25385

Терапия

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Терапия с греч. В медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства физиотерапия и др. Социальная терапия тесно связана с психотерапией в которой используются методы воздействия на психику. Известны 4 основные модели психотерапии: психотерапия как метод лечения т.

Русский

2013-08-13

46.5 KB

2 чел.

В России профессиональная ориентация СР в области терапии делает только первые шаги в своем становлении. Социально-бытовые неурядицы, стресс ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.

«Терапия» с греч. – забота, уход, лечение.

В медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия и др.

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику.

Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод лечения, т.е. воздействие на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель);

- психотерапия как метод манипулирования, служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

- психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

- психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).

Социальный работник в процессе работы с индивидами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами.

В настоящее время имеется несколько направлений социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах.

Первый подход, который применяют социальные работники многих западных стран, основывается на лечебной функции социальной работы. Роль социального работника заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками.

Второй подход – социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность, например, для решения социальных проблем по месту жительства и т.д., что положительно влияет на социальное здоровье клиентов.

Третий подход в социальной работе – основан на функции отстаивания интересов клиента.

В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как: метод «лечения»; метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Терапия социальная – это целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

Процесс практического действия - процесс предполагающий изменение в лучшую сторону, или же процесс лечения.

Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в СР

Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника.

В целом методы социальной терапии основываются на двух формах работы – индивидуальной и групповой. Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности, кто не хочет участвовать в коллективной терапии. Обычно после 2-3 сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе. Так, еще в 1928 г. На Милфордской конференции были определены следующие факторы, обуславливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:

- знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

- изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;

- применение соответствующих методов изучения ситуации людей, нуждающихся в социальной поддержки, с целью оказания им адресной помощи;

- использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);

- применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (релаксация, пантомимические сцены, изложение биографий и т.д.) Участие в подобных процедурах позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания.

Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

- учебные группы (получение знаний, также есть возможность высказать свое мнение);

- группы совместной деятельности (занятие общим делом – эффективный метод установления контакта, развития способности к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений);

- группы для родителей;

- мужские и женские группы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

  •  Исправление, корректировка цели;
  •  Предупреждение дисфункций;
  •  Обеспечение нормального развития членов группы;
  •  Утверждение личности;
  •  Воспитание чувства гражданственности.

Трудовая терапия. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму. Особое значение приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание – активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «Я».

В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого; 4) создание желаемого образа «Я»; 5) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения и др.

Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиента.

Методы поведенческой терапии в группе. Касаются тренинга социальных навыков. К обучению навыкам социального функционирования относятся методы:

- выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе (функции подчинения, наведения порядка, руководящие функции в самоуправлении и др.);

- организация свободного времени;

- терапия занятостью, самостоятельность, инициатива, сотрудничество;

- беседы о профессии, своих стремлениях.

Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий: тренинг преодоления робости, тренинг активности и т.д.

Поведенческая терапия основана на принципах бихевиоризма. Главное – это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психотерапевт обучает таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

Дискуссионная терапия. В дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

Социотерапия – воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения…

Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику. Занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Возможны здесь и отрицательные моменты – у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры клиентов.

Ритмотерапия – тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия – лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентам;

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

- использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;

- творчество самого специалиста – лепка, рисование  др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, при красном – на короткий срок увеличивается, при синем – снижается.

У каждого человека имеется более или менее отчетливое собственное отношение к тому или иному цвету. Это позволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностического метода. Также выявлено действие того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания – свои и чужого человека.

Натурпсихотерапия – лечение природой (ландшафттерапия).

Лготерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализовать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно  обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе.

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента. 

Имаготерапия – использование игры образами. Человек создает динамический образ самого себя. Приемы разнообразны: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, драматизация народной сказки, театрализация рассказа и др.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем => терапевтическая помощь наиболее результативна.           

Аутогенная тренировка. Основатель – И.Г. Шульц. Сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение.   

Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию. Одна из её главных задач – создание в сознании клиента правильного представления о проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому.

 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60711. Комбинаторика. Комбинаторные задачи 323.5 KB
  Показать решение некоторых комбинаторных задач. Ход урока: а объяснение материала; б закрепление материала решение задач. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбирать Решение.
60712. ЕВОЛЮЦІЙНЕ ВЧЕННЯ 692 KB
  Кожне завдання містить парну кількість тестів чи запитань тому їх можна розділити на два варіанти: І варіант парні запитання ІІ варіант непарні. Також дані тестові завдання можна перевести у формат програми...
60713. Конкретный смысл деления 75.5 KB
  Цель. Закрепление двух видов деления: по содержанию и на равные части. Задачи урока: 1. Предметные: повторить конкретный смысл умножения; формировать навык устного и письменного вычисления в пределах 100;
60714. Конкурс ерудитів 83.5 KB
  Відповідь дається усно: учасник має право на 5 спроб. Оцінювання відбувається так: якщо відповідь дана з першої спроби 5 балів із другий 4 бали із третьої 3 з четвертої 2 з пятої 1 бал. Відповідь: російське.
60715. Содержание и объем понятия 2.21 MB
  Цель: дать понятие учащимся представления о содержании и объеме понятия Задачи: сформировать у учащихся представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях; актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики.
60716. Музичні спогади про літо 272.5 KB
  Музику потрібно слухати в тиші, уважно, як це роблять всі великі музиканти. Композитор Роберт Шуман у своєму «Альбомі для юнацтва» запропонував «Правила для юних музикантів»
60717. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе 45.5 KB
  Учитель: Помогать людям надо не ради благодарности а по велению души и сердца Делай добро и бросай его в воду. Учитель: Эта история Притча о добром Самарянине описана в книге Священное писание которая называется Библия.
60718. Стандартные приложения «Калькулятор» и «Звукозапись» 2.36 MB
  Итак что у нас получилось Стандартное приложение Калькулятор. Может кто-нибудь знает что за такая программа Калькулятор и что можно делать с помощью него Калькулятор.
60719. Правила ввода простого текста 85.5 KB
  Задачи: сформировать у учащихся представления о правилах ввода простого текста в текстовом редакторе Microsoft Word. актуализировать и углубить знания о возможностях текстового редактора Microsoft Word.