25387

Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности реализации технологии социальной экспертизы Экспертиза от лат. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том что она представляет собой исследование задачи плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой которое осуществляется путем формирования мнения составления заключения специалиста способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу опираясь на свои знания опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Это определение соответствует функциям социальной...

Русский

2013-08-13

18.12 KB

1 чел.

21. Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Экспертиза — от лат. опытный, им является тот кто знает: " какие в его области могут быть совершены ошибки и как их можно избежать".  Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Эксперт - опытный, компетентный в своей области человек, экспертиза - компетентная оценка. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует функциям социальной экспертизы:

- диагностическая- освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

- информационно-контрольная- исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

- прогностическая- выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

- проектировочная- выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Под социальными объектами понимают социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.

При проведении соц. экспертизы возможны ситуации: 1.эксперты располагают необходимой информацией; 2.имеющаяся информация оценивается лишь в пределах изучаемой проблемы. Экспертиза применяется при изучении всех сфер человеческой деятельности, для диагностики, принятия решений.

Особенности соц. экспертизы - тот факт, что экспертиза предполагает обязательное, компетентное участие экспертов в анализе и в решении проблем. Экспертная оценка- суждение эксперта о различных сферах человеческой деятельности, предполагающая процедуру сравнения объектов и их свойств по выделяемым критериям. Критерии отбора экспертов:1.Степень компетентности эксперта (показатели: стаж работы по специальности, служебное положение, статус; наличие учебной степени, звание, наличие публикаций по этой проблеме);2.эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки и практики в тех областях которые являются предметом экспертизы;3. Сочетание узкой специальности и общего кругозора эксперта;4.Способ-ть эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, умение перерабатывать и усваивать качественно новую инф-ю;5.личностные качества эксперта. Методы отбора:

Объективный - использование спец. методик отбора, могут выступать в 2 формах: документальный метод; экспериментальный метод.

Субъективный - привлечение к отбору самих экспертов; -метод самооценки экспертов; метод взаимной оценки.

Формы проведения опроса экспертов: 1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование и интервью);2. Однократный коллективный опрос (в форме совещаний, круглых столов); З.Индивидуальный опрос в несколько туров (метод Дельфи или дельфийская методика); 4. Коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор и т.д.)

Метод мозгового штурма. Сущность его заключается в исключении в
процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение что чем больше идей, чем разнообразнее они, тем больше шансов что среди них есть необходимые.

Метод традиционной дискуссии. Это метод беседы с небольшим количеством экспертов на определенную тему. Цель-выработка группового, коллективного мнения. Предпосылкой эффективности проведения дискуссии является четкая формулировка предмета, предварительное знакомство с ней большинства участников, культура подготовки, проведение и оформление результатов.

Метод отнесенной оценки. Это повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности намечающихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения (за несогласным есть право на частное заключение).

Метод индивидуального опроса в несколько туров (дельфийская
методика).
Упрощенный вариант (дельфийская методика) -"мини дельфи" за несколько часов в 2-3 тура эксперты высказывают свою точку зрения.

На территории субъектов РФ создаются учреждения государственной службы МСЭ и учреждения высшего управления - главное бюро МСЭ. Учреждения главной службы МСЭ создаются с целью определения в установленном порядке Т.о. после освиде-я в МСЭ лицо,
признанное инвалидом приобретает право на различи, виды соц.
помощи, вкл. реабилитацию. Соц. экспертиза предполагает и
экспертизу гос. решений, проектов, программ.

Функции экспертизы:

1. Дать многоаспектный анализ решений;

2.Поставить диагноз соц. проблем;

З.Выполнить прогноз (что изменится после принятия проекта, программы);

4. Определить приоритеты;

5.Смягчить последствия,

6. Содействовать принятию решений с учетом различных точек зрения.

Если речь идет о программах федерального управления, то задачами экспертизы будут:

1.анализ государственных решений с точки зрения соц. допустимости и
безопасности;

2.разработка научно-обоснованных экспертных заключений по принципиальным проектам решений государственной власти и органов управления с точки зрения их воздействия на социальные процессы;

3. обеспечение соответствия основных положений принимаемых решений целям и задачам государственной социальной политики;

4.разработка механизмов эффективной реализации приоритетов
государственной социальной политики.

Одним из направлений социальной экспертизы является фамилистическая экспертиза, которая предполагает экспертизу государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. В логике этого подхода (фамилистическая экспертиза) выступает составной частью единой государственной системы социальной экспертизы. Основной предмет экспертизы государственные федеральные и региональные
программы, их анализ, оценка, выработка предложений по корректировке содержания. Фамилистическая экспертиза позволяет: 1. Рассматривать проблемы семьи во всей системе
политико-экономических, социо-культурных, демографических и иных
связей; 2. Выделять комплекс мер по поддержке семьи как важнейший национальный приоритет; 3. Поддерживать региональный аспект семейной политики, в том числе
формирование механизма согласования федеральных и региональных интересов, разработку специальных программ поддержки семьи, внедрение активных форм поддержки населения способствующих самообеспечению семьи, социальный контроль за безработицей, миграцией.
 Президентская     программа     «Дети     России», федеральные и региональные программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Одаренные дети» и т.д.

Социальная экспертиза проводится когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть итогом социальной экспертизы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12396. Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7 657 KB
  Практическая работа Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7. Цель работы: изучить элементы интерфейса Рабочего стола научиться применять различные настройки оформления . Теоретическая часть Windows 7 представляет собой весьма мощную и гибкую систему: бла...
12397. КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ-11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1.55 MB
  Лабораторная работа № 6 КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1. Постановка задачи по лабораторной работе. Индикатор технологический микропроцессорный ИТМ11 необходимо настроить как однок...
12398. Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання 1.15 MB
  РОБОТА № 7 Дешифратори Мета роботи: Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання. Теоретичні положення Телекерування є управління на відстані при якому по одних і тих же лініях звязку передаються різні сигнали наказів. Управління о
12399. ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ 755.5 KB
  РОБОТА № 8 ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ Мета роботи. Ознайомитися із принципом дії й визначити статичні характеристики электромашинного підсилювача з поперечним полем. Короткі теоретичні відомості. У сучасному автоматизованому е...
12400. Керування напруги генератора вугільним регулятором 446.5 KB
  Лабораторна работа № 9 Керування напруги генератора вугільним регулятором Мета работи. Дослідження статичних та динамичних характеристик генератора керованного вугільним регулятором. Скорочені конструктивні та теоретичні відомості. Лабораторна у
12401. ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate 147 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С з відеороликами та мультіпликаціями на основі компоне
12402. РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ 75 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 7 РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки функцій прикладної програми С до блоксхем алгоритмів з динамічної...
12403. Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ-11 в середовищі С++Builder 203 KB
  Лабораторна робота № 8 Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ11 в середовищі СBuilder Мета: навчитися створювати комп’ютерну імітаційну модель роботи мікропроцесорного приладу ІТМ11 використовуючи стандартні компоненти С Builder. 1. Відомості по приладу ...
12404. РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE 77.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 9 РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С по роботі на формі вікна з фрагментами зображення з файлу .bmp на осн