25387

Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности реализации технологии социальной экспертизы Экспертиза от лат. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том что она представляет собой исследование задачи плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой которое осуществляется путем формирования мнения составления заключения специалиста способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу опираясь на свои знания опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Это определение соответствует функциям социальной...

Русский

2013-08-13

18.12 KB

2 чел.

21. Особенности реализации технологии социальной экспертизы

Экспертиза — от лат. опытный, им является тот кто знает: " какие в его области могут быть совершены ошибки и как их можно избежать".  Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Эксперт - опытный, компетентный в своей области человек, экспертиза - компетентная оценка. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует функциям социальной экспертизы:

- диагностическая- освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

- информационно-контрольная- исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

- прогностическая- выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

- проектировочная- выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Под социальными объектами понимают социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.

При проведении соц. экспертизы возможны ситуации: 1.эксперты располагают необходимой информацией; 2.имеющаяся информация оценивается лишь в пределах изучаемой проблемы. Экспертиза применяется при изучении всех сфер человеческой деятельности, для диагностики, принятия решений.

Особенности соц. экспертизы - тот факт, что экспертиза предполагает обязательное, компетентное участие экспертов в анализе и в решении проблем. Экспертная оценка- суждение эксперта о различных сферах человеческой деятельности, предполагающая процедуру сравнения объектов и их свойств по выделяемым критериям. Критерии отбора экспертов:1.Степень компетентности эксперта (показатели: стаж работы по специальности, служебное положение, статус; наличие учебной степени, звание, наличие публикаций по этой проблеме);2.эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки и практики в тех областях которые являются предметом экспертизы;3. Сочетание узкой специальности и общего кругозора эксперта;4.Способ-ть эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, умение перерабатывать и усваивать качественно новую инф-ю;5.личностные качества эксперта. Методы отбора:

Объективный - использование спец. методик отбора, могут выступать в 2 формах: документальный метод; экспериментальный метод.

Субъективный - привлечение к отбору самих экспертов; -метод самооценки экспертов; метод взаимной оценки.

Формы проведения опроса экспертов: 1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование и интервью);2. Однократный коллективный опрос (в форме совещаний, круглых столов); З.Индивидуальный опрос в несколько туров (метод Дельфи или дельфийская методика); 4. Коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор и т.д.)

Метод мозгового штурма. Сущность его заключается в исключении в
процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение что чем больше идей, чем разнообразнее они, тем больше шансов что среди них есть необходимые.

Метод традиционной дискуссии. Это метод беседы с небольшим количеством экспертов на определенную тему. Цель-выработка группового, коллективного мнения. Предпосылкой эффективности проведения дискуссии является четкая формулировка предмета, предварительное знакомство с ней большинства участников, культура подготовки, проведение и оформление результатов.

Метод отнесенной оценки. Это повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности намечающихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения (за несогласным есть право на частное заключение).

Метод индивидуального опроса в несколько туров (дельфийская
методика).
Упрощенный вариант (дельфийская методика) -"мини дельфи" за несколько часов в 2-3 тура эксперты высказывают свою точку зрения.

На территории субъектов РФ создаются учреждения государственной службы МСЭ и учреждения высшего управления - главное бюро МСЭ. Учреждения главной службы МСЭ создаются с целью определения в установленном порядке Т.о. после освиде-я в МСЭ лицо,
признанное инвалидом приобретает право на различи, виды соц.
помощи, вкл. реабилитацию. Соц. экспертиза предполагает и
экспертизу гос. решений, проектов, программ.

Функции экспертизы:

1. Дать многоаспектный анализ решений;

2.Поставить диагноз соц. проблем;

З.Выполнить прогноз (что изменится после принятия проекта, программы);

4. Определить приоритеты;

5.Смягчить последствия,

6. Содействовать принятию решений с учетом различных точек зрения.

Если речь идет о программах федерального управления, то задачами экспертизы будут:

1.анализ государственных решений с точки зрения соц. допустимости и
безопасности;

2.разработка научно-обоснованных экспертных заключений по принципиальным проектам решений государственной власти и органов управления с точки зрения их воздействия на социальные процессы;

3. обеспечение соответствия основных положений принимаемых решений целям и задачам государственной социальной политики;

4.разработка механизмов эффективной реализации приоритетов
государственной социальной политики.

Одним из направлений социальной экспертизы является фамилистическая экспертиза, которая предполагает экспертизу государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. В логике этого подхода (фамилистическая экспертиза) выступает составной частью единой государственной системы социальной экспертизы. Основной предмет экспертизы государственные федеральные и региональные
программы, их анализ, оценка, выработка предложений по корректировке содержания. Фамилистическая экспертиза позволяет: 1. Рассматривать проблемы семьи во всей системе
политико-экономических, социо-культурных, демографических и иных
связей; 2. Выделять комплекс мер по поддержке семьи как важнейший национальный приоритет; 3. Поддерживать региональный аспект семейной политики, в том числе
формирование механизма согласования федеральных и региональных интересов, разработку специальных программ поддержки семьи, внедрение активных форм поддержки населения способствующих самообеспечению семьи, социальный контроль за безработицей, миграцией.
 Президентская     программа     «Дети     России», федеральные и региональные программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Одаренные дети» и т.д.

Социальная экспертиза проводится когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть итогом социальной экспертизы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33731. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 36 KB
  Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов федеральных законов конституции устава законов субъекта Российской Федерации устава муниципального образования а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. В случае если соответствующим судом...
33732. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения 33.5 KB
  Согласно ФЗ N 79 от 27 июля 2004 года О государственной гражданской службе в РФ Государственная гражданская служба Российской Федерации вид государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов Российской Федерации лиц замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц замещающих...
33733. Понятие трудового договора. Сторона трудового договора. Заключение и расторжение трудового договора 22 KB
  Понятие трудового договора. Сторона трудового договора. Заключение и расторжение трудового договора. Трудовому договору посвящена часть третья раздел третий трудового кодекса РФ.
33734. Право собственности: содержание, формы, объекты. Бремы и риск собственника. Основания возникновения и прекращения права собственности. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 37.5 KB
  Право собственности: содержание формы объекты. Основания возникновения и прекращения права собственности. Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание права собственности Собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.
33735. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и форма. Виды договоров, порядок заключения, изменения и прекращения гражданско-правовых договоров 91.5 KB
  Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом законом или добровольно принятым обязательством. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах элементы которых содержатся в смешанном договоре если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
33736. Понятие и состав административных правонарушений. Административная ответственность и её виды. Производство по делам об административных правонарушениях 48.5 KB
  Понятие и состав административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях. Административное правонарушение противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Предупреждение административный штраф лишение специального права предоставленного физическому лицу административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных...
33737. Территориальные принципы организации местного самоуправления 36 KB
  Территории с низкой плотностью сельского населения; 2 территории всех поселений за исключением территорий городских округов а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 3 территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов прилегающие к ним земли общего пользования территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения рекреационные земли земли для развития поселения; 4 в состав территории поселения...
33738. Типология муниципальных образований в РФ в соответствии с ФЗ № 131 32.5 KB
  Сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов поселков сел станиц деревень хуторов кишлаков аулов и других сельских населенных пунктов в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления; Городское поселение город или поселок в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления; Муниципальный район несколько...
33739. Порядок формирования органов МСУ по закону № 131 44.5 KB
  Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования глава муниципального образования местная администрация исполнительнораспорядительный орган муниципального образования контрольный орган муниципального образования иные органы местного самоуправления предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования главы...