике нуждается все население в особенности люди, входящие в группу повышенного риска – это малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди ведущие асоциальный образ жизни.

Подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп. Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика правонарушений, заболеваний передающихся половым путем, абортов и т.п.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:

·        охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья,  воспитание физически и духовно крепких людей;

·        профилактика девиантного поведения:

а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;

б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия они могут быть определены как:

·        нейтрализирующие;

·        компенсирующие;

·        предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

·        устраняющие эти обстоятельства;

·        мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Актуальна в настоящее время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Комплексное планирование социальной профилактики, например: правонарушений, - это одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию правонарушителей и лиц, совершивших другие антиобщественные поступки.В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом – преступлениями.

Социальные профилактические меры могут быть направлены:

1.На повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности  в сфере борьбы с правонарушениями.

2. На предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами.

3. На становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материалами и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива.

При его разработке целесообразно предусмотреть:

  1.  Выбор наиболее актуальных целей  профилактической деятельности.
  2.  Максимально  полное использование возможностей системы управления экономическими  и социально- культурными процессами с учетом компетенции и функции отдельных органов управления, социальной активности  населения, новых условии, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества.
  3.  Объединение и рациональное использование имеющихся в регионе отраслей народного хозяйства, в трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы.
  4.  Сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы.

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражается в изменении показателей характеризующих:

1.Непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров.

2. Образовательный и культурный уровень отдельных групп населения.

3. Степень активности общественности в борьбе с правонарушениями.

4.Скрытые от учета правонарушения.

Существует несколько способов улучшения или нормализации состояния человека.

К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы как оптимизация режима труда и отдыха, тренировка, профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий, и так называемые эзотерические способы (например: методики изменения состояния сознания, взятые из различных философско-религиозных учений: йоги, дзенбудизма, суфизма и т.д.).

Существуют различные классификации и направления психопрофилактики. В целом методы психопрофилактики можно классифицировать по двум основным категориям: внешним и внутренним. К группе внешних способов относится оптимизация функционального состояния – это воздействие на рефлексогенные зоны и на биологически активные точки, нормализация режима питания, фармакотерапия, цветомузыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого: внушение, приказ, гипноз и т.д.

К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная продукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, групповой тренинг.

Как показывает практика, система соц.работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако  знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75570. Наша шкільна бібліотека. Як англійці пишуть листи 60.5 KB
  Обладнання: підручник комплект Jigsw sentences for Wrmup НО1 зразок написання приватного листа Н02 Jumbled prts of the informl letter H03 текст The rt of LetterWriting H04 True or Flse HO5. Т: The topic of our tody\'s lesson is The wy Englishmen write letters nd The rt of LetterWriting . By the end of the lesson you should be ble: to get cquinted with the lyout of informl letter nd some rules tht you should follow if you wnt to write n interesting letter to your friend; to improve your communictive writing skills; to tlk...
75571. Національні традиції Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в ньому (scanning). Підготувати учнів до самостійного висловлювання про національні традиції Великобританії на основі інформації, що міститься в тексті.
75572. Генрі - великий американський письменник. Контроль позакласного читання 74 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні з метою максимально повного та точного розуміння всіє інформації, що міститься в тексті. Проконтролювати підготовку позакласного читання.
75574. Сполучені Штати Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 68.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження часів в англійській мові пісня meric the Beutiful НО1 текст Kthrine Lee Btes H02 True or Flse H03 Keyfcts H04. Т: The topic of our todys lesson is The geogrphicl position of the United Sttes of meric...
75575. Географічне положення Сполучених Штатів Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження граматичних часів в англійській мові Mtch the pirs НО1; таблиця The Sequence of Tenses H02. Т: The topic of our...
75576. Нью-Йорк - найбільше місто США 61.5 KB
  Т: Tody we re going to tlk bout New York the lrgest city in the US. Предявлення тексту для читання New York впр.Т: Wht do you think Why do people like to trvel to different countries nd cities Do you wnt to know more bout the world too Why Comment the quottion of Jmes Bone New York is the city of dredful heightrdquo;.New Yorkthe Hudson RiverMnhttnBrodwyWll StreetStock Exchnge в Do you know wht the following words menВиконання впр.
75577. Визначні та пам’ятні місця США. Узгодження часів в англійській мові 73.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця The Sequence of Tenses HO1 Chnge the pronouns nd dverbs H02 Wht do they chnge for H03 Detective Dniels’ Report H04 True or Flse HOs. The def reporter sks Wht did he she sk nd wht did he she sy The student who sked the question reports his her question nd the nswer he she got. Word flshcrds: How old re you Where do you live re you mrried Hve you ever been to Mdrid before Do you like Spnish food re you stying here long Hve you visited Toledo Whos your...
75578. Визначні та пам’ятні місця США 76.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout the Gret Lkes the most interesting plce of the US; to identify min ides nd detils from the text for reding...