25384

Социальная адаптация

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Она характеризует с одной стороны процесс взаимодействия объекта СР с социальной средой а с другой стороны является отражением результата СР который может выступать критерием ее эффективности. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивид с процессами природной и социальной среды. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека но и процесс в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию...

Русский

2013-08-13

52 KB

54 чел.

Адаптация занимает существенное место в содержании СР. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта СР с социальной средой, а с другой стороны является отражением результата СР, который может выступать критерием ее эффективности.

Понятие «адаптация» происходит от лат. слова adaptation – приспособление.

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивид с процессами природной и социальной среды. Понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени лично активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на 3 уровнях:

- общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

- социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с группой;

- индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития.   

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом и др.

Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова и др. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна. Педагогические аспекты – В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызина и др.

Много направлений => множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности.

Адаптация – процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которой постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации.

Выделяют 4 основополагающих аспекта рассмотрения адаптации:

- как разновидности социального отношения

- как социального процесса

- как социальной деятельности

- как институциональной формы.

Адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию социальных отношений.

Адаптация к социальным изменениям в обществе связана прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социетальной системы.

Социальная адаптация – целенаправленное взаимодействие элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений.

Главные цели социальной адаптации как общественного феномена – преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социальных субъектов с элементами среды.

Адаптация является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность – сущностная сторона человека, его качественная характеристика (исключение: психически больные люди, кто не прошел с детства этапы социализации).

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с её стороны.

Социальная адаптация формируется по 2 основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном.

Полная социальная адаптация включает:

1. физиологическую

2. управленческую (организационную) – без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной ралли, влиять на него.

3. экономическая адаптация – сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека если он беден, является безработным.

4. педагогическая – это приспособление к системе образования, обучения, воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров человека

5. психологическая – в психологии адаптация – процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия.

В 1936 г. Г.Селье ввел понятия:

«Стресс» - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях.

«Адаптационный синдром» - совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры).

Стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Человеку свойственен определенный оптимальный тонус напряжения.

6. профессиональная адаптация – приспособление к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда.

В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность. Приспособление личности к негативным / криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией».

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов, но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя её в соответствии со своими потребностями.

Эффективность адаптации определяется объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями.

Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Адаптационные процессы проявляются в 3 формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1) Стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. Завершение адаптационных процессов – отказ от полезно-общественной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга.

2) Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляющихся в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения.

3) Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях.

Одной из важнейших функций современных домов-интернатов стала социальная адаптация и реадаптация.

Известно, что в старости происходят физиологические изменения, нарушение адаптивных механизмов. Деятельность социального работника, выбор соответствующей технологии зависит от этапа прохождения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это 3 этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

1. Пребывание в приемно-карантинном отделении

Функции социального работника: - разъяснить цели и задачи учреждения

                                                          - познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации.

Методы различны: беседа, консультирование, рассказ о быте учреждения (в форме стендов и т.д.) – все это должно способствовать адаптации, снижению неуверенности.

2. Размещение для проживания в доме-интернате. Встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей…

Социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях человека, интересах, привычках.

3. Более длительный – проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев

Происходит критическая оценка как социально-бытовых условий, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Методы: «терапия средой» (создание благоприятного психологического микроклимата), трудотерапия. Важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия.

Для решения задач социальной адаптации престарелых важное значение имеет повышение качества медицинского, бытового, психологического обслуживания, организация досуга и посильной трудовой занятости.

У лиц отбывших тюремное наказание особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах:

Этапы социальной адаптации таких лиц:

1. Этап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих в последствие социальную адаптацию. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки.

2. Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством.

3. Этап усвоения социально-полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного.  Происходит ломка стереотипов поведения, изменение социальных ролей. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов, обуславливающих асоциальное поведение.

4. Этап правовой адаптации, когда в сознании закрепляются социально значимые установки и цели исправления.

Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация, восстановление положительных социальных связей и др.

4 стадии социальной адаптации

1. начальная – когда индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

2. терпимость – социальная среда и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

3. приспособление, «аккомодация» – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

4. полная адаптация, «ассимиляция» - индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Специфические моменты технологии социальной адаптации

1. Только человеку свойственно создавать специальные приспособления, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде.

2. Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя все средства воспитания.

3. Процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит от социальной принадлежности, мировоззрения и от направленности воспитания.

4. Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации. 

Т.О., социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации.

Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям.

Одно из важнейших направлений работы с социально дезадаптированными людьми – реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей.

Конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации. Возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75648. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 21.09 KB
  В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация
75649. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития 31.68 KB
  Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....
75650. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе 42 KB
  Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками
75652. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте 68.84 KB
  Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном младшем школьном и подростковом возрасте Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. Социальное развитие детей заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей определяется социальной средой её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях...
75653. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР 81.5 KB
  Причинно-следственные отношения - одна из важнейших семантических категорий естественных языков. Причина и следствие образуют диалектическое единство
75654. Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка 70.5 KB
  Статистика говорит о том что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5 детей. Шматко позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития образования и социальной интеграции. подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста которая основана на развитой подражательной способности познавательной и двигательной активности...
75655. Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 43.5 KB
  Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Малые Леденцовские чтения. На современном этапе развития общества наиболее важным и значимым в воспитании ребенка в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств которые способствуют процессу социализации человека становлению его отношений с окружающими. В связи с тем что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы возникает ряд трудностей в...
75656. Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 50 KB
  Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...