25388

Профессионально-значимые ценности социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Профессиональнозначимые ценности социальной работы Ценности профессиональной соц. Ценности СРы имеют соцю значимость и явл. В систему ценностей СРы входят ценности различных групп абсолютные и относительные позитивные и негативные индивидуальные групповые ит. Ценности совр.

Русский

2013-08-13

17.55 KB

11 чел.

22. Профессионально-значимые ценности социальной работы

Ценности профессиональной соц. работы организованы в определенную систему. Ее элементы сущностно связаны между собой, каждая ценность занимает определенное место в выполнении определенной функции. Ценности СР-ы имеют соц-ю значимость и явл. частью системы общественных и общечеловеческих ценностей. Система ценностей профессиональной СР-ы может оказываать влияние не только на непосредственных участников процесса СР-ы, но и на общество в целом. В систему ценностей СР-ы входят ценности различных групп (абсолютные и относительные, позитивные и негативные, индивидуальные, групповые ит.д.).Все  эти группы ценностей, являясь ценностями СР-ы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества.

Ценности совр. профессиональной СР-ы имеют различную масштабность и значимость. В связи с этим в их системе представлены ценности различных уровней:

  1.  общечеловеческие – признаваемые большинством совр. человечества (чловек, его права, мир, жизнь, свобода);
  2.  профессиональные – имеющие значение в основном для профес-ой группы;
  3.  профессиональной Д. (+ к названным – пол и возраст личности, ресурсы общества, к к-ым личность м/б приобщена, профессионализм специалистов, гуманистический смысл СР-ы и др.);
  4.  индивидуальные- ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

                                                     Ценности

Человек как главная ценность совр. цивилизации явл. главной ценностью и для СР-ы. Реализация этой ценности – основное направление и смысл Д. специалиста. Только в обществе возможна реализация важнейших потребностей человека – соц-х, связанных с общением, установлением различных связей в отношении с другими людьми, обеспечивает возможность Д. и взаимодействия. СР-а также вне общества утрачивает свой смысл. Одновременно общество явл. и целью Д. человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные соц-е условия для своего личного существования, жизнеД и развития.

Общество О-но явл. ценностью высокого порядка, расположенной с ценностью чел-ка, т.к. существование как чел-ка вне общества, так и общества без человека не представляется возможным. Система “человек – общество”представляет собой органичное единство.

Для организации Д. человеку необходима определенная свобода (чем больше свободой он обладает, тем в большей степени может реализовать свои способности, себя). Свобода явл. необходимой основой и условием творчества личности  в избранной ею сфере Д., ее самоактуализации и самосовершенствовании, нормального функционирования и развития общества.

Защищенность становится одним из важнейших условий наиболее полной и всеобщей реализации свободы, важнейшим условием, при наличии которого становится возможной наиболее полная реализация ценности чел-ка.

Естественное различие возможностей людей делают актуальной ценность справедливости. Справедливость предполагат адекватную оценку способностей, возможностей, усилий индивида, результата его Д. и соотвеств-го воздаяния за это в виде благ, к которым м/б приобщен индивид, = равную доступность для всех граждан основных прав и свобод, должностей и положений. Социальный смысл справедливости отражается как правило в законодательстве.

Наиболее распространенным и общественно одобряемым видом Д. в наст. время признается труд как осознанная целесообразная общественно-полезная Д. трудовая Д. чел-ка явл. условием производства необходимых благ и услуг. Она трбует от личности определенной степени подготовленности. Труд признается в совр. мире важнейшей ценностью  потому, что явл. главным источником материальных и духовных благ, но и как одно из важнейших средств и условий самореализации чел-ка.

Одной из важнейших, естественных ценностей общества явл. коллективизм, основанный на естест-м стремлении чел-ка  к общению и взаимодействию с себе подобными. Коллектив – естественная форма и сфреа жизнеД. чел-ка как соц-го существа.

Ценности свободы, защищенности, справедливости, труда и колективизма не м/ б реализованы в полной мере в отсутствии равенства. Оно предполагает одинаковое соц- положение людей, принадлежащих к различным слоям и группам общества. Принцип соц. равенства предусматривает не только равенство прав, но и равенство обязанностей и возможностей членов общества независимо от любых признаков личности.

Важнейшей целью СР-ы явл. привнесение и утверждение гаманистических ценностей в общественном и индивидуальном сознаии, в гос-ой политики и практике. Названные ценности приобретают в СР-е специфическое и более узкое содержание по сравнению с соц. Д. общества, т.к. СР-а явл. частным случаем этой Д.. Например, свобода в СР-е выступает как свобода выбора клиентов способов и методов решения его проблемы. труд в системе профес-ой  СР-ы явл. ценностью, т.к. СР-а способствует возможно более полноценному включению клиентов во все виды общественных отношений. Коллективизм в профес-ой СР-е проявл-ся в организации вз/действия на основе партнерства работников соц. службы между собой, с клиентами, их соц-ым окружением, представителями гос.и негос. служб.СР-а по своей сущности явл. Д.,  направленной на восстановление соц. справедливости и соц-го равенства. Защищенность чел-ка в системем СР-ы обеспечивается всеми возможными формами и методами и явл. одной из важнейших целей.

СР-к, работая с чел-ом и помогая ему в решении различных проблем,  д/осознавать, блин, что его работа направлена на благо этого человека и общества. В этом специфическая особенность СР-ы – в отличие от другой сервисной службы,  учреждение СР-ы не может оказывать по просьбе клиента любые услуги. Индивидуальность чл-ка – это то, что дает возможность развиваться и прогрессировать всему челов-ву. Потому что должна охраняться и развиваться. Не все тжс разрешены с участием людей, не обладающзих специальными знаниями и профессионализмом. Это соответствие интегративных формальных и неформа-х характеристик личности смыслу и содержанию Д., включая способность личности эффективо решать профес-ые задачи в экстраординарных ситуациях. Т.о. професионализм  в СР-е м/ рассматриваться как специфич=я профес-я ценность.

Каждая система обладает системой значимых ценностных предпочтений, кот-е задают цель, смысл и направления специалистам, работающим в той или иной сфере. Професиональные ценности не существуют вне и независимо от общественых ценностей. Профес-е ценности ориентируют СР на выполнение  и соблюдение определенных обязанностей, на проф. ответ-ть за свою Д. Соц. работа имеет дело с челов-ми страданиями и проблемами. Поэтому наиболее важным в данной профессии явл. уважение человеч. Достоинства. Каждый человек ценен свеой уникальностью, которую следует учитывать и уважать. Чаше всего выделяются авторами след. ценности:- уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида; - принятие К. таким , какой он есть; - неосуждающее отношение к К.; - уважение права К., на самоопределение; - уважение доверие К-та; - индивидуальный подход к К.; - эмпатия; - уважение конфиденциальности; - вера в человеческие способности к изменению, росту и улучшению сознания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которй руководствуются все современные соц. работники, это “Кодекс этики национальной Ассоциации СР-ов”, принятый в США в 1997 г.. В кодексе сформулированы принципы, которыми руководствуются СР-ки.

Индивидуальный подход к клиенту (принципы): - уважение конфеденциальности; - эмпатия; - умение достигать эмоц. связи с К.; - проф. развитие; - обязательство работать в интересах К; - развитие соц. справедливости; - уважение человеческих прав индивидов и групп; соблюдение принципа личной неприкосновенности, конфиден-ти и ответственного использования информации в своей работе. Можно было бы назвать огромное число ценностей СР при этом оказалось бы сложно согласиться с абсолютной непререкаемостью всего этого списка: некоторые ценности противоречат друг другу. Главными и значимыми ценностями СР как профессии явл.: 1. Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, кот-е нужны, чтобы предолевать жизненные испытания и трудности, кроме того, у людей д/б возможности для реализации своего потенциала в течении всей жизни; 2. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность; 3. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на право других, следовательно професиональное общение должно усиливать самостоятельность К. и способ-ть к самоопределению; 4. За реализацию ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так  и все общество. Ценности это специфические социальные определения О-ов окружающего мира выявляющие их + или –значение человека и общества.

Цель и задачи СР-ов и др. специалистов вытекают из соответствующих ценностей систем, нах-ся в основе их профессии. Наиболее важным в данной професии явл уважение челловеч-го достоинства, независимо от различия по расовому, этническому, сексуальному, общественному, возрастному, региональному,политическому, языковому, соц-эконом-му и др. признакам, от способностей, вклада и общественное развитие иди др. особенностей, личност-ых хар-к, состояния или статуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56215. Шляхи стимулювання навчальної діяльності учнів спеціальної школи на самопідготовці 49.5 KB
  Педагогічне стимулювання – це створення умов у яких діти працюють з найбільшою ефективністю та найменшою напругою це своєчасна оцінка діяльності учня. Розумово відсталі діти часто не вникають у зміст задачі погано утримують в пам’яті дані задачі не планують розв’язку...
56218. Закріплення додавання і віднімання в межах 100. Виготовлення аплікації «Кораблик» 41.5 KB
  МЕТА: Закріплювати вміння додавати і віднімати числа в межах 100, розв’язувати задачі, розрізняти геометричні фігури, виготовляти аплікацію «Кораблик». Коригувати увагу, память, мислення. Виховувати наполегливість.
56219. СТОН ЗЕМЛІ 1.57 MB
  Було б неправдою говорити що проблема сміття нова. В Україні щорічно кількість сміття збільшується на мільярд тон. Що таке свіже повітря вони вже й призабули адже з року в рік купи сміття навпроти їхніх будинків перетворюються на справжнісінькі гори...
56222. Alice in Wonderland 527.5 KB
  Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker
56223. Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” 65.5 KB
  Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи...