25387

Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности реализации технологии социальной экспертизы Экспертиза от лат. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том что она представляет собой исследование задачи плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой которое осуществляется путем формирования мнения составления заключения специалиста способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу опираясь на свои знания опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Это определение соответствует функциям социальной...

Русский

2013-08-13

18.12 KB

2 чел.

21. Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Экспертиза — от лат. опытный, им является тот кто знает: " какие в его области могут быть совершены ошибки и как их можно избежать".  Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Эксперт - опытный, компетентный в своей области человек, экспертиза - компетентная оценка. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует функциям социальной экспертизы:

- диагностическая- освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

- информационно-контрольная- исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

- прогностическая- выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

- проектировочная- выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Под социальными объектами понимают социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.

При проведении соц. экспертизы возможны ситуации: 1.эксперты располагают необходимой информацией; 2.имеющаяся информация оценивается лишь в пределах изучаемой проблемы. Экспертиза применяется при изучении всех сфер человеческой деятельности, для диагностики, принятия решений.

Особенности соц. экспертизы - тот факт, что экспертиза предполагает обязательное, компетентное участие экспертов в анализе и в решении проблем. Экспертная оценка- суждение эксперта о различных сферах человеческой деятельности, предполагающая процедуру сравнения объектов и их свойств по выделяемым критериям. Критерии отбора экспертов:1.Степень компетентности эксперта (показатели: стаж работы по специальности, служебное положение, статус; наличие учебной степени, звание, наличие публикаций по этой проблеме);2.эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки и практики в тех областях которые являются предметом экспертизы;3. Сочетание узкой специальности и общего кругозора эксперта;4.Способ-ть эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, умение перерабатывать и усваивать качественно новую инф-ю;5.личностные качества эксперта. Методы отбора:

Объективный - использование спец. методик отбора, могут выступать в 2 формах: документальный метод; экспериментальный метод.

Субъективный - привлечение к отбору самих экспертов; -метод самооценки экспертов; метод взаимной оценки.

Формы проведения опроса экспертов: 1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование и интервью);2. Однократный коллективный опрос (в форме совещаний, круглых столов); З.Индивидуальный опрос в несколько туров (метод Дельфи или дельфийская методика); 4. Коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор и т.д.)

Метод мозгового штурма. Сущность его заключается в исключении в
процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение что чем больше идей, чем разнообразнее они, тем больше шансов что среди них есть необходимые.

Метод традиционной дискуссии. Это метод беседы с небольшим количеством экспертов на определенную тему. Цель-выработка группового, коллективного мнения. Предпосылкой эффективности проведения дискуссии является четкая формулировка предмета, предварительное знакомство с ней большинства участников, культура подготовки, проведение и оформление результатов.

Метод отнесенной оценки. Это повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности намечающихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения (за несогласным есть право на частное заключение).

Метод индивидуального опроса в несколько туров (дельфийская
методика).
Упрощенный вариант (дельфийская методика) -"мини дельфи" за несколько часов в 2-3 тура эксперты высказывают свою точку зрения.

На территории субъектов РФ создаются учреждения государственной службы МСЭ и учреждения высшего управления - главное бюро МСЭ. Учреждения главной службы МСЭ создаются с целью определения в установленном порядке Т.о. после освиде-я в МСЭ лицо,
признанное инвалидом приобретает право на различи, виды соц.
помощи, вкл. реабилитацию. Соц. экспертиза предполагает и
экспертизу гос. решений, проектов, программ.

Функции экспертизы:

1. Дать многоаспектный анализ решений;

2.Поставить диагноз соц. проблем;

З.Выполнить прогноз (что изменится после принятия проекта, программы);

4. Определить приоритеты;

5.Смягчить последствия,

6. Содействовать принятию решений с учетом различных точек зрения.

Если речь идет о программах федерального управления, то задачами экспертизы будут:

1.анализ государственных решений с точки зрения соц. допустимости и
безопасности;

2.разработка научно-обоснованных экспертных заключений по принципиальным проектам решений государственной власти и органов управления с точки зрения их воздействия на социальные процессы;

3. обеспечение соответствия основных положений принимаемых решений целям и задачам государственной социальной политики;

4.разработка механизмов эффективной реализации приоритетов
государственной социальной политики.

Одним из направлений социальной экспертизы является фамилистическая экспертиза, которая предполагает экспертизу государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. В логике этого подхода (фамилистическая экспертиза) выступает составной частью единой государственной системы социальной экспертизы. Основной предмет экспертизы государственные федеральные и региональные
программы, их анализ, оценка, выработка предложений по корректировке содержания. Фамилистическая экспертиза позволяет: 1. Рассматривать проблемы семьи во всей системе
политико-экономических, социо-культурных, демографических и иных
связей; 2. Выделять комплекс мер по поддержке семьи как важнейший национальный приоритет; 3. Поддерживать региональный аспект семейной политики, в том числе
формирование механизма согласования федеральных и региональных интересов, разработку специальных программ поддержки семьи, внедрение активных форм поддержки населения способствующих самообеспечению семьи, социальный контроль за безработицей, миграцией.
 Президентская     программа     «Дети     России», федеральные и региональные программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Одаренные дети» и т.д.

Социальная экспертиза проводится когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть итогом социальной экспертизы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27387. Анализ и синтез 18.71 KB
  Способность к аналитикосинтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта его различные признаки или соединять элементы в единое целое но и в умении включать их в новые связи увидеть их новые функции. Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов хорошо им знакомых в которых они могут выделить те или иные признаки опираясь...
27388. Методика преподавания русского языка 36 KB
  Как и любая другая наука методика русского языка имеет свой предмет. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Методика русского языка изучает уровни знаний умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения выясняет причины успехов или неудач в обучении исследует типичные ошибки речевые орфографические и пр.
27389. Место курса «Русский язык» в учебном плане 76 KB
  Это обусловлено тем что русский язык является государственным языком Российской Федерации родным языком русского народа средством межнационального общения. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов различающихся одним или несколькими звуками.
27390. Коммуникативно-познавательная основа русского языка 80 KB
  Коммуникативный принцип предусматривает: осмысление и реализацию основной функции языка быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения понимать цель и результат общения собеседников контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения; знакомство с различными системами общения устными и письменными речевыми и неречевыми; формирование представления о тексте как результате продукте речевой деятельности; развитие у учащихся желания потребности создавать собственные тексты...
27391. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте 69 KB
  Что же собой представляет метод обучения В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1это способ деятельности учителя и учащихся; 2совокупность приемов работы; 3путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4 система действий учителя и учащихся и т.Овладение грамотой первый этап школьного обучения детей в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Перекодировка о которой сказано выше является главным предметом методики обучения грамоте поэтому...
27392. В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации 48 KB
  Аналитический этап характеризуется тем что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву соотнести ее со слогомслиянием подумать куда надо причитать буквы вне слияния озвучить каждый увиденный графический слог т. Однако учитель должен помнить что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.Синтетический этап предполагает что все три компонента чтения синтезируются т.
27394. Принципы русской орфографии 35 KB
  Морфологическийединообразие написания морфем все случаи безуд гл оглушеине или озвончение согл традиционное произношение Решение орфогрфической задачи по морфологическому принципу состоит в том чтобы реюбенок зналд образ слова кот искажен фонетически 2. Традиционный Относятся все лсоварные слова правописание жиши чаща чущуИспользовать принципы запоминания 4. Принцип дифференциации значений лексический грамматический смысловой КомпаниякампанияподжегподжогСлова омофоны 5. Принцип аббревиации Практически не изуч в нач школе...
27395. Морфемика – изучает состав слова 96 KB
  Развитие интереса детей к языку через состав слова. Выяснение как сделаны слова в р. Вопрос о причинах ошибок которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.